Просмотр содержимого документа
«Полиязычное обучение- в руках инициативных педагогов!»
Полиязычное обучение- в руках инициативных педагогов!
Оразбаева Жанар Азатовна
Заместитель директора
по иностранным языкам
КГУ «Специализированная гимназия №8
имени Ю. Гагарина для одаренных детей
с обучением на трех языках
с дошкольным мини-центром»
Талгарского района
Мир стремительно меняется, мы должны идти в ногу со временем, демонстрировать своим ученикам свое профессиональные качества, уметь не только обучать, но и учиться.
Необходим комплексный подход к профессионализму, согласно которому учитель является частью учебного собщества (Bolam,Mc Mahon,Stall et al.,2005). Учителя, движимые нравственными целями, проявляют лидерские качества,чтобы оказать влияние на своих коллег и окружение.(Frost,2011)
Сегодня нам, учителям английского языка, приходится работать в сложной ситуации, так как в методике обучения иностранным языкам в последние годы произошли изменения. Если мы раньше страдали от недостатка интереса и потребности в изучении иностранных языков со стороны общества, отсутствия новейшей научно-методической литературы, недостатка информации о стране изучаемого языка и контактов с его носителями, то теперь учитель имеет доступ к многообразным зарубежным и отечественным материалам по иностранному языку.
Как заявлял Глава государства, что в старших классах все школьные предметы должны проводиться на английском языке. Глава государства выделил, что английский язык теперь надо учить с первого класса. А в 11-12 классах все предметы должны быть на английском языке. На английском языке говорят все интернет-пространство, все IT-технологии. Детей нам надо учить трехъязычию", - сказал Нурсултан Назарбаев.
Одна из приоритетных задач Концепции развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года - полиязычное обучение. Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы изучения трех языков - это, безусловно, значительный шаг вперед. За последнее время изменился статус иностранного языка в Казахстанском обществе. Стремительное вхождение Казахстана в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения. В 32 школах Республики, в число которых входит и наша школа, 10 - ый год проводится эксперимент по раннему изучению английского языка. В нашей гимназии обучение английскому языку ведется с первого класса.Раннее обучение детей иностранному языку является особенно актуальным в связи с переходом многих школ на 12-летнее образование – образование, ориентированное на результат. И, конечно же, учителям необходимы овладеть новыми подходами обучения малышей английскому языку. Методика раннего обучения английскому языку – особая. При ее разработке используются новые образовательные и информационные технологии. При этом, понятно, учитываются психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Преподавание английского языка в нашей гимназии осуществляется по базовому учебному плану, в соответствии с государственным стандартам. В течение всего времени эксперимент обеспечивается необходимыми материальными ресурсами, достаточным количеством часов недельной нагрузки (от 2 в начальной школе и 1элективный час ) и учебно - методической литературой Британского издательства «Макмиллан» а, так же издательство по учебникам под редакцией Атамұра 2013 года English 1 в соответствии с Международными стандартами, но адаптированной для Казахстана. В специализированных классах занятия ведутся по учебникам «English in mind», ‘New opportunities’.
О роли изучения иностранных языков в условиях все возрастающего международного сотрудничества Казахстана с передовыми странами Америки, Европы и Азии, при стремлении нашей страны войти в разряд пятидесяти развитых мировых держав не приходится много спорить. Возрастающий авторитет Казахстана на мировой арене требует от его молодых граждан знаний, соответствующих международным стандартам.
Уметь работать в постоянно меняющихся условиях многообразии образовательных программ, учебников и образовательных учреждений, вырабатывает в нас учителях новой формации способность адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные процессы социального и экономического развития общества. Сфера профессии учителя иностранного языка требует непрерывного самообразования постоянного обновления, уточнения и пополнения профессионально значимых знаний, умений и навыков. Где не маловажную роль играет профессиональная компетентность учителя, а это прежде всего - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения .
Учитель – кто он?. Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.
С.Л. Соловейчик.
Наши истинные учителя- это опыт и чувство, и от от наших совместных усилий, от успеха каждого конкретного учителя преподающего английский язык на раннем этапе, зависит общий успех по реализации задач полиязычного обучения, поставленных перед образованием Главой нашего государства.
В нынешнем году нашей гимназии в полиязычных классах обучалось 180 учеников. Обучение в экспериментальных классах осуществляют педагоги с высшим образованием.Выполнение государственного обязательного стандарта образования в полиязычных классах предусматривается обеспечить средствами казахского, английского, русского языков, ведется апробирование уроков истории Казахстана на казахском языке в классах с русским языком обучения (7б,8б,9б,10б,11б),а также за счет гимназического компонента введены элективные курсы биологии и математики на английском языке.Для полного усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществляется деление учащихсяна 2 подгруппы на уроках казахского, русского и английского языка.Для создания полязычной среды в гимназии учителя –предметники английского языка непрерывно работают над самообразованием, используют новые подходы в обучении иностранному языку,икт,картинки, аудио и видео – материал, обучающие - игровые компьютерные программы - т.е. для создания полного погружение в языковую атмосферу, используют на уроках обучающе - игровые методы; создают жизненные ситуации общения, организуют сюжетные, ролевые и подвижные игры, песенки, рифмовки, музыкальные и видео - фрагменты, виртуальные путешествия; перевоплощаются в сказочных героев, говорящих на иностранном языке на драм кружке «Miracle». В целях реализации Программы 3-язычного обучения наши педагоги ежегодно принимают участия в Областной олимпиаде по знанию трех языков «Тіл дарын». Где учитель английского языка высшей категории Ж.А.Оразбаева заняла І место, учитель английского языка второй категории Киржибаева А.А ІІІ место и молодой специалист по английскому языку работающий 2 год Копебаева Д.У ІІ место. Наши учителя не только занимаются самообразованием ,но и делятся профессиональными навыками и разрабатывают стратегиию решения общих проблем. Учитель начальных классов Е.В.Семенова обладатель Диплома І степени на Областных «Педагогических чтениях - 2014» автор электронных учебников, учитель математики Рафикова Э.Р. на Республиканском конкурсе «Лучшая авторская программа» награждена Дипломом IІ степени за работу по теме «Математика на английском языке», учитель истории Арынов Б.Т преподающий в классах с русским языком обучения предмет историю Казахстана на казахском языке награжден Дипломом І степени на Областных «педагогических чтениях» по теме « Қазақстан тарихын қазақ тілінде оқыту тәсілдері мен түрлері (технологиялары)». Конечно мы понимаем и осознаем, что сразу обеспечить все школы квалифицированными кадрами, владеющими тремя языками, невозможно.Поэтому каждый учитель, будь он биолог, историк или учитель английского языка должен стремиться к этому и иметь желание.
Инициативные учителя в нашей школе на английском языке проводят уроки биологии и математики. Для проведения уроков биологии на английском языке применяются учебники турецкого издания «Zambak».Занятия проводятся за счет элективных курсов.
Арынов Бахытнур Токтиярович учитель истории Казахстана очень опытный, креативный педагог на своих уроках применяет элементы 7 модулей. Закончил курс 1 уровня совместно с учителем английского языка вышей категории , а также преподающей биологию на английском языке Беленковой Е.М работают над систематизацией дидактического материала для включения в методико- дидактические пособия по спецкурсам и результатом их труда стала разработка программы спецкурса по выбору «Тарих пен тіл рухани бастау көзі» выпущенная в апреле 2014 года . Программа расчитана на изучение истории Отечества на казахском, русском и английском языке, а также приведены разработки уроков новой формации .
И наша общая цель как педагогов в новом формате образования –это не оставаться равнодушным к проблемам полиязычия , а стремиться грамотно продолжать внедрение трехъязычие, ведь как отметил Глава государства «Казахстанское образование должно стать конкурентноспособным, высококачественным, чтобы выпускники казахстанской школы могли продолжить обучение в зарубежных вузах».
Не бойтесь совершать ошибки, не бойтесь экспериментировать, не бойтесь много работать...Потому что если вы попробуете, у вас есть два варианта: либо получится, либо нет. А если вы ничего не будете делать, то вариант только один.Так что не бойтесь. Делайте! Пробуйте! Работайте! Учитесь! Ищите правильных людей, которые будут вам помогать. И еще раз работайте!
Евгений Валентинович Касперский
Желаю вам, дорогие коллеги to sit on top of the world!
Түйін:
Бүгінде қарыштап дамуға бет алған отанымыздың ізгі ниеттерін жемісті жүзеге асыруда үш тұғырлы тіл саясатының орны бөлек. «Үш тілдің бірлігі» мәдени жобасы- үш тілді: қазақ, орыс және ағылшын тілдерін Қазақстан азаматтарының бірдей меңгеруін меңзегенімен бұның түпкі негізі, көздеген мақсаты- мемлекеттік қазақ тілінің халықаралық қолданыстағы орыс, ағылшын тілдерімен терезесін теңестіріп, әлемдік деңгейге көтеріп, жаһан тілдерімен тең қолданатын биікке жеткізу жолындағы баспалдақ іспетті. Елдің тәуелсіздігі дегеніміз — ол тілдің тәуелсіздігі, ұлттық рух пен білімнің тәуелсіздігі. Сондықтан білім беру жүйесін құрылымдық, мазмұндық жағынан қайта құра отырып, білім беру үрдісін заманымыздың ең озық инновациялық технологияларымен қамтамасыз ете отырып, әлемдік стандартқа сай білім сапасына ұмтылуымыз заңды құбылыс.Гимназия мұғалімдері оқушыларға сапалы білім біреп, біліктіліктерін арттыру жолында интерактивті оқыту әдістерін, сын тұрғысынан ойлау технологиясын, модульдік оқыту технологияларын үздіксіз қолданады. Жаңа ғасыр баспалдағына аяқ басқан өскелең ұрпақтың білім дариясына қанып нәр алуы келешегіміздің кемелдене түсуі емес пе? Мемлекетіміз өркениетті елдер қатарына қосылып, оның белсенді мүшесі болып отырғаны ұстаздар еңбегінің арқасы. Сондықтан да бұл күнде дарынды, талантты балаларды тәрбиелеу, оларды өз қатарынан қалдырмау, жақсылыққа бейімдеп, көпмәдениеттті, көптілді азаматтар етуге өз үлесімізді қосайық деген тілек білдіремін.
Ойымды Н.Ә.Назарбаевтың «Біз бүкіл еліміз бойынша әлемдік стандарттар деңгейінде сапалы білім беру қызметін көрсетуге қол жеткізуіміз керек»-, деген салиқалы пікірімен тұжырымдағым келеді.