учителя математики МБОУ «СОШ №55» г. Чебоксары.
образовательная: ученик научится: строить точки, фигуры, симметричные данным; приводить примеры симметричных объектов окружающей нас действительности; распознавать плоские фигуры, симметричные относительно прямой.
развивающие: ученик научится: точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи по данной теме; понимать смысл поставленной задачи и аргументировать ответы по данной теме; понимать сущность алгоритмический предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; планировать, контролировать, оценивать свои действия по данной теме.
воспитательные: ученик получит возможность: формулировать собственное мнение; позитивно сотрудничать и принимать мнение своих одноклассников.
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД | Время |
1.Самоопределение к учебной деятель-ности. Орг.момент. Цель: создание атмосферы мотива-ции к уроку. | Учитель приветствует учащихся, контролирует подготовленность к уроку. Просит сделать три хлопка в случае готовности. | Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные: саморегуляция, самоконтроль. | 1-2 мин |
2. Введение в тему, актуализация знаний и фиксация затруднений. Проблемная ситуация. Цель: создать проб-лемную ситуацию, зафиксировать причину затрудне-ний, спрогнозиро-вать предстоящую деятельность. | Вступление учителя.(Сообщает о том, что начинается изучение новой главы. Предлагает учащимся догадаться как же она будет называться. Выдает задание группам (парам), формулирует условия выполнения, фиксирует результаты. Задание 1. У каждой пары на столе лежит файл. Возьмите файл, достаньте его содержимое и ознакомьтесь с ним: это несколько вырезанных фигурок. Разбейте их на две группы по некоторому признаку. Обдумайте признаки, по которым предметы собраны в каждую группу. Обсуждаются выдвинутые гипотезы и проверяется выполненное задание. Делаем вывод: в 1 группу попали объекты, обладающие симметрией, во 2 – без симметрии | Выполняют задания, работая в парах. Выдвигают гипотезы, высказывают свое мнение, обосновывают его, выслушивают мнения других, приходят к общему решению. Формулируют признаки, по которым объединены фигуры. Участвуют в обсуждении. Высказывают возникшее затруднение | Познавательные (поиск нужной информации, умение анализи-ровать условие, устанавливать причинно-следст-венные связи, выстраивать логическую цепочку); Коммуникативные (умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве) Личностные (формирование способности к эмоциональному восприятию материала) Регулятивные (способность к самооценке) | 2-3 мин |
3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, построение проекта выхода из затруд-нения, проговарива-ние темы и целей урока. | Задание 2. Учитель задает вопросы. Как вы определили симметричность фигур ? Правая и левая часть рисунка похожи. А как проверить, действительно ли они похожи, т.е. совпадают? Сложите фигуры, перегнув рисунок пополам. Какая линия получилась на сгибе? Совпали ли части фигуры? Можно ли сказать, что левая и правая часть фигуры симметричны? Относительно чего эта симметрия? Вводит понятие осевой симметрии. Линию симметрии в таком случае называют осью симметрии, а саму симметрию осевой. Предлагает учащимся сформулировать тему урока. Итак, сегодня тема нашего урока …. Все фигуры одной из групп обладают симметрией относительно прямой. Задание 3. Ученику 6 класса предложили закончить рисунок так, чтобы готовая фигура обладала осевой симметрией. Правильно ли он выполнил задание? В чем его ошибка? Что мы должны знать об осевой симметрии, чтобы суметь исправить ошибки ученика? Умеем ли мы строить симметричные фигуры? Много ли знаем о симметрии? Какая задача у нашего урока? …. Правильно, больше узнать об осевой симметрии. Узнать, как строить точки и фигуры, симметричные относительно прямой. | Выполняют задание, сравнивают, анализируют объекты, высказывают гипотезы об их возможных свойствах. Фиксируют новое знание в устной и письменной форме. Формулируют тему урока, записывают тему в тетради. Анализируют условие задачи, высказывают предположения о некорректности решения, обосновывают свое мнение. Оценка того, что уже известно и что нужно ещё узнать. Формулируют цели урока. | Познавательные (самостоятельно выделять познавательную цель, умение анализировать условие, устанав-ливать причинно-следственные связи, выстра-ивать логическую цепочку); Коммуникативные (умение вести диалог, высказы-вать и обосновы-вать свое мнение, учитывать разные мнения в сотрудничестве) Личностные (критичность мышления) - Регулятивные (способность к самоооценке) | 5-6 мин |
4. Реализация построенного знания. Открытие нового знания. Цель: фиксация нового знания в речи . | Задание 4. Возьмите ваш листочек. На нем отмечены пары точек: А и А1. Согните листочек пополам. Что произошло с точками во время сгибания рисунка? Соедините данные точки отрезком. Как называется линия сгиба? Подумайте, как расположены получившиеся отрезки по отношению к оси симметрии. Какие прямые называют перпендикулярными. Как обозначаются такие прямые на рисунке? Измерьте расстояние от точки А1 до оси симметрии и расстояние от точки А до оси симметрии. Как показать равные отрезки на рисунке? Сформулируйте два условия, при которых точки А и А1 будут симметричны относительно прямой. | Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, формулируют условия симметрии точек относительно прямой. | Познавательные (поиск нужной информации, умение анализи-ровать условие, логическую цепочку); Коммуникативные (умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве) Личностные (критичность мышления) Регулятивные (прогнозирование) | 5 мин |
Физкультминутка. (упражнения связаны с изучением темы). Здоровье сбережение. Цель: релаксация и смена физической нагрузки. | 1. Встаньте, поднимите руки вверх, чтобы они расположены были симметричны, относительно тела, затем вперед, в разные стороны. Расположите руки так, чтобы они располагались не симметрично. 2.Учитель называет буквы алфавита, а учащиеся делают хлопок перед собой, если есть ось симметрия у этой буквы и хлопок сзади, если симметрии нет. 3.Упражнения для глаз. Глазами перед собой рисуют симметричную фигуру, затем несимметричную фигуру | Выполняют упражнения. | | 3мин |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: развивать умения применять новые знания в типовых заданиях. | Задание 5. Определите какие из точек на рисунке симметричны относительно прямой? Какие условия не выполнены для точек В, В1 и С, С1? Задание 6. Постройте точку А1 симметричную точке А относительно прямой а. (Приложение . Задание №1) Как это сделать? Попробуйте сформулировать алгоритм построения, ориентируясь на определение симметричных относительно прямой точек. С помощью какого инструмента можно построить перпендикуляр к прямой? С помощью какого инструмента можно отложить отрезок, равный данному? Алгоритм построения обсуждается, уточняется и фиксируется. Один ученик работает у доски. | Выполняют задание, закрепляют условие симметрии точек относительно прямой. Формулируют алгоритм построения точек, симметричных относительно прямой, в результате побуждающего и подводящего диалога. Фиксируют алгоритм в устной и письменной форме. | | 6-7 мин |
6. Самостоятельная работа с самопро-веркой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях | 1.Учащиеся выполняют индивидуальные задания: 1) построить точку, симметричную данной относительно заданной прямой; 2)достроить фигуру до симметричной фигуры. Каждый ученик из группы получает из файла индивидуальное задание. По завершению работы выполняют взаимопроверку. Приложение. (Задания №2, №3) 2.Учитель сообщает , что есть и слова, имеющие ось симметрии. Найдите «ось симметрии» в словах: казак, шалаш. Такие слова называются палиндромами. 3.Есть и симметричные предложения: А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Предлагает учащимся догадаться почему они так называются. 4.Учитель предлагает определить количество осей симметрии у треугольника, прямоугольника, квадрата, круга и ломанной. И сообщает о том как эти фигуры можно связать с психологией человека 5. Психологический тест. Выберите себе понравившуюся фигуру и послушайте характеристики о них. Если вы изобразили себя в виде квадрата, вам свойственна организованность, практичность, аккуратность, коллекционирование, занятия спортом, вместе с тем упрямство и консерватизм. Если треугольник – то, скорее всего, вы решительный, уверенный в себе, несколько категоричный, нетерпеливый и самонадеянный Круг – мифологический символ гармонии. Вероятно, вам дороги люди, общение с ними, вы скрепляете коллектив, чувствительны, легко общаетесь, порой стараетесь угодить, так как не любите конфликтовать. Прямоугольник символизирует состояние перехода. Это временная форма личности. В настоящее время вы удовлетворены своим образом жизни и заняты поиском лучшего положения. Зигзаг – натура творческая, вам свойственна интуиция, эстетические чувства, имеете природное остроумие, не любите скуки и рутины. 6. Учащиеся выполняют задания на построение фигуры, симметричной данной. Задачи предлагаются на выбор двух уровней сложности: на «4» или на «5». Приложение2. | Выполняют индивидуальные задания, ориентируясь на опору. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку результата. Предлагают свои варианты ответов. Выбирают подходящую геометрическую фигуру и слушают характеристики. Выбирают посильную себе задачу и решают её. | Познавательные (самостоятельный выбор действия в соответствии с поставленной задачей); Коммуникативные (рефлексия своих действий) Личностные (ответственное отношение к учению) - Регулятивные (действовать с учетом выделенных ориентиров) -Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. -Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. -Коммуникативные: аргументация своего мнения. | 10 мин |
7. Рефлексия учебной деятель-ности на уроке. Цели: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Учащиеся представляют небольшие проекты об осевой симметрии в природе, архитектуре, технике. О встречающейся симметрии в архитектуре на улицах родного города Чебоксары. Ответьте на вопросы: Как называется симметрия относительно прямой? Определите, является ли прямая осью симметрии на представленном слайде. Симметричны ли фигуры относительно прямой на данном слайде? Какую задачу мы ставили в начале урока? Выполнили ли мы ее? На стикерах учащиеся пишут впечатления об уроке и приклеивают их на выбранную ступень лестницы рефлексии. | Отвечают на вопросы учителя. Обосновывают ответы с опорой на новые знания и умения. Самооценка того, что должно было быть усвоено и что усвоено самим учеником. | - Познавательные (осознанное вла-дение способами решения); - Коммуникативные (строить точное высказывание, аргументировать свою позицию) - Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. -Личностные: Навыки самооценки и оценивания других работ, адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в учебной деятельности | 5 мин |
8. Домашнее задание. | П. 10, № 312, 310а (обдумать способ построения симметричного отрезка) Творческое задание (по желанию): выполнить рисунок, аппликацию, слайд презентации на тему «Осевая симметрия» | Записывают домашнее задание. | | |
Учебник: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгина. Математика 6 класс.- М.: Просвещение, 2016.
Рабочая тетрадь: Е.А. Бунимович. Математика 6 класс- М.: Просвещение, 2016.