Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока "Квадратное уравнение и его корни.»
Сценарий медиаурока с использованием компьютера.
Автор: Кушнир Татьяна Петровна,
учитель математики МОУ «Школа № 11 г. Тореза»
Предмет: Алгебра.
Класс 8 – Б.
Дата проведения 31.01.18.
Время реализации занятия: 1 урок (45 минут)
Тема урока: «Квадратные уравнения и его корни».
Цели урока:
- обобщить и систематизировать опыт решения квадратных уравнений,
- организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению материала, связанного с умением определять коэффициенты квадратного уравнения, вычислять его дискриминант, делая вывод о количестве корней, нахождением корней неполных квадратных уравнений, а также с применением формул для нахождения корней квадратного уравнения общего вида.
Задачи:
образовательная – обобщить и систематизировать знания по теме; формировать предметную компетентность;
развивающая – развивать умения систематизировать, устанавливать связи с ранее изученным, анализировать учебный материал, сжато и правильно высказывать свои мысли и обосновывать их правильность, развивать самообразовательную компетентность;
воспитательная– формировать такие качества личности, как ответственность, организованность, дисциплинированность, реализовывать здоровьесберегающую компетентность.
Задачи по формированию компонентов информационной культуры: развитие способностей отбирать нужную информацию; воспитание критически мыслящей личности, обладающей критическим подходом к анализу получаемой из Интернета информации; формирование положительной мотивации к использованию ИКТ в образовательной деятельности.
Универсальные учебные действия:
личностные – уметь осуществлять оценку и самооценку;
регулятивные – уметь ориентироваться в требованиях к уроку математики; уметь высказывать свое предположение; отстаивать свою точку зрения;
познавательные – уметь работать по алгоритму и аналогии; сравнивать, сопоставлять, выделять главное;
коммуникативные – уметь слушать и понимать речь других.
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Форма урока – урок с применением ИКТ – технологий.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический; проблемный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки «Азбука квадратных уравнений» (24 экземпляра); Маршрутный лист в Страну Знаний /лист результативности/, (24 экземпляра); сигнальные карточки (24 экземпляра); кубик Блума; листы с трехуровневыми заданиями (по 12 на каждый вариант); учебник.
Программное обеспечение урока:
Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel.
Средства ИКТ:
Цифровые образовательные ресурсы на носителях информации - CD, DVD.
Образовательный ресурс сети Интернет https://www.yaklass.ru/p/matematika
Мультимедийный конспект - презентация.
Мультфильм для проведения физ. паузы от videouroki.net https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
Ожидаемые результаты.
После данного урока ученики смогут: определять типы квадратных уравнений, находить дискриминант, определять в зависимости от дискриминанта количество корней уравнения, систематизируют знания по теме, смогут выбрать нужную формулу для нахождения корней уравнений и решить его, узнают об анализе и синтезе.
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но, ради бога, размышляйте,
и хотя и криво, да сами.
Лессинг
План урока
№
п/п
Время
Содержание
Методы и приемы
1.
1 мин
Организационный момент
Вступительное слово учителя
2.
2 мин
Целеполагание. / Формулирование темы и целей урока /
Анаграмма, прием «Вставь пропущенные слова»
3.
2 мин
Мотивация
Прием «Что было бы, если бы пропали … квадратные уравнения»
4.
8 мин
Актуализация / вопросы теории/, задание на дом.
(Кубик Блума+ фронтальный опрос)
5.
10мин
Обобщение и систематизация знаний
/самостоятельные задания по практике/.
Компьютерный тест,
(взаимопроверка, самопроверка)
6.
2 мин
Релаксация
Видеосюжет
7.
10 мин
Самостоятельная работа /трехуровневые дифференцированные задания в двух вариантах/
Самопроверка
8.
5 мин
Рефлексия
Прием «Приветствуем свой успех, успехи товарищей» /Хлопаем в ладошки/
9.
3 мин
Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок. Грамоты, дипломы.
Работа учащихся с маршрутным листом в Страну Знаний. Сравнение полученного результата с ожидаемым. Слайд – резюме.
10.
2 мин
Климат в классе
Уравнение настроения.
Ход урока
Организационный момент
Учитель:
Добрый день, отличницы и отличники, хорошисты и хорошистки. Завтра наступает февраль, один из самых уникальных месяцев – в нем 4 понедельника, 4 вторника, 4 среды, 4 четверга, 4 пятницы, 4 субботы, 4 воскресенья. Он сулит нам успех, я интересовалась, звезды выгодно сошлись, и присутствующие могут ловить корзинками метеориты удачи, успеха, знаний.)))
Целеполагание
/Формулирование темы и целей урока /
Учитель:
Вспомните, чем так интригующа жизнь Франсуа Виета, бывшего на волоске от смерти, хотя инквизиция его не тронула? /слайд 1/, смена слайдов происходит по щелчку/.
Верно, умением расшифровывать секретные донесения, сведения противника.
Благо, нас миновала инквизиция, и я предлагаю попробовать расшифровать тему сегодняшнего урока, разгадав анаграмму /слайд 2/
Итак, тема урока: «Квадратное уравнение и его корни»
Исходя из темы, как думаете, какие цели мы будем преследовать?
(Ученики предлагают варианты, доставляя пропущенные слова в слайде 3)
Цели урока:
повторить определения квадратного уравнения, дискриминанта, типов квадратных уравнений;
по дискриминанту уметь определять количество корней квадратного уравнения;
знать различные способы нахождения корней;
обобщить опыт решения уравнения различными способами.
Уточняется с помощью слайда 4 верность рассуждений учащихся.
Учитель:
Ребята, отправляясь в Страну Знаний, вам придется пользоваться Маршрутным листом, где вы будете ставить оценки за каждый этап урока, и в конце занятия сможете сравнить свои результаты. /Знакомство с Маршрутным листом./ /Приложение 6/
Наш девиз прежний: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».
Мотивация
Предлагаю учащимся порассуждать, что бы было, если бы вдруг пропали квадратные уравнения? /Слайд 5/
Актуализация знаний
(С помощью Кубика Блума, используя вопросы по теме), разбор упр. № 554 а), фронтальная беседа. /Слайд 6/
Упражнение 554 а) используется, чтобы познакомить учащихся с анализом и синтезом, умением от частного приходить к общему, от общего - к частному.
Среди вопросов и такие: соперник нолика, когда начался 21 век, есть у любого слова, у растения, может быть и у уравнения, почему в определении квадратного уравнения первый коэффициент не равен нулю, сколько раз в году встает солнце и т.д.
Решая одну задачу различными методами, можно путем сравнений выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт. Творческое задание: составить по двум корням квадратное уравнение и решить его, как минимум, тремя способами.
Учитель:
Представьте, что сегодня наш класс – НИИ, а вы – его сотрудники, и занимаетесь проблемами математики.
Почему так важна эта тема, какие учебные дисциплины не могут обойтись без квадратного уравнения?/Варианты ответов учащихся выслушать, прокомментировать//
Начнем трудовой день служебной пятиминуткой и повторим основные правила и формулы с помощью кубика Блума, предлагаю несколько вопросов, используя цепочку, если ответа не знаете, передавайте куб другому /слайды 7,8,9, 10/
Подводятся итоги работы на этом этапе учителем, учениками.
Обобщение и систематизация знаний
Учитель:
А сейчас посетим лабораторию теоретической математики, по определению коэффициентов квадратного уравнения /Самопроверка/ /слайд 12/
Учитель:
Проверяем решение, каждый правильный ответ оцениваете в 1 балл, Поставьте себе оценки в Маршрутный лист. Максимум – в сумме за эту работу 2 балла.
Учитель:
Отправимся теперь в лабораторию практики и выполним практическое задание «Решите неполные квадратные уравнения» /слайд 13/
Проверяем решение у товарища по парте, за каждый правильный ответ ставим по 1 баллу. Максимум – в сумме за эту работу 2 балла. Поставьте себе в Маршрутный лист оценки /слайд 14/. Теперь определим самого быстрого счетчика в нашем классе. /Слайд 15, проверка слайд 16/ Кто быстрее всех устно посчитает количество корней уравнения в зависимости от дискриминанта?
Подводятся итоги данного этапа урока. Учащиеся фиксируют моменты обобщения и систематизации изученного материала.
Учитель:
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ. Можете выбрать любой понравившийся вам способ решения, даже тот, которого нет в учебнике и рассказать нам о нем. В помощь слайд 11.
Молодцы, надеюсь, что все поработали продуктивно, настала пора динамической паузы.
Релаксация
Физкультурная пауза. /Приложение 1/
Учитель:
Наш организм отдохнул и готов к работе.
Трехуровневое дифференцированное задание в двух вариантах
Учитель:
Предлагаю выбрать и решить трехуровневое задание, которое находится у вас на партах, по вариантам.
/Приложения 3 - 4/
После окончания работы /слайд 17/ открываю проверку. /Слайд 18/. Осуществляется внесение баллов в Маршрутный лист.
Учитель:
Молодцы, успешно поработали, а можете решить еще одно уравнение? Оно несложное, х2 - 7х + 10 = 0,используя теорему, /какую?/ Верно, теорему, обратную теореме Виета. Меньший его корень укажет на номер ряда, а больший – на номер парты, где вас ожидает сюрприз. /Слайд 20/
/Сюрприз - это конверт, где написано, «СПАСИБО ЗА УРОК» И ДИПЛОМЫ ОТ Якласса./Слайд 21/
Ежемесячно я подвожу итоги участия учащихся на образовательном портале Якласс, награждая самых активных дипломами в топе Якласса.
Кроме того, что 8 - Б является лидером в топе школы, лидером по Республике является и МОУ «Школа №11 г. Тореза»
Рефлексия
(«Хлопаем в ладошки»).
Учитель:
Если вы считаете, что урок вам пошел на пользу, вы приобрели умения находить рациональные решения, умеете от общего приходить к частному и наоборот, используя те или иные формулы, если у вас есть чему научить других и вы это можете, поднимитесь и мы вместе с вами похлопаем в ладошки, порадовавшись вашему успеху.
Те, кто считает, что ему еще есть над чем работать, но сегодня он потрудился на славу, открыл что – то новое для себя, для кого урок этот полезен, кому было интересно, тоже можете встать.
Те, кто не получил пользы от урока, не понимал, о чем идет речь, кто не собирается выполнять домашнее задание, кому было неинтересно, похлопайте в ладошки своим друзьям, сидя.
Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок
Учитель:
Подсчитайте свои баллы по Маршрутному листу. Сравните полученные результаты с ожидаемыми. Поднимите руку, у кого оценки высокого уровня /12 баллов и выше/, достаточного /10-11баллов/, среднего /6-9 баллов/.
И в заключение урока предлагаю составить уравнение настроения, которое характеризовало бы сегодняшний климат в классе и сдать его вместе с Маршрутным листом. Всем спасибо за урок. /Слайд 22/
Список литературы и Интернет-ресурсов
Ю.Н. Макарычев, Н. Д. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций; под редакцией С.А.Теляковского, 5-е изд.-М.: Просвещение, 2016. - 287с.
Уроки математики с применением информационных технологий. 5-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Л.И. Горохова и др. - М.: Издательство "Глобус", 2009. - 266с.
Цифровые образовательные ресурсы на носителях информации - CD, DVD.
Образовательный ресурс сети Интернет https://www.yaklass.ru/p/matematika
Мультфильм для проведения физ. паузы от videouroki.net https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
Мультимедийный конспект - презентация.
Приложения:
Физкультминутка для урока;
Презентация к уроку;
"Трехуровневая работа, вариант 1";
"Трехуровневая работа, вариант 2";
Азбука квадратного уравнения;
Маршрутный лист;
Мониторинг. Урок проводился в январе 2018г. для методистов и учителей математики города. Был оценен высшей оценкой. Мониторинг знаний показал, что учитель достиг целей урока.
Маршрутный лист в Страну Знаний
Фамилия, имя учащегося
№п/п
Задание
Возможное количество баллов
Самооценка
Дополнительные баллы
1
Анаграмма
1
2
Служебная пятиминутка
по количеству верных ответов
3
Определите коэффициенты квадратного уравнения
в сумме 2 балла /каждое задание по одному баллу/
4
Решите неполные квадратные уравнения
В сумме 2 балла /каждое задание по одному баллу/
5
Трехуровневая самостоятельная работа
Уровень А - в сумме 3 балла / за каждое задание по 1 баллу/
Уровень В - в сумме 4 балла / за каждое задание по 2балла/
Уровень С - в сумме 9 баллов /по 3 балла за каждое задание/
6
Итого
Оценка за урок:
За 12 и более набранных баллов – «5»
За 10-11 набранных баллов «4»
За 6 - 9 набранных баллов – «3»
Учитель: Т.П. Кушнир /подпись/
I. Азбука квадратного уравнения
Неполные квадратные уравнения:
По формуле
6. Теорема Виета
1. ax2 = 0
x = 0
4.
ax2 + bx + c = 0
D
Корней нет
Если х1 и х2 – корни
уравнения.
, то
Если х1 и х2 – корни
уравнения.
ax2 + bx + c = 0
, то
2. ax2 + bx = 0, (b0)
x = 0 или x =
D = 0
D 0
3. ax2 + c = 0,
(c0)
если
если 0, то
5. ax2 + bx + c = 0
b = 2k (четное число)
II. Специальные методы
III. Общие методы решения уравнений
7. Метод выделения квадрата двучлена.
Цель: Привести уравнение общего вида к неполному квадратному уравнению.
Замечание: метод применим для любых квадратных уравнений, но не всегда удобен в использовании. Используется для доказательства формулы корней квадратного уравнения.
Пример: решите уравнение
х2-6х+8=0
Метод разложения на множители.
Цель: Привести квадратное уравнение общего вида к виду А(х)·В(х)=0, где А(х) и В(х) – многочлены относительно х.
Способы:
Вынесение общего множителя за скобки;
Использование формул сокращенного умножения;
Способ группировки.
Пример: решите уравнение
3х2+2х-1=0
решите уравнение
4х2-12х-7=0
решите уравнение
(3х-2)(х-1)=4(х-1)2
12. Метод введения новой переменной.
Умение удачно ввести новую переменную – важный элемент математической культуры. Удачный выбор новой переменной делает структуру уравнения более прозрачной
Пример: решите уравнение
Метод «переброски» старшего коэффициента.
Корни квадратных уравненийax2 + bx + c = 0
и y2+by+ac=0 связаны соотношениями:
и
Замечание: метод хорош для квадратных уравнений с «удобными» коэффициентами. В некоторых случаях позволяет решить квадратное уравнение устно.
Пример: решите уравнение
2х2-9х-5=0
решите уравнение
(х2+3х-25)2-6(х2+3х-25)= - 8
13. Графический метод.
Для решения уравнения f(x) = g(x) необходимо построить графики функций y = f(x), y = g(x) и найти точки их пересечения; абсциссы точек пересечения и будут корнями уравнения.
Замечание: Графический метод часто применяют не для нахождения корней уравнения, а для определения их количества.
Пример: решите уравнение
На основании теорем:
Пример: решите уравнение
157х2+20х-177=0
решите уравнение
9. Если в квадратном уравнении a+b+c=0, то один из корней равен 1, а второй по теореме Виета равен
10. Если в квадратном уравнении a+c=b, то один из корней равен -1, а второй по теореме Виета равен