Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной работе по математике в 8 классе "Математика вокруг нас"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа внеурочной деятельности школьников составлена на основе: авторской программы творческого объединения «Математический клуб» для 7-9 классов ФГОС, 2015 составитель: Дорн Л.Н.; программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов «Внеурочная деятельность» автор: Н. А. Криволапова. — М.: Просвещение, 2012, пособия для учителей М.Б. Балк, Г.Д. Балк
« Математика после уроков» Издательство «Просвещение» Москва 1971, Книга для учащихся 7-9 классов средней школы Л.Ф. Пичурин «За страницами учебника алгебры» , Москва, «Просвещение», 1990.
Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 35 часов в год . Занятия содержат исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя соответствующую работу. Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.
Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
У обучающихся могут быть сформированы личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
иметь опыт публичного выступления перед учащимися своего класса и на научно-практической ученической конференции;
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
регулятивныеобучающиеся получат возможность научиться:
составлять план и последовательность действий;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера;
выполнять творческий проект по плану;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
логически мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий, а также свои действия;
адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Познавательные
обучающиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
Коммуникативные
обучающиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
работать в группе; оценивать свою работу.
слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.
Предметные
учащиеся получат возможность научиться:
решать задачи на делимость чисел и отгадывание чисел
разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры;
решать задачи на нахождение площади и объёма фигур, отгадывать геометрические головоломки;
решать сложные задачи на движение;
решать логические задачи;
применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов;
решать сложные задачи на проценты;
решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты;
решать занимательные задачи;
анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации;
находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства;
строить плоские и пространственные фигуры; делать оригами, изображать бордюры, орнаменты.
составлять различные подмножества данного множества»;
определять число подмножеств, удовлетворяющих данному условию;
решать задачи, используя круги Эйлера
правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;
знать старинные меры измерения длин, площадей;
Виды деятельности
10. Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
1.
Устный счёт.
2.
Проверка наблюдательности.
3.
Игровая деятельность.
4.
Решение текстовых задач, геометрических задач на разрезание и
Двадцать арифметических и логических задач. Занимательные задачи на проценты. Переливания, дележи, переправы при затруднительных обстоятельствах. Арифметические ребусы.
Множества, алгоритмы. Высказывания (4 ч.)
Множества. Алгоритмы. Алгоритмы ускоренных вычислений. Недесятичные системы счисления.
На стыке арифметики и алгебры (6 ч.)
Наименьшее общее кратное и наибольший общий делитель. Приближенный подсчет и прикидка. Некоторые свойства натуральных и рациональных чисел. Абсолютная величина и арифметический корень.
Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур. Разделение геометрических фигур на части. Геометрия и оптические иллюзии Геометрические построения с различными чертежными инструментами . Доказательство теорем различными способами
Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, не перебивая .
Регулятивные: прогнозировать результат усвоения материала, определять промежуточные цели Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. Уметь анализировать объекты с выделением признаков.
Формирование стартовой мотивации к изучению нового
2
Задачи, решаемые «с конца»
1
Решать задачи, решаемые «с конца»
Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, не перебивая .
Регулятивные: прогнозировать результат усвоения материала, определять промежуточные цели Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. Уметь анализировать объекты с выделением признаков.
Формирование навыка осознанного выбора рационального способа решения заданий.
3
Занимательные задачи на проценты
1
Решать арифметические и логические задачи на проценты
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения образовательных задач.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
4
Наименьшее общее кратное и наибольший общий делитель
1
Находить Наименьшее общее кратное и наибольший общий делитель
Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений. Составлять план и последовательность выполнения работы. Познавательные: уметь выделять информацию из текстов разных видов. Произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения заданий.
Формирование навыка сотрудничества с учителем и сверстниками.
5
Выпуск математической газеты
1
Уметь верстать газету
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения. Регулятивные : оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
6
Решение олимпиадных задач
1
Научиться решать олимпиадные задачи
Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи
Регулятивные: оценивать достигнутый результат
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи
Формирование навыка самоанализа и самоконтроля
7
Переливания, дележи, переправы при затруднительных обстоятельствах
1
Познакомиться с понятиями Переливания, дележи, переправы и научиться решать задачи при затруднительных обстоятельствах
Коммуникативные: развить у учащихся представление о месте математики в системе наук.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление)
Формирование устойчивой мотивации к обучению
8
Задачи на разрезание и перекраивание фигур
1
Описывать геометрические свойства фигур
Коммуникативные:воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.
Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения
Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, самоанализа и самокоррекции учебной деятельности
9
Геометрические упражнения с листом бумаги
1
Описывать геометрические свойства фигур
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения. Регулятивные : оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
10
Арифметические ребусы
1
Научиться решать Арифметические ребусы
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям
Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.
11
Выпуск математической газеты
1
Уметь верстать газету
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения. Регулятивные : оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
12
Приближенный подсчет и прикидка
1
Познакомиться с правилами Приближенного подсчета и прикидки
Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию.
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения
13
Геометрия и оптические иллюзии
1
Закрепить определения и свойства геометрических тел
Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции
Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения
Познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста
Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности
14
Несколько математических софизмов
1
Формировать умение выполнять действия сложения и вычитания с алгебраическими дробями.
Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию.
Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, самоанализа и самокоррекции учебной деятельности
15
Множества
1
Формировать умение выполнять действия с множествами.
Коммуникативные : аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
Регулятивные: оценивать достигнутый результат.
Познавательные : создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста
Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения
16
Математическая викторина
1
Познакомиться с интересными научными математическими фактами , решать задачи на сообразительность
Коммуникативные : уметь слушать и слышать друг друга
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
Познавательные: восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации
Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности
17
Выпуск математической газеты
1
Уметь верстать газету
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения. Регулятивные : оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
18
Алгоритмы
1
Закрепить умение складывать и вычитать алгебраические дроби с разными знаменателями; рассмотреть решение заданий различной сложности с выполнением действий сложения и вычитания.
Коммуникативные : планировать общие способы работы
Регулятивные: составлять план и последовательность действий
Познавательные: выделять количественные характеристики объектов, заданные словами
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения
19
Теоремы: прямая, ей обратная и противоположная
1
Научиться доказывать Теоремы: прямая, ей обратная и противоположная
Коммуникативные : регулировать собственную деятельность посредством письменной речи
Регулятивные: оценивать достигнутый результат
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи
Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, самоанализа и самокоррекции учебной деятельности
20
Доказательство способом «от противного»
1
Научиться доказывать Теоремы способом «от противного»
Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи
Регулятивные: оценивать достигнутый результат
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи
Формирование навыка самоанализа и самоконтроля
21
Достаточное и необходимое условия
1
Научиться применять на практике теоретический материал Достаточное и необходимое условия
Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Регулятивные:самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.
Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения
22
Выпуск математической газеты
1
Уметь верстать газету
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения. Регулятивные : оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
23
Алгоритмы ускоренных вычислений
1
Научиться вычислять , повторить правила деления числовых дробей; объяснить правила деления алгебраических дробей.
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям
Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности
24
Несколько задач для геометра-следопыта
1
Обучающиеся научатся строить кривые, знать место данной кривой в окружающей действительности.
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач
Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, самоанализа и самокоррекции учебной деятельности
25
Геометрические построения с различными чертежными инструментами
1
Обучающиеся научатся с помощью подручных средств строить геометрические фигуры. Установят зависимость формы кривых от свойства точек данных кривых
Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию.
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения
26
Построения при наличии недоступных точек
1
Обучающиеся научатся с помощью подручных средств строить геометрические фигуры. Установят зависимость формы кривых от свойства точек данных кривых
Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции
Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения
Познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста
Формирование целевых установок учебной деятельности
27
Разыскание точечных множеств на плоскости
1
Обучающиеся узнают как зарождаются новые направления в области математики.
.
Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию.
Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности
28
Выпуск математической газеты
1
Уметь верстать газету
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения. Регулятивные : оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
29
Работа над творческими проектами
1
Научиться работать с творческими проектами, составлять план.
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения. Регулятивные : оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения
30
Защита проектов
1
Научиться защищать проекты
Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию.
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения
31
Недесятичные системы счисления
1
Учащиеся узнают как зарождаются новые направления в области математики.
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач
Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности
32
Некоторые свойства натуральных и рациональных чисел
1
Познакомиться с алгоритмом сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями; развивать умение выполнять действия с алгебраическими дробями; рассмотреть более сложные задания на сложение и вычитание алгебраических дробей.
Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции
Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения
Познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения
33
Абсолютная величина и арифметический корень
1
Развивать умения выполнять действия с корнями , рассмотреть задания различного уровня сложности.
Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию.
Формирование целевых установок учебной деятельности
34
Математический КВН
1
Играя вспомнить, что из истории математики известно учащимся
Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию.
Формирование целевых установок учебной деятельности
35
Подведение итогов года
1
Повести итоги года, наградить отличившихся обучающихся
Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.
Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения
Формирование навыков организации анализа своей деятельности