kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Антропоцентрические исследования в современной лингвистике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Антропоцентризм как особый принцип исследования заключается в изучении объектов науки по их роли для человека, а также по их назначению и функции в его жизнедеятельности. Он, таким образом, знаменует собой стремление исследователей поставить человека во главу угла. Являясь особым принципом исследования, антропоцентризм входит в число исследовательских приемов целого ряда направлений современной лингвистики, первое место среди которых занимают когнитивная лингвистика и лингвокультурология.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Антропоцентрические исследования в современной лингвистике»

Антропоцентрические исследования в современной лингвистике

Антропоцентризм как особый принцип исследования заключается в изучении объектов науки по их роли для человека, а также по их назначению и функции в его жизнедеятельности. Он, таким образом, знаменует собой стремление исследователей поставить человека во главу угла. Являясь особым принципом исследования, антропоцентризм входит в число исследовательских приемов целого ряда направлений современной лингвистики, первое место среди которых занимают когнитивная лингвистика и лингвокультурология.

Язык во все времена считался одной из самых главных характеристик народа. Проблемы «язык и культура», «язык и человек» были центральными в языкознании XIX века и отображались в трудах В. фон Гумбольдта, Э. Бенвениста, А. А. Потебни и других ученых. Но в первой половине XX столетия они были отодвинуты на задний план, и язык стал восприниматься «в самом себе и для себя». Как справедливо замечает Ю. К. Волошин, «многие десятилетия исследователи изучали «молчавшего человека» (человек был как бы сам по себе, а язык – сам по себе). Понимание потребности изучать язык и человека в комплексе, то есть «человека говорящего», заставило лингвистов обратить серьёзное внимание на все стороны этой сложной проблемы».

Следовательно, важнейшей в современном языкознании является идея антропоцентричности языка. С позиций этой парадигмы, мир человек познает «путем осознания себя, своей предметной и теоретической деятельности в нем», и это дает ему право «творить антропоцентрический порядок вещей в своем сознании», который обуславливает его «духовную сущность, иерархию ценностей, мотивы его поступков».

Антропоцентрическая парадигма языкознания ХХ века распадается на четыре взаимосвязанных, но в то же время различных направления. Первое направление рассматривает язык как «зеркало» человека, понятие языковой картины мира (ЯКМ) является для него базовым, а изучение того, как человек отражает себя в языке – задачей первостепенной важности. Второе направление – коммуникативная лингвистика, которую прежде всего интересует человек в его отнесенности к процессу общения. Роль языка в когнитивной организации человека и познавательных процессах, используя данные других наук, изучает третье направление. Четвертое направление антропоцентрической лингвистики ставит перед собой цель выяснить то, как именно язык существует в самом человеке. Внутрисубъектной лингвистикой или теорией носителя языка С. Г. Васильева предлагает называть данный раздел языкознания. И. А. Бодуэн де Куртенэ признается её основателем, который считал, что «язык существует только в индивидуальных мозгах, только душах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество».




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Антропоцентрические исследования в современной лингвистике

Автор: Анашкина Ирина Николаевна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Антропоцентрическая парадигма "
    ["seo_title"] => string(35) "antropotsientrichieskaia-paradighma"
    ["file_id"] => string(6) "195294"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427891366"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Понятие эмоций. Определение эмоции "
    ["seo_title"] => string(41) "poniatiie-emotsii-opriedielieniie-emotsii"
    ["file_id"] => string(6) "184216"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426006297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства