Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе"»
МБОУ СОШ №2 г.Химки
Мастер-класс
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе
Учитель английского языка Кудеярова Г.М
2015 г.
Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека; доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.
1 СЛАЙД
Неслучайно ФГОС НОО 2-го поколения ставит, как одну из основных задач, которые осуществляются на ступени начального общего образования, укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
2 СЛАЙД
Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие всего этого – снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость. Так, по результатам исследований, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
3 СЛАЙД
Обучение – самый мощный фактор воздействия на здоровье школьников.
Внедрение в учебный процесс современных здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Здоровьесберегающий подход к учебно-воспитательному процессу в школе предостав-ляет реальную возможность сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях роста информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса.
4 СЛАЙД
Здоровьесберегающие технологии – это методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирующие представление о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Выделяют несколько типов здоровьесберегающих технологий:
5 СЛАЙД
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы)
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
6 СЛАЙД
Английский язык – это серьезный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, читать, писать, слушать и анализировать информацию. Поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Каким же должен быть урок с позиций здоровьесбережения?
7 СЛАЙД
Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей строить урок необходимо в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
Во избежание усталости учащихся необходимыми элементами на каждом уроке является смена видов работ: говорение, слушание, чтение, письмо, ответы на вопросы, самостоятельная работа, работа с учебником (устная и письменная), творческие задания, «мозговой штурм». Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
8-9 СЛАЙД Структура рациональной организации урока:
№
Факторы урока
Уровень гигиенической рациональности занятия
1
Плотность (количество времени, затраченное школьниками на учебную работу)
Не менее 60% и не более 80%
2
Виды учебной деятельности, используемые учителем (чтение, письмо, слушание, рассматривание наглядности и т. д.) – количество.
4-7 видов
3
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
Не более 10 минут
4
Частота чередования различных видов учебной деятельности
Смена не позднее чем через 7-10 минут
5
Число и чередование использованных учителем видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятель-
ная работа и т. д.)
Не менее 3-х
6
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся
2-3
7
Использование разнообразных форм организации детей: фронтальные, индивидуальные, в подгруппах, в парах
3-4
8
Наличие эмоциональных разрядок (количество)
2-3
10 СЛАЙД
Возможны различные варианты физкультурных занятий, физкультминуток, физкультпауз:
а) речевое действие с музыкальным действием;
б) речевое действие с игровым действием;
в) речевое действие с движением;
г) речевое действие с движением и игровым действием.
Это могут быть:
физкультурные занятия (дети отчётливо произносят слова, сопровождая их действиями);
физкультминутка (название и выполнение действий и команд);
физкультпауза + стихотворение / рифмовка (дети выполняют движения вслед за учителем);
физкультминутка, построенная на танцевальном материале (интегрирование движений, музыки и сюжета эффективно воздействуют на личность ребёнка);
занятия на основе подвижных игр.
Всё это предупреждает утомляемость учащихся и является необходимым моментом на уроках иностранного языка в младших классах.
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Учёные утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удаётся, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление.
Представление системы учебных занятий
Снизить утомление детей можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
Для организации благоприятного климата на уроке, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и практических целей, поддержания мотивации обучаемых в течение нескольких лет я использую элементы здоровьесберегающих технологий.
Для этого я стараюсь учитывать:
физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста;
предусматриваю такие виды работ, которые снимали бы напряжение и усталость;
стараюсь проводить урок непринуждённо, с настроением и только положительными эмоциями;
создаю приятную, располагающую к занятиям обстановку;
Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к эффективности усвоения материала (длительность зарядки – релаксации 3-5 минут). При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.
Вот некоторые элементы релаксации, которые я применяю на начальном этапе обучения.
10 СЛАЙД
Зарядка с использованием движения, песен, танца.
Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание детей. Кроме того, у детей нередко наблюдаются нарушение чувства ритма и темпа, скованность движений, общая моторная неловкость. Примерами такой зарядки являются песенки “Clap, clap, clap your hands”, “ If you are happy”, “Hokey Pokey” и другие.
11 СЛАЙД
Физкультминутки.
Это кратковременные перерывы для проведения упражнений. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Тексты рифмовок вы видите на листках. Они собраны из разных источников и успешно апробированы на уроках в начальной школе. Для себя я выделила несколько правил для проведения физкультминуток:
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;
Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, так как выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата;
Предпочтение необходимо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Выделяют несколько видов физкультминуток:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук и для пальцев;
гимнастика для глаз;
гимнастика для слуха;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика;
артикуляционно-мимическая гимнастика.
Вот примеры физкультминуток, которые я активно использую на уроках:
1)Для снятия общего утомления:
You're a tree, grow tall.
You’re a very bouncy ball.
You’re a lady in the rain.
You’re a bird, you’re a plane.
You’re a lion, you’re a frog.
You’re a monkey, you’re a log.
After a bath, after a bath
I try, try, try
To wipe myself,
Till I dry, dry, dry.
I wipe my hands,
And fingers and toes,
And two wet legs,
And a little shiny nose.
Touch your shoulder,
Touch your knee.
Raise your arms,
Then drop them, please.
Touch your ankles,
Pull your ears.
Then touch your nose
With your toes go
Tap, tap, tap.
Now your fingers
Snap, snap, snap!
13СЛАЙД
Упражнения для кистей рук и для пальцев или Пальчиковые игры.
Как известно, любая деятельность детей, в которой задействованы кисти и пальцы, способствует развитию речи. На ладони и на стопе находятся около 1000 биологически активных точек. Данный вид деятельности можно использовать и в начале урока. Это настроит детей на занятие, даст позитивный заряд, а также поможет активизировать мозговую деятельность.
What’s the weather like today? (провести игру)
Look through the window! What’s the weather like today?
Is it sunny? (Скрещиваем ладошки и двигаем пальчиками – лучиками)
Is it rainy? (Постукиваем кончиками пальцев по парте)
Is it windy? ([w – w - w] размахиваем руками, показывая порывы ветра)
Is it cloudy? (прикрываем лицо ладонями)
Is it dry? ( имитируем вытирание рук, пальчиков полотенцем)
Is it wet? (стряхиваем с рук воду)
Hello!
Пальчики левой руки по очереди «здороваются» с пальчиками правой руки, похлопывая друг друга кончиками “Hi” или “Hello!”. Либо большой палец по очереди «здоровается» с другими пальцами руки. Можно выполнять одновременно двумя руками.
Му Family
Поочерёдно разгибая пальчики из кулака и загибая обратно:
This finger is my grandfather,
This finger is my grandmother,
This finger is my daddy
This finger is my mummy,
And it’s me!
Wake up!
Поочерёдно загибаем пальцы в кулак, потом резко разжимаем, широко расставляя пальцы.
This finger wants to sleep,
This finger wants to sleep,
This finger wants to sleep,
This finger wants to sleep,
This finger wants to sleep.
Wake up! It’s time to play!
Danceoftheleaves
First they dance upon the trees,(поднять руки вверх и раскачивать, имитируя порывы ветра, пальчики при этом шевелятся как листочки)
Then they float on the breeze. (руки плавно «плавают по волнам», пальчики расслаблены)
Then they gaily blow around, (сделать круги руками, вращая ладони)
Now they’re sleeping on the ground. (мягко опустить руки вниз, присев на корточки).
Homes
This is a nest for Mr. Bluebird (сложить ладошки чашечкой, изображая гнездо)
This is a hive for Mrs. Bee (сложить кулачки вместе, изображая улей)
This is a hole for funny rabbit (соединить кончики пальцев двух рук, изображая вход в норку для кролика)
And this is a house for me. (сложить руки «домиком « над головой)
упражнения для глаз
Количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, снять усталость глаз помогает гимнастика:
Look left, right
Look up, look down
Look around.
Look at your nose
Look at that rose.
Close your eyes,
Open, wink and smile.
Your eyes are happy again.
гимнастика для слуха. Такие упражнения способствуют развитию фонематического слуха и плодотворно воздействуют на органы зрения.
a) Clap your hands once, when you hear the short sound [I]:
Slim, teacher, six, sit, bee, lick, tree, giraffe. (Хлопни в ладоши 1 раз, если ты услышишь короткий звук и)
b) Clap your hands twice, when you hear the sound [e]:
bed, cap, black bedroom, match, bend, seven, ten. (Хлопни в ладоши 2 раза, если ты услышишь звук э)
c) Say “yes”, when you hear words starting with the sound [s]:
snake, smile, cat, six, seven, she, snow, some, we, sunny (Скажи да, если ты услышишь слова, начинающиеся со звука с)
d) Start pulling the ears. First 20 times down, then take the middle of the ear and pull 20 times. (Дергаем себя за ушки 20 раз вниз, а потом беремся за серединку и дергаем тоже 20 раз)
упражнения, корректирующие осанку направлены на снятие напряжения с мышц туловища
a) Initial position: put your legs aside, put your hands over the heard.(И.П.: стойка, ноги врозь, руки за голову)
1-4 – make circular motions with your body to the right; (1-4 – круговые движения тазом в одну сторону)
5-6 – make circular motions to the left;(5-6 – в другую)
7-8 – put your hands down and shake them. (7-8 – руки вниз, расслабленно потрясти кистями)
Repeat 4-6 times. The pace is medium. (Повторить 4-6 раз. Темп средний)
b) Initial position: come to the point, put your legs aside. (. (И.П.: стойка, ноги врозь)
1-2 – bend down, the right hand is sliding down along the leg and left hand is bend along the body. It’s up.(1-2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, - вдоль тела вверх;)
3-4 - Initial position, (и.п.)
5-8 – bend down, the left hand is sliding down along the leg and the right hand is bend along the body. It’s up. Repeat 5-6 times. The pace is medium.(То же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний)
дыхательная гимнастика способствует углублению дыхания, а также активизирует работоспособность
Breathe in through the nose, breathe out through the mouth. (Спокойно вдохните через нос, выдохните через рот. Повторите 4 раза)
Put your hands in front of the chest, push elbows sharply back and put your hands down. Repeat 6 times.(Руки перед грудью; сделайте два рывка локтями назад; разведите руки в стороны. Повторите 6 раз )
Breathe in through the nose, while breathing out pronounce the sounds [p], [t], [k]. Repeat 6 times.(Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звуки [p],[t],[k] . Повторите 6 раз)
артикуляционно-мимическая гимнастика помогает создать благоприятный фон для выработки точных и координированных движений, нужных для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции.
Have lips form a smile. Teeth should be hidden. (Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.)
Stretch lips out and roll them into a tube. (Хоботок. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой)
Keep lips in a smile, teeth are closed in a natural bite. (Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны )
Teeth are closed. Lips are rounded, and are stretched out a little. Upper and lower cutting teeth are visible. (Бублик. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны)
Chang the lip positions several times. (Заборчик-Бублик. Улыбка – хоботок. Чередование положений губ)
Массажные игры
Это массаж активных точек. В результатетмассажа активизируется работа подкорковых частей мозга, возникают процессы, связанные с обострением интуиции, улучшается настроение. (проведение игры со слушателями)
“Look at me and listen to me”
Eyes, are you ready? (поглаживание век)
Yes, we are. (поглаживание век по часовой и против часовой стрелки)
Ears, are you ready? (поглаживание ушей)
Yes, we are. (прикладывание ладоней к ушам)
Hands, are you ready? (поглаживание кистей рук)
Yes, we are. (хлопки в ладоши)
Legs, are you ready? (поглаживание ног)
Yes, we are. (притопывание)
Shoulders, are you ready? (поглаживание плечей)
Yes, we are. (постукивание по плечам)
Children, are you ready? (развести руки в стороны)
Yes, we are. (обнять себя руками)
Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений.
14 СЛАЙД
Динамическая пауза.
Это перерыв в учебной или трудовой деятельности, заполненный разнообразными видами двигательной активности, предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Чтобы предупредить общее утомление от статичного напряжения при занятиях за столом, следует предусмотреть проведение динамических пауз с целью переключения ребенка с умственной деятельности на физическую. В комплекс, рассчитанный на 2 – 3 минуты, нужно включать знакомые детям упражнения для крупных групп мышц: наклоны, повороты, приседания, подскоки.
Игра.
Это не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции, лёгкость и удовольствие. Например, при изучении алфавита изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или движениями частей тела). Ученик у доски выполняет это задание, а учащиеся отгадывают букву алфавита. При изучении темы «Моё любимое животное» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами. При изучении темы «Мой день» изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.
15 СЛАЙД
Каковы же требования, предъявляемые к организации и проведению физкультминуток?
16 СЛАЙД
Немаловажный фактор в применении здоровьесберегающих технологий – создание положительной настроенности учащихся и доброжелательный тон учителя.
Подведение итога
Если вы обратили внимание, то представление опыта я попыталась представить с позиции технологии здоровьесбережения:
использовала разные виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный)
использовала разные виды учебной деятельности (слушание, рассматривание наглядности, чтение )
использовала физкультминутку,
использовала физкультпаузу
использовала пальчиковую игру
частота чередования различных видов деятельности не превышала 7 минут
И в заключение хотелось бы сказать о здоровьесбережении учителя.
17 СЛАЙД
Сохранению психологического здоровья современного школьника уделяется большое внимание, однако не менее важен вопрос о сохранении психологического здоровья учителя.
Очевидно, что только психологически здоровый учитель реально способен создать эмоционально комфортную атмосферу в классе, обеспечивающую не только обучение и развитие ребенка, но и его воспитание как личность.
Давно настало время задуматься о создании условий для охраны здоровья учителя и его профессионального долголетия.
Педагогическая профессия относится к умственному труду и требует большого интеллектуального напряжения, но предполагает слабую мышечную активность. Учитель часто испытывает психологический дискомфорт, причинами которого могут быть:
довольно часто возникающее напряженные педагогические ситуации;
физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;
высокий уровень ответственности;
тенденция агрессивного отношения родителей и учащихся.
Умение пользоваться способами регуляции своего эмоционального состояния может помочь учителю снизить психоэмоциоанльное напряжение и сохранить своё здоровье. Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать развитию эмоциональной гибкости и устойчивости.
Психорегуляция включает в себя занятия спортом, методы релаксации, аутогенную тренировку.
Одним из способов регуляции своего эмоционального состояния является самовнушение. Например, «я могу наслаждаться своей работой. У меня хорошая работа. Каждый день я с радостью иду на работу. Я работаю легко и радостно. У меня все получается. Это просто здорово - работать с подрастающим поколением. От своих учеников я заряжаюсь молодостью и энергией. Я энергична, молода душой и оптимистична».
Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить утром, после сна или по дороге в школу. Ну, а если учитель испытал стресс? Как он может помочь себе? Использовать можно следующие приемы:
медленно осмотреться по сторонам, даже в том случае, если помещение знакомо, мысленно описывать один предмет за одним. Пример: «коричневый письменный стол, белые занавески….»
представить себя в приятной обстановке на природе.
Не блокировать эмоции – найти место, где можно вслух поговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться.
Вспомнить приятные события из собственной жизни, вспомнить состояние радости, сделать такое же лицо, улыбку, почувствовать это состояние всем телом.
По мере того, как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида, станут постепенно уходить.
Согласно утверждению психологов, в борьбе со стрессом помогают: ранний подъем, разделение труда в доме, периодический отдых, физические упражнения, снисхождение к себе (не стоит слишком многого от себя требовать: дайте себе право на ошибку, неточность и неправильный поступок. Хотя бы на несколько дней запретите себе думать о неприятном, мучиться угрызениями совести и сомнениями относительности правильности своих поступков. Посмотрите на себя как на простого человека, которому свойственно ошибаться, потому, что это нормально, случается со всеми и ровно ничего не значит), расслабление, желание прощать (научитесь не обращать внимание на неприятности и прощать тех, кто вас расстраивает. Прощая их, вы даете себе возможность не сосредотачиваться на проблемах. А это сбережет и нервы и здоровье), готовность решать проблемы (не стоит бежать от трудностей, надо научиться их решать, иначе их может накопиться столько, что груз окажется для вас просто не подъемным. Сколько бы вы не тянули, проблем не станет меньше, наоборот – они лишь усугубятся и из вполне решаемых могут превратиться в действительно неразрешимые).
Итак, уважаемы коллеги! Вопрос восстановления профессионального здоровья – это процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира и профилактические меры по предотвращению заболеваний.
Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем вылечить.
Будьте здоровы!
18 – 19 СЛАЙДЫ
Список литературы:
1. Бродкина Г.В., Зубарева И.И. Здоровьесберегающие технологии вобразовании.АПКРО,2002
2. Зарипова Л., Березникова Е.Полезные уроки английского ж. Здоровье детей,2010,№10
3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.М,2004