Просмотр содержимого документа
«Специфика преподавания иностранного языка в системе профессинального образования.»
Специфика преподавания иностранного языка в системе профессинального образования.
Тютикова Ольга Владиславовна
преподаватель иностранного языка, ГБПОУ ППК им. Н.Г.Славянова.
Методологический – относящийся к фундаментальным основам глубокого, обобщенного осмысления научного исследования вообще или какой-либо области.
Социальный прогресс диктует каждому новому поколению более высокие требования. Следовательно, те кто учится и учит должны подниматься на более высокий уровень образованности, общей культуры, профессиональной квалификации.
Одной из важных задач, стоящих перед СПО, является подготовка конкурентоспособного специалиста. Применяя новые и уже известные методы, обучение иностранному языку способствует реализации этой задачи, так как одно из требований, предъявляемых к выпускнику – владение иностранным языком. В настоящее время социальный заказ предполагает новые формы обучения, новые технологии, подходы. К резервам совершенствования методов и форм преподавания следует отнести знание и понимание специфики иностранного языка, потенциала этой дисциплины для решения стратегической задачи профессионального образования. Преподаватель должен владеть методическим мастерством, чтобы обучать иностранному языку на уровне современной методической теории. Это предъявляет к преподавателю повышенные требования в плане его профессиональной подготовки.
Иностранный язык активно вошел в нашу повседневность, применение иностранных слов в бытовой и профессиональной сферах является обычным делом. В нашем современном открытом обществе существует много возможностей применения иностранного языка, все больше возникает потребность и необходимость пользоваться иностранным языком. В данной ситуации от преподавателя требуется творческий подход к решению учебных задач, чтобы сама учебная деятельность , им организуемая, была для студентов не только интересна, вызывала бы мотивацию, а также развивала бы умение учиться, самостоятельно работать, добывать информацию. В настоящее время необходимо учить студентов приемам учебной деятельности, ведущим к успешному усвоению изучаемого языка.
Эффективность овладения иностранным языком находится в прямой зависимости от активности учащихся, вовлечении их в планирование своей учебной деятельности, ее самоорганизации, самоконтролю. Роль преподавателя как организатора процесса состоит в том , чтобы осуществлять управление активной деятельностью студентов.
Одним из приемов в преподавании иностранного языка является методологический компонент, обучение через который помогает учащимся применять рациональные приемы учения, поиска информации. Учащихся следует научить пользоваться совершенствующимися учебниками и справочниками, электронными пособиями, компьютерными программами. Успехи учащихся будут определяться тем, как они будут заниматься иностранным языком сами, работать на уроке и во внеурочное время: чтобы научиться понимать речь, нужно больше слушать; чтобы говорить, необходимо больше общаться; чтобы читать, следует читать ежедневно.
Времени, отведенного на учебные занятия, для этого недостаточно, а мотивация к изучению иностранного языка большая, а если она присутствует, то нужно подобрать такие методы, чтобы помочь учащимся реализовать потребности не только на занятиях иностранного языка, а мотивировать на дальнейшее применение. Учащиеся должны научиться применять знания по иностранному языку. Именно научиться, так как овладение иностранным языком возможно только при активном учении обучающихся. Важно переносить знания с урока во внеурочную деятельность. Язык, будучи средством общения, нуждается в том, чтобы его «содержали в рабочем состоянии», то есть быть готовым к использованию в возникающих ситуациях общения. Поэтому учащихся нужно научить учиться, формировать навыки интеллектуального труда.
Преподаватели в нашем колледже успешно практикуют приемы методологического компонента, раскрывая потенциал студентов. Так, обучают пользоваться изменяющимися и модернизирующимися учебниками и пособиями по разным специальностям, применяют пособия европейского уровня «Oxford University Press», издательство Longman, Macmillan. Применяя разработки нового уровня, студенты стремятся к саморазвитию, раскрытию творческих способностей при подготовках к выступлениям на внутренних и краевых олимпиадах и научно-практических конференциях. Так же работа над устным проектом, рефератом, сообщением, подготовка к ролевой игре требует поисковой работы, большой самостоятельной подготовки, самоконтроля, самокоррекции. Это позволяет проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, творческому использованию речевых навыков. Проводя самоанализ результатов своей деятельности, студенты осознают необходимость иностранного языка для бытовых ситуаций, для ориентирования в печатных и электронных источниках.
Как было сказано, одним из рациональных приемов обучения служат компьютерные обучающиеся программы, которые являются инструментом, организующим самостоятельную работу обучаемых и управляющим ею, особенно в процессе тренировочной работы с языковым и речевым материалом. В настоящее время существует изобилие таких программ по грамматике, аудированию, переводу.
Современный специалист обязан самосовершенствоваться , понимать изменения в обществе. А это невозможно без умений самостоятельной подготовки во всех сферах. Поэтому в настоящее время следует больше внимания уделять развитию методологического компонента или умениям учиться. Владея приемами учения, студенты будут изучать иностранный язык сами, справляться с возникающими языковыми ситуациями, а это, в свою очередь, послужит их личностному и карьерному росту.
Список литературы.
Кожухар В.М.: Основы научных исследований. - М.: Дашков и К, 2010
Михайлов Г.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. – 2001. - №5. – с. 19.
Резник С.Д.: Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности. - М.: Инфра- М, 2010