Управление качеством образования в современной школе (выступление на школьном педсовете)
Управление качеством образования в современной школе (выступление на школьном педсовете)
Материал интересен для руководителей, осуществляющих контроль за качеством образования в сфере изучения иностранных языков (руководителей методобъединений, заведующих кафедрами иностранных языков языковых гимназий)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Управление качеством образования в современной школе (выступление на школьном педсовете)»
Управление качеством образования в современной школе – миф или реальность?МО учителей иностранного языкаМОУ СОШ № 61
Закон РФ «Об образовании»Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Воспитание гражданственност и, трудолюбия ,
уважения к правам и свободам человека ,
любви к окружающей природе , Родине , семье ;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства . Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Закон РФ «Об образовании»Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ , в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС общего образования второго поколения
Требования к результатам
освоения основной образовательной программы начального и среднего общего образования содержат описание целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Объекты управления качеством
Под качествомобразования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса
нормативным требованиям ,
социальным и личностным ожиданиям .
Управление качеством образования
это система управленческих действий, направленных на достижение и поддержание определенных свойств образовательного процесса и результата, соответствующих потребностям субъектов и требованиям образовательных стандартов.
Внутришкольная система управления качеством образования
В обобщенном виде качество образования можно представить в виде двух основных блоков:
1 БЛОК.Качество основных видов деятельности
Качество управления
Качество педагога
Качество педагогической деятельности
Качество ученика
Здесь мы говорим о том, что считаем корректным остановиться в своих рассуждениях на последних трёх (качество педагога, деятельности, ученика).
2 БЛОК.Качество результатов деятельности
Фундаментальной основой механизма управления качеством образования выступает психолого-педагогичекий, медицинский и социальный мониторинг. Составление мониторинговых карт по различным направлениям деятельности представляется приоритетным.
Критерии системы оценки качества образования для учителя.
Оценка педагогической деятельности учителя
№
1
Критерии
Показатели для педагога
Профессионально-педагогическая поисковая и исследовательская активность
1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. При этом аттестация должна учитывать разнообразные, в том числе и не централизованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, стажировки, инициированные советом школы, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д.
2. Разработка программ факультативов, элективных курсов с углубленным изучением предмета.
3. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах
№
Критерии
2
Владение инновационной (проектной) деятельностью
3
Показатели для педагога
Дидактико-методическая компетентность
1. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на различных уровнях (проведение собственных мастер-классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.);
2. Наличие авторских публикаций (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике,
Адекватность методических приёмов образовательным задачам, адаптированность методических приёмов и средств в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей
3. Отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики
№
Критерии
4
Коммуникативная компетентность
5
Показатели для педагога
Информационная компетентность
1.Организации команды с варьированием позиции партнёрства и лидерства участников образовательного процесса.
2. Моделирование эффективного для образовательных и воспитательных целей диалогового взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик)
Готовность к работе с информацией: умения отбирать необходимую информацию, систематизировать, критически оценивать и анализировать ее с позиции решаемой задачи, использовать полученную информацию при планировании и реализации в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителей информации.
№
Критерии
6
Кооперативная компетентность
Показатели для педагога
Готовность к сотрудничеству с другими людьми: умения находить партнёров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; осуществлять коллективное целеполагание и планирование; распределять задачи и роли между участниками группы; действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя; координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды; осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и её результатов; осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.
Говорим о необходимости внесения этого пункта в таблицу на стимулирующую надбавку.
№
Критерии
7
Проблемная компетентность
Показатели для педагога
Готовность к решению проблем: умения самостоятельно: выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель, делить цель на ряд последовательных задач; находить альтернативные пути и средства решения задач; определять наиболее и наименее выигрышные из них; реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы; доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень разрешённости проблемы и характер достигнутого продвижения.
Эту тоже.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.
Регистр качества образования. Информация о школе
Здесь речь идёт о московском центре управления качеством образования, об их работе в сети по округам.
Освоение учебного содержания в соответствии с требованиями ФГОС
Центр качества ВГАПК РО
Система контроля и диагностики за результатами освоения ОП
Система оценивания для обучающихся (буквенная, бальная, накопительная);
Система контроля за уровнем и качеством освоения образовательного стандарта;
Система диагностики по выявлению проблем различного плана;
Система отслеживания движения школьников по образовательному маршруту .
Процедуры оценки учебных достижений обучающихся
единый государственный экзамен (ЕГЭ);
итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме (ГИА-9);
итоговая аттестация выпускников 9-х, 11-х классов в традиционных формах;
контроль качества образования и аккредитационные тестирования;
мониторинги качества образования;
промежуточный и итоговый внешний контроль учебных достижений обучающихся;
оценка текущей успеваемости;
международные системы тестирования.
Здесь делается акцент на необходимости проведения мониторинга качества по ин яз с отслеживанием достигаемых результатов обученности по двум направлениям:
1 группа результатов - предметные, метапредметные, личностные; 2 группа – результаты формирования ключевых компетентностей.
Процент освоения учебного содержания определяется учителем.
Индивидуальный балл учащегося за период обучения (четверть или триместр, учебный год) выставляется учителем по предмету на основании отметок текущей успеваемости и оценки степени освоения учебного материала. Индивидуальный балл определяется с точностью до 0,5 балла.
Определение уровня развития универсальных учебных действий
Рассматриваются в рамках метапредметных результатов обучения по направлениям:
1) регулятивные
2) познавательные ;
3) коммуникативные
Критерии системы
оценки качества образования для обучающегося.
№
Критерии
1
Показатели для обучащиюхся
Ценностно-смысловая компетентность
2
1. Сформированность положительной мотивации 2. Осознание своей роли и предназначения. 3. Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения
Общекультурная компетентность
3
1. Осведомлённость ученика в вопросах познания 2. Владение эффективными способами организации своего досуга 3. Уровень воспитанности учащихся 4. Овладение познанием и опытом деятельности
Информационная компетентность
1. Умение самостоятельно добывать, анализировать и отбирать информацию, сохранять и передавать её 2. Умение создавать мультимедийную презентацию.
№
Критерии
4
Показатели для обучающихся
Коммуникативная компетентность
5
1. Эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность, 2. Владение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации 3. Сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе 4. Умение представить себя
Социально-трудовая компетентность
Сформированность навыков самоуправления 2. Сформированность гражданских качеств 3. Готовность к поликультурному общению
4. Осведомлённость в области социально-трудовой сферы, сферы семейных отношений, в вопросах экономики
№
Критерии
6
Компетентность личностного самосовершенствования
7
Показатели для обучающихся
Учебно-познавательная компетентность
1. Знания и умения применить навыки здорового образа жизни 2. Сформированность психологической грамотности, культуры мышления и поведения 3. Степень комфортности школьника в образовательной среде
1. Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки 2. Овладение креативными навыками продуктивной деятельности.
После этого слайда показываем нашу мониторинговую карту (отсканируем, вставим).
Возможности оценки сформированности УУД
Задания с межпредметным содержанием , требующие для выполнения, помимо предметных, и межпредметные умения (комплексные учебные задачи) – разрабатываются учителем-предметником и обсуждаются на школьном методическом объединении
Программированные задания , в которых определяется не только правильность результата, но и точность выполнения последовательности действий – разрабатываются как учителем-предметником, так и предлагаются внешним источником
Комплексные задания , для выполнения которых требуется проявить действия из всех трёх направлений – задаются внешним источником, поскольку требуют калибровки.
Управление качеством образования в отдельно взятом ОУ – реально, но чрезвычайно сложно без развитой региональной инфраструктуры, общей политики по управлению качеством образования и тщательно разработанной единой мониторингово-диагностической деятельности.