Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал как источник повышения мотивации учащихся начальной школы на уроках английского языка.»
Дидактический материал как источник повышения мотивации учащихся начальной школы на уроках английского языка.
Дидактический материал – особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом (группой). Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.
Цели применения дидактических материалов:
самостоятельное овладение обучающимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации;
активизация познавательной деятельности обучающихся;
формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал;
условные заменители, схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения;
контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов;
самоконтроль и самокоррекция;
тренировка в процессе усвоения учебного материала;
высвобождение учебного времени;
усиление мотивации обучения;
развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического);
формирование культуры учебной деятельности;
активизация взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.
К дидактическому материалу по английскому языку относятся:
дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.);
памятки (инструкции по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез).
задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого;
задания с проблемными вопросами;
задания на развитие воображения и творчества;
инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы;
карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий
алгоритм выполнения задания;
тесты и тесты с возможностью самоконтроля
На своих уроках я применяю практически все виды дидактического материала. Главными преимуществами считаю: экономию времени на уроке, а также повышение интереса учащихся к предмету в связи с отвлечённостью от учебника. Дидактические материалы универсальны-их можно использовать во всех классах и на всех этапах урока. Главное, грамотно подобрать материал с учётом темы, возраста и этапа урока.
Игры.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д. ) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.
Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно.
Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные – желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения. Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке или в речемыслительной задаче.
Методы и приемы.
«Модельный метод обучения» (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция
Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.
Урок-пресс-конференцию провожу с целью обобщения и закрепления изученного материала. Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности.
Метод "Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Метод "Brain Storming”(Мозговой штурм): путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.
Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar?
Cluster-Method (гроздь) — служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а "гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.
Технология составления:
1)Ключевое слово; 2)Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. 3)Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные
Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн,
Правило написания синквейна
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме.
Пятая строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Таким образом, применение современных образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Как я упомянула выше, я применяю все виды дидактического материала на своих уроках. В моей копилке их много, поскольку использую его часто. Большинство материала, которым я пользуюсь, беру из группы учителей английского языка в Контакте.