Методическая разработка классного часа "Овеянные славой государственные символы"
Методическая разработка классного часа "Овеянные славой государственные символы"
-сформировать представление учащихся о традиционных символах государства, познакомить с историей их возникновения; воспитывать чувство гордости, патриотизма, значимости символики для нашего государства и для нашей республики.
-способствовать развитию нравственных ценностей детей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность).
-воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Овеянные славой государственные символы"»
Республиканский конкурс
Номинация «Лучшая разработка внеклассного мероприятия»
Вид работы: классный час
Классный час для 8-9 классов
ТЕМА: «ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЮ ФЛАГ НАШ И ГЕРБ»
Цели:
-сформировать представление учащихся о традиционных символах государства, познакомить с историей их возникновения; воспитывать чувство гордости, патриотизма, значимости символики для нашего государства и для нашей республики.
-способствовать развитию нравственных ценностей детей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность).
-воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа.
Оформление к классному часу:
Плакат-эпиграф:
Страна, котораянесберегаетсвоисвятыни, неценитсвойгосударственныйгербифлаг, неучитновыепоколенияпонимать, ценитьиуважатьгосударственныесимволы, рискуетбудущимсвоегонарода.
-Плакаты с изображением Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации и Адыгеи.
-Запись гимна Российской Федерации и Адыгеи.
-Выставка книг по истории символов России.
Оборудование:
мультимедийная установка, компьютер, магнитофон, плакат « Овеянные славою флаг наш и герб », плакаты с изображением символики РФ и Адыгеи, карта РФ.
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, по каким признакам можно узнать нашу страну, например, на международных соревнованиях, встречах глав государств, международных ярмарках и т. д.? (Ответы ребят)
- Правильно, это символы нашей страны: Флаг Российской Федерации, Герб Российской Федерации, Гимн Российской Федерации. Символы государства - это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнаётся во всём мире. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века. Я думаю, нам потребуется не один классный час для того, чтобы глубоко разобраться в этих вопросах, но мы сегодня постараемся охватить самое главное.
Символы Родины… Какие ассоциации у вас с этим словосочетанием? (Ответы детей).
Учитель:
- Символика отражает то, чем гордятся народы, страны, общество. В декабре 2000 года Государственная Дума приняла законы о государственной символике РФ – гербе, флаге и гимне. Таким образом, в третье тысячелетие Россия вошла с новыми государственными символами.
Белый цвет – берёзка
Синий — неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
-Посмотрите, пожалуйста, на этот слайд. Что вы видите? Правильно, ребята, это Флаг Российской Федерации, один из символов нашей Родины. А что вы знаете про него?
(слайд 1)
-Где можно увидеть государственный флаг России? (Ответы ребят).
-В каких случаях он вывешивается ?
Учитель:
- Над Большим Кремлёвским дворцом всегда, ночью и днём, в хорошую погоду и в ненастье, гордо развевается бело-сине-красное полотнище. Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно на зданиях органов государственной власти. Изображение Государственного флага наносится на российские воздушные суда, космические аппараты, корабли и суда пограничной службы.
Воины всегда шли под флагом, давали присягу, целуя край флага. Флаг ставили на завоеванную землю, на самое высокое здание в городе. Нести флаг доверяли лучшим, это особая честь. Любое мероприятие государственной важности начинается с поднятия государственного флага и под звуки гимна. У победителей соревнований часто наворачиваются слезы на глазах, когда вверх взмывает флаг их родной страны.
Каждый человек знает, что в людом бою - впереди государственный флаг. Наши предки, которые совершали немало трудовых, воинских и иных подвигов во славу Отечества, защищали наш флаг и герб.
-А теперь немного из истории возникновения российского флага:
История российского флага насчитывает более трёх столетий.
В эпоху Петра почти десятилетие на рубеже XVII-XVIII вв. бело-сине-красный флаг служил боевым знаменем России, как на суше, так и на море. Народная молва связывает бело-сине-красный флаг с горизонтальным расположением полос с именем Петра Великого. Он был утвержден в 1700 году царским указом. Флаги сохраняли свое значение и почитались как исторические. Петр I даровал бело-сине-красный флаг сухопутной армии и торговому флоту. Для военных судов в Петровскую эпоху был утвержден Андреевский флаг- голубой косой крест на белом поле. Апостол Андрей считался покровителем России и мореплавания. Андреевский флаг стал флагом военного флота Российской империи. Бело-сине-красные цвета российской символики оставались и при императорах Александре III и Николае II. Белый цвет олицетворяет свободу, синий - Богородицу (покровительница России), красный – державность (смелость, великодушие).
Андреевский флаг стал флагом военного флота Российской империи. 1917 г. окрасил Россию в красный цвет. Флаг СССР представлял собой красное или алое полотнище с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой. Великая Отечественная война – самая разрушительная в истории нашей страны. В конце войны, 30 апреля 1945 г., советский красный флаг поднялся в небе над Берлином – столицей Германии. Чтобы сохранить память о подвиге нашего народа, Красное Знамя Победы хранится в Музее Вооруженных сил в Москве. Каждый год 9 мая оно участвует в праздничном параде на Красной площади. Это знамя – наша гордость и святыня. Поэтому признание его в качестве одного из символов России закономерно.
Современный флаг полностью соответствует эпохе Петра Великого, а статус государственного он приобрел после указа президента РФ.
В период перестройки, в 1991 году России был возвращен ее исторический трехцветный флаг.
А еще у нашего флага есть свой праздник. Ребята, кто знает, когда мы отмечаем День государственного флага РФ? (Ответы ребят).
-Правильно, ребята, 22 августа 1991 года Верховный Совет РФ постановил считать «исторический флаг» официальным флагом России.
-Ребята, как вы считаете, как нужно обращаться с государственным флагом? (Ответы ребят).
-Правильно, долг каждого гражданина– оберегать честь нашего флага. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона (Конституционные законы о гербе, гимне и флаге были подписаны В.Путиным 25 декабря 2000 г.), а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Учитель:
Везде орел, везде с ним слава.
Везде он гордый , впереди-
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди.
-Ребята, вы догадались о чем пойдет речь? Совершенно верно. Сейчас мы с вами поговорим о Гербе Российской Федерации. Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? Что представляет собой наш герб? (Ответы ребят).
(слайд 2)
Учитель:
Герб – это отличительный знак государства, который изображается на флагах, монетах, печатях. Герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном щите, над орлом три короны, две малые и одна большая, в лапах орла – скипетр и держава, а на груди орла – всадник, поражающий копьем дракона. Впервые герб появился на печати Ивана III в 1497г., но на нем не было корон, булавы и скипетра. С давних пор орел был символом мудрости, могущества, власти: ведь орла считают царем птиц. Двуглавый орел на гербе русского государства 15в. символизировал освобождение Руси от монголо-татарского ига. Его истоки кроются в незабываемых событиях 1380года – года Куликовской битвы – года победы русского народа над монголо-татарами. Именно тогда сформировалось национальное сознание русского народа как самоотверженного, смелого, решительного, способного отстоять свою свободу, народа, отмеченного особым духом патриотизма. Короны, булава и скипетр появились на гербе в 17веке. Тогда три короны означали единство трех царств Астраханского, Казанского, Сибирского, которые вошли в состав России. Всадник, поражающий дракона, олицетворяет готовность нашего народа дать отпор врагу и защитить Родину.
Герб хорошо передает географическое положение России: одна голова орла обращена на Запад – в Европу, другая смотрит на Восток – в Азию. Двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, ее суверенитет, единение народов европейской и азиатской частей современной России. Современный государственный герб свидетельствует о том , что наша страна – независимое государство, а мы все – граждане новой, демократической России.
- А теперь, скажите, пожалуйста, где мы можем увидеть герб, где он может изображаться?
(Ответы ребят).
-на знамени
- на печатях
-на государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах, вузовском дипломе, правительственных наградах)
- на фасадах зданий руководителей нашего государства
-на пограничных столбах
Учитель:
-Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню. Все люди встают, военные отдают честь, салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго. Как вы думаете, ребята, что эта за песня? (Ответы ребят).
Учитель:
- Совершенно верно, ребята, это - гимн. (Пояснения учителя).Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. В русском государстве до XYIII века во время царских церемоний и событий исполнялись православные церковные песнопения. Первым официальным гимном России была «Молитва русских», слова Жуковского Василия Андреевича на музыку неизвестного автора. Что интересно, два последних куплета к ней дописал молодой Александр Пушкин. В августе 1833 года император Николай I высказал пожелание, чтобы Россия, подобно западноевропейским государствам, имела свой национальный гимн, и поручил А. Ф. Львову, который слыл хорошим музыкантом, сочинить его мелодию. В 1833 году А. Ф. Львов написал музыку на слова В. А. Жуковского «Боже, Царя храни!»:
Боже, Царя храни.
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам,
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, Царя храни».
С 1917 года в России гимны менялись: сначала исполнялась «Русская Марсельеза», затем «Интернационал». В 1944 году, по заданию И. В. Сталина,
композитор А. В. Александров и поэты С. Михалков и Г. А. Эль-Регистан написали гимн «Союз нерушимый».
Учитель:
- Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (следуют ответы учащихся)
-Сегодня гимн России звучит на слова С. Михалкова и музыку А. В. Александрова. Он был принят 25 декабря 2000 года указом президента РФ. Впервые он был исполнен в новогоднюю ночь с 31 декабря 2000 г. на 1 января 2001 г.
-Давайте проверим, насколько хорошо Вы знаете гимн нашей
страны. (Каждой группе ребят раздаются построчные слова одного куплета. Надо правильно собрать куплет или припев.) (Следуют ответы учащихся)
-Скажите, пожалуйста, когда официально используется гимн? (Ответы учащихся)
-вступление на должность президента и руководителей органов государственной власти
- при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы
- во время церемоний встреч и проводов глав или официальных представителей иностранных государств
-во время проведения воинских ритуалов
- во время торжественных мероприятий и праздников
Учитель:
-Ребята, наша большая Родина – Россия, а как называется наша малая Родина? Да, Адыгея – это частица нашей великой Родины – России. 2011 год является юбилейным в ее истории - исполнилось 20 лет нашей Республике. Адыгея тоже имеет свои символы.
(Проблемное задание):
-А теперь, посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. Ребята, что вы знаете про флаг нашей республики? Что означают символы на нем ?
(Ребята высказывают свои предположения). (слайд 3)
Учитель:
Флаг и герб республики Адыгея утвердили в один и тот же день - 24 марта 1992 года. (Показ слайда).
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ (слайд 4)
Статья1 Утвердить Государственный флаг Республики Адыгея.
Статья2 Государственный флаг Республики Адыгея представляет собой прямоугольное полотнище зеленого цвета, на котором изображены 12 золотых звезд и три золотые перекрещенные стрелы, направленные наконечниками вверх. Длина флага 180 см, ширина 90 см.
Статья3 Во всех учреждениях, организациях, на официальных церемониях и торжественных мероприятиях, где действующим законодательством предусмотрено поднятие Государственного флага, наряду с Государственным флагом Республики Адыгея поднимать и устанавливать Государственный флаг Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации располагать слева по отношению фасада, Государственный флаг Республики Адыгея - справа.
Президент Республики Адыгея А.Джаримов, г. Майкоп 24.03.92 N 2
Учитель:
- Каков же он - флаг Адыгеи? Давайте немного обратимся к истории. Мы знаем из различных источников, что знамен у адыгов было много, от общенациональных до этнических групп. Но, несомненно, самым дорогим было и остается первое объединяющее знамя 1830 года, именно под этим стягом адыги защищали свое отечество. Об этом говорит историк Р.Трахо в книге "Черкесы", вышедшей в свет в Мюнхене в 1956 году: "Символом черкесского единства служил национальный флаг 1830 года зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и 12 звездами по количеству основных племен и округов Объединенной Черкессии..." Прошло более 160 лет со дня принятия первого национального флага.
-Ребята, я думаю, всем интересно будет узнать, как появился флаг адыгов.Популярные сегодня среди адыгов знамя с изображением 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из исторической ситуации XIX века. Историк Р. Трахай в своей книге “Черкесы” пишет: “...Петербургская Конвенция 1834 года подтвердила и уточнила статью трактата. Как раз в этот период черкесы подчинилась “Великому свободному собранию”. Вся страна была разделена на 12 округов. Правительство послало во главе с Исмаилом Зеушем посольство в Турцию, Францию и Англию и объявило всеобщую мобилизацию. Символом черкесского единства служил .национальный флаг 1830 года зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и 12 звездами по количеству основных племен и округов Объединенной Черкесии...” А еще мне кажется, ребята, вам будет интересно узнать о том, как было встречено знамя адыгами, тем более имея под рукой воспоминания англичанина Эдмунда Спенсера “Путешествие в Черкесию”, которое вышло отдельной книгой в Лондоне в 1839 году. На первой странице книги есть цветная иллюстрация черкесского знамени. Автор пишет: “...После ружейных залпов, которые обычно возвещают приезд вождя, тысячи великолепных, красивых, статных воинов поскакали навстречу и через несколько секунд мы были окружены сотнями славных патриотов Черкесии. Некоторые из них были одеты в простые крестьянские одежды, другие в сверкающие доспехи. Затем мужественный вождь Херсис Султун-оглу развернул великолепное национальное знамя, которое он получил из Стамбула, разрисованное прекрасными руками черкесской княжны, занимавшее высокое положение в Турецкой империи. При виде этого, столь долго ожидаемого национального флага, тысячи мечей взлетели в воздух и единый, несмолкаемый возглас радости исторгся из душ этой огромной массы Людей. Никогда не было такого величайшего выражения энтузиазма, ни столь твердой решимости, выраженной народом защищать их отечество. Их общая опасность пробудила в их душах впервые осознание необходимости объединения, союза, этого первого и столь необходимого элемента нужного им успеха победы: Каждый мужчина перед всей своей страной поклялся никогда не подчиняться русским, не входить с ними ни в какие-либо торговые отношения, не поддерживать никакие отношения с ними ни под каким предлогом. Отношения, которые существовали между вождями и племенами, теперь были прекращены. И те черкесы, которые опустошали территорию друг друга, теперь предстают взявшими друг друга за руки, объединенными теснейшими узами братства, дружбы...”
Символы, которые обозначены на национальном флаге адыгов, трактуют по разному. Одни объясняют исходя из исламской символики зеленый фон и звездочки, другие считают связанной с политической организацией адыгейских племен в первой половине XIX века. 12 адыгских племен и стрелы — их боевое единство. Некоторые в трех стрелах видят три метко бьющие стрелы нарта Тлепша, достающие врага в небе, под водой и под землей. Но в национальном флаге можно увидеть более глубокий символ, для объяснения которого мы обратимся к истории. Знакомство с малоазийскими археологическими материалами эпохи бронзы время Хеттского царства дает возможность предположить, что композиционная и смысловая основа “адыгэ быракъ” /флага/ была возрождена черкесами XIX века из древней адыгско-хаттской символики. Зеленый цвет флага республики Адыгея в современной трактовке - символ жизни, вечности. 12 золотых звезд соответствуют 12 основным племенам адыгского народа, а три перекрещенные стрелы - единство, союз этих племен.
-Посмотрите,пожалуйста, на следующий слайд.
Что вы на нем видите? (Ответы). Вы правы, ребята, это герб нашей республики. Что вы можете про него рассказать? (Следуют ответы учащихся).
(Пояснения учителя):
-В постановлении Верховного Совета о гербе сказано, что он представляет собой круг, сверху обрамленный ленточкой с надписью "Республика Адыгея" на русском и адыгейском языках.
-Ребята, посмотрите внимательно на герб. Как вы видите, в середине ленты большая звезда, с боковых сторон - листья дуба, клена (слева), золотистые колосья пшеницы, початки кукурузы (справа). Круг замыкается аббревиатурой слов "Российская Федерация" - буквами РФ, над которыми изображен национальный стол - Iанэ с хлебом и солью. В середине круга - главный герой нартского эпоса Саусрыкъо на огненном летящем коне. Имя Саусрыкъо - одного из основных героев нартского эпоса "Нарты" - популярно в фольклоре почти всех народов Северного Кавказа. На гербе в руке всадника - пылающий факел, богатырь похитил его у богов для блага людей. И лучи от этого огня , как бы рассыпаются по небосводу двенадцатью звездочками. Полет всадника на коне символизирует полет молодой республики в будущее, к прогрессу. На переднем плане герба расположен и традиционный адыгский стол с хлебом-солью: тем самым наряду с мужеством подчеркивается другая главная черта народа - гостеприимство и устойчивость жизненного уклада. Для гостя, адыги строили специальное помещение - кунацкую, которая обставлялась лучше комнаты хозяина. В кунацкой собирались мудрые, даровитые люди - знатоки истории, культуры, обычаев, традиций народов, музыканты, певцы. Появление гостя в доме становилось праздником для всего селения. Законченность гербу придает опоясывающая его гирлянда, включающая в себя характерные для Адыгеи элементы богатой флоры: колосья пшеницы, початки кукурузы, просо, листья клена, дуба . Они характеризуют географические и природные особенности республики, что расположена она на живописных северных склонах Кавказского хребта и долинах рек Кубани и Лабы, и плодородной Прикубанской равнине, говорят о лесных богатствах края. Изображенная в верхней части герба большая пятиконечная звезда , олицетворяет единение и братство многонационального населения Республики Адыгея. В целом герб выражает желание связать прошлое, настоящее и будущее в их единстве, историческом развитии. Эскиз герба был исполнен известным художником Адыгеи, членом Союза художников Д. Меретуковым.
Учитель:
-Ребята, я вам предлагаю дома на досуге придумать и нарисовать герб нашего села, используя наиболее характерные особенности, свойственные объекту, которые должен выражать герб. Защита ваших проектов будет на следующем классном часе.
-Знаете ли вы великого адыгейского писателя Исхака Машбаша? А какие его произведения вы можете назвать? А какие читали? А Умара Тхабисимова? А какие –нибудь его песни вы слышали? (Ответы).
А какую их совместную работу вы можете назвать? (Ответы). Верно, ребята, это гимн Республики Адыгея.
-А в каких торжественных случаях вам приходилось слушать гимны России и Адыгеи в нашей школе? Правильно, ребята, на торжественных линейках Первого сентября и 25 мая на последнем звонке. При звуках гимна у многих начинает взволнованно биться сердце. А какие чувства вы испытываете, когда звучит гимн? (Ответы).
-А теперь я прошу вас встать под гимны России и Адыгеи. (Звучит запись гимна).
-Садитесь, пожалуйста.
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, что значит быть патриотом и гражданином своей родины?
-Какими качествами должен обладать настоящий гражданин и патриот? (Примерные ответы):
-Преданность и любовь к своей родной стране, уважение к символам, гордость за свою большую и малую Родину, любовь к родителям, близким, друзьям и т. д.
-А в каких поступках проявляются ваш патриотизм и гражданственность?
(Ответы ребят).
Учитель:
-Чтобы подытожить наш классный час, я вам предлагаю написать синквейн по нашей сегодняшней теме. Но сначала мы разделимся на группы по цвету российского флага. Выбирайте карточки. Итак, I группа - белый цвет, II группа - синий цвет, III группа - красный цвет.
-А теперь повторим правила написания синквейна. Посмотрите на демонстрационную доску.
Прием «Синквейн»
название ( одно существительное)
описание (два прилагательных)
действия (три глагола)
отношение (фраза из четырех слов)
повторение сути (синоним из одного слова (слайд 5)
-В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным), вторая строчка-это описание темы двумя прилагательными, третья строчка –описание действия в рамках темы тремя глаголами, четвертая строчка –это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме, последняя пятая строчка-синоним из одного сова, который повторяет суть темы.
-А теперь ваши результаты крепим на доску: сначала – белую бумагу, затем синюю, а затем- красную бумагу. Таким образом, у нас получается триколор. Давайте теперь прочитаем ваши пятистишья. (Например):
-Ребята, а теперь возьмите листочки и напишите вопрос, ответ на который вы так и не получили. Мы обязательно постараемся поговорить обо всем этом в следующий раз.
В заключении, я хотела бы вам пожелать, чтобы вы в жизни достигли больших высот. Кто знает, может когда-нибудь в честь ваших побед тоже зазвучит гимн или взметнется флаг любимой Родины. Успехов вам, ребята!