Уроки английского языка как средство воспитания готовности к жизни в мультикультурном социуме. Автор: учитель английского языка Ковальчук Л.Г. | В нашем современном мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни сообща” стало первоочередной задачей. При этом возникает насущная необходимость воспитывать в наших учениках открытость и дружелюбие, способность относится с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить ребят основам человеческого общежития и тем самым – готовить их к жизни в быстро меняющемся мультикультурном социуме. Поэтому Концепция ФГОС второго поколения и ставит одной из важнейших задач формирование у школьников гражданской ответственности и толерантности как условия повышения качества общего образования. Понятно, что именно изучение иностранных языков является одним из самых плодотворных средств, нацеленных на воспитание толерантности и взаимопонимания между людьми, так как изучение языка включает в себя изучение истории, философии, культурных обычаев и традиций различных народов. Поскольку для достижения этих целей в плане формирования толерантности значительная роль отводится содержанию, то при отборе текстов для домашнего чтения, постоянно учитываю такие критерии, как возраст и интересы учеников определенной ступени образования. Например, в начальной школе — это английские народные сказки и рассказы о жизни сверстников в других странах, рассказы о животных и их взаимоотношениях с людьми. В среднем звене — рассказы О.Генри, Д.Лондона, А.Конан-Дойля, фантастические рассказы А.Азимова. В старшей школе — работа с публикациями англоязычных периодических изданий, с произведениями классиков английской и американской литературы: С.Моэма, Д.Голсуорси, О.Уайльда, В.Теккерея, У. Фолкнера, Э.Хемингуэйя, просмотры видеофильмов. Все тексты, содержащие сведения о культуре других стран, обязательно являются аутентичными. Знакомство учащихся с этнокультурным компонентом происходит, начиная с младших классов, в первую очередь в ходе изучения страноведческих тем различной направленности. Они получают информацию о достопримечательностях англоязычных стран при просмотре видеофильмов и презентаций, подготовленных учителем или старшеклассниками, сравнивают их с отечественными знаменитыми и интересными местами и приходят к выводу, что каждая страна имеет свои ценности и гордится ими. Дети на уроках поют аутентичные английские песенки, учат наизусть стихи и рифмовки . Мы обязательно обсуждаем с учениками традиции Рождества и Нового года в различных странах, оформляем поздравительные открытки. В среднем звене очень хорошо проходят уроки-«путешествия» в англоязычные страны. Например, урок- игра «Путешествие в Лондон» в рамках наших традиционных уроков. При проведении данного урока ученики совершают виртуальную однодневную экскурсию в Лондон, где они посещают главные достопримечательности, посмотрев очень познавательную и яркую презентацию, подготовленную старшеклассниками, поучаствовали в викторине, ответили на вопросы о России своих английских сверстников. В старшей школе основными задачами являются взаимное обогащение культур на общих принципах, присущих высокоразвитой цивилизации, уважительное отношение к представителям разных стран и народов. Работа основывается на следующих методах – дискуссия, изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме, ролевые игры. Ребята проводят работу по изучению культурного наследия англоязычных стран, сопоставляют его со своим национальным наследием, учатся приемам адаптации к жизни в других странах. Формирование социальной толерантности в познании культурных традиций англоязычных стран успешно осуществляется методом проектных работ, как в младшей школе, так и в среднем звене и в старших классах. Этот метод позволяет школьникам проявить широкую самостоятельность в выборе источников информации, способе их изложения и презентации. Здесь используются как групповые формы работы, так и работа в парах, поскольку коллективное обсуждение, совместное исследование выдвинутых проблем помогают глубже проникать в чужую культуру, находить общее и специфическое, подыскивать бесконфликтные способы решения проблем. Вот некоторые примеры таких проектов: · инсценировки различных сказок, песен, стихов – 4-10 класс; · урок-дискуссия, где обсуждаются проблемы молодежи 10 - 11 класс; · драматизация пьесы - постановка учениками 7-8 классов сказки «Три поросенка» для выступления в начальной школе; · конкурс переводов стихов английских поэтов 8-11 класс; · проект – компьютерная презентация «Silver Ring of Russia» - 8 класс, «Russian Nobel Prizewinners» - 9 класс; · творческие работы - свободное литературное сочинение. Предлагаемые темы: «All you need is love», «Stop terrorism! » 10 -11 класс; · литературный перевод художественных произведений на русский язык - 10 -11 класс; · участие в онлайн конкурсе «Cambridge English Competition» - 5-9 класс · издательские проекты — стенгазеты, посвященные праздничным дням: «ThanksgivingDay», «Christmas», «St.Patrick’sDay», «MayDay» и т.п. В настоящее время все чаще можно встретить людей с различными культурными корнями в одном социуме, даже в стенах одной школы или класса, поскольку наблюдается возрастание мобильности и активное перемещение людей, несущих разное культурное наследие, разные традиции. Следовательно, необходимо «проникать в чужую культуру», внутренне быть готовыми не только «принять чужие нравы и обычаи», но и сделать их частью своего бытия. Таким образом, важно научить школьников видеть мир глазами разных людей, принимать различные способы мышления, научить их жить в доверительных, партнерских отношениях, то есть научить их не только приобретать знания о чужой культуре, но и понять ее особенности, а главное — принять.
|