Просмотр содержимого документа
«Функциональные и содержательные возможности учебных пособий по иностранному языку как средство развития читательской грамотности учащихся»
Функциональные и содержательные возможности учебных пособий по иностранному языку как средство развития читательской грамотности учащихся
Самулева Г.Н., учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 2 г.Белыничи»
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Термин функциональная грамотность вошёл в нашу жизнь прочно, и я полагаю, надолго и важен для подготовки наших учащихся к жизни.
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
математическая грамотность;
читательская грамотность;
естественнонаучная грамотность;
финансовая грамотность;
глобальные компетенции;
креативное мышление
Мы должны развивать у учащихся подобные компетенции. Остановимся на читательской грамотности.
Читательская грамотность – базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ.
Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное. Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.
Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом.
И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д., а также умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:
Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач)
Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:
Предтекстовый (Pre-reading).
Текстовый (While-reading).
Послетекстовый (Post-reading).
1. Предтекстовый этап (Pre-reading)
Задачами данного этапа являются
- создание мотива чтения;
- развитие умения прогнозирования;
- активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей.
В учебных пособиях по иностранному языку можно выделить следующие группы упражнений для этого этапа:
- упражнения на соотнесение слова с темой («Найди лишнее», «Заполни пропуски в предложении одним из указанных слов», и др.);
- упражнения на понимание лексико-тематической основы текста («Расположите предложения в последовательности происходящих событий», «Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят для описания ситуации»);
- упражнения в работе с заглавием текста («Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет идти речь в тексте», «Какое словосочетание наводит на мысль о том, что ...?»);
2. Текстовый этап (While-reading)
Направлены на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное.
На данном этапе в учебных пособиях учащимся предлагают:
- найти ответы на предложенные вопросы;
- подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто;
- найти соответствия;
- выполнить задание на множественный выбор;
- подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;
- догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
- восполнить недостающую информацию;
- во время чтения текста заполнить таблицу.
3. Послетекстовый этап (Post-reading)
Необходимы для проверки понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.
На этом этапе учитель на основе заданий в учебниках может предложить учащимся:
- высказать свое мнение по поводу прочитанного;
- опровергнуть утверждения или согласиться с ними;
- доказать или охарактеризовать что-то;
- составить план текста, выделив его основные мысли;
- пересказать/кратко изложить содержание текста;
- рассказать текст от лица главного героя;
- вставить в текст пропущенные слова или выражения;
Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что задания к текстам учебных пособий по английскому языку являются содержательным и эффективным средством развития читательской грамотности учащихся.