kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка устного журнала на тему: "Хлеб - всему голова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Данное мероприятие рекомендовано для среднего школьного возраста. В нём воспитываются качества патриотизма, бережного отношения к хлебу, прививается любовь к труду другого человека.

    Убеждена, что эта тема актуальна в наши дни, поскольку хлеб - батюшка – основа нашего существования. К великому сожалению прошло то время, когда поля были полями, а не зарастали, как сейчас, травой. Но большее разочарование наступает, когда дети думают, что хлеб – это просто товар на прилавке магазина. Они не знают, сколько труда, пота, сил, вкладывается в этот продукт питания, пока тот дойдёт до нашего стола. Поэтому и возникла необходимость этого мероприятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка устного журнала на тему: "Хлеб - всему голова"»

Устный журнал «Хлеб - всем и всему голова»

Аннотация

Данное мероприятие рекомендовано для среднего школьного возраста. В нём воспитываются качества патриотизма, бережного отношения к хлебу, прививается любовь к труду другого человека. Убеждена, что эта тема актуальна в наши дни, поскольку хлеб - батюшка – основа нашего существования. К великому сожалению прошло то время, когда поля были полями, а не зарастали, как сейчас, травой. Но большее разочарование наступает, когда дети думают, что хлеб – это просто товар на прилавке магазина. Они не знают, сколько труда, пота, сил, вкладывается в этот продукт питания, пока тот дойдёт до нашего стола. Поэтому и возникла необходимость этого мероприятия.

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о труде хлебороба, воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду пекаря, любовь к родной земле.

 Оформление зала: над сценой – плакат с изображением каравая, по сторонам – название праздника – «Хлеб – всем и всему голова», под ним – плакаты с пословицами и поговорками о хлебе («Хлеб – всему голова», «Хлеб – всей жизни голова!» и др.), Организуется  выставка книг о хлебе. Еще одна выставка посвящена зерновым культурам, крупам с их описанием, рецептами блюд.  Накрыт праздничный стол, на нем лежат хлебные изделия.

 Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты о блокадном Ленинграде, музыкальный центр, записи песен.

Под звуки песни «Хлеб – всему голова» на сцене появляются двое ведущих (мальчик и девочка) с хлебом – солью на рушнике:

Мальчик:

Слава миру на Земле!

Девочка:

Слава хлебу на столе!

Мальчик:

Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души, с уважением большим,

То гостей таких встречаем круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном, с белоснежным рушником.

Девочка:

С караваем соль подносим, поклоняясь, отведать просим:

«Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб – соль из рук!»

Страница 1. История хлеба

1. Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем – здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

2. История цивилизации - это история хлеба. Ученые полагают, что впервые хлеб появился свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они – то и обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерна. Долгое время люди употребляли в пищу, зерна в сыром виде, за тем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Хлеб по вкусу был совсем не похож на наш. Он был грубоватым. В 11 веке на Руси стали выпекать хлеб из кислого теста. И получался он более мягким и вкусным. Кроме ржаного хлеба пекли и пшеничный хлеб, а так же сайки, куличи и пироги с разной начинкой.

Страница 2. Почётная профессия хлебороба.

3. Нелёгок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам погоды открыто зелёное поле. Святое дело - вырастить хлеб! Профессия хлебороба самая нужная, самая почётная профессия. И следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

4. Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнер,

В ладонях его бережно потер.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

Потом муку смололи из зерна

И к пекарю  отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пек его!

Песня «Русское поле».

Страница 3. Роль хлеба в питании человека.

5. У хлеба есть одна особенность: он никогда не приедается. Хлеб употребляют все люди в течение всей своей жизни. В питании хлеб имеет огромное значение в связи с такими ценными свойствами, как аромат, вкус, эластичность, пластичность и пористость мякиша, цвет корки и внешний вид. Хороший вкус и запах свежего хлеба возбуждает аппетит.

6. Хлеб на половину удовлетворяет потребность человека в углеводах, на треть в белках, более, чем на половину в витаминах группы В, солях, фосфорах и железа. Природа заложила в пшеничное и ржаное зерно комплекс жизненно необходимых пищевых веществ: белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных соединений и других, длительное время сохраняющих свою биологическую активность

Страница 3. Хлеб и жизнь - равноценные слова

7. Есть только одно слово, равноценное слову «хлеб». Это слово: «жизнь».

Я родился в деревне у пшеничного поля,
Рос в семье хлебороба и запомнил слова,
Что твердила мне мама: «Нелегка наша доля,
Но ты помни, сыночек: хлеб – всему голова!»

В 41-ом, в июле, мать меня проводила
На священную битву за Отчизну свою.
Мама хлеб выпекала, мама мне говорила:
«Сохрани хоть кусочек – не погибнешь в бою».

И не кланялся пулям я в кровавых сраженьях,
Почитай, пол-Европы прошагал и прополз,
И, как символ победы моего поколенья,
Я сухарь зачерствелый возле сердца пронес.

Колосится пшеница под безоблачным небом,
А на старых окопах прорастает трава…
Поседевшая мама внуков потчует хлебом,
Чтобы помнили внуки: хлеб – всему голова!
Геннадий Любашевский.

8. У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем мирное время. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. Люди умирали от голода.

9. В дыму ленинградское небо,
но горше смертных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба.

Сто двадцать пять грамм

Говорят, что хлебом единым. 
Но все-таки, именно хлебом жив человек.
Был хлеб всегда в почете на Руси
Ее просторов главное богатство
Его ты хочешь цену знать? 
Спроси:
Тебе ответить могут “ленинградцы”. 
В. Суслов.

10. Они припомнят город без огней,

Когда враги стояли на пороге,

И долгих девяносто блокадных дней

Снаряды свист… Воздушные тревоги.

Мела метель, колючая мела…

За нею голод шел в дома по следу

И не было ни хлеба, ни тепла.

Была лишь вера твердая в Победу.

…О, мы познали в декабре –

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех –

Хотя бы крошку бросить наземь:

Таким людским страданьем он,

Такой большой любовью братской

Для нас отныне освящен,

Наш хлеб насущный, ЛЕНИНГРАДСКИЙ.

Ольга Берггольц

11. 125 граммов блокадного хлеба были единственным продуктом в сутки.

12. В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.

Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.
Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла.

Звучит «Реквием» В.А. Моцарта

Страница 4. Обычаи разных народов.

13. Вокруг хлеба возникали суеверия. Считалось грехом встать спиной к человеку, выпекающему хлеб. Говорили такое: “Как человек относится к хлебу, такая у него и душа”.

14. В самые торжественные моменты в жизни выносят хлеб на расшитом полотенце гостям и говорят так: “Мы рады гостям! Хлеб тому свидетель”.

15. Хлеб не простой свидетель, но и поручитель. «Клянусь хлебом,- говорят в народе. Множество народов кормятся хлебом, и каждый народ возвышает хлеб в своих обычаях.

16. Азербайджанцы, аварцы на куске хлеба принимали клятву. Отступление от этой клятвы каралась смертью.

17. Грузины перед боевой схваткой подкладывали под кольчугу хлебную лепёшку - она даст дополнительные силы.

18. Среди мусульман был не писанный нравственный закон: нельзя вставать на хлеб, чтобы дотянуться до лежащего высоко Корана. Но на Коран встать можно, если понадобится с высоты достать хлеб.

19. Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед Иконами, символизировал связь между людьми и Богом. Служители церкви немало сделали для воспитания в народе благоговейного отношения к хлебу. Монастырские пекарни печатали на хлебе надписи: «Хлеб святой», «хлеб всемогущий», «хлеб вечный». Хлебные тарелки тоже испещрялись уважительными словами. Подобная пропаганда хлеба велась последовательно, гласно, широко и была эффективна.

20. В старину хлеб резал самый уважаемый член семьи. Перекрестившись, стоя, отрезал он ножом равные ломтики, как будто борозду прокладывал, так старательно. Чтобы ни одна крошка не упала на пол.

21. По обычаю казахов хлеб резали на белой скатерти, а крошки сыпали в пиалу, заливали молоком и давали детям. Уважительное отношение к хлебу должно сохраняться и в наши дни.

Песня «Гимн хлебу»

Страница 7. Берегите хлеб.

22. Корочка хлеба, хлебная крошка, что это много или немножко?

Даже не верится нам с тобою, что кто- то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли. 21. Помните: если каждый из нас выбросит в день пол ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг или 15 батонов. Если их умножить на число людей живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросили хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, 3,5 млн. человек участвовали в производстве выброшенного нами хлеба. Государство из-за нашего небрежного отношения к хлебу понесло убыток более 97 млн. рублей. Вдумайтесь в эти цифры? Если буханка или батон зачерствеет, и их выбросили, значит, зря трудились хлеборобы, мукомолы, напрасно стоял у жаркой печи – пекарь.

23. Хлеб – драгоценность.

Им не сори.

Хлеба к обеду в меру бери.

24. Мне больно, когда я случайно вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес Земле, на которой родился и рос.

25. Берегите хлеб!

Литература:

http://drujhnaia.blogspot.com/2012/10/blog-post_17.html#ixzz3p15LFWrz

Лупач Д.П.» Хлеб на нашем столе»

Оганезов О.»О нашем хлебе»

М. Ивин «Хлеб сегодня-завтра»

В.Д. Карамзин «Наш хлеб»

Г. Любашевский «Я родился в деревне у пшеничного поля»

В. Суслов «Ленинградский блокадный»

Ольга Берггольц «Стихи»

Песня «Хлеб – всему голова»

«Реквием» В.А. Моцарта

Песня «Русское поле»

Песня «Гимн хлебу»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка устного журнала на тему: "Хлеб - всему голова"

Автор: Карлова Людмила Владимировна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282761


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства