kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деловая игра на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на заседание МО. Рассматривает прием деловой игры как средства формирования профессиональной коммникативной компетенции в старших классах средней школы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра на уроках английского языка»

Логовченко О.Е.

учитель английского языка МБОУ СОШ№5, г. Славянска-на-Кубани


Деловая игра на занятиях по английскому языку


Иноязычная коммуникативная компетентность представляет собой качественную характеристику личности специалиста, включающую совокупность научно-теоретических знаний и практических умений и навыков в сфере осуществления иноязычной профессиональной коммуникации, опыт осуществления профессионального взаимодействия, устойчивую мотивацию профессионального общения на иностранном языке. Она определяет способность и готовность субъекта профессиональной деятельности осуществлять профессиональное общение на иностранном языке. Иноязычная коммуникативная компетентность включает три основных компонента: мотивационный (стремление к актуальному и последующему изучению иностранного языка, к профессиональному общению на иностранном языке), функциональный (навыки говорения, аудирования, чтения, письма на иностранном языке), рефлексивный (способность проанализировать собственный коммуникативный акт). Критериями ее сформированности в соответствии с выделенными структурными компонентами являются: – интерес к изучению иностранного языка, стремление поддерживать высокий уровень собственной иноязычной коммуникативной компетентности; – свободное владение иноязычной речью, восприятие иноязычной речи на слух, понимание и верный перевод текста; – умение выявить собственные ошибки и исправить их 1.

Одним из эффективных путей формирования коммуникативной компетентности посредством активизации обучения является метод деловых игр, позволяющий непосредственно включить процесс обучения иностранному языку в мо­дель будущей трудовой деятельности студентов. Основные инте­ресы обучаемых неязыкового профиля лежат именно в сфе­ре их специальности, и они чаще всего рассматривают ино­странный язык как средство расширения своих деловых контактов, профессиональных умений в профессионально-трудовой сфере.

Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моде­ли­ру­ющее разные аспекты профессиональной деятельности обучаемых. Она со­зда­ет условие для комплексного использования имеющихся у учащихся знаний пред­мета профессиональной деятельности, а также способствует более полному овладению иностранным языком. Как отмечает Н.И. Торунова, «введение де­ло­вой игры в вузовский педагогический процесс способствует формированию про­фессионального становления личности специалиста» 5

Деловая игра предполагает совместную деятельность, поэтому в ней снимается противоречие между коллектив­ным характером будущей профессиональной деятельнос­ти и индивидуальным характером усвоения знаний.

Метод деловых игр, направленный на обучение про­фессиональному общению, имеет ряд особенностей.

1. Деловая игра должна базироваться на реальном ре­чевом материале, отражающем конкретную ситуацию обще­ния в профессионально-трудовой сфере.

2. В деловой игре преобладает момент самообучения над обучением. Это происходит потому, что преподаватель иностранного языка некомпетентен в вопросах специаль­ности обучаемых и не может без их помощи грамотно со­ставить деловую игру и оценить ее коммуникативные (а не языковые) результаты. Поэтому обучаемые привлекаются как к составлению деловой игры, так и к оценке ее по пара­метру: достигнута коммуникативная цель или нет. Препо­даватель может дать оценку лишь корректности речи с точ­ки зрения норм языка. Участие обучаемых в организации и проведении деловой игры активизирует их мыслитель­ную деятельность, повышает творческую активность, так как позволяет им на деле применить свои знания иностран­ного языка. Достижение успеха в ролевой игре зависит в большей мере от знания иностранного языка, что стиму­лирует интерес к иностранному языку как учебному пред­мету, способствует возникновению желания расширить свои возможности в его использовании.

3. Существенный момент в деловой игре – ее проблемность. Конечно, и в профессионально-трудовой сфере есть ряд типичных ситуаций, однако здесь чаще, чем в какой-либо другой, возникают проблемные ситуации, требующие оперативного решения. Большую методическую ценность представляют деловые игры, стимулирующие возникнове­ние все новых и новых ситуаций общения. Такие деловые игры позволят привлечь как можно большее число обучае­мых к участию в ней.

4. В деловой игре одними из ведущих являются прин­ципы совместной деятельности и диалогического общения участников, последовательная реализация которых обеспе­чивает активное развертывание содержания этой игры. В деловой игре участники самоутверждаются не только как личности, но и, прежде всего, как специалисты в своей области трудовой деятельности.

5. Деловая игра предполагает взаимодействие ее уча­стников. Исходя из классификации форм человеческого взаимодействия, можно выделить следующие типы дело­вых игр – игра-сотрудничество (например, достижение до­говоренности между российской и зарубежной фирмами о совместном строительстве завода), игра-соревнование (например, подготовка и обсуждение проектов производ­ства и сбыта какого-либо вида продукции соперничающи­ми фирмами), игра-конфликт (например, беседа руковод­ства российского предприятия с представителями зарубеж­ной фирмы по поводу срыва поставок нового оборудова­ния). Каждый тип игры отличается спецификацией целей, на достижение которых направлены усилия ее участников [5].

Предложенные типы деловых игр охватывают весь диапазон ситуаций, возникающих в процессе профессио­нального общения. В основе таких игр лежат деловые, профессиональные предметы обсуждения, способствующие совершенствованию не только иноязычной речи учащихся, но и более полному овладению английским языком как средством общения. При организации и проведении деловых игр, направленных на обучение профессиональному общению в пределах указанного курса, необходимо, чтобы эти игры предполагали взаимодействие всех участников, а также базировались на реальном речевом материале проблемного характера с использованием жестов, мимики и пр. Приведем примеры таких игр, которые мы используем на занятиях английского языка у студентов отделения педагогики и психологии.

Пример 1

Цель: активизировать навыки и умения восприятия и порождения монологического высказывания на основе трансформации текста.

Описание: учитель предлагает четырем командам играющих название проблемы, к примеру: “The problems of children & adolescents”. Каждая команда в течение 3-4 минут должна представить свой вариант рассказа по данной проблеме. В конце игры жюри решает, у какой из команд самый лучший вариант рассказа, и присуждает баллы.

Правила: если команды вышли за пределы указанного в игре лимита времени, то они выходят из игры и получают штрафное очко.

Пример 2

Цель: формулировать позиции в процессе совместной профессиональной деятельности.
Описание
: каждый участник игры получает карточку с названием проблемы, к примеру:

“Writing Problems”, “Drugs & alcohol”, “ Parents' divorce & death”, “ Reading Problems ”, “Thinking about suicide ”, “ Doubting their aptitudes and abilities”, и преподаватель просит высказать в течение трех минут точку зрения на их решение. Жюри оценивает каждую точку зрения по пятибалльной системе и трем самым лучшим вариантам решения указанной проблемы присуждаются призовые места.

Пример 3

Цель игры заключается в практике дискуссии.

Описание: играющим предлагается объяснить свое отношение к профессии психолога, исходя из собственных представлений о ее социальной престижности, и аргументировать свой выбор.

Примерный образец одного из текстов (здесь дается отрывок), предложенного преподавателем студентам для самостоятельного чтения до проведения игры

A School Psychologist

School psychologists help children and youth succeed academically, socially, and emotionally. They collaborate with teachers and parents to create the best learning environments for pupils and to strengthen connections between home and school.

School psychologists are highly trained in both psychology and education. They deal with problems of mental health, child development, behavior, motivation. It is also necessary for them to be prepared in school organization, learning styles and effective teaching.

School psychologists find the best solution for each pupil and situation. School psychologists work with children individually and in groups. They also develop programs to train teachers and parents regarding effective teaching and upbringing. Their tasks are to work with pupils with disabilities or with special talents, abuse of drugs and other substances, as well as to prevent and manage crises 7.

Следует отметить, что проведение деловых игр требует тщательной подготовки, как со стороны преподавателя, так и студентов. Естественно, что ведущая роль в развитии сюжета игры принадлежит педагогу. Потребности личностно-ориентированного общения обучаемые удовлетворяют чтением специальных материалов, предложенных преподавателем. В процессе самостоятельного чтения такого рода литературы (желательно оригинальной) учащиеся занимаются ее адаптированием, анализом, комментированием и продуцированием читаемого на заданную тему с тем, чтобы выработать и повысить свою профессиональную компетенцию.

Анализируя принципы разработки и применения де­ловых игр в учебно-воспитательном процессе вузов, мож­но сделать вывод о том, что в них не только сохраняются, но и значительно дополняются и совершенствуются следу­ющие характеристики ролевых игр: ситуативность; тематичность; моделирование естественного речевого общения; осуществление учебной деятельности посредством игровой; коллективная деятельность; реализация принципа воспитывающего обучения.

Успех проведения деловой игры зависит, в первую очередь, от четкого моделирования элементов как плана содержания, так и плана выражения. На тренировочном этапе студент должен овладеть навыками языкового оформления коммуникативных намерений, необходимых для реализации поставленных целей коммуникации. При непосредственной подготовке деловой игры преподаватель обрабатывает материал плана содержания, которым его снабжают сами обучаемые, определяет тип игры, состав участников, цели каждого коммуниканта, планирует воз­можные пути их достижения, прогнозирует проблемные ситуации, которые могут возникнуть в процессе решения поставленных задач, конкретизирует место общения, гото­вит необходимый реквизит [2].

На этапе реализации преподаватель определяет цель коммуникации, роли и ролевые отношения участников об­щения, уточняет задачи каждого коммуниканта, дает зада­ние по оценке результатов деловой игры незадействованной части группы обучаемых. При проведении деловой игры преподаватель выполняет роль «администратора»: направляет общение, выводит его из тупика, создает но­вые проблемы (если не реализованы все речевые возмож­ности коммуникантов), изменяет направление игры посред­ством введения новых участников и т.д. При этом исправ­ляются только те ошибки, которые затрудняют или нару­шают коммуникацию. Исправление происходит путем под­сказки правильного варианта.

На оценочном этапе преподаватель выслушивает мнение «группы экспертов», следивших за ходом игры, но не участвовавших в ней: достигнуты ли цели игры или нет, какие другие более эффективные пути достижения этих же целей возможны и др. Далее преподаватель сам подводит итог, завершив его оценкой корректности участников коммуникации [3].

Из вышеизложенного следует, что деловая игра опи­рается, прежде всего, на взаимодействие преподавателя и группы слушателей. А для создания атмосферы, необходи­мой для успешного обучения именно профессиональному общению на иностранном языке, преподаватель должен не только хорошо знать свой предмет, но и не бояться пока­зать свою некомпетентность в вопросах специальности обучаемых, прислушиваться к их мнению, стараться при помощи собранных сведений усовершенствовать процесс обучения профессиональному общению на иностранном языке. Это поможет избежать такого положения, когда речь обучаемых корректна с точки зрения норм изучаемого язы­ка, но абсолютно неприемлема с точки зрения социальных норм общения [4].

Таковы основные особенности метода деловых игр, обеспечивающие успешность его внедрения. Необходимо подчеркнуть, что, являясь воссозданием контекста труда в его предметном и социальном аспектах, процесс деловой игры остается процессом педагогическим, направленным на достижение целей обучения и воспитания. Участвуя в этих формах учебной работы, обучаемый усваивает знания в ре­альном процессе подготовки и принятия решений, обеспе­чения соответствующих действий в контексте их регуляции.

Каждая сфера коммуникации развивается внутри кон­кретной профессии в процессе социализации личности. Таким образом, эффективную подготовку специалистов со знанием иностранного языка разумно осуществлять преж­де всего на функциональном уровне с учетом конкретной специальности, поскольку в профессиональном обучении, как нигде более, проявляется тенденция приблизить про­цесс обучения к деятельности человека.

В процессе обучения языку методом деловой игры обеспечивается формирование коммуникативной компетенции студентов. Кроме знания иностранного языка, ограниченного рамками специальности, обучаемый получает возможность развивать свою личность, формировать необходимые не только для профессиональной работы, но и для повседнев­ной жизни навыки общения с други­ми людьми.

В связи с этим все более широкое использование в учебно-воспитательном процессе вузов находят активные методы обучения, которые предполагают реализацию кон­кретных ситуаций, ролевые и деловые игры, создающие условия для творчества, к обучению творчеством.


Литература:

  1. Бибикова Э.В. Формирование основ иноязычной коммуникативной компетентности у будущих экологов //Автореферат диссертации. – Майкоп, 2006.

  2. Голъдштейн Я. В. Групповое взаимодействие как фак­тор успешности овладения иностранным языком. //Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной дея­тельности. /Под ред. А.В. Петровского и Г. А. Китайгород­ской . – М., 1983.

  3. Голъдштейн Я.В. Метод активизации как условие повышения эффективности педагогической деятельности. // Активизация учебной деятельности. Вып. 2. / Под ред. Г.А. Китайгородской. – М., 1982.

  4. Китайгородская Г.А., Шемякина Г.М. Мотивация учения в условиях интенсивного обучения иностранным язы­кам. //Активизация учебной деятельности. Вып. 2./ Под ред. Г.А. Китайгородской. – М., 1982.

  5. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М., Высшая школа, 1988.

  6. Солдатов Б.Г., Формирование коммуникативной компетенции посредством активизации обучения, Ростов-на-Дону, 2000

  7. Хазова Е.В. Учебно-методическое пособие по английскому языку для работы с текстами по специальности (отделение «Педагогика и психологи»), Славянск-на-Кубани, 2006


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Деловая игра на уроках английского языка

Автор: Логовченко Ольга Евгеньевна

Дата: 24.08.2017

Номер свидетельства: 426178

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Методическая разработка урока английского языка деловая игра «Компьютер «за» и «против» "
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-anghliiskogho-iazyka-dielovaia-ighra-komp-iutier-za-i-protiv"
    ["file_id"] => string(6) "174291"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105971"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методическая разработка : «Использование современных педагогических технологий  на уроках английского языка»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaispolzovaniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiinaurokakhanghliiskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "314184"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459625144"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Игровые технологии на уроке английского языка"
    ["seo_title"] => string(47) "igrovye_tekhnologii_na_uroke_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "520430"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1569096513"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Активные формы и методы обучения на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(64) "aktivnye_formy_i_metody_obucheniia_na_urokakh_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "615122"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665937992"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Обучение в группах на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(55) "obuchieniie-v-ghruppakh-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "257369"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448304136"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства