kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дислексия и изучение английского языка в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дислексия и изучение английского языка в школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дислексия и изучение английского языка в школе»


МКОУ «Ситцевская средняя общеобразовательная школа»







Дислексия и изучение английского языка в школе



















Выполнила : учитель английского языка

Галиулина Динара Фаильевна

















2016 год

Введение стр.

1.Понятия «Дисграфия» и «дислексия» 3-6

2.Работа с детьми с дисграфией и дислексией 6-8

3. Дислексия и изучение английского языка в школе 8-10

4. Проблема дислексии, и способы ее решения 11-12

5. Помощь детям, страдающим дислексией 12-13

6. Западные публикации по дислексии 13-14

Приложение



Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?

   С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии.

      Дислексия и дисграфия: что это такое? Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

     При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

     Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

   1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

   2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

   3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

   4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

   5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

   6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

   7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

   Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

   Почему возникают нарушения чтения и письма? Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

   - речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

   - речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

   - зрительный, который подбирает соответствующую графему;

   - двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

   Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

   Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь?

   Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

    Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

   На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг). Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

    Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

    Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.

   Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

    Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя. Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.


-Работа с детьми с дисграфией и дислексией

    Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого...

   Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

    Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

    1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

    2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

    Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

   1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

   2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

   3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

   4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

   5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.



Дислексия и изучение английского языка в школе

Все родители хотят видеть хорошие оценки в дневниках своих детей. Но не все дети одинаковые и  некоторым требуется более индивидуальный подход во время обучения, чем всем остальным. Выучить английский язык в школе хорошо, без дополнительных занятий, не просто для всех. А для дислексиков это практически невозможно.

Со статистикой не поспоришь – от 5 до 15 процентов детей имеют признаки дислексии, даже если ни они, ни их родители не знают об этом. И если по основным предметам учителям начальных классов вместе с родителями, в большинстве случаев, удается как-то сгладить симптомы дислексии у учеников, то на английский язык ни у родителей, ни у учителей обычно сил не остается.

При изучении английского языка у дислексиков появляются дополнительные сложности, ведь в нем слова пишутся одним образом, а произносятся другим, а именно – затрудненное соотношение букв и звуков, письма и речи характерно для дислексии.

Большинство дислексиков испытывают проблемы с чтением на английском языке и с запоминанием новых слов. Непонимание прочитанного текста, или даже смысла задания в учебнике, явно не способствует появлению любви к изучению английского языка и, как следствие, к хорошим оценкам. Навешанные на ребенка ярлыки – «ленивый», «ничего не хочет», «необучаемый», — полностью загоняют ребенка в угол и усугубляют проблему.Итак, если Ваш ребенок дислексик, чем вы можете ему помочь,

  1. Большинство дислексиков при наличии личной мотивации справляются с изучением английского языка не хуже, а то и лучше обычных детей. Целеустремленность и работоспособность является отличительной чертой ребят с признаками дислексии. Главное, понять их личные мотивы и вовремя помочь. Да, во время обучения они устают больше других ребят. Да, они сложнее запоминают информацию. Да, изучение английского языка занимает у них на много больше времени. Но именно это их и ведет к успеху.

  2. Будьте «занудной мамашей». Не истеричной, которая влетает в школу раз в год с претензиями, а именно «занудной». Ходите в школу, звоните учителю, консультируйтесь. Ваши задачи:

  • задача минимум —  добиться того, чтоб учитель не снижал самооценку вашего ребенка на уроках.

  • задача максимум –чтобы учитель не ставил оценки за словарные диктанты в журнал и не снижал оценки за правильность написания слов в письменных заданиях.

В идеале, он будет уделять вашему ребенку дополнительное внимание на занятиях, но, к сожалению, от этого не будет больших результатов, так как 90 процентов учителей не знают, как помочь и что делать с дислексиками на уроках английского языка.

  1. Активно участвуйте в жизни класса. Согласна, не очень весело. Но! Ваша задача – добиться правильных дидактических материалов и учебников для вашего ребенка. Конечно, чаще всего дети учатся по тем учебникам, которые есть в школьной библиотеке, но выбор дополнительных учебных тетрадей или учебников происходит обычно на родительском собрании в присутствии учителя английского языка. Это ваш момент!  Основное правило – чем больше картинок (не сильно отвлекающих внимание) в учебнике и меньше текста на странице, тем больше он подходит для вашего ребенка. Плакаты на стенах, рабочие тетради, тетради по грамматике и прочие материалы должны по возможности соответствовать этому правилу. Уровни учебников, авторы учебников, серии, и прочее, не имеют особого значения, так как специализированных учебников английского языка в России для детей — дислексиков нет.

  2. Берите инициативу в свои руки, набирайтесь терпения и регулярно занимайтесь со своим ребенком. На нашем сайте, я надеюсь, Вы найдете большое количество полезной информации, как лучше и проще учить английский язык со своим ребенком.

 Читать на английском языке дислексикам лучше по специальной методике, основанной не на транскрипции и правилах чтения, а на фонемах английского языка.




Александр Николаевич Корнев— кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии СПбГПМА, вице-президент Ассоциации логопатологов СПБ, автор книг «Дислексия и дисграфия у детей», «Нарушения чтения и письма у детей», «Основы логопатологии детского возраста», автор методик диагностики и коррекции дислексии «Стандартизованная методика исследования чтения» (СМИНЧ), «Методика раннего выявления дислексии» (МРВД), ведущий семинара «Современные методы предупреждения и коррекции дислексии у детей: мультидисциплинарная модель».

- Проблема дислексии, и способы ее решения

- Что же такое дислексия? Как определить границы этой проблемы?- Дать однозначное определение понятию «дислексия», конечно же, необходимо, поскольку эта проблема обычно вызывает много вопросов. Ребенок, испытывающий трудности при обучении чтению, совсем не обязательно дислексик: многие дети, которые на начальном этапе медленно осваивают чтение, потом успешно догоняют своих одноклассников (сами или с помощью родителей). Но есть особая группа детей, которые переживают огромные и стойкие трудности при освоении чтения, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, регулярное посещение школы. Способность овладеть навыком чтения у таких детей на порядок хуже и ниже, чем способности к другим предметам. Именно эту группу детей специалисты называют дислексиками. В каждом классе всегда есть 1-2 ребенка с дислексией и об этом обязательно нужно знать учителю, психологу и логопеду. Знать и своевременно принимать меры. К сожалению, чаще всего ни учитель, ни психолог, ни логопед не умеют выявлять детей-дислексиков и правильно оказывать им помощь. По одной простой причине – о дислексии в нашей стране слышали немногие и специалисты знают сейчас очень мало. Нам есть чему поучиться у западных коллег — на западе проблему дислексии начали изучать еще в 30 годах XX века. В настоящее время количество зарубежных публикации о дислексии исчисляется миллионами, уже опубликованы тысячи монографий. А на русском языке на данный момент можно найти всего лишь несколько десятков статей, существует несколько книг по этой проблеме, еще можно назвать двух-трех авторов и все. Это практически капля в море.

- Западные специалисты изучили проблему дислексии, а какие способы ее решения они нашли?

- Надо сказать, что для англоязычных стран вопрос дислексии всегда стоял очень остро, поскольку письменный английский язык крайне труден для усвоения и дислексия там встречается намного чаще. В большинстве стран Европы периодически организуется год дислексии, когда государство силами всех средств массовой информации привлекает внимание общественности к этой проблеме, ведется разъяснительная работа с родителями, существуют специальные программы обучения логопедов и психологов. Западными специалистами были разработаны методики, позволяющие определять предрасположенность к дислексии и своевременно начинать коррекционную работу. В некоторых странах пробовали открывать специальные школы для дислексиков, но двадцать лет назад распространение получила система интегрированного обучения: дислексики с нетяжелой формой дислексии обучаются в обычных классах и периодически занимаются со специалистом (в течение всех школьных лет, а в некоторых странах – даже в течение обучения в университете). Дислексия чаще всего является труднопреодолимой проблемой, для ее решения требуется многолетняя и систематическая помощь.

- Помощь детям, страдающим дислексией

Во многих государствах права детей, страдающих дислексией, на получение специальной помощи и льготы при обучении в школе, защищены законодательно. То есть, если права ребенка-дислексика в школе нарушаются, его родители могут обратиться в суд и потребовать исполнения закона. К сожалению, в нашей стране ни одно из прав не только дислексиков, но и многих других категорий «особых» детей законодательно не оговорено. Это может показаться странным, но у нас нет даже закона о специальном образовании для разных категорий детей, имеющих трудности! Десять лет назад был создан проект закона о специальном образовании, но он так проектом и остался.

- Следовательно, из-за того, что детям с дислексией не оказывают в школе необходимую им систематическую специальную помощь, они постоянно испытывают трудности, связанные с чтением и, в конечном итоге, получают менее качественное образование, чем их одноклассники?

- Это очень грустная правда, но это так. Они не только получают менее качественное образование (таким детям трудно учиться и очень трудно поступить в ВУЗ), но и их душевное состояние оставляет желать лучшего. Ребенок с дислексией очень уязвим, поскольку вынужден на каждом шагу сталкиваться с тем, что не может прочитать текст, а текст – это основа обучения в школе, ведь даже для решения задачи по математике нужно сначала прочесть ее условие в учебнике. У таких детей появляется фобия чтения. Нередко развитию этой фобии способствуют родители, которые наказывают детей чтением, заставляя их читать насильно. Это вызывает серьезные фрустрирующие переживания и дети начинают ненавидеть книги. На этой основе часто формируется также фобия школы и различные нарушения поведения. Согласно западной статистике, среди подростков-правонарушителей процент дислексиков очень высок. Это социально значимая проблема и не случайно западные специалисты активно ею занимаются, потому что наличие у ребенка дислексии увеличивает риск девиантного поведения, риск развития наркомании. Известный ученый, психиатр, профессор Андрей Евгеньевич Личко, работавший в НИИ В.М.Бехтерева, в 80-е годы исследовал предпосылки наркомании у подростков. В числе главных причин, согласно результатам исследования, были: постоянное третирование в семье и хроническая школьная неуспеваемость. Нерешенность этой проблемы вызывает у ребенка тревогу и страх, проблемы с самооценкой. О существовании такой проблемы как дислексия многие учителя даже и не подозревают, поэтому отношение к детям-дислексикам в классе может быть критическим, даже враждебным. Роль школьного изгоя может оказать негативное влияние на всю дальнейшую жизнь человека.

- Можно ли предотвратить дислексию?

- Сейчас проводятся исследования за рубежом, изучающие ранние предикторы дислексии, позволяющие выявлять дислексиков еще в детском саду и оказывать им соответствующую помощь. Если помощь будет оказана своевременно, ребенок сможет учиться наравне с другими и не испытывать особых проблем. Для успешности коррекционной работы решающее значение имеет фактор времени: чем раньше ребенок попадет к специалисту, тем лучше. Замечательно, если родители обратятся до школы, многое можно сделать в начальных классах, но если ребенок приходит за помощью в пятом классе, ему уже трудно помочь. Велика вероятность, что такой ребенок, к сожалению, останется на всю жизнь функционально неграмотным. Он будет взрослым, который не умеет читать.

- В идеале помощь дислексикам оказывают и психолог, и логопед. На западе с дислексиками чаще всего работают психологи. В России традиционно детьми с нарушениями речи, письма, чтения занимались только логопеды. К сожалению, этот стереотип привел к крайне негативным последствиям: в то время, когда в России начали разрабатывать программы для подготовки психологов в ВУЗах, в них не была включена необходимая информация по этой теме. Все, что связано с речью и речевой патологией никак не представлено в этих программах и о дислексии психологи, чаще всего, просто не знают! Это очень печальная ситуация, потому что у детей с дислексией есть огромная потребность в психологической помощи. Естественно, родители детей-дислексиков, не обладая необходимой информацией, годами могут считать своих детей разгильдяями, лентяями, не осознавая, что дислексия – это заболевание и их детям нужна специальная помощь. Конечно же, это порождает конфликты между родителями и детьми и может стать причиной невроза.

Одна из задач для психолога при работе с такими детьми — помочь в решении эмоциональных проблем, снижении фрустрации (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным.) и предотвратить невротизацию. Психологи, ориентированные на работу с когнитивной сферой, могли бы заниматься и коррекцией дислексии, используя для достижения этой цели существующие диагностические и коррекционные методики. Коррекционная работа с дислексией – это абсолютно неосвоенная психологами область, в ней нет никакой конкуренции, поскольку специалистов, владеющих методиками помощи детям с дислексией, можно буквально пересчитать по пальцам. А потребность в них огромная, поскольку таких детей много. Необходимо «бить в набат», чтобы люди, наконец, осознали существование этой проблемы и начали ее решать.

-Западные публикации по дислексии

- Я отслеживаю информацию в англоязычных публикациях по этой проблеме. В свое время открытием для меня стали три книги: книга Самуэля Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей», книга Макдональда Кричли «Дислексия развития», посвященная дислексии, и книга чешского ученого Зденека Матейчека «Нарушения формирования чтения».Разработка оптимальных методов обучения чтению, учитывающих недостатки детей с дислексией, позволила бы вообще избежать дислексии. Мне кажется, в этом есть рациональное зерно, поскольку дислексики способны обучаться грамоте, но испытывают специфические трудности, связанные как с типом письменности, так и определенным способом обучения. Например, когда учат писать английских школьников, очень большая нагрузка при обучении идет на зрительное восприятие, это связано со спецификой английской письменности. Когда учат грамоте русский детей, большее значение имеет слуховой анализатор, поскольку обучение начинается со звукового анализа слов, и, если ты не освоил фонематический анализ, ты не сможешь двигаться дальше ни в письме, ни в чтении. Получается, что в нашей системе обучения наибольшие трудности при овладении чтением будет испытывать тот ребенок, которому трудно даются освоение фонематического анализа и аналитико-синтетический способ формирования навыка. Если бы существовал набор методик, который позволил бы учителю подбирать тот или иной метод обучения в зависимости от трудностей ученика, проблему предупреждения дислексии можно было бы решить гораздо успешнее.Да, пока специалисты, работающие с дислексией, немногочисленны, это небольшая группка людей, энтузиастов. Но все когда-то начинается с усилий небольшой группы людей.



5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дислексия и изучение английского языка в школе

Автор: Галиулина Динара Фаильевна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378322

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Профилактика  и коррекция дислексии на уроках английского языка. "
    ["seo_title"] => string(70) "profilaktika-i-korriektsiia-dislieksii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "229211"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441643548"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства