Сценарий выступления на методическом слёте учителей английского языка
на тему:
«Снятие психо-эмоционального напряжения на уроках английского языка»
Ф.И.О. выступающего:
Оберемко О.А.,
учитель английского языка
МКОУ Евстратовской СОШ
2014
Снятие психо-эмоционального напряжения на уроках английского языка
(Слайд 1) Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется описание личного опыта по вопросу снятия психо-эмоционального напряжения у учащихся на уроках английского языка.
(Слайд 2) Еще Артур Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливей больного короля».
В настоящее время, глобальная задача учителя и школы в целом - формирование здоровой личности, способной к сотрудничеству в поликультурной среде. Как всем нам известно, современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений и большого объема материала для запоминания. При этом внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика (Слайд 3): частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом и др. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Возникает вопрос: «Что предпринять для недопущения или устранения всего перечисленного?»
Сегодня хотелось бы поделиться личным примером решения данного вопроса. В своей работе уделяю особое внимание принципу психологической комфортности, который является одним из принципов здоровьесберегающего обучения. Являюсь учителем английского языка во 2-11 классах, соответственно формы, методы и приёмы снятия напряжения носят дифференцированный характер, учитываются возрастные особенности учащихся. Хотелось бы привести некоторые лично используемые приемы, которые способствуют созданию активной и в то же время комфортной атмосферы на уроке (Слайд 4):
Инсценирование – это вид игровой деятельности. Использование театра на собственных уроках и внеклассных мероприятиях показало эффективность этого приема, прежде всего для развития навыков и умений неподготовленной устной речи. Этот прием реализации здоровьесберегающих технологий способствует снятию усталости в процессе обучения английскому языку, а также в последующем дети легко справляются с программными заданиями: «Listen, read and act» («Послушай, прочти и разыграй»), «Dramatize the text» («Драматизируй текст»). Опробованным уроком-инсценировкой является урок в 4 классе на тему «Once upon a time» («Давным-давно»). В старших классах часто использую задания типа «Make up the dialogue with your partner (or group) and act it out» («Создайте диалог с партнёром (группой) и разыграйте его»).
(Слайд 5) Пантомимическая психогимнастика – приём, позволяющий научить ребёнка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. Предлагаются темы или задания, которые представляются без помощи слов. Например, при отработке темы «Professions» в 5 классе учащиеся продемонстрировали свои творческие данные, используя данный приём. Учащиеся 2 класса изобразили свои эмоции при изучении лексики, относящейся к эмоциональному состоянию. Предлагаю детям карточки с заданиями или отдельными лексическими единицами, их задача – продемонстрировать содержание карточки остальным учащимся, используя мимику и жесты.
(Слайд 6) Речевая ритмика (чанты)- способствует быстрому запоминанию лексики и грамматики, помогает создать благоприятный фон для звучания ясной и четкой дикции, снять излишнюю напряженность мимических мускул. В своей работе стараюсь использовать разнообразные виды чантов. Например, одним из которых является «Checklist»(«Проверочный список»), который помимо грамматической функции и диалогового взаимодействия учителя и учащихся служит организационным моментом урока. Одним из примеров речевой ритмики, используемой мною, представлен на слайде (Слайд 7):
Are the lights on?
Yes, they are.
Is the blackboard clean?
Yes, it is.
Is there chalk on the blackboard?
Yes, there is.
Are the students here?
Yes, they are,
Is the teacher here?
Yes, she is,
Is it time to begin?
Yes, it is!
(Слайд 8) Динамические паузы – способствуют снятию напряжения, хорошо вписываются в урок. Подбираю разнообразные упражнения в зависимости от вида и содержания урока. Кроме того, начиная с начальной школы, даю возможность учащимся самостоятельно проводить такие паузы. Собственный опыт показывает, что динамическая пауза является одной из самых любимых и ожидаемых учащимися приёмов на уроке. Примерами использования динамических пауз являются: “Clap your hands” («Похлопаем»), “Stamp your feet” («Потопаем»), выполнение команд на двигательную активность (fly - летаем, jump-прыгаем, swim - плаваем, etc.) и др.
(Слайд 9) Пальчиковые упражнения – направлены на развитие мелкой моторики, снятия усталости кистей рук. Примерами данного приёма могут служить следующие упражнения: “
The sunrays” (“Солнечные лучи”). Руки в “замке” подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь.
“The lamps” (“Фонарики”). Вращение свободными кистями рук (по 10 раз).
Упражнение “Play the piano” (“Играем на пианино”). Имитация игры на пианино.
Упражнение “Running men” (“Бегущие человечки”). Указательный и средний пальцы правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперёд и назад.
(Слайд 10) Зрительные метки - это картинки, игрушки, развешанные или расставленные в разных местах кабинета. Ребятам даётся установка найти тот или иной предмет, затем им представляется возможность описать предмет, его назначение. Этот приём позволяет расширить зрительно-пространственную активность в режиме урока, быстро проверить знание лексики, развить внимательность, память, быстроту реакции, увеличить двигательную активность, повысить интерес к изучению языка.
(Слайд 11) Игра – позволяет создать поле деятельности для отработки языкового материала, снять психоэмоциональное напряжение, развить память, увеличить двигательную активность, создать ситуацию успеха. Особенно это важно на начальном этапе изучения языка. Лично практикую игры с мячом, имитацию действий с игрушками. Излюбленной детьми игрой на аудирование является игра «Funny artists» («Весёлые художники»), цель которой - научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, развивать слуховую память. Правила игры следующие: ученик, закрыв глаза, рисует предмет или объект в соответствии с темой урока (напр. животное). Ведущий называет основные части тела (или другие особенности изображаемого):
Draw a head, please (Нарисуй голову, пожалуйста).
Draw a body, please (Нарисуй тело, пожалуйста).
Draw a tail, please (Нарисуй хвост, пожалуйста). Возможен также вариант данной игры в командах. Если рисунок получился, команда,(или отдельный ученик) получает соответствующие баллы или презент.
(Слайд 12) Истории со звуковыми эффектами - прием релаксации, на мой взгляд, интересен тем, что позволяет “оживить” учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного приема заключается в следующем: (“роль звуковых эффектов” исполняют ученики) все участники делятся на группы (по 2-3 человека), которые будут изображать какие-то персонажи, звуки, использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно (можно под тихую музыку). Учитель читает текст, а учащиеся при словах – windy (ветрено), footsteps (шаги), running (бегущий), snoring (храпящий), laughing (смеющийся) и тд. имитируют звуки ветра, шагов, храпа и смеха. История может быть смешной, страшной и остроумной.
Смена форм работы на моих уроках также помогает избежать «перегрузки» учащихся. Предпочтительными формами являются: обучение в содружестве, работа в парах, в группах сменного состава, учебная дискуссия, совместный поиск решения проблемных ситуаций.
Для сохранения здоровья своих учащихся стараюсь организовать необходимую педагогическую поддержку, причем хотелось бы отметить, что в педагогическом сопровождении нуждаются как сильные, так и слабые ученики. Считаю, что поддерживать ребенка – значит верить в него. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done!» («Хорошо»), «How clever you are!» («Умница!», «Молодец!») и т.д . Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, и т.д.
Таким образом, на основе всего вышесказанного хотелось бы отметить то, что здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемым звеном на уроках. К тому же, в соответствии с новыми ФГОС на разных ступенях образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Это говорит о том, что учителю необходимо найти свой путь для создания комфортных условий на уроке, позволяющих сохранить и укрепить здоровье детей, повысить успеваемость и
качество знаний по предмету. Кроме того, подбор и применение современных увлекательных и эффективных приёмов и форм работы учителя на уроке принесёт ему самому больше удовлетворения, чем от «затёртых» способов и методов работы.
(Слайд 13) Завершить своё выступление хотелось бы словами «Береги здоровье смолоду» и мы с вами, уважаемые коллеги за это в ответе.
(Слайд 14) Спасибо за внимание!