Пункт плана | учитель | ученики | интерактивная доска |
2 | Предлагает проверить №1(а) из домашней работы | В основном справились, используя традиционный метод решения | №1 (а) |
2 | Предлагает проверить №1(б) из домашней работы | В основном не справились, используя традиционный метод решения | ? |
2 | Показывает равносильный переход в соответствии с традиционным методом решения. | Сетуют на трудность и громоздкость решения и выражают надежду на возможность использования другого метода (формулируют проблему). | №1 (б) |
3 | Спрашивает: какие функции задействованы в обсуждаемых неравенствах? Что их объединяет? | Называют функции и приходят к выводу, что все они монотонные. | |
3 | Просит сформулировать определения возрастающей и убывающей функций. | Приводят верные формулировки. | Анимация: бегущий вверх (по графику) человечек Опр.1: Функция называется возрастающей, если для и имеет место . Анимация: бегущий вниз (по графику) человечек Опр.2: Функция называется убывающей, если для и имеет место . |
4 | Задаёт вопросы по заполнению ячеек таблицы (для анализа неравенства №1(а)) и заполняет её в соответствии с ответами детей. | Отвечают на конкретные вопросы. | Выражение (множитель) из неравенства | Соответствующая функция | Эквивалентное выражение | Условия | f(t) | D(f) | монотонность | | | | убывающая | | | | | R | возрастающая | | нет | |
4 | Предлагает осуществить равносильный переход в рамках рационализации неравенства. | «Доброволец» записывает на ИД равносильное неравенство. | |
4 | Предлагает учащимся самостоятельно закончить решение неравенства. Открывает окончание решения и ответ для проверки. | Самостоятельно заканчивают решение неравенства в тетрадях. Проверяют это решение по образцу на ИД. | Ответ. ;3] |
4 | Предлагает учащимся сформулировать возникшие у них вопросы. Выносит на доску эти вопросы и предлагает желающим на них ответить. Предлагает вернутся к вопросам, на которые не нашлось ответа позже. | Формулируют вопросы и отвечают на них. На основе этих ответов формулируются последующие вопросы, с ответами на которые возникают затруднения. | Для каких неравенств применяется этот метод? + Что такое трансцендентное неравенство? + Почему этот метод называется «рационализация»? + В чём состоит эта рационализация? + Каковы рамки применения нового метода? + /- Обязательна ли разность функций? - Обязательна ли монотонность функций? - |
5 | Предлагает учащимся заполнить таблицу для анализа неравенства №1(б) | Заполняют таблицу, используя раздаточный материал и проверят работу, выполненную на ИД (трое учащихся последовательно заполняют на ИД по одной строке в таблице). | Выражение (множитель) из неравенства | Соответствующая функция | Эквивалентное выражение | Условия | f(t) | D(f) | монотонность | | | | возрастающая | | | | | | возрастающая | | | | | R | убывающая | ) | нет | |
5 | Предлагает, используя таблицу, осуществить равносильный переход (рационализацию) и решить неравенство. | Решают неравенство и проверяют решение, выполненное на обычной доске одним из учащихся. | Ответ. ] |
6 | Предлагает для решения два неравенства. Спрашивает, какие трудности можно предвидеть. | Формулируют проблемы. А) Не все множители являются разностями. Б) Не все функции монотонны. | №2(б) |
6 | Предлагает найти решение первой проблемы (вопрос 6) для неравенства №2(а): представить каждый из множителей в виде разноси монотонных функций. Спрашивает: можно ли представить в виде разности логарифмов сумму ? | Отвечают, что можно и показывают как. | |
6 | Спрашивает: можно ли представить в виде разности сумму ? Возможно ли другое решение этой проблемы? | Отвечают, что это невозможно и объясняют почему. Предлагают другое решение этой проблемы. | |
6 | Предлагает самостоятельно решить неравенство №2(а), учитывая выработанные рекомендации. Через некоторое время открывает на ИД образец для проверки. | Самостоятельно решают неравенство в тетрадях. | №2(а) | , причём при |
|
Ответ. |
6 | Предлагает решить первую проблему для неравенства №2(б). | Самостоятельно в тетрадях переписывают неравенство, представив каждый из множителей в виде разности, а один из учащихся делает это на ИД. | . |
6 | Предлагает решить вторую проблему (вопрос 7). Советует присмотреться к условиям, необходимым для решения неравенства. | Замечают, что для решения неравенства необходимо выполнения условия и делают соответствующие выводы. | Для существования решения неравенства необходимо выполнение условия , то есть . А при : и логарифмическая функция с соответствующим основанием возрастает на своей области определения. |
6 | Предлагает самостоятельно решить неравенство №2(б), учитывая выработанные рекомендации. Через некоторое время открывает на ИД образец для проверки. | Самостоятельно решают неравенство в тетрадях. | Учитывая, что и получим Ответ. |
6 | Предлагает вернуться к вопросам 5). Каковы рамки применения нового метода? 6). Обязательна ли разность функций? 7). Обязательна ли монотонность функций? | Формулируют четкие ответы на эти вопросы. | |
7 | Предлагает проанализировать неравенства из №3 домашнего задания, представленного в раздаточных материалах и сформулировать проблемы, возникающие при их решении. Выражает уверенность в том, что задания из №3 будут успешно выполнены в ходе выполнения ДР, а также надежду, что и хитрое дополнительное задание (№4) также удастся решить. | Формулируют проблему и намечают пути её решения. | Как представить x в виде квадратного корня? Если , . Если , . Б) Как представить в виде разности значений монотонной функции ? И почему? В) . Как представить в виде разности значений монотонной функции ? И почему? |
8 | Предлагает оценить новый метод и перспективы его применения. | Дают методу высокую оценку и предполагают, что он с успехом может быть применён при решении заданий №17 на ЕГЭ. | |