Антропоцентрические исследования в современной лингвистике
Антропоцентрические исследования в современной лингвистике
Антропоцентризм как особый принцип исследования заключается в изучении объектов науки по их роли для человека, а также по их назначению и функции в его жизнедеятельности. Он, таким образом, знаменует собой стремление исследователей поставить человека во главу угла. Являясь особым принципом исследования, антропоцентризм входит в число исследовательских приемов целого ряда направлений современной лингвистики, первое место среди которых занимают когнитивная лингвистика и лингвокультурология.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Антропоцентрические исследования в современной лингвистике»
Антропоцентрические исследования в современной лингвистике
Антропоцентризм как особый принцип исследования заключается в изучении объектов науки по их роли для человека, а также по их назначению и функции в его жизнедеятельности. Он, таким образом, знаменует собой стремление исследователей поставить человека во главу угла. Являясь особым принципом исследования, антропоцентризм входит в число исследовательских приемов целого ряда направлений современной лингвистики, первое место среди которых занимают когнитивная лингвистика и лингвокультурология.
Язык во все времена считался одной из самых главных характеристик народа. Проблемы «язык и культура», «язык и человек» были центральными в языкознании XIX века и отображались в трудах В. фон Гумбольдта, Э. Бенвениста, А. А. Потебни и других ученых. Но в первой половине XX столетия они были отодвинуты на задний план, и язык стал восприниматься «в самом себе и для себя». Как справедливо замечает Ю. К. Волошин, «многие десятилетия исследователи изучали «молчавшего человека» (человек был как бы сам по себе, а язык – сам по себе). Понимание потребности изучать язык и человека в комплексе, то есть «человека говорящего», заставило лингвистов обратить серьёзное внимание на все стороны этой сложной проблемы».
Следовательно, важнейшей в современном языкознании является идея антропоцентричности языка. С позиций этой парадигмы, мир человек познает «путем осознания себя, своей предметной и теоретической деятельности в нем», и это дает ему право «творить антропоцентрический порядок вещей в своем сознании», который обуславливает его «духовную сущность, иерархию ценностей, мотивы его поступков».
Антропоцентрическая парадигма языкознания ХХ века распадается на четыре взаимосвязанных, но в то же время различных направления. Первое направление рассматривает язык как «зеркало» человека, понятие языковой картины мира (ЯКМ) является для него базовым, а изучение того, как человек отражает себя в языке – задачей первостепенной важности. Второе направление – коммуникативная лингвистика, которую прежде всего интересует человек в его отнесенности к процессу общения. Роль языка в когнитивной организации человека и познавательных процессах, используя данные других наук, изучает третье направление. Четвертое направление антропоцентрической лингвистики ставит перед собой цель выяснить то, как именно язык существует в самом человеке. Внутрисубъектной лингвистикой или теорией носителя языка С. Г. Васильева предлагает называть данный раздел языкознания. И. А. Бодуэн де Куртенэ признается её основателем, который считал, что «язык существует только в индивидуальных мозгах, только душах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество».