Выступление на районном МО на тему: "Методы и приёмы интенсивного обучения английскому языку на основе повышения эффективности и качества знаний учащихся"
Выступление на районном МО на тему: "Методы и приёмы интенсивного обучения английскому языку на основе повышения эффективности и качества знаний учащихся"
Современная жизнь просто невозможна без знания иностранного языка, иноязычной культуры. Развитие творческих способностей, создание условий для самовыражения и самореализации детей - одно из важнейших направлений современного языкового образования. Ранний этап обучения иностранному языку позволяет заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на районном МО на тему: "Методы и приёмы интенсивного обучения английскому языку на основе повышения эффективности и качества знаний учащихся"»
Выступление на тему:
«Методы и приёмы интенсивного обучения английскому языку на основе повышения эффективности и качества знаний учащихся»
Подготовил: Макаров А.В., учитель английского языка
2015год
Современная жизнь просто невозможна без знания иностранного языка, иноязычной культуры. Развитие творческих способностей, создание условий для самовыражения и самореализации детей - одно из важнейших направлений современного языкового образования. Ранний этап обучения иностранному языку позволяет заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли..
Основное назначение предмета "Английский язык" состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Процесс обучения английскому языку призван не только обеспечить школьникам возможность овладеть ещё одним способом общения. Он должен ввести детей в мир другой культуры. Становление и развитие страноведческой мотивации, в основе которой лежит интерес к жизни сверстника за рубежом, к культуре страны изучаемого языка, её народу, является одной из ведущих установок. Формирование общеучебной компетенции способствует созданию индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся.
Один из методов интенсивного обучения иностранному языку - это ведение своего индивидуального словаря. В каждом классе учащийся ведёт свой личный словарь, который разделён на три столбика. В первом столбце пишут английское слово, во втором - его транскрипцию, а в третьем - перевод слов. Такая работа даёт неплохой результат для заучивания необходимых слов и выражений. В начальных классах используется 4 столбца: добавляется еще транслитерация. Это означает, что каждый может писать слова русскими буквами .С помощью своего родного языка учащимся становиться легче заучивать слова с таким методом.
Среди разнообразных приемов организации методов интенсивного обучения наибольший интерес у учащихся вызывают игровые технологии, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, способствуют эффективной обработке программного материала. Быстрое обучение языку через игровые технологии положительно влияет на развитие личности ребенка.
Игра - традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство быстрого обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с её помощью он будет учиться с удовольствием. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности.
Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологические барьеры, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры. Главное при проведении игры - создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся. На каждом уроке можно использовать всевозможные игровые технологии, например, в 7 классе по теме "Национальные парки" провести игру "баскетбол",сделать баскетбольный щит и 15 разноцветных кругов, на обратной стороне которых написать слова. Учащиеся по одному выходят и забивают голы, переводя слова. Такая игра способствует быстрому запоминанию слов, развитию его памяти, воображению, чувства коллективизма. Дети становятся раскованнее, активнее, общительнее, легче вступают в контакт.
Одним из резервов интенсификации учебно-воспитательного процесса по английскому языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету. Игровые занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию умений и навыков. Общественный характер обучения и воспитания в школе, достижения методики интенсивного обучения заставили по-новому взглянуть на проблему взаимоотношений личности и коллектива в процессе овладения иноязычной коммуникативной деятельностью. Подготовка учащихся к общению в различных ситуациях - одна из важнейших задач, стоящих перед урочной работой по предмету. Согласно данным современной возрастной психологии для учащихся 5-6 классов ведущей является игровая деятельность, в 7-9 классах на передний план выступает познавательная и ценностно-ориентационная деятельность, в старших классах значение приобретает, помимо этого, и деятельность общения. Следовательно, успех изучения английского языка на начальном этапе во многом зависит от умелого подбора и организации игр, обеспечивающих прочное усвоение языкового материала и речевое общение на его основе. Большой популярностью пользуются игры-соревнования, ролевые игры, учитывающие способность ребенка к фантазии и перевоплощению, игры с использованием различных видов наглядности.. Исходя из этого, этот метод игровой технологии можно применить по теме: "Здоровье» приготовить макеты рыб с заданиями, то есть на обратной стороне предложения. Задача учащихся: поймать рыбку с помощью магнитной удочки и перевести предложения на английский язык, дав совет больному человеку. Такое увлекательное дело очень понравится детям, можно научить учащихся не только давать советы и переводить, а также совершенствовать интенсивное говорение.
Основными формами работы в 5 классе являются управляемый диалог, беседа, описание картинок, работа с загадками. В 6-7 классах эти формы получают дальнейшее развитие.
Чтение на английском языке привлекает учащихся. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. Согласно принятой методике устного опережения к чтению необходимо приступать, когда у учащихся отработаны артикуляция и произнесение звуков, и слогов. В метод интенсивного обучения можно включить фонетическую, речевую зарядки. С помощью которых учащиеся стараются запоминать новые звуки, фразы. В качестве этих зарядок используются все возможные задания, стихи, пословицы, перевод слов, выражения. Это очень нравится ученикам и настраиваются на весь урок. Очень важно своевременно привлечь учащихся к предмету, подкрепить интерес к языку и развить формирующиеся умения и навыки чтения.
Методика интенсивному обучению чтению удачно сочетается с заучиванием наизусть четверостиший, рифмовок, пословиц, поговорок, драматизация диалогов. Гораздо важнее обеспечить разнообразную, способную увлечь детей коммуникативную деятельность и постараться организовать её таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их деятельность на последующих этапах учебной работы. Коллективный метод работы независимо от возраста влияет на формирование личности и определяет развитие их навыков и знаний.
Неделя английского языка - один из видов внеклассной работы метода интенсивного обучения. Внеклассная работа способствует более быстрому и глубокому овладению языком, творческому развитию учащихся. При проведении конкурсов на изучаемом языке в соревнование вовлекаются даже самые пассивные школьники.
Чтобы вовлечь детей в творчество, необходимо обеспечить их увлекательным материалом игрового характера. Стремление помериться силами, проверить интенсивное усвоение знаний, умений и навыков в соревновании, возможность узнать что-то новое, почувствовать ответственность за команду придают всей деятельности учащихся во время проведения Недели английского языка осознанно мотивированный характер.
Активизировать интенсивное повторение ранее усвоенного материала, закрепить приобретенные умения и навыки помогают разнообразные конкурсы, игры, олимпиады, концерты.
В целях совершенствования работы с одаренными учащимися, формирования мотивации саморазвития создаются условия для развития творческих способностей личности. В связи с этим школьники вовлекаются в проектную деятельность по различным направлениям. С большим успехом проводятся конференции для таких учащихся.
Чтобы урок в большей степени походил на реальное общение, необходимо использовать не только игровые ситуации общения, но и неформальные, которые являются результатом взаимоотношений, возникающих на занятии между учителем и его маленьким учеником . В этом случае учитель перестаёт быть только организатором и контролёром, он становится участником общения.
Под "неформальными" ситуациями понимаем такие, которые не являются программными, то есть они не регламентированы книгой для учителя или учебным пособием. От ситуации программного характера они отличаются спонтанностью и естественностью возникающего речевого взаимодействия. Неформальные ситуации возникают постоянно в ходе занятия, и задача учителя - увидеть их, грамотно организовать речевое взаимодействие, вовлечь в него ребёнка или группу учеников и, конечно, развивать в рамках таких ситуаций коммуникативные умения. Инициатором такого речевого взаимодействия является, прежде всего учитель. Важно отметить, что ситуации неформального общения не конкурируют на занятии с ситуациями игровыми или сюжетными, которые заложены программу или учебник, но неформальные ситуации должны, стать обязательным - хотя и не главным элементом занятия по иностранному языку.
Важность таких методов невозможно переоценить. Преимущества обучения состоят в том, что можно использовать все методы интенсивного изучения иностранного языка. Несомненно, что и песни при изучении иностранного языка имеют большое значение. Их можно использовать как клоуз-тексты - тексты с пропущенными элементами, которые учащиеся заполняют после прослушивания песни или самостоятельно изменяют или дополняют. Песни можно использовать в больших или малых группах, в различных ритмах. Например, ученики поют сначала тихо, затем намного громче и затем снова тихо. Другой приём - пение с разным настроением: весело, грустно и даже зло. Можно предоставить учащимся возможность слушать и говорить о том, какие картины "рисует" музыка в их воображении, или попросить нарисовать то, что они чувствуют или представляют, когда слушают музыкальное произведение. Такая работа помогает отойти от традиционной схемы овладения иностранным языкам, при которой обучение носит шаблонный характер. Обучение проходит на высоком интенсивном уровне коммуникативной активности, отличается глубоким и прочным усвоением лексического и грамматического материала. Использование такого метода позволяет детям становиться активными участниками процесса усвоения языка. У обучающихся возникает мотивация к быстрому расширению своего языкового кругозора, к изучению нового незнакомого им материала.
Принимая во внимание, что индивидуальная деятельность учащихся по английскому языку зачастую имеет самостоятельный характер, необходима продуманная система подготовки учащихся к ней, использование наглядностей. Индивидуализация урочной работы по иностранному языку предполагает разработку избыточных заданий, варьирование этих заданий с учетом континента и условий. Эти и другие подобные методы, приемы позволяют повысить качество знаний.
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный;
исследовательский.
Репродуктивный метод обучения предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях.
Проблемный метод предполагает максимальное содействие активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.
Исследовательский метод обучения обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов.
Способы повышения качества обучения английскому языку
Сегодня в повышении качества обучения иностранному языку преобладают способы, основанные на творческом подходе к усвоению иностранного языка. Примеры творческих упражнений:
- упражнение «Собираем ребенка в школу». Учащиеся разбиваются на две группы: мама и ребенок. И в игровой форме воспроизводят лексику по теме «Учеба». Например, перечисляют школьные принадлежности, говорят о том, как вести себя в школе.
- упражнение «Ждем гостей». Лексика, употребляемая с приходом гостей: просят накрыть стол, подать посуду, проверить наличие еды, одеться в праздничную одежду и т.д.
- упражнение «Дискуссии». Например, по темам: как интереснее путешествовать, где лучше знакомиться и т. д.
- упражнение с применением семантических полей. Выбираются предметы по теме и не по теме. Сначала в быстром темпе читаются слова на русском языке, затем - на английском языке. Ученики определяют, какие слова не по теме.
- упражнение «Языковая практика с носителем языка». Прослушивание диалога, понимание его, для этого преподаватель дает перевод новых слов, которые ученик запоминает за счет повтора.
Следующим способом повышения качества обучения является использование опор:
·изобразительно-смысловые опоры: диафильмы, кинофильмы (ставится задача); серия рисунков (не более 3-4), объединенных по теме;
·словесно-смысловые опоры: логико-синтаксические схемы. Например, я хотел бы..., но, к сожалению,…, дело в том, что… ;
·опоры на уровне формирования умения. Например, ты неправ…, потому что…, в прочем, все зависит от… .
Другой способ - реализация принципа индивидуализации:
·варьирование форм работы;
·на обобщающих уроках рекомендовать домашнее задание по выбору;
·разрешать материалы для чтения по интересу;
·регулирование учебной нагрузки учеников.
Таким образом, необходимыми условиями для повышения качества обучения иностранному языку являются:
совокупность педагогических условий, воздействующих на обеспечение качества образования учащихся;
создание положительной мотивации на всех видах и типах учебных занятий;
обеспечение развивающей, психологически комфортной интеллектуально-информационной среды;
создание на учебных и внеклассных занятиях условий, способствующих проявлению потребности в саморазвитии и самореализации учащихся в деятельности, напрямую связанной с применением на практике знаний и умений.
На современном этапе, как один из способов повышения качества обучения иностранному языку, широко используются новые информационные технологии.
Использование компьютерных технологий в обучении, в частности иностранным языкам, в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине.
Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.
Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели образования - улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Применение технологий на уроках иностранного языка
1Метод проектов
2Power Point - программа создания презентаций
Проведение уроков с использованием презентаций MicrosoftPowerPoint помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика выступает учитель, он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке.
При организации урока с использованием НИТ информация предоставляется ученику красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь, если это требуется, или, забегая вперед.
Интернет
Рассмотрим пять основных направлений использования ИКТ на уроках (по классификации Войтко С.А.)
. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.
. Создание собственных мультимедийных презентаций.
. Использование ИКТ во внеклассной работе.
. Использование ресурсов сети Интернет.
На уроках английского языка Интернет помогает решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет - технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.
Использование электронный словаря соединяет в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений.
Все современные электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения.
Компьютерные технологии, а именно - Интернет оказался сегодня как нельзя более кстати при изучении гуманитарных предметов. На уроке иностранного языка учащиеся проходят и географию, и животный мир, и население, и политику. Здесь есть возможность сравнить, как решаются глобальные проблемы человечества в разных странах мира, в нашей стране. Например, при изучении темы «Путешествие по Англии» можно учащимся дать информацию из сети Интернет о национальных парках Англии, а можно и углубить эту тему, добавив материал о национальных парках России. При этом учащиеся не только получат обширный страноведческий материал, но и познакомятся с проблемами природоохранительного характера и путями их решения. Для более высокой восприимчивости материала здесь уместно применение компьютерных технологий (показ слайдов, заранее приготовленная компьютерная презентация урока).
Одной из форм творческой работы школьников на уроке и во внеурочное время является подготовка тематических докладов, рефератов, кроссвордов, ребусов, устных журналов. Здесь опять на помощь приходит Интернет.
Самое простое применение Интернета - это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию.
Использование Интернета на занятии не должно представлять собой самоцель. Нет большого смысла в применении Интернета на самом начальном этапе обучения языку. В этот период велика роль тренировочных упражнений. Сегодня много игровых дисков «Для самых маленьких» или «Для начинающих», которые содержат красочные игры для закрепления грамматики и лексики, для обучения письму. Это те же самые упражнения, что и в учебниках. Разница лишь в том, что учащиеся их видят не на листочке, а в мониторе компьютера или на интерактивной доске.
Участие в Интернет - проектах эффективно при работе со старшеклассниками. Конечно, проекты могут проводиться и без Интернета. Однако Интернет придает проекту больший динамизм, меняет его временные рамки. В ходе работы над проектами учащиеся применяют и расширяют свои языковые знания, получают обширную страноведческую информацию.
Письменная коммуникация для лучшего овладения иностранным языком известна давно. Интернет и здесь предоставляет новые возможности. Существует два вида письменной коммуникации в Интернете: синхронная (Chat) и асинхронная (E-mail). Синхронная коммуникация представляет собой нечто среднее между устной и письменной. Ее участники обмениваются письменными сообщениями, но делают это в режиме реального времени и пользуются при этом языком, характерным для устного общения. Мне кажется, что этот вариант больше подходит для индивидуального обучения иностранному языку, а в школьной аудитории его трудно организовать, тем более, что он требует довольно высокой планки владения языком уже на начальном этапе.
Асинхронная письменная коммуникация позволяет работать над текстом более тщательно, чем при спонтанной коммуникации. Возможность продумать, исправить, переписать свой текст особенно важна для начинающих.
Суть технологии информационного обучения - развитие способности к самообразованию и развитие коммуникативной компетенции учащихся.