Просмотр содержимого документа
«Аспекты патриотического воспитания на уроках английского языка»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Параньгинская средняя общеобразовательная школа»
Аспекты патриотического воспитания на уроках английского языка
Выступление
Гайсиной Р.М.
квалификационная категория-1)
Известный русский историк и публицист Михаил Мельников сказал, что «будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм». Само нынешнее время, сама ситуация требует цельной, глубоко продуманной системы воспитательной работы с учащимися в этом направлении. Воспитание патриота и гражданина должно пронизывать всю систему образования.
Предмет «английский язык» занимает особое место среди других учебных дисциплин. В ходе его изучения учащиеся приобретают не столько знания, сколько умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения и средством получения новой полезной информации. А учителю даются широкие возможности воспитания гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традициям и языку другого народа.
Например, уже во втором классе изучая цвета, мы тренируем их на примере описания государственной символики англоязычных стран и России. В шестом классе я традиционно провожу конкурс-презентацию «The History Of My Country»(«История моей страны»), где учащиеся делятся на группы, изучают одну из англоязычных стран и Россию и обмениваются информацией (государственная символика, столица, язык, великие люди и т.д.). В 7 классе провожу конференцию «English All Over The World»(«Английский во всем мире»), на которой говорится о значимости как английского, так и русского языков. Также мы проводим игру по станциям «My Country Is The Best» («Моя страна самая лучшая»). Во время игры у учащихся есть возможность побывать на всех «станциях» (англоязычных странах и в России) и вспомнить традиции и обычаи этих стран, исполнить песни, отгадать загадки, назвать основные виды деятельности людей, поговорить об образовании детей и т.д.
Традиционно в начале февраля в школе проводится Неделя иностранных языков и истории, в рамках которой проводим интегрированные уроки и мероприятия с учителями истории. В младших классах конкурс-презентацию «Мое семейное дерево», где каждый старается узнать как можно больше о прошлом своей семьи. В 10 классе конкурс проектов «мой семейный альбом». В 8 классе конкурс-викторина «Добро пожаловать в Россию». В 10-11 классах круглый стол «Русско-британское сотрудничество». Для всех классов – конкурс стенгазет о какой-то англоязычной стране и о России.
Ко дню Победы - конкурс патриотической песни. Кроме того (после экскурсии по местам боев) конкурс гидов-экскурсоводов, который рассказывают о памятных местах нашего города и готовят свои презентации. Также проводим конкурс письма Другу по переписке «История моего города». Где рассказываем о защитниках, чьими именами названы улицы нашего микрорайона.
Хочется еще раз отметить, что школа должна быть учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство державности. Закладывать ростки гордости за Родину. За поступки предков. Но нельзя любить свою Отчизну, не уважая культуру, обычаи других народов.
Воспитание гражданского самосознания - сердцевина воспитательной системы школы. Содержание этого процесса - совместная деятельность взрослых и детей по изменению условий жизни, когда происходит историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Моя миссия – воспитание учащихся в интернациональном духе, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих терпимость, уважительное отношение к языку, традициям и культуре других народов с акцентом на российскую действительность.
В наши дни Россия переживает духовный кризис, который выражается в «угасании» патриотических чувств, смене нравственных ценностей. Происходит «разрушение традиционных устоев семьи»
Главным в своей педагогической деятельности я считаю не только обучение, но и воспитание гражданина своей Родины, способного вести успешный диалог с представителями других культур.
Я разработала систему урочной и внеурочной деятельности: определила цели и задачи, содержание (усиление гражданско-патриотического компонента), методы, приёмы, способы деятельности, которые приводят к планируемому результату - воспитанию гражданина, любящего свою Родину и достойно представляющего родную культуру. В диалоге культур важную роль играет знание иностранного языка, которое позволяет взаимодействовать с представителями другой культуры на более качественном уровне.
На уроках английского языка Цель - Патриотическое воспитание я реализую через решение следующих задач:
воспитывать патриота своей школы, России;
формировать мотивацию к изучению английского языка
общения с представителями другой культуры;
развивать коммуникативную компетенцию.
Я учу детей занимать и отстаивать гражданскую позицию, стараюсь пробудить в детях чувства неравнодушия, соучастия и сопереживания к другим людям. Дети не готовятся к будущей жизни, а живут «здесь и сейчас».
Организую работу на уроке так, чтобы учащиеся «пропустили каждую тему через себя», структурируя содержание с акцентом на российскую действительность, активизирую чувства и эмоции, чтобы материал остался в памяти и стал жизненным опытом ученика.
П Е Р В А Я С Т У П Е Н Ь (2-4 классы) Тема «Семья» ("Family”) Раскрытие особенностей семьи. Традиции. Хобби. Ценности. Семейные реликвии. Проект «Моё семейное дерево»
Тема «Дом. Квартира» ("House. Flat”) Любимые уголки, предметы в доме. Их ценность. Что в доме вызывает чувство гордости? Почему? Раскрытие понятия «дорогая вещь». Мини – мир (окружение дома, квартиры, домашняя атмосфера) Проект «Мой дом будущего»
Тема «Спорт» ("Sport”) Различные виды спорта. Спортсмены, которыми гордится город. Личный опыт в спорте каждого члена семьи. Проект « Мой любимый вид спорта», «Моя спортивная семья»
Каждая тема базового курса заканчивается проектом, традиционно совместный проект разрабатывают и реализуют ученики разных классов. В такой деятельности я вижу не только развитие коммуникативной компетенции учащихся, но и развитие умений толерантного взаимодействия учащихся между собой, умений уважать культуру других народов, достойно представлять свою культуру в диалоге культур. Тематика проектов разнообразна: «Интересные люди моего района», «Моя семья богата традициями», «У подножия Уральских гор», «Мои соседи по Уралу», «Интернациональная Россия».
Для повышения качества знаний необходимо, чтобы все участники образовательного процесса - родители и учащиеся - чувствовали ответственность за образование. Совместное целеполагание, мониторинги успеваемости, анализ рейтинга успеваемости ведут к стабильному повышению качества знаний учащихся и развитие ответственности за свою учёбу. Это формирует гражданскую позицию учащегося, когда он делает осознанный выбор способов и средств достижения образовательного результата.
Внеклассная деятельность Для повышения языковой компетенции во внеурочное время поддерживаю интерес к предмету через разнообразные мероприятия: инсценировка сказки, литературного произведения, участие в неделе иностранного языка, конкурс чтецов на английском языке, концерты для родителей. Умение презентовать свое творчество, проявить себя в том виде творчества, который тебя интересует – важный показатель успешности ученика. Я уверена, что в обучении и воспитании подрастающего поколения важно уделять внимание семейным духовным ценностям, традициям школы, изучению особенностей своей малой родины.
Классное руководство Воспитывать патриотизм нужно через любовь к своей семье, школе, поселку. Тематические классные часы направлены на развитие нравственности: «Чувство долга», «Ответственен перед собой», «Даю слово!», «Я защищу тебя!», «Тебе нужна моя поддержка!»; на развитие патриотизма: «Я – частица мира», «Мой дом», «Традиции», «Мои соседи», «Подарки», Большую помощь в сплочении коллектива класса оказывают родители. Сделав три выпуска и воспитывая сейчас детей шестого класса, отмечаю, что «только в тесном союзе с родительским коллективом можно достичь намеченных целей при условии выработки единых требований ибо родители являются партнёрами в процессе обучения и воспитания детей» [
Как результат постоянной работы, направленной на создание комфортного микроклимата для учёбы и общения, для развития лидерских и организаторских качеств, а также в результате совместной деятельности всех участников образовательного процесса в классах, где я была классным руководителем, была 100% успеваемость, 2 золотых медалиста; 4 серебряных медалиста; 18 хорошистов; 12 участников региональных олимпиад по различным предметам.
Мой многолетний опыт по обучению и воспитанию детей показывает, что только во взаимодействии педагога, ребёнка и родителей, через проектную деятельность, через рефлексию своей деятельности, в совместном творческом поиске, происходит, с одной стороны, становление и развитие профессионального мастерства учителя, с другой стороны, максимальное раскрытие потенциала ученика, его личностное самоопределение и становление гражданской позиции.
Используемая литература 1. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. – Т.2. - М., 1992 2. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие.- М.: ИЦ МарТ Феникс, 2010 3. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения . ж.Педагогика и жизнь №5 - 2006