Программа
внеурочной деятельности по английскому языку
для учащихся 5–9-х классов
«Полиглот»
Направление - общеинтеллектуальное
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЛИГЛОТ»
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
4. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Пояснительная записка
Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны. Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами. Основной и главной формой воспитательного часа является игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения. Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы. Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: компьютерное тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на английском языке, активная работа с аудио и видеоматериалами. Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
2.Общая характеристика программы по внеурочной деятельности «Полиглот»
Данный курс рассчитан на 5 лет (34 учебных часа в год).
Главную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и англоязычной культур.
-развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком позже. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные;
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка;
Задачи:
Обучающие:
знакомство с культурой английского языка и с культурой англоязычных стран;
изучение новой лексики;
введение грамматического материала;
расширение и закрепление накопленного запаса слов;
активное использование полученных знаний на практике.
Развивающие:
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
Воспитывающие:
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки; прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Отличительные особенности: В преподавании учебного материала в рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия. Исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках. И являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод проектов. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.
Формы реализации программы:
.
3.Предполагаемый результат освоения программы по внеурочным занятиям «Полиглот»
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций. Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 5 - 9 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
• особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
• социокультурный портрет страны изучаемого языка;
• особенности культуры и общественно-экономических отношений отдельной страны;
• особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран;
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
• наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
• применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
• составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
• читать и выполнять различные задания к текстам;
• уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
• понимать на слух короткие тексты;
• вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
• читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
• научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
• выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
• самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
• сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы;
• Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• понимать на слух речь учителя, одноклассников;
• понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
• выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
• расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
• сочинять оригинальный текст на основе плана;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
– приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
– получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура)
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность,
дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность ( в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях.
Форма подведения итогов:
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза (сентябрь, май).
Формы и средства контроля:
− Диагностика уровня мотивации к учебному предмету (составлена Н.Г.Лускановой, модифицированная Е.И.Даниловой)
− Методика диагностики личностного роста школьников «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щуркова)
− Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (А. Н. Лутошкин)
− Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе (Дж. Морено)
Подведение итогов реализации образовательной программы проводится в виде выставок творческих работ, общешкольных мероприятий.
4.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Авторские методики/разработки:
•разработка тем программы;
•описание отдельных занятий;
2. Учебно-иллюстративный материал:
•слайды, презентации по темам;
•видеоматериалы по темам;
•аудиоматериалы по темам;
•иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
•наглядные пособия (карты, презентации);
3. Методические материалы:
•методическая литература для учителя;
•литература для обучающихся;
•подборка журналов;
4.Материалы по результатам освоения программы:
•перечень творческих достижений;
•видеозаписи итоговых презентаций;
•фотографии и аудиозаписи мероприятий
5.Учебно-тематический план:
5 класс «Великобритания»
Разделы | темы | Количество часов |
1. 2. 3. 4. | Географические особенности Великобритании Достопримечательности Великобритании Знаменитые люди Великобритании Королевские династии. | 9 часов 10 часов 5 часов 10 часов Итого 34 часа |
6 класс «Великобритания»
Разделы | темы | Количество часов |
1. 2. 3. 4. | Правительство Великобритании Образование в Великобритании История Лондона и других городов Культура, традиции и обычаи Великобритании | 6 часов 7 часов 11 часов 10 часов Итого 34 часа |
7 класс «США»
Разделы | темы | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Географическое положение и природа США Штаты США Праздники и традиции США Политическая система США Образование. Культура. Спорт Знаменитые люди США Главные города США. | 4 часа 5 часов 4 часа 5 часов 4 часа 6 часа 6 часов Итого 34 часа |
8 класс «Канада»
Разделы | темы | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Географическое положение и природа Канады Традиции и обычаи Канады Культура и спорт в Канаде Система образования в Канаде Крупные города Канады Национальные праздники Презентации | 6 часов 5 часов 5 часа 6 часов 5 часов 5 часов 2 часа Итого 34 часа |
9 класс «Австралия, Новая Зеландия»
Разделы | темы | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Географическое положение и природа Австралии Правительство и население Австралии Крупные города Австралии Образование, культура и спорт в Австралии Географическое положение Новой Зеландии. Крупные города Новой Зеландии. Образование, культура и спорт в Новой Зеландии. Традиции и обычаи изучаемых стран. Литературная гостиная «Творчество известных личностей Австралии и Новой Зеландии» | 5 часов 4 часа 2 часа 3 часа 3 часа 2 часа 4 часа 2 часа 9 часов ИТОГО 34 часа |
Список литературы
1. Примерные программы по иностранным языкам. Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель, 2004
2.«Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2010г.)
3. «Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2006г)
4. «О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2000г)
5. Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт- Петербург, издательство «Каро», 2002г.)
6.Страноведение «United States of America» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2004г.)
7. Great Britain. Английский язык. Элективные курсы. Профильное обучение. «Дрофа»,Москва,2009.
8. Ю.Голицынский. «Great Britain»,КАРО, С-Петерберг,2007.
9.Elizabeth Sharman. «Across Cultures», Longman 2004.
10.Е.А.Костина «О Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии»,Мос.Лицей,2005.
11.И.И.Бурова, Великобритания. Книга для чтения по курсу «Страноведение». Лениздат,2002
12.Л.Н.Васильева, Альбион и тайна времени. Рассказы. Изд. Современник, 1997.
13.Н.А.Тимановская, Взгляд на Британию. Учеб. пособ. для 8 – 11 кл. Тула, 1998.
14. Худ. фильмы на англ. яз. «Последний рыцарь», «Король Артур», «Робин Гуд», «Айвенго», «Викинги», «Ричард Львиное Сердце», док. фильм о королевской семье.
15.Г.С.Усова, История Англии: Тексты для чтения на англ. языке: В 2т. Изд. Лань, 2001
16. Медиатека видов Великобритании. Презентации.
Сайты:
http://www.fun4child.ru/
http://skazka.bombina.com/
http://www.ourkids.ru/
http://kids.dnschool.ru/
http://englishforme.ucoz.ru/
http://www.englishclub-spb.ru/
http://elf-english.ru/
http://english-online.ucoz.ru/
http://www.free-books.org/
http://www.a-zcenter.ru/tales/
Диагностика уровня мотивации к учебному предмету (составлена Н.Г.Лускановой , модифицированная Е.И.Даниловой)
Анкета Н.Г. Лускановой, модифицированная Е.И. Даниловой для обучающихся среднего звена, дает возможность определить уровень школьной мотивации детей. Наличие у ребенка стремления выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять активность. При низком уровне мотивации наблюдается снижение успеваемости. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а подростки должны записать те ответы, которые им подходят.
Инструкция
«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса». Обработка результатов
Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.
Количественный анализ
Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
• ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
• нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
• ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Максимально возможная оценка равна 30 баллам. Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации. 5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п. 4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. 3-й уровень. 15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации. роках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе. 1-й уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка. Все эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как: успеваемость по различным предметам, положение ребенка в группе и особенности его взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников. Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследованииребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые им подходят.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки.
При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивация может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии. Подсчитывается процент подростков с разными уровнями школьной мотивации. За 100% принимается общее число подростков каждого класса.
Качественный анализ
Анализируется выбор ребенка по каждому из 10 вопросов анкеты. Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта — о психологической защите. О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5 («Как ты относишься к домашнему заданию?»). Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8 («Как ты относишься к своему классному руководителю?»). О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и особенно третьего вариантов ответа. Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 («Есть ли у тебя друзья в классе?») и 10 («Как ты относишься к своим одноклассникам?»). О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса. При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2-х или 3-х человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос — первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт содноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом. Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 («С каким настроением ты идешь утром в школу?») и 3 («Если бы вам сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?») в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 («Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?») при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе. Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филлипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку. Школьная мотивация зависит не только от уровня умственного развития учащихся класса. Хотя часто, чем выше интеллектуальное развитие учащихся класса, тем выше уровень мотивации, возможны и случаи обратной зависимости: чем выше уровень умственного развития, тем ниже школьная мотивация вследствие возникающих конфликтных отношений с отдельным педагогом или педагогическим коллективом в целом при полном отсутствии познавательного интереса. Низкая школьная мотивация наблюдается также при неудовлетворении в школе каких-либо внутренних потребностей ученика, например, лидерских притязаний в классном коллективе. Также достаточно часто встречается ситуация, особенно в начальной школе, когда даже не слишком успешные в учебе дети, имеющие невысокий уровень умственного развития, показывают высокую школьную мотивацию. Большое значение имеет личность классного руководителя и его отношения с классом. При изучении степени адаптации ребенка к средней школе особенно важно проанализировать ответы детей на 5, 8, 9, 10 вопросы (именно они включены в сводную таблицу).
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
1) Мне в школе нравится.
2) Мне в школе не очень нравится.
3) Мне в школе не нравится.
2. С каким настроением ты идешь утром в школу?
1) С хорошим настроением.
2) Бывает по-разному.
3) Чаще хочется остаться дома.
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
1) Пошел бы в школу.
2) Не знаю.
3) Остался бы дома.
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.
2) Бывает по-разному.
3) Мне нравится, когда отменяют уроки.
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
1) Нет, не хотел бы.
2) Не знаю.
3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?
1) Рассказываю часто.
2) Рассказываю редко.
3) Вообще не рассказываю.
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
1) Мне нравится наш классный руководитель.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.
9. Есть ли у тебя друзья в классе?
1) У меня много друзей в классе.
2) У меня мало друзей в классе.
3) У меня нет друзей в классе.
10. Как ты относишься к своим одноклассникам?
1) Мне нравятся мои одноклассники.
2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.
3) Мне не нравятся мои одноклассники.
Сводная таблица с результатами анкетирования «Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой» __________________________________________________________________ __________
№ п/п | Ф.И.О. учащегося | Ответы на вопросы анкеты | Уровень мотивации |
5 | 8 | 9 | 10 | Сумма баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| Кол-во 2-3 ответов % учащихся | | | | | | | | | | | | | | | |
Тест «Размышляем о жизненном опыте» (составлен Н. Е. Щурковой)
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.
Условия проведения теста:
1. Для успешного проведения теста необходимы: абсолютная тишина, анонимность (можно лишь указать половую принадлежность).
2. Предварительно подготавливаются бланки для более удобного подсчета результатов.
Номер вопроса | Буква ответа |
а | б | в |
1. … 2. … 3. … | | | |
3. Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
4. Вопросы теста должны быть прочитана ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
5. Учащимся предлагается выбрать 1 из 3 предложенных ответов и обозначить его в таблице знаком * (звездочка).
Вопросы к тесту:
1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Ваши действия:
а) обойду, не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря, какое настроение;
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Ваши действия.
а) ничего, какое мое дело;
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю;
3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Ваши действия:
а) тороплюсь в школу;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) звоню по телефону «03», останавливаю прохожих…
4. Ваши знакомые пожилого возраста переезжают на новую квартиру. Ваши действия:
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно помогу;
5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как Вы реагируете:
а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
б) оборачиваюсь и предлагаю половину;
в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно;
6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Ваши действия:
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ничего – жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного
7. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги:
а) они мои, раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто потерял;
в) может быть, возьму себе
8. Вы сдаете экзамен. На что рассчитываете:
а) на шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея;
б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;
в) на свои знания;
9. Вам предстоит выбрать профессию:
а) найду что-нибудь рядом с домом;
б) поищу высокооплачиваемую работу;
в) хочу создавать нечто ценное на земле.
10. Из трех видов путешествий Вы выберете:
а) по России;
б) по экзотическим странам;
в) по одной из ведущих капиталистических стран;
11.Вы пришли на субботник и видите, что все орудия разобраны. Ваши действия:
а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Ваши действия:
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование
в) отказываюсь решительно;
13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Ваши действия:
а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
б) выполню, конечно;
в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать;
14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщаете ли кому-нибудь об этом?
а) да, непременно скажу друзьям и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придется;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Ваши действия:
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу. Вдруг вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Ваши действия:
а) еду на дачу согласно плану;
б) не еду, остаюсь, конечно;
в) жду, что скажут товарищи.
17. Вы решили завести собаку. Из трех вариантов Вас устроит:
а) бездомный щенок
б) взрослый пес с известным Вам нравом;
в) дорогой щенок редкой породы
18. Вы собрались отдыхать после учебы. Но вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Ваши действия:
а) напомню о праве на отдых;
б) делаю, раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные;
19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Ваши действия:
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет значения;
в) обрываю разговор.
20. Вы плохо играете на скрипке. Ваши родители непременно вас хвалят и просят сыграть для гостей. Ваши действия:
а) играю, конечно;
б) разумеется, не играю;
в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
21. Вы задумали пригласить гостей. Ваши действия:
а) самому (самой) приготовить все блюда;
б) закупить полуфабрикаты;
в) пригласить гостей на кофе;
22. Вы узнаете, что школу закрыли по каким-то особенным обстоятельствам. Ваши действия:
а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, строю планы самообразования;
в) я буду ожидать новых сообщений;
23. Что вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?
а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) я, как все, аплодирую;
24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подошли два парня и требуют отдать подарок. Ваши действия:
а) отдаю – здоровье дороже;
б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
в) подарков не отдаю;
25. Когда наступает Новый год, о чем чаще сего думаете? Варианты:
а) о новогодних подарках;
б) о каникулах и свободе;
в) о том, как жить и как собираюсь жить в новом году;
26. Какова роль музыки в Вашей жизни?
а) она нужна мне для танцев;
б) доставляет мне наслаждение духовного плана;
в) мне просто не нужна;
27. Когда вы уезжаете надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали? Варианты:
а) снятся родные места;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не замечал(а).
28. При просмотре информационных передач портится ли у Вас настроение?
а) нет, если мои дела идут хорошо;
б) да, в настоящее время довольно часто;
в) не замечал(а);
29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Ваши действия:
а) отбираю интересное и приношу;
б) ненужных у меня книг нет;
в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
30. Можете ли Вы назвать 5 дорогих Вам мест на Земле, 5 дорогих Вам исторических событий, 5 дорогих Вам имен великих людей?
а) да, безусловно;
б) нет, на свете много интересного;
в) не задумывался (не задумывалась), надо посчитать;
31.Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
а) у этого человека был, конечно, вой личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.
Обработка полученных результатов:
Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо посчитать и выразить в процентном соотношении к общему числу учащихся.
Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является суммарное количество выборов от 13 и более при условии, что звездочкой помечаются:
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от13 и более при условии, что звездочкой помечаются:
Показателем, свидетельствующим о не сформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
Изучение детского коллектива как среды внеурочной деятельности школьников
Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (разработана А. Н. Лутошкиным)
Цель данной диагностической методики состоит в выявлен степени сплочённости детского коллектива – школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба школьного детского объединения и т. д. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ученика. Детский коллектив; как мы уже отмечали, является одним из важнейших условий этого развития. Приводимая ниже известная и многократно апробированная методика А. Н. Лутошкина позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворен своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым. Суть диагностики такова. Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своём развитии проходит ряд ступеней, и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллектива. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.
Образное описание стадий развития коллектива
l-я ступень - «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь - сколько песчинок собрано вместе, и в то, же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок - отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше, дунет ветер посильней разнесёт песок в стороны до тех пор, пока кто-нибудь не сгребёт его в кучу. Так бывает и в человеческих группах, специально организованных или возникших, по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом - не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто её составляет.
2-я ступень - «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддаётся воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким в группе может быть и формальный лидер детского объединения, и авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка), этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На данной ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не всё получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи. Какая-либо цель достигается с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.
3-я ступень - «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему, и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся в группе коллектив тоже подаёт каждому сигналы «Так держать!» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание - это ещё не всё. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частых вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» - актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей непохожестью, индивидуальностью. Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.
4-я ступень - «Алый парус». Алый парус - символ устремлённости вперёд, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надёжные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, у большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда её члены приходят на помощь, когда их просят об этом. Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.
5-я ступень - «Горящий факел». Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса», но не только они. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, прокладывая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплочённого объединения. Настоящий коллектив тот, в котором нет равнодушных по отношению к тем, кому плохо, тот, который ведёт за собой других. Обработка полученных данных. На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворённости своим классным коллективом, узнать как оценивают школьники его единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удаётся определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективисте отношений, довольных и недовольных этими отношениями.
Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе
Методика социометрии (её основоположником считается Дж. Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и отверженных членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ученика коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к нему, насколько сам ученик расположен к членам коллектива.
Опросный лист
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы - их всего три:
1. Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?
2. Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?
3. Кого из класса ты бы пригласил на день рождения или просто в гости?
После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!
Обработка результатов
Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор, а по горизонтали тоже в алфавитном порядке - имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алёша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос - Б, Ж и З; при ответе на третий - Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алёши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников.
Пример социометрической таблицы
кого выби-рают кто выбирает | А… | Б… | В… | Г… | Д… | Е… | Ж… | З… | И… |
А… | | 1,1,1 | | 1,1 | | 1,1 | 1 | 1 | |
Б… | 1,1,1 | | 1 | 1,1 | | 1 | 1,1 | | |
В… | | 1,1 | | 1,1,1 | | | | 1 | |
Г… | 1,1 | 1,1,1 | | | 1 | 1 | 1,1 | | |
Д… | 1 | 1 | 1,1,1 | 1,1 | | 1 | | 1 | |
Е… | 1,1 | 1,1,1 | | 1,1,1 | | | 1 | | |
Ж… | 1 | 1,1,1 | | 1,1,1 | | 1,1 | | | |
З… | 1 | | 1 | | 1 | 1,1,1 | 1,1,1 | | |
И… | 1 | 1,1 | | 1,1,1 | | 1,1 | 1 | | |
Общее число (рейтинг) | 11 | 17 | 5 | 18 | 5 | 12 | 10 | 3 | 0 |
Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым из школьников, и заносите получившееся у вас число в последнюю строку - под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алёшу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра будет считаться его рейтингом.
Интерпретация полученных результатов
Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их, можно сделать вывод о наличии в нём:
• лидеров - авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г);
• рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива, - они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж);
• одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или толь ко друг с другом, - они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и З);
• отверженных то есть тех, кто не принят в коллективе, они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг 1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы это школьник И).
Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг дpyгa теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Т, В и Д - они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.