Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Святой Патрик - покровитель Ирландии"»
Святой Патрик- покровитель Ирландии
В День святого Патрика вокруг ста н овится больше зеленого цвета.
От Дублина до Сиднея, от Нью-Йорка до Москвы улицы наряжают в зеленое, зеленым становится одежда, пиво, машины, стены домов и даже лица празднующих.
Праздничные оркестры, спектакли, костюмы,…
фейерверки, концерты…
… и все это во имя одного человека, который жил полторы тысячи лет назад.
С исторической точки зрения, личность и деяния святого Патрика подтверждены многими достоверными свидетельствами и документами. Но, существуют мифы и заблуждения. Многие знают только то, что Патрик как-то связан с Ирландией, пивом и трилистником. Но на самом ли деле это так?
Патрик никогда не был пивоваром. Более того — в старые времена во время праздника святого Патрика в Дублине и по всей Ирландии закрывались все пабы и открывались все церкви.
Кем же Патрик был на самом деле? Основным произведением, рассказывающим нам о его жизни, является «Исповедь», написанная самим святым около 460 года. Ведь на самом деле Патрик был… христианским миссионером , и целью его жизни была проповедь Воскресения Христова.
В «Исповеди» Патрик обнажает сокровенные уголки своей души, описывает свои злоключения, рассказывает о покаянии и молитве. Этот документ отражает искренность и редкую простоту святого Патрика .
Его миссия в Ирландии была далеко не праздником. Труд проповеди Евангелия был связан с затратой огромных душевных и физических сил. И Патрик верил, что эти силы ему дает Бог.
До последнего дня своей жизни он нес живое слово о Воскресшем Господе древним ирландцам, не насильственно, а доступно и чутко.
Святой вбирал лучшее, придавая новый смысл языческим культам, то есть по-настоящему просвещая. Кельтский крест в круге, например, восходит к языческим временам. Круг — символ солнца, которому поклонялись язычники, крест — символ христианский. Одно на другое накладывается, а не уничтожается, не изгоняется. Патрик не был гонителем, чем и заслужил народную любовь.
Патрик, проповедуя великую тайну Единства Божества в Святой Троице, сорвал растущий под ногами клевер и показал ирландцам, как этот образ можно себе представить. С тех пор три зеленых листочка клевера стали ирландским символом Святой Троицы , а зеленый цвет трилистника - цветом всей нации.
А еще…Патрик не был… Патриком. Нет, он, конечно, им был, но вот самое это имя появилось не сразу и при весьма трагических обстоятельствах
Когда в конце IV века в состоятельной семье Кальпурния родился мальчик, его назвали Магон.
Семья была христианская и принадлежала к романизированной кельтской знати
— римское присутствие вместе с легионами принесло в Британию и Евангелие, так что среди офицеров, солдат римской армии и их потомков было немало христиан.
Уже дед Патрика был священником, а отец Патрика Кальпурний носил сан дьякона. Кроме того, он был членом городского совета, наследственным аристократом.
Говоря о таком христианском семействе, можно было представить детство Патрика полным благочестия. Но вот, как сам святой рассказывает о годах своей молодости: «Мы отвратились от Бога, не соблюдали Его заповедей и не были послушны нашим священникам, постоянно напоминавшим нам о спасении… грехи мои помешали мне применить к себе то, что я читал».
Первые шестнадцать лет жизни Патрика складывались счастливо. Он получает домашнее образование на вилле отца, живет в достатке , ни о чем серьезном не помышляет. Его судьба сложилась бы обычным для аристократа образом, но…
В 405 году случилось страшное. На виллу Кальпурния напали пираты из соседней Ирландии. Они разгромили дом, опустошили земли и захватили юношу в плен. Шестнадцатилетний мальчик сталкивается с ужасом. Его продают в рабство и в знак унижения дают кличку Patricius — «знатный человек, патриций».
В ирландском плену меняется не только имя Магона — с ним происходит и перемена внутренняя. Он обретает веру. Удивительно, до конца дней своих Патрик будет нести имя, с которого началось его обращение ко Христу. Так патриций по рождению стал Патриком во Христе.
Шесть лет Патрик пребывает в Ирландии рабом. Привезенный в Ибернию, я каждый день пас скот и много раз на дню молился, и доходило до сотни молитв в день, а часто до стольких же и ночью. Даже когда я оставался в лесах и горах, я поднимался до света для молитвы в снег, в мороз, в дождь, и не ощущал никакого неудобства и никакой лености.
Наконец, однажды ночью Патрик решается на побег.
«Во сне я услышал голос, говорящий мне: “Хорошо ты постишься; скоро возвратишься на родину”. И затем, немного времени спустя, снова услышал голос, говорящий мне: “Вот, корабль для тебя готов”.
А корабль стоял не близко, а в двухстах милях оттуда. И я решился бежать и оставил человека, у которого прожил шесть лет. И пошел в надежде на Господа, направляющего мой путь к добру, и ничего не боялся, пока не пришел к этому кораблю.
Через три дня мы достигли земли, и двадцать восемь дней шли по безлюдным местам, и еды нам недоставало, и начался голод. И однажды кормчий говорит ко мне: “Что скажешь, христианин? твой Бог велик и всемогущ? Почему же ты не можешь помолиться за нас, чтобы нам избавиться от опасности голода?
Святой научил попутчиков , как сотворить молитву.
«И вот, на дороге перед нашими глазами появилось стадо свиней, и мои спутники многих из них убили, и две ночи оставались там, восстанавливая силы, и они окрепли благодаря этому мясу. После этого они воздали усердную хвалу Богу, и я был в почете перед очами их. И с того дня они имели пищу в изобилии».
«Однажды ночью, когда я спал, начал сильно искушать меня сатана: не забуду этого, пока пребываю в этом теле. На меня как будто упала огромная скала, и я не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. И не знаю, как у меня получилось, но я к Святому Духу воззвал.»
И вот, солнечный свет упал на меня, и тяжесть тут же исчезла. Верю, что я был спасен Господом моим Христом»
В сознании всякого жителя изумрудной страны Патрик и Ирландия неразлучны, как овцы и пастух. Само второе имя ирландца — «падди» — говорит о том, что для него Патрик — это первый ирландец на земле, самый главный и стопроцентный. Но Патрик был не ирландцем, а британцем.
Из плена Патрик прибывает в Галлию (современная Франция), где и живет какое-то время. И, уже став христианином, имея священный сан, он получает откровение от Бога — вернуться туда, откуда чудесно был спасен.
В 432 году Патрик вновь едет в Ирландию. Это был трудный шаг, но Патрик подчиняет свою волю воле Бога. Святой несет евангельскую радость той земле, которая принесла ему много горя. С этого момента Патрик становится «огненным апостолом Христа», первым епископом Ирландии, просветителем ирландского народа.
Когда он начинал свое нелегкое служение в Ирландии, ему было около сорока лет, и на протяжении следующих шестидесяти лет ему пришлось столкнуться с реакцией местных вождей, злобой друидов, просто человеческими предрассудками.
Достаточно вспомнить один случай из жития святого Патрика, когда некто Диху, увидев приближающегося чужестранца, выхватил свой меч и хотел сразить святого, но его рука застыла на полпути, потеряв способность двигаться. После этого Диху стал более дружелюбным и даже подарил Патрику большой амбар, где стали проходить первые службы.
Имя апостола связано с еще одной выдающейся личностью того времени — королем Лойгайре. Однажды все короли и вожди Ирландии отмечали праздник наступления лета и инаугурацию короля. Первый огонь в эту ночь должен был зажигаться в королевском доме. Но Патрик решает отпраздновать первую Пасху на земле Ирландии и зажигает пасхальный огонь на вершине горы напротив королевского дома. Король приказывает убить нечестивцев и погасить костер, однако друиды предсказывают ему, что пламя этого костра вскоре разгорится по всему острову.
Патрика приводят к королю, и он начинает проповедь Евангелия, сопровождая её множеством чудес. Посрамленные жрецы отступают, а Лойгайре велит запрячь для Патрика колесницу с девятью лошадьми, ибо так приличествует богам. Но Патрик, поблагодарив короля, удалился из дворца.
Святому Патрику приписывают изгнание всех демонов и змей с острова Ирландия.
Документально это не подтверждено, но…змей в Ирландии, действительно, нет!
Всего через пятьдесят лет после начала миссии христианство окончательно укрепляется на землях Ирландии, и разбойничий остров, наводивший ужас на все соседние страны, преображается .
В раннем средневековье Ирландию будут называть «островом святых».
А составленный в VIII веке список ирландских святых времен святого Патрика содержит уже триста пятьдесят имен — главным образом основателей церквей, епископов, людей, прославившихся христианскими подвигами. И что примечательно: в Ирландской церкви нет мучеников. Здесь христианство распространялось мирно!
Долгое время этот яркий, особенный тип святости, которую так и называют кельтской, был малоизвестен на Востоке. Но в XX веке началось возрождение памяти святого Патрика и собора кельтских святых в среде православных христиан. Недаром отец Серафим (Роуз) считал, что пример ирландских святых чрезвычайно важен для нас сегодня — ведь эти люди, проходя бесчисленные километры во время своей проповеди, не переставали всегда смотреть вверх и радоваться. Вот эта радость о Господе и есть подлинное наследие Патрика и Ирландской Церкви.
О времени канонизации Патрика судить трудно, скорее всего она состоялась вскоре после его кончины.
Святой Патрик — день которого отмечают 17 марта– один из наиболее известных и почитаемых католических святых, покровитель Ирландии, Исландии и Нигерии , куда христианство принесли ирландские миссионеры. В его честь освящены более двух тысяч храмов по всему миру,
главный из которых — собор святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году (кстати, настоятелем его был английский философ и писатель Джонатан Свифт).
День святого Патрика отмечается как государственный праздник в Ирландии и США, в разных странах мира стали традиционными парады в честь ирландского святого.
Со временем произошло обмирщение праздника. Результатом такого обмирщения и стало искажение фигуры святого,
ушел самый главный – смысл памяти святителя.
Как же относиться к такому празднеству? Может быть, стоит взять пример с самого святого: не стремиться к искоренению, но с терпением стараться освятить всякую традицию, не имеющую злого начала.
9 марта 2017 года Священный Синод в Москве включил в месяцеслов Русской Православной Церкви имена древних святых, подвизавшихся в Западной Европе до разделения церквей в 1054 году.
При этом учитывались безупречность исповедания ими православной веры и обстоятельства, при которых состоялось прославление. Среди них - святитель Патрикий, просветитель Ирландии.
День памяти святого Патрикия по русскому православному календарю – 30 марта.