Просмотр содержимого документа
«Реализация рефлексивного подхода в обучении английскому языку на материале УМК Spotlight»
Логовченко О.Е., Решитько Е.В.
учителя английского языка МБОУ СОШ№5
г.Славянска-на-Кубани
Реализация рефлексивного подхода
в обучении английскому языку на материале УМК Spotlight
Введение
В настоящее время происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Его главной целью становится не передача знаний и социального опыта учителя ученику, а развитие личности ученика, умеющей самостоятельно ориентироваться в огромном информационном поле, умеющей найти правильные пути в поиске решения проблем, умеющей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Планируемые результаты - личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД, развитые и используемые ребенком с начальной школы, это и есть цель ФГОС нашей страны.
Основной задачей современной школы является задача воспитания человека, способного в будущем совершенствовать самого себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека самостоятельного в широком смысле этого слова.
При всей важности задач эффективного усвоения знаний и их использования на практике, необходимо создавать условия для саморазвивающейся личности, активно культивирующей у себя, благодаря самоанализу, свою индивидуальность, творческий потенциал и профессиональное мастерство. Таким образом, к традиционным классно-урочным и лекционно-семинарным формам усвоения знаний следует добавить эмоционально-коммуникативные, рефлексивно-созидающие, социально-творческие формы взаимодействия. Образовательные учреждения должны являться гибкой социально-педагогической системой с возможностями личностно-индивидуального раскрытия активности рефлексирующего человека, осмысляющего себя и свои действия. Как пишет Д. Писарев «Желание высказаться почти всегда бывает сильнее, чем желание чему-нибудь научиться».
Преподавание иностранных языков всегда идет в авангарде современных тенденций образования, не стала исключением и проблеме формирования рефлексивного мышления при обучении иностранным языкам. Само слово рефлексия как раз пришло в русский язык из английского языка (reflection – an idea or opinion or statement resulting from deep and careful thought) и является синонимом таким более привычным словам, как «обратная связь», «отдача», «самооценка и самоанализ», «взаимопонимание и взаимодействие.
К числу факторов, обусловливающих взаимопонимание и сотрудничество между людьми в общении и деятельности, следует отнести такие способы и приемы, которые способствуют пониманию одним человеком другого. Это идентификация, эмпатия и рефлексия. При идентификации человек воспроизводит образ мысли и действий своего партнера по общению, пытается познать его, пытается поставить себя на его место. В результате идентификации усваиваются нормы, ценности, установки, поведение, вкусы отражаемых или воспринимаемых лиц. Способность человека представить себе, как он воспринимается другими, называется рефлексией, а эмоциональное сопереживание или сочувствие – эмпатией.
Все эти способы являются очень важным инструментом познания человеком других людей и самого себя. Их механизмы действуют лишь в тех случаях, когда учитель является компетентным профессионалом не только в предметной области, но и в сфере психолого-педагогического анализа, проявляет себя как творческая личность, уважительно относится к опыту и достижениям других, верит в возможности учеников.
Понятие «рефлексия». Функции и классификация
Дмитрий Николаевич Ушаков в своем «Толковом словаре русского языка» рассматривает понятие «рефлексия» как «размышление, внутреннюю сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания (псих.). В характере шекспировского Гамлета рефлексия преобладает над действием».
Краткий словарь психологических терминов дает это понятие как «способность сознания человека сосредоточиться на самом себе».
Философский словарь говорит о том, что «рефлексия – это способность человеческого мышления к критическому самоанализу».
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как «размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание». Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают «самоанализ деятельности и её результатов».
Таким образом мы приходим к тому, что рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского «reflexio» – обращение назад.
Умение рефлексировать пригодится ребёнку в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем. Любая жизненная ситуация, действие с предметом, так или иначе, формирует у учащихся различные УУД, в том числе и самостоятельную контрольно-оценочную деятельность.
Формирование умения учиться - задача всех ступеней школьного образования. Сущность современного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становиться её субъектом, т.е. обучение ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.
В умении учиться выделяются две составляющие:
1. Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку не хватает его знаний и умений, и для того, чтобы получить ответ на вопрос чему учиться?
2. Поисковые действия, которые необходимы для приобретения недостающих знаний, умений для ответа на второй вопрос: как научиться?
Это - регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Один из важнейших компонентов учебной деятельности – контроль. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.
В действии выполняются ориентировочные, исполнительные и контрольные функции. Согласно Н.Ф. Талызиной: «Любое действие человека представляет собой своеобразную микросистему управления, включающую “управляющий орган” (ориентировочную часть действия), исполнительный “рабочий орган” (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия)».
К.Н. Поливанова считает, что контроль заключается в определении соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Он помогает ученику, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и свойствами получаемого результата. Благодаря этому, контроль обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их выполнения.
Контроль и оценка входят в состав учебной деятельности, но разительно отличаются от других учебных действий и по своей природе, и по способу формирования. На любом уроке ребенок учится что-то делать с изучаемым предметом: преобразует его, моделирует его существенные свойства и т.д. Вместе с тем ребенок учится контролировать и оценивать все эти предметные действия. Контроль и оценка – это действия с действиями, а не действия с предметами. От того, как ребенок овладевает действиями и мыслями о действиях и мыслях (а не только о предметах), зависит его рефлексивное развитие. Иными словами, от судьбы контрольно-оценочной части учебной деятельности существенно зависит ее развивающий эффект, ее направленность на рефлексивное развитие ребенка.
В.В. Репкин выделяет рефлексивный контроль, который направлен на ориентировочную основу действия, на его «план». Задача этого вида контроля – проверить, соответствует ли этот план предстоящего действия фактическим условиям задачи. Рефлексивный контроль необходим тогда, когда человек сталкивается с новой задачей, требующей перестройки прежнего способа действия. Пробуя применить старый способ действия к новым ситуациям, мы зачастую не достигаем желаемого результата. В поисках причин неудачи мы вынуждены пересматривать сам способ действия. Поиск и опробование нового и/или преобразование прежнего способа действия, построение нового плана, новой ориентировочной основы действия – вот область становления рефлексивного контроля. От того, какими действиями контроля овладел ученик, зависит не только успешность учебной деятельности, осуществляемой им в данный момент, но и ее направленность в будущем:
• будет ли она направлена на поиск новых, более совершенных способов действия,
• ограничится ли усвоением новых частных фактов и соответствующих им приемов работы
• или вообще не будет связана с какой-нибудь осознанной целью.
Вот почему формирование действий контроля – одна из главных задач в процессе формирования учебной деятельности. Поэтому, обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.Принцип сознательности и активности - один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности –
ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
- диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
- проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
- организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
- коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
- смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
- мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
- коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия .
Классификация рефлексии:
По содержанию: устная и письменная.
По форме деятельности: индивидуальная (формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)); групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи; коллективная.
По способам проведения: графическая, действенно-практическая, наглядно-образная, словесно-вербальная, комбинированная.
По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал), духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии. Учебной рефлексии может подвергаться:
- настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации;
- деятельность обучающихся, что дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных;
- содержание учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Успешно вовлечь учащихся начальной школы в учебный процесс помогают личностно ориентированные ситуации. Их использование не должно быть эпизодичным, оно должно стать постоянным, из урока в урок. Для создания психо-эмоциональной комфортности детей на уроке целесообразно в начальной школе каждый новый урок начинать с вхождения в урок, то есть с рефлексии настроения и эмоционального состояния с целью установления контакта с детьми.
Рефлексия деятельности.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Используется на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ с целью осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
В конце урока – для оценки активности каждого на разных этапах урока, эффективности решения поставленной учебной задачи.
Рефлексия содержания учебного материала.
Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Эффективен прием незаконченного предложения (клише), пословицы, подбора афоризма, достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хоку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Прием «Плюс-минус-интересно» (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления). Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды.Для создания условий рефлексивного развития школьников учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений:
- рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;
- рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;
- рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность;
- рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого - быть в позиции учителя.
При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:
1. Возрастные особенности учащихся и состав класса;
Учитывая их, учитель составляет рефлексивную методику для своего класса. Самые маленькие несут свой якорь на тот корабль, который соответствует их настроению. Ребята постарше поднимают карточку со знаком, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке (вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие). Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.
2. Особенности предмета, тему и тип урока;
уроки гуманитарного ряда более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния, уроки математики требуют рефлексии содержания материала, а уроки прикладного творчества не обойдутся без рефлексии деятельности.
3. Необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения; анализ своих успехов;
2 этап – анализ работы одноклассников;
3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
Основная цель 1-го класса в части формирования рефлексивной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному.
Все согласятся с тем, что школа может и должна помочь своим воспитанникам стать людьми самостоятельными, в частности, способными самостоятельно оценивать себя и других. Помочь ребенку обрести, с одной стороны, здоровую, спокойную уверенность в себе, с другой стороны, столь же здоровую самокритичность — одна из центральных задач школы, объявившей о своих намерениях формировать у детей умение учиться. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
В оценочной деятельности во 2 классе закладывается два вида оценки:
а) Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу.
б) Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Таким образом, в ходе первого года обучения вводится еще один важный принцип оценивания – взрослыми и детьми оцениваются только достижения, предъявленные самим ребенком, действует правило «добавлять, а не вычитать».
На втором этапе (3 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности. Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия. С помощью подобных заданий во втором классе начинается работа над формированием другого вида контроля – рефлексивного, направленного на анализ основания собственно способа действия.
Таким образом, в начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:
- адекватно воспринимать себя;
- ставить цель деятельности;
- определять результаты деятельности;
- соотносить результаты с целью деятельности;
- определять наличие ошибок в собственном поведении;
- описывать прожитую ситуацию
Краткое описание некоторых приемов, развивающих рефлексию, показывает, что применение их в начальной школе помогает не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их мышление, но и вносит разнообразие в урок, учит детей принимать решения, отказаться от стереотипов, приучает к убедительной аргументации. Все это закладывает основу критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить собственные действия. Кроме того, приемы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребенка. Рефлексия и умение учиться, сформированные в начальной школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
Реализация рефлексивного подхода на примере УМК «Spotlight»
Новое поколение учебников, к которым, в частности, относится учебно-методический комплект, авторы Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс, Ю.Е. Ваулина, отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference), a также соответствует стандартам Совета Европы. УМК «Английский в фокусе» для начальной школы состоит из следующих компонентов:
Учебник (со встроенной книгой для чтения);
Рабочая тетрадь;
Книга для учителя;
Языковой портфель;
Контрольные задания;
Аудиокурсы для занятий в классе и дома (Аудиокурсы к учебникам, входящим в действующий Федеральный перечень);
Плакаты;
Раздаточные материалы;
Рабочие программы;
Книга для родителей;
Видеокурс на DVD (DVD-video);
Электронное приложение для компьютера (DVD-ROM, 3-4 классы);
Программное обеспечение для интерактивной доски;
Электронное приложение к учебнику с аудиокурсом для самостоятельных занятий дома ("Просвещение"-ABBYY).
В данном учебно-методическом комплекте мы можем отследить следующие приемы для организации рефлексии:
Рефлексия эмоциональная (находим в Test booklet)
Рефлексия деятельности (Language Passport)
Рефлексия содержания отражается в заданиях Progress Check, Language Portfolio
Заключение
Анализируя учебно-методический комплекс с точки зрения рефлексивного подхода, мы приходим к выводу, что имеющихся заданий недостаточно для успешного формирования регулятивных универсальных учебных действий. Учащимся начальной школы требуется гораздо более частая фиксация своего внутреннего состояния, эмоционального настоя, фиксирование собственной успешности в микросоциуме. Именно в начальной школе закладываются основы собственного «Я» среди других, «Я- успешный ученик».
УМК «Английский фокусе» дает в этом плане свободу действий учителю в выборе дополнительных приемов и средств рефлективной деятельности с учетом ступени иноязычного образования.
Список источников
Словарь философских терминов, - М., ИНФРА-М, 2004
УМК «Английский в фокусе» для 2 класса / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013.
УМК «Английский в фокусе» для 4 класса / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013.
УМК «Английский в фокусе» для 5 класса / Ю. Е. Ваулина, В. Эванс, Д. Дули, О. Е. Подоляко. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013.
УМК «Английский в фокусе» для 7 класса / Ю. Е. Ваулина, В. Эванс, Д. Дули, О. Е. Подоляко. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013.
Ушаков Д.Н. Словарь русского языка, - М.: Альта-Принт, 2005. — 1216 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС);