Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательный английский»»
Управление образованием администрации муниципального образования "Кезский район"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кезская средняя общеобразовательная школа №1
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № ______
«___» _____________
Утверждена
Директор школы__________
Приказ № «___» ____________
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа
«Занимательный английский»
для детей: 8 – 10 лет
на 2018-2019 учебный год
Составитель: Селиверстова Светлана Владимировна,
учитель английского языка
п. Кез, 2018 г
Пояснительная записка
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьника.
Дополнительное образование учащихся предполагает развитие творческих способностей, формирование навыков самореализации личности. Именно в детском возрасте закладываются основы мотивации деятельности, проявляется любознательность, сопровождающая активностью и желанием заниматься любимым делом. Иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал. Многие ребята имеют активную мотивацию к изучению предмета, но есть противоречия: во-первых, неоднородность классного коллектива и необходимость усвоения базового уровня всеми учащимися; второе противоречие состоит в том, что английский язык изучается в искусственной среде. Для преодоления этих противоречий необходим курс дополнительных занятий, составленных на принципиально новых подходах к обучению в интерактивном режиме работы, с учётом индивидуальных способностей детей в рамках личностно-ориентированного обучения.
Программа «Занимательный английский» имеет социально-педагогическую направленностьи представляет собой вариант дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, и призвана обеспечить усвоение учащимися базовых основ английского языка, а также ознакомление с культурой, традициями и обычаями Великобритании. Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Он узнаёт, что английские слова произносятся иначе, чем слова родного языка, ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.
Педагогическая целесообразностьданной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа «Занимательный английский» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) и Примерной программы начального общего образования по иностранному языку. Программа «Занимательный английский» отвечает требованиям нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4. Устав МБОУ «Кезская средняя общеобразовательная школа №1».
Актуальность данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Все задания предложены в игровой форме, что очень нравится детям и повышает мотивацию учения. Каждая тема дается в форме фонетической, лексической или творческой игры, в результате которых учащиеся тренируются в произношении иноязычных звуков, разучивают и инсценируют стихотворения, песенки, активизируют речемыслительную деятельность, развивают слуховую память.
Отличительные особенности программы. Общение на иностранном языке в неформальной обстановке способствует погружению в мир языка, а значит, естественному общению. Кроме того коллектив единомышленников сплачивает ребят в их деятельности, усиливает мотивацию, создаёт комфортную среду для каждого, облегчает формирование коммуникативных умений и стимулирует речевое творчество. Ответственность за выполнение заданий способствует воспитанию самостоятельности, дает детям возможность планировать свою работу, определять цели и задачи, запрашивать дополнительную информацию у учителя или добывать её самостоятельно из других источников, взаимодействовать с партнёрами из группы. Использование ролевых игр поможет учащимся проявит себя, «примерить» взрослую жизнь, выразить свои чувства, отношение к действительности. Играя, учащиеся переносят свои знания и опыт деятельности из учебной ситуации в реальную.
Таким образом, игра является социальной практикой личности школьника, средой его обогащения. Это одна из возможностей создания личностно-ориентированной ситуации развития учащихся. В основу программы положена концепция модернизации образования и принципы личностно-ориентированного подхода.
На занятиях кружка учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранного языка в организации общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводят свое свободное время. Кружок готовит их к участию в общешкольных мероприятиях на изучаемом языке, способствует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Тематики работы данного курса дополняют и углубляют материалы урока, способствуют их более прочному усвоению, предусматривают связь с жизнью учащихся и стимулируют их потребность в общении.
Адресат программы. Программа предназначена для реализации работы в группах с детьми 8 - 10 лет и соответствует основной стратегии развития школы:
- ориентации содержания образования на развитие личности;
- реализации деятельностного подхода к обучению;
- обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач).
Условия набора – по желанию детей и родителей, на основании собеседования.
Объем программы и срок освоения программы. Программа рассчитана на три года обучения.Общее количество часов на весь период обучения – 102 часа.
1-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).
2-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).
3-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).
Формы обучения. Занятия кружка традиционно проходят в трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и индивидуально.
Особенности организации образовательного процесса: Обучениедетей осуществляется по программе в соответствии с учебно-тематическим планом. Возможно обучение разновозрастной группы учащихся. Обучение одаренных детей и учащихся, освоивших объем программы досрочно, может осуществляться в соответствии с индивидуальными учебными планами.
Режим занятий. Периодичность и продолжительность занятий. В основе образовательного процесса занятия проводят 1 раз в неделю по 40 минут. Режим работы соответствует требованиям СанПиН по организации дополнительных занятий.
Цель и задачи программы
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;знакомство с элементами традиционной детской англоязычной культуры.
Задачи:
I. Познавательный аспект.
познакомить детей с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.); способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой; формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках; способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой; развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке; развивать технику речи, артикуляцию, интонации; развивать двигательные способности детей через драматизацию; познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре, приобщать к общечеловеческим ценностям; способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность); обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Задачи следует формулировать исходя из ожидаемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательный английский»:
личностные результаты – общие представления о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознания языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка;
метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора младших школьников, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква и слово.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Логика и структура программы способствует творческому развитию детей, усвоению ими предметных, формированию ключевых и общих компетенций, гражданско-патриотического сознания, умений ориентироваться в мире социальных, нравственных, этических ценностей. Обучение развивает умения наблюдать, анализировать, представлять и фантазировать, экспериментировать с диалогами, развивать память и мышление.
Программа составлена по годам обучения.
Учебно-тематический план третьего года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации (контроля)
Всего
Теория
Практика
1.
Времена года и погода.
7
3
4
1.1
Любимое время года.
Спортивные игры.
2
1
1
Фронтальный опрос
1.2.
Планы на будущее.
2
1
1
дидактическая игра
1.3.
Вопросы в будущем времени.
Прогноз погоды.
2
1
1
тест
1.4.
Письмо другу.
1
1
письмо
2.
Мой дом.
5
3
2
2.1.
Мой дом, квартира. Комнаты дома.
1
1
диктант
2.2.
Предметы моей комнаты.
Предлоги места
2
1
1
дидактическая игра
2.3.
Структуры there is \ are
1
1
тест
2.4.
Мой дом – моя крепость.
1
1
проект
3.
Город и село.
5
3
2
3.1.
Погода в разных городах мира.
1
1
дидактическая игра
3.2.
Учимся сравнивать
2
1
1
тест
3.3.
Где лучше: в городе или в деревне?
2
1
1
дидактическая игра
4.
Рассказываем истории.
5
2
3
4.1.
Правильные и неправильные глаголы
2
1
1
диктант
4.2.
Вопросы о прошлом.
2
1
1
тест
4.3.
Сочиняем сказку
1
1
дидактическая игра
5.
Моя семья и я.
7
3
4
5.1.
Увлечения членов моей семьи.
2
1
1
-
5.2.
Помощь по дому.
1
1
тестирование
5.3.
Вежливый телефонный разговор.
2
1
1
дидактическая игра
5.4.
Правила этикета. Будем вежливыми.
2
1
1
дидактическая игра
6.
Покупки.
2
0
2
6.1.
Одежда. Одежда в разное время года.
1
1
диктант
6.2.
Продуктовый магазин.
1
1
дидактическая игра
7.
Школа.
3
2
1
7.1.
Моя классная комната
1
1
диктант
7.2.
Школьные принадлежности.
2
1
1
дидактическая игра
Итого:
34
16
18
Календарный учебный график
месяц
№ недели
3 год обучения
Т
П
К
сентябрь
1
Т
2
П
3
П
4
П
октябрь
1
Т
2
К
3
П
4
П
ноябрь
1
Т
2
П
3
К
4
Т
декабрь
1
П
2
П
3
П
4
Т
январь
1
К
2
Т
3
П
февраль
1
П
2
Т
3
К
4
Т
март
1
П
2
П
3
Т
4
П
апрель
1
Т
2
К
3
П
4
П
май
1
П
2
Т
3
К
Всего часов
11
17
6
Итого за год
34 недели, 34 часа
Условные обозначения: Т – теория, П – практика, К – контроль.