Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Тацинская Средняя Общеобразовательная Школа №3
Обучение иностранному языку
детей с ограниченными возможностями здоровья
в системе инклюзивного образования
Подготовила: Майорова С.В.
учитель английского языка
2018-2019 г.
Обучение иностранному языку детей с ограниченными
возможностями здоровья в системе инклюзивного образования
Инклюзивное образование детей с ОВЗ в рамках общеобразовательных учреждений является одной из актуальных проблем современной системы образования и ставит перед всеми учителями непростую задачу обеспечить создание наиболее адекватных условий для подлинного и полноценного включения и участия данных детей в образовательном процессе.
Особенно остро проблема инклюзивного обучения детей с ОВЗ стоит перед учителями иностранного языка. Обучение английскому языку детей особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Ведущей задачей учителя иностранного языка, является создание ситуации успеха и снятие возможных трудностей в обучении, возникающих у каждого ученика при изучении иностранного языка. Начинать нужно с создания благоприятного микроклимата, способствующего достижению всеми учащимися класса определенных результатов.
В основе обучения иностранному языку детей с ОВЗ лежит обучение чтению. Письмо же на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи.
В лексический минимум можно не включать малоупотребительные слова, а лучше расширить интернациональную лексику(football, sport, radio, coffee, piano), которую легко понять при чтении. Узнавание таких слов способствует развитию догадки, кроме того, закрепляются буквенно-звуковые соответствия.
На уроках английского языка мы занимаемся многим... Отрабатываем лексику или грамматический материал по той или иной тем. Игры, другие занимательные упражнения и приемы также должны присутствовать на занятиях. Так называемые игровые задания помогают детям расслабиться, и при этом каждое такое задание может иметь четкую цель. При использовании дидактических игр происходит тренировка различных структур и фонетических, лексических, грамматических, речевых навыков, что имеет огромное практическое значение.
Дидактическая игра «Профессии»
Цель: совершенствование лексических навыков говорения.
Ход игры. Дети, работая в группах, находят в головоломке названия профессий и составляют предложения с ними (по опоре). Выигрывает та команда, которая набрала больше баллов за правильные ответы.
Group 1: He is a doctor.
Group 2: The doctor works in the hospital.
Group 2: She is a teacher.
Group 1: She teaches Geography.
Дидактическая игра «Grammar station – Nouns»
Цель: совершенствование грамматических навыков употребления единственного и множественного числа имени существительного.
Ход игры. Учащиеся в группах находят имена существительные в единственном числе в головоломке. Их задание – образовать множественное число.
Group 1: a cherry – cherries,
Group 2: a boot – boots,
Group 3: a man – men,
При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения ребенок с особыми образовательными потребностями учится вести элементарный диалог побудительного характера: отдавать распоряжения, предлагать сделать что-либо. Необходимо акцентировать внимание на чтении и переводе прочитанного, поскольку при переводе дети осознают смысл прочитанного и таким образом у них исчезает боязнь пред незнакомым текстом. Новую лексику лучше отрабатывать в предложениях и сочетать это с работой со словарем. На дом лучше давать не новые упражнения, а отработанные на уроке.
Все дети могут учиться, и каждый учитель должен взять на себя ответственность за организацию адекватной психолого-педагогической поддержки в обучении.
Инклюзивное обучение предоставляет таким детям возможность освоить хотя бы элементарный уровень владения иностранным языком, что в свою очередь даст шанс социализироваться в современном обществе.
Социальная адаптация многих детей с ограниченными возможностями проходит успешнее при условии знания ребенком какого-либо иностранного языка, особенно английского, поскольку английский является международным языком. Овладение языком является для ребенка с ОВЗ не только как средством общения, это также способ познания мира, познания другой культуры.