kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Функциональные и содержательные возможности учебных пособий по иностранному языку как средство развития читательской грамотности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Термин функциональная грамотность вошёл в нашу жизнь прочно, и я полагаю, надолго и важен для подготовки наших учащихся к жизни.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

математическая грамотность;

читательская грамотность;

естественнонаучная грамотность;

финансовая грамотность;

глобальные компетенции;

креативное мышление

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Функциональные и содержательные возможности учебных пособий по иностранному языку как средство развития читательской грамотности учащихся»

Функциональные и содержательные возможности учебных пособий по иностранному языку как средство развития читательской грамотности учащихся


Самулева Г.Н., учитель английского языка

ГУО «Средняя школа № 2 г.Белыничи»


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Термин функциональная грамотность вошёл в нашу жизнь прочно, и я полагаю, надолго и важен для подготовки наших учащихся к жизни.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

математическая грамотность;

читательская грамотность;

естественнонаучная грамотность;

финансовая грамотность;

глобальные компетенции;

креативное мышление

Мы должны развивать у учащихся подобные компетенции. Остановимся на читательской грамотности.

Читательская грамотность – базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ.

Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное. Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.

Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом.

И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д., а также умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:

Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).

Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.

Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.

Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач)

Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:

Предтекстовый (Pre-reading).

Текстовый (While-reading).

Послетекстовый (Post-reading).

1. Предтекстовый этап (Pre-reading)

Задачами данного этапа являются

- создание мотива чтения;

- развитие умения прогнозирования;

- активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей.

В учебных пособиях по иностранному языку можно выделить следующие группы упражнений для этого этапа:

- упражнения на соотнесение слова с темой («Найди лишнее», «Заполни пропуски в предложении одним из указанных слов», и др.);

- упражнения на понимание лексико-тематической основы текста («Расположите предложения в последовательности происходящих событий», «Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят для описания ситуации»);

- упражнения в работе с заглавием текста («Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет идти речь в тексте», «Какое словосочетание наводит на мысль о том, что ...?»);

2. Текстовый этап (While-reading)

Направлены на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное.

На данном этапе в учебных пособиях учащимся предлагают:

- найти ответы на предложенные вопросы;

- подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто;

- найти соответствия;

- выполнить задание на множественный выбор;

- подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;

- догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;

- восполнить недостающую информацию;

- во время чтения текста заполнить таблицу.

3. Послетекстовый этап (Post-reading)

Необходимы для проверки понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.

На этом этапе учитель на основе заданий в учебниках может предложить учащимся:

- высказать свое мнение по поводу прочитанного;

- опровергнуть утверждения или согласиться с ними;

- доказать или охарактеризовать что-то;

- составить план текста, выделив его основные мысли;

- пересказать/кратко изложить содержание текста;

- рассказать текст от лица главного героя;

- вставить в текст пропущенные слова или выражения;

Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что задания к текстам учебных пособий по английскому языку являются содержательным и эффективным средством развития читательской грамотности учащихся.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Самулёва Галина Николаевна

Дата: 23.12.2025

Номер свидетельства: 679651


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства