kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Эффективные приёмы и средства формирования функциональной грамотности на уроках английского языка»доклад

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире иностранный язык становится всё более популярным.Но овладение английским языком невозможно без формирования функциональной грамотности.: способности человека  использовать коммуникативные навыки в ситуациях реального общения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Эффективные приёмы и средства формирования функциональной грамотности на уроках английского языка»доклад»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Юголукская средняя общеобразовательная школа









Тема:

«Эффективные приёмы и средства формирования функциональной грамотности на уроках английского языка»






Выступление

на заседании профессионального

педагогического сообщества учителей иностранного языка

(с целью обмена опытом работы)

2022 - 2023 учебный год












Автор доклада :Лямичева Лидия Александровна

учитель английского, французского языков

первая квалификационная категория.







с. Юголок 2022 г., декабрь





Тема моего выступления: «Эффективные приёмы и средства формирования функциональной грамотности на уроках английского языка» слайд 1

В современном мире иностранный язык становится все более популярным. Но овладение английским языком невозможно без формирования функциональной грамотности – способности человека использовать коммуникативные навыки в ситуациях реального общения. Основная задача учителя вовлекать учащихся в образовательный процесс и повышать познавательную активность, стимулировать активную мыслительную и практическую деятельность. Чтобы процесс обучения языку был интересным и плодотворным учителю необходимо выбирать эффективные приемы, методы и средства обучения.

Предлагаю вашему вниманию несколько, на мой взгляд, эффективных приемов обучения, которые я применяю на уроках.

1. Приём «Письмо другу». Слайд 2

Традиционно учебный год начинается с повторения изученного материала. Это довольно скучный процесс, поэтому повторение грамматических тем, которые дети практически забыли за время летних каникул, нужно сделать максимально интересным и продуктивным.

Я предлагаю учащимся написать письмо воображаемому иностранному другу, в котором мы рассказываем о себе, текст письма мы составляем вместе. Уровень сложности зависит от возраста ребят. В процессе работы мы понимаем, что недостаточно просто подобрать нужные слова, а необходимо изложить свои мысли грамотно. Предлагаю вашему вниманию пример отрывка из письма, которое мы писали с учащимися 7 класса.

Сначала мы составили текст на русском языке, а потом вместе переводили его на английский.

В процессе перевода предложений у ребят возникали вопросы, они допускали ошибки, исправляли друг друга, обращались ко мне за помощью. В ходе работы мы определили список тем, которые нужно повторить (глаголы в настоящем времени, особенно формы to be, о которых чаще всего забывают; личные и притяжательные местоимения, притяжательный падеж существительных, степени сравнения прилагательных и числительные).

Я бы хотел рассказать о себе.

I would like to tell about myself.

Мне 13 лет. Я ученик 7 класса.

I am thirteen. I am a student of 7th grade.

У меня много друзей.

I have many friends.

Моего лучшего друга зовут Никита.

My best friend’s name is Nikita.

Мы часто гуляем по городу вместе.

We often walk around the town.

В нашем городе много интересных мест….

There are a lot of interesting places in our town.


2. Приём «Телеграмма» - актуален на этапе закрепления знаний по изученной грамматической теме и на этапе контроля. Слайд 2

Учитель сообщает, что ребятам пришла телеграмма (объясняет – что это такое) и предлагает им прочитать, спрашивает – понятно ли содержание, не кажется ли им что-то необычным, странным?

Приведу пример телеграммы, которые учащиеся получили после изучения темы «Времена группы Simple». На этапе закрепления работу можно организовать в парах или группах, в качестве контроля знаний – индивидуально, но более слабым ученикам нужно подготовить телеграмму проще, с меньшим количеством изменений.

Hi Ann How you I fine Yesterday we celebratе my birthday Granny cook tasty dinner dad decorate room mom buy lot sweets I invite friends Everyone enjoy party I got lot gifts I hope you come next year Mary

Hi Ann! How are you? I am fine. Yesterday we celebrated my birthday. My granny cooked a tasty dinner, dad decorated my room, mom bought a lot of sweets. I invited my friends. Everyone enjoyed the party. I got a lot of gifts! I hope you will come next year. Your friend Mary.

Слайды 3 и 4, 5

3. Приём «Кроссенс» - прием в основе которого лежит работа с образами и который способствует развитию логического и образного мышления. Кроссенс - это поле из 9 прямоугольников, каждый из которых заполнен картинками. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям. Это универсальный способ, его можно применить для работы с текстом (пересказать текст по опорным картинкам и т.д.), при изучении страноведческой темы, как опору при монологическом высказывании на заданную тему и т.д. Для выполнения задания можно предложить кроссенс, который составил сам учитель, а также, в качестве творческого задания, предложить ребятам составить свой кроссенс.

Предлагаю вашему вниманию кроссенс по теме «Соединенное Королевство». В начале изучения темы в прямоугольниках пишем название страны, столицы и символа, а на этапе контроля дети рассказывают о Королевстве только по опорным картинкам (для более слабых ребят часть надписей можно оставить). Слайд 6

Смысловое чтение – один из обязательных компонентов метапредметных

результатов, формируемых на уроке иностранного языка. Оно относится к

универсальным учебным действиям (УУД). Цель смыслового чтения –

максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и

практически осмыслить информацию.

В процессе чтения происходит не только развитие и становление умения

читать, но и массовое запоминание лексических единиц

Необходимо помнить, что все предварительные упражнения к тексту ни в

коем случае не должны раскрывать его содержания, чтобы не погасить

интерес учащихся к самому чтению, как это иногда случается. Задача этих

упражнений — сделать процесс чтения почти синтетическим, т.е. по

возможности снять языковые трудности, не касаясь содержания. Итак,

неотъемлемым звеном в общем комплексе обучения чтению являются

лексические упражнения, к этим упражнениям относятся: выбор, сравнение, соотнесение, сортировка, группировка, ранжирование.

Смысловое чтение включает следующую уровневую систему стратегий

работы с информацией: 1) предтекстовые; 2) текстовые; 3) посттекстовые.

Остановимся на предтекстовом этапе. Слайд 6

Рассмотрим некоторые виды заданий при работе с текстом. слайд 7

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний,

необходимых и достаточных для восприятия конкретного текста, на

устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и

одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку "стратегии понимания", умения прогнозирования.

Например: прочитай заглавие и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в

данном тексте; посмотри на фото; скажи, какую жизнь могут вести люди,

изображенные на фото; опиши картинку (соответствующую тематике

текста); затем прочти текст и найди ошибки в картинке; дай определение

следующим словам; соедини слова с их определениями; определи

различные значения одного итого же слова; найди в тексте предложения с

определенной грамматической формой; прочти первые предложения

абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

Необходимо напомнить, что задачами данного этапа являются: создание мотива чтения; развитие умения прогнозирования; активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей. Таким образом, мы выделили семь групп упражнений:

1. Упражнения на соотнесение слова с темой.

- Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.


- Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу.

- В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением.

- Каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой

группе.

- Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного

тематического ряда.

2. Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.

- Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.

- Запишите ключевое слово заголовка (или весь заголовок) и составьте

схему, заполняя её ассоциациями.

- Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят

для описания ситуации, изображённой на ней.

- Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с

переводом) и, не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь.

3. Упражнения в работе с заглавием текста.

- Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет

идти речь в тексте.

- Переведите заглавие и ответьте на вопросы:

1. По какому слову заглавия можно определить, что речь идёт...?

2. Какое словосочетание наводит на мысль о том, что ...?

3. По какому слову вы определили, что это информация о …?

- Придумайте заглавие, которым можно объединить три понятия,

определяющих содержание текста.

- Замените один из членов предложения (заголовок) переведёнными словами.

4. Упражнение в опознавании интернационализмов:

- Найдите во второй колонке перевод к каждому слову из первой (без

словаря), опираясь на графический образ слов.

- Подчеркните в данных утверждениях интернациональные слова,

определите их значение в родном языке и иностранном языках.

- Распределите весь список слов на две колонки: интернационализмы и «ложные — друзья переводчика», предварительно прочитав следующие

словосочетания.

5. Упражнения, направленные на оперирование словообразованием:

- Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.

- Образуйте от каждого из существительных прилагательное и наречие;

- Определите часть речи подчеркнутых слов и их значение (главное или

второстепенное) в данных словосочетаниях.

6. упражнения на установление синонимических и антонимических связей:

- Выберите из правого столбца слово, близкое по значению к первым трем

словам в каждой строчке.

- Замените каждое подчеркнутое слово в предложениях одним из слов, приведенных в рамке.

- Подберите к перечисленным словам антонимы - слова, противоположного

значения (возможно образованных с помощью отрицательных приставок):

hardworking- lazy, honest- dishonest.

- Распределите перечисленные слова по трем колонкам: основные

(выделенные шрифтом), синонимы, антонимы.

Например:

Основное синонимы антонимы marry gay gloomy

7. Упражнения на ранжирование слов по определенному принципу или

признаку:

- Расположите слова по степени нарастания чувств (от ненависти до любви).

- Расположите слова, обозначающие человеческие качества, по степени

важности для вас.

- Расположите слова (глаголы), определяющие содержание текста, в

последовательности происходящих событий.

Таким образом, используя предтекстовую работу с новыми лексическими

единицами, активизируется умственная деятельность, повышается мотивация

у учащихся к работе и развитию навыков коллективной учебной

деятельности на уроках иностранного языка. Другими словами, успешность

работы с иностранным текстом во многом будет зависеть от того, как была

организована работа учащихся до прочтения текста, т.е. насколько хорошо

учитель смог настроить детей на данный вид работы, активизировать

фоновые знания учеников и, конечно, подобрать упражнения, направленные

на снятие языковых трудностей.

Основными этапами работы с текстом при формировании читательской

компетенции учащихся являются: 7 слайд

1. Предтекстовой (Pre-reading). Этот этап подразумевает актуализацию имеющихся знаний учащихся по данной теме, а также развитие

прогностических умений. На данном этапе учитель может попросить

учащихся определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем

проблем; ключевые слова и выражения, ассоциации; сформулировать

предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо

фрагментов видео или даже музыкальных отрывков; определить основную

идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть даны слова с переводом, либо слова с определениями; просмотреть либо слова с определениями; просмотреть

текст/ первый абзац и определить, о чем этот текст; прочесть вопросы/

утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику; попытаться ответить на предложенные

вопросы до чтения текста; определить кто будет главным героем (его

профессия, национальность)? 8 слайд

2. Текстовый (While- reading). Этот этап подразумевает контроль

степени сформированности различных языковых навыков и речевых

умений а также продолжение формирования соответствующих

навыков и умений. На данном этапе учитель может предложить

учащимся найти ответы на предложенные вопросы; подтвердить

правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в

тексте не упомянуто; составить предложения по порядку; найти соответствия; выполнить задание на множественный выбор;

подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев; догадаться о

значении слова или слов по контексту, какой из предложенных

переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном

контексте; восполнить недостающую информацию. 9 слайд

Послетекстовых (Post-reading). Этот этап подразумевает использование ситуации из текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. На этом этапе учитель может предложить учащимся выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного; опровергнуть утверждения или согласиться с ними; доказать или охарактеризовать что-то; составить план текста, выделив его основные мысли; пересказать/кратко изложить содержание текста; рассказать текст от лица главного героя.


Pre‐reading activities: 10 слайд

1. Read the title and say what will be the text about? What does

drive mean:

ambition or trip? (учащимся предлагается прочитать заголовок и

определить, о чем пойдет речь в тексте).


2. Make a list (spider gram) of words you can meet in the text. Who

are teens with drive? What qualities do they need to have? (учащимся

предлагается составить список качеств, которыми должны обладать

подростки с амбициями) While-reading activities:

1. Find key sentences in each paragraph. Find main ideas of the paragraphs.

Read three shorts paragraphs about teens and give each a title (учащимся

предлагается определить ключевые предложения в каждом абзаце,

основную идею и озаглавить каждый абзац).

Who? What? Where? When? Why


Post reading activities: 10 слайд

2. Find out what plans the young people have. What character traits do they

have to realize plans (учащимся предлагается определить планы, черты

характера и умения подростков).

1. Write an e-mail to your English pen-friend

about teens with drive. In your e-mail

write: name of person, country, character

qualities, why you find him interesting

(учащимся предлагается написать

письмо своему другу по переписке и

рассказать о подростке с амбициями).


Who? What? Where? When? Why

Name Plans Character traits Skills

Таким образом, использование на уроках английского языка различного вида

текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности

учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися

основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое

мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к

тексту.


В текстовых заданиях учащимся предлагаются коммуникативные установки,

в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное,

просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных

познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Кроме этого, учащиеся выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих

формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и

умений.

Например: прочти текст; раздели его на смысловые части, подбери названия

к каждой из них; выдели в тексте элементы, которые несут ключевую

информацию; составь план текста; заполни пропуски в тексте словами в

определенной грамматической форме; передай основную идею текста

несколькими предложениями. Слайд 11

Послетекстовых задания предназначены для проверки понимания

прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений чтения

и использования полученной информации: ответь на вопросы по содержанию

текста; выбери правильный ответ (тест по содержанию текста); заполни

таблицу по содержанию текста; пронумеруй события в порядке их

очередности; заполни предложения словами из текста; выразив свое

отношение к прочитанному; составь вопросы к тексту; подготовь пересказ

(аннотацию, рецензию) текста.

Также развитию навыков работы с текстом способствуют упражнения на

подстановку букв и слов, соотнесение картинок со словами, дополнение

предложений по смыслу.

Учащиеся на уроках выполняют творческие задания: изготовление домика

(тема «My house»), написание мини-сочинений на различную тематику и их

иллюстрирование, оформление пригласительной открытки, изготовление

поздравительной открытки, изготовление маски, рисунок спальни и

предметов мебели, составление меню, оформление вывески для своего дома,

что напрямую формирует функциональную грамотность у обучающихся.

Конечно, при преподавании учебного предмета английский язык

используются межпредметные связи при выполнении следующих творческих

заданий: изготовление телефона из спичечных коробков (физика), решение

примеров (математика), изготовление шляпы для праздника (рисование),

учить готовить десерт (химия, технология), инструктаж для проведения игр

(физическая культура), изготовление солнечных часов (астрономия). В третьем классе постепенно усложняется предъявляемый текстовый

материал и упражнения, увеличивается объём и информационное

пространство.

Учащиеся на уроках пишут сочинения на темы: School subjects, At the zoo, On

Sundays, рассказы по следующим темам: A happy family, In my room, In the

park. Выполняют творческие работы: письмо выражающее благодарность,

изготовление семейного древа, составление списка продуктов и записки,

рисунок символа фестиваля мороженого, иллюстрация к любимой сказке и

представление главных героев, написание письма Деду Морозу,

изготовление рождественской ели и подписание подарков, паспорт животного, рисунок дома – музея известного человека, изготовление

открытки к Дню Матери и сочинение стихотворения Lovey Dovey.(милая голубка)

В четвёртом классе кроме написания сочинений и рассказов, учащиеся

выполняют проектные работы по темам: «Достопримечательности моего

посёлка», «Кем я хочу быть», «Любимые блюда в моей семье», «Красная

книга», «Моё путешествие». А также творческие работы: изготовление

праздничного колпака, написать новогоднее обещание, составить программу

мероприятий ко Дню города, оформление первой страницы газеты о важном

историческом событии,

Таким образом, использование на уроках английского языка различного вида

текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности

учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися

основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое

мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к

тексту.

Предлагаю своим ученикам разнообразные формы работ на уроке: групповая

и парная формы работы, дифференцированный подход, диалоговое обучение,

поисковый метод.

Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что

учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают

коммуникативные барьеры в общении. Если ученик с низкой мотивацией в

чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к

сильному. Сильные одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая

слабым. Функциональная грамотность на уроках английского языка

действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к

осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных

заданий. Слайд 12

Необходимо отметить, что использование современных методов обучения на

уроках иностранного языка является важным средством для стимулирования

мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, побуждает учителя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению,

профессиональному и личностному росту, активному развитию.


Спасибо за внимание!

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лямичева Лидия Александровна

Дата: 19.02.2023

Номер свидетельства: 626110


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства