kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конференция «Социально – педагогические инновации в современном образовании» Статья "Проблемы трудоустройства молодежи в России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья на тему "Проблемы трудоустройства молодежи в России", представленная на для публикации в сборнике I Международной научно – практической конференции «Социально – педагогические инновации в современном образовании» и занявшая 1 место в Международном конкурсе инноваций в образовании "Золотое руно". Эта тема достаточно актуальна на данный момент. В данной статье представлены причины возникновения безработицы в молодежной среде и способы решения данной проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Конференция «Социально – педагогические инновации в современном образовании» Статья "Проблемы трудоустройства молодежи в России" »

Статья для публикации в сборнике I Международной научно – практической конференции «Социально – педагогические инновации в современном образовании»

Проблемы трудоустройства молодежи в России

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования данной курсовой работы определяется объективными потребностями общества в формировании и развитии молодежного рынка труда, снижении молодежной безработицы. Необходимо осмыслить динамику профессиональных предпочтений молодежи в условиях меняющего рынка профессий, информатизации и глобализации.

Актуальность курсовой работы обусловлена, большим интересом по проблеме особенностей безработицы среди молодежи в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом по проблеме особенностей безработицы среди молодежи в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами:
- во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения;
- во-вторых, они - будущее страны.

Целью данной статьи является:

1. Безработица среди молодежи как проблема молодежи

Молодые сᴨециалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта "надежда" не имеет соответствующей социальной защищенности, "непристроенность" молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.

Безработица среди молодого населения ведет:

  • к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);

  • снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых сᴨȇциалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;

  • усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации.

Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно.

1. Во - ᴨервых, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения:

  • ᴨересмотреть и доработать законодательную базу;

  • откорректировать политику в области трудоустройства;

  • найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;

  • разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы.

2. Во-вторых, органы местной адмиʜᴎϲтрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона:

  • способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих сᴨециализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, сᴨециализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);

  • следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);

  • формировать государственный заказ для вузов на такие сᴨȇциальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;

  • обесᴨечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда;

  • стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых сᴨȇциалистов при формировании кадрового потенциала фирм.

3. В-третьих, необходима ᴨерестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного сᴨециалиста:

  • выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность;

  • выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний;

  • вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками;

  • естественно, система мер по снижению безработицы среди молодых сᴨȇциалистов не исчерпывается приведенным ᴨеречнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Безработица среди молодежи как проблема молодежи.

Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта "надежда" не имеет соответствующей социальной защищенности, "непристроенность" молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Безработица среди молодого населения ведет:

  • к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);

  • снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;

  • усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации. Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:

2. Во-вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона.
3. В-третьих, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественного специалиста.

Проблемы выпускников на рынке труда Существую следующие проблемы выпускников при приеме на работу.

1.Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.
Решение этой проблемы мы видим в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно-принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.
Альтернативой практике квотирования может стать система условий, при которых работодателям было бы выгодно брать на работу выпускников, в частности - введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые позволят определить стратегию реализации идеи.[1]
Еще одной возможностью получения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практика временного найма на разовые работы. Такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров. Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда.
Кроме того, существует еще механизм молодежной практики. В настоящее время организацией молодежной практики занимается служба занятости. Однако брать на работу человека без опыта для работодателя остается невыгодным даже при условии того, что половину заработной платы выплачивает служба занятости. Существует возможность, при которой сам кандидат будет оплачивать получение опыта работы тому предприятию или фирме, которые согласны предоставить ему место для практики.
2.Проблема дискриминации женщин при приеме на работу.
Проблема заключается в том, что при приеме на работу работодатели предпочитаю брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.

3.Проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда
Проблема заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.[2]
4.Проблема адаптации на рынке труда выпускников вуза, являющихся рядовыми запасами российской армии. Проблема "вуз - армия - рынок" состоит в том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу.
5.Проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях.
В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано о возможностях поиска работы. При этом играют роль как уже упоминавшаяся пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.
В связи с этим необходимой представляется работа по широкому и доступному информированию населения о существующих на рынке вакансиях. Также необходимо информирование о существующих возможностях получить такого рода информацию.
В конечном итоге широкое информирование граждан о существующих возможностях и правах в поиске работы позволить частично снять каждую из названных проблем.



Пути решения проблем молодежной безработицы

Сегодня работа для студента - получение практического профессионального опыта, новых знаний и ускоряющих процесс их профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа - возможность самостоятельно зарабатывать деньги.

Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.

Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду. Другим важным моментом является необходимость наличия у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда. Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска.

В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано о возможностях поиска работы. При этом играют роль как уже упоминавшаяся пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.

В связи с этим необходимой представляется работа по широкому и доступному информированию населения о существующих на рынке вакансиях.

Существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.

В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности.

Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором учебные заведения будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей.

Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит ситуацию.

Молодым специалистам предлагается ряд эффективных методов поиска работы:

1)Рассылка резюме потенциальным работодателям.

2)Объявление в СМИ или обращение по объявлениям фирм-работодателей.

3)Участие в ярмарках вакансий.

4)Обращение в службы занятости.

5)Использование рекомендаций родственников и знакомых.

6)Рассылка резюме потенциальным работодателям.

Резюме - развернутая «визитная карточка» потенциального сотрудника, значение которой часто недооценивают. А ведь именно с чтения резюме начинается «знакомство» работодателя с претендующим на вакантную должность специалистом. Как говорится, «у вас не будет второго шанса произвести благоприятное первое впечатление».

Так, американец Ф.Эндикот, исследовав причины отказов кандидатам, пришел к любопытным выводам: на первом месте -- «жалкий внешний вид», втором -- «манеры всезнайки», третьем -- «неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, ошибки». И только на двадцать девятом (!) -- «недостаточные знания по специальности».

Чтобы свести к минимуму возможность получения отказа, задача соискателя -- произвести самое благоприятное впечатление и дать максимально полное представление о себе: желаниях, интересах, способностях, не указанных в резюме. Пригодятся и документы: резюме, копии дипломов, свидетельства и сертификаты, подтверждающие квалификацию, и рекомендательные письма.

2)Ярмарка вакансий - мероприятие, на котором происходит непосредственный контакт работодателей и тех, кто может быть заинтересован в работе. Одно из преимуществ ярмарки - возможность установить визуальные контакты с несколькими работодателями. Ярмарки вакансий проводятся и в нашем городе.

3)Обращение в государственные службы занятости.

Государственное отделение занятости дает право безработному стать на учет, и даже получать ежемесячное пособие. Городские отделения занятости населения располагают большим объемом информации о наличии вакантных мест на предприятиях с соответствующими, заработной платой, условиями работы, условиями профессионального роста. Система профессиональной ориентации стала неотъемлемой частью государственной политики занятости, поскольку в современных условиях очень важны быстрое реагирование на потребности рынка труда и индивидуальный подход к каждому безработному.

4)Использование деловых связей родственников и знакомых.

Старый, но приносящий результаты способ. До сих пор в нашей республике некоторые организации приглашают новых сотрудников по протекции

Наш свободный рынок труда отличается от западного по многим параметрам. В частности, как отмечают специалисты, у российских молодых соискателей рабочего места по сравнению с их, скажем, европейскими сверстниками, сильно завышены личные амбиции. Если на Западе большинство хочет устроиться в небольшую компанию, чтобы там набраться опыта и, если удастся, обеспечить плацдарм для карьеры, то россияне мечтают сразу о крупной корпорации, где, как им кажется, гарантированы высокие зарплаты и быстрое карьерное продвижение.

Существуют специализированные сайты на которых можно опубликовать свое резюме, такие как nsk.erabota.ru, job.ngs.ru, job-list.ru, www.zarplata.ru и другие. При размещении резюме в Интернете, информация о Вас получается довольно краткой, на данном этапе важно заинтересовать работодателя, чтобы он захотел поговорить с Вами более подробно. Указывайте как можно более полные сведения по Вашему профессиональному опыту, личные качества, которые могут быть полезны для данной вакансии. Ваши увлечения также помогают создать более полный образ.

6)СМИ

Сегодня существует несколько изданий, помогающих людям найти работу. Самые крупные и эффективные из них - "Работа для Вас", "Работа сегодня". Объявления в газетах полезно читать, так как они сообщают, какие вакансии открыты в настоящий момент, во вторых они могут дать дополнительную информацию об интересующей Вас работе. Если Вы встречаете заинтересовавшее Вас объявление, проанализируйте его. Прежде всего нужно ориентироваться на требования, предъявляемые к кандидату на работу, и соотносить их со своими возможностями.

При собеседовании:

-Постарайтесь до собеседования узнать как можно больше о компании, на работу в которую Вы хотите устроиться. Посмотрите информацию в Интернете, постарайтесь узнать что-то у своих знакомых и т.д. Демонстрируя знание предмета (рода деятельности, динамики развития компании, ее последних достижений), Вы показываете заинтересованность и подтверждаете свою компетентность.

-Никогда не опаздывайте. Не забудьте представиться и улыбнуться, входя к интервьюеру. Заранее отключите (за исключением экстренных ситуаций) мобильный телефон. Перед собеседованием выпишите адрес и телефон Вашего прежнего места работы: Вы должны быть готовы к тому, что могут попросит рекомендации.

-Одежда должна быть "классической".

-Обязательно возьмите с собой папку или блокнот для записей. До интервью продумайте ответы на возможные вопросы. Думайте над ответом недолго, но и не торопитесь.

-На вопрос о желаемой зарплате назовите реальную, а не запредельную сумму. Вы сами можете спросить о режиме работы, длительности испытательного срока, социальном пакете, деятельности компании.

-В разговоре важно подчеркнуть, что Вы владеете достаточными знаниями и умениями, технологиями, спецификой данной работы. Старайтесь акцентировать внимание на том, что Вы можете дать компании, а не она Вам.

-Не критикуйте Ваше предыдущее место работы и бывших коллег. Не только отвечайте на вопросы, но и не стесняйтесь задавать встречные, касающиеся условий работы, Ваших обязанностей, структуры компании и так далее.

-Держитесь непринужденно и будьте откровенными, не старайтесь дать ответы, которые как Вы думаете от Вас хотят услышать. Не нужно стараться казаться не таким, каким Вы являетесь на самом деле.

-Общаясь с работодателем, помните, Вы не единственный его собеседник, не затягивайте встречу без веских на то оснований. В противном случае у Вашего собеседника может наступить "насыщение общением". Следует учитывать, что затягивание разговора приводит к затуханию интереса и внимания.

После собеседования, если Вы не получили никакого ответа, позвоните Вашему интервьюеру или напишите письмо, в случае отрицательного ответа, чтобы уточнить причину. Проанализируйте, что стало причиной неудачи: недостаточная квалификация, завышенная самооценка, плохой внешний вид и угрюмость или просто опоздание на собеседование.

Универсальных рецептов по преодолению безработицы не существует. Правительства многих государств осознают остроту проблему молодежной безработицы и направляют огромные финансовые средства на адаптацию молодых работников к рынку труда. Затраты на содействие занятости молодежи осуществляются в первую очередь в целях совершенствования качественно состава рабочей силы и носят в основном долгосрочный характер, они определяют развитие национальных экономик на многие десятилетия вперед. Во всем цивилизованном мире общепризнанно, что недовложения в образовательный, культурный и нравственный потенциал молодого поколения могут быть чреваты крайне негативными и тяжелыми последствия и как для отдельной личности, так и для нации в целом.

Одним из способов решения создавшейся проблемы вокруг безработицы молодежи является появление новых форм занятости, связанных с развитием информационных технологий.

Основными программными мероприятиями со студентами вузов и ссузов должны стать:

- сбор статистических данных о количестве выпускников по различным специальностям, особое внимание уделяется неперспективным в плане трудоустройства профессиям;

- организация дней открытых дверей на предприятиях;

- работа молодежных бирж труда;

- проведение дней интенсивного консультирования для молодежи;

- информирование об услугах, оказываемых безработным гражданам службой занятости.

Глава 2 Практические аспекты исследования проблемы молодежной безработицы в российском обществе

2.1 Анализ безработицы среди молодежи по данным статистических органов России

Данные официальной статистики не позволяют адекватно оценить масштабы занятости молодежи в секторах экономики. Работодатели подчас игнорируют правовые нормы, регулирующие наем, увольнение, продолжительность рабочего дня и прочие льготы, предоставляемые в госсекторе. В некоторых случаях отношения занятости в целях ухода от налогов и социальных отчислений не оформляются юридически и нигде не регистрируются, что приводит к грубым нарушениям трудовых норм. Однако, как следует из данных мониторинга ВЦИОМ, доля занятой в частном секторе молодежи в возрасте до 24 лет в 1.1-1.2 раза превышала аналогичную долю во всех других секторах экономики.

Таблица 1 - Распределение численности населения в возрасте от 15 до 24 лет по экономической активности и возрастным группам (в %)




15-19 лет

20-25 года


Все население

8.7

8.9


Экономически активное население

2.8

10.6


Занятые

2.1

9.9


Безработные

9.3

17.7


Экономически неактивное население

18.4

6.0






По данным Федеральной службы занятости, удельный вес молодежи, не достигшей 25-летнего возраста, в общей численности зарегистрированных безработных превысил 20%. При этом не учитывались подростки от 14 до 16 лет, которые, по закону о занятости, не могут быть официально признаны безработными, но по всем признакам к ним относятся, так как вынуждены искать работу по соображениям материального характера.

Анализ молодежного рынка труда затруднен ввиду отсутствия соответствующих данных официальной статистики. С 1996 г. из статистических документов ФСЗ стали исчезать многие данные о занятости молодежи: показатели региональных уровней молодежной безработицы, данные о доходах, занятости молодежи. С 1997 г. в статистических бюллетенях ФСЗ приводятся лишь данные о численности зарегистрированной безработной молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, ее доле в общей численности официальных безработных и среди направленных на профессиональное обучение и переподготовку, а также о длительности безработицы среди лиц указанного возраста. Все показатели представлены в целом по России.

Поскольку скрытые формы безработицы службами занятости не учитываются, можно предположить, что официальные показатели молодежной безработицы сильно занижены - далеко не все молодые люди в поисках работы обращаются в службы занятости. Причин здесь довольно много. Одни не хотят прибегать к помощи службы из-за мизерности пособия, другие - из-за незнания как своих прав, так и возможностей служб занятости. Иногда причиной является большая удаленность служб от мест проживания безработных. По мнению многих, унизителен сам статус безработного. В результате молодые люди предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, обходя регистрацию. Специалисты Института молодежи (Москва) считают, что доля безработной молодежи в официальной статистике занижена как минимум на 20%. Таким образом, по удельному весу молодежи среди безработных России приближается к мировым стандартам, однако в плане решения проблем молодежной безработицы далеко отстает от них.

Обследования показали, что чем моложе безработные, тем короче у них продолжительность безработицы. Показатель средней продолжительности безработицы у молодежи в возрасте до 18 лет ниже соответствующего показателя среди безработных от 18 до 24 лет.

Таблица 2 - Продолжительность безработицы среди молодежи в возрасте от 16 до 25 лет (в%)



Продолжительность безработицы

До 18 лет

От 18 до 25 лет


До 1 месяца

6.3

8.1


От 1 до 3 месяцев

29.8

27.4


От 3 до 6 месяцев

28.8

29.4


От 6 месяцев до полгода

34.0

28.9


От года и более

1.0

6.3


Средняя продолжительность безработицы

5.0

5.3






Как в первой, так и во второй группе продолжительность безработицы значительно меньше, чем средняя продолжительность безработицы. Таким образом, характеристики молодежной безработицы в России в целом сходны с ее характеристиками в других странах, но не исключено, что в ближайшее время (учитывая критическое экономическое положение страны и демографическую ситуацию на молодежном рынке труда) может наметиться тенденция к увеличению ее длительности.

2.2 Социологический опрос по выявлению основных причин безработицы среди выпускников среднеспециальных и высших учебных заведений

Целевая аудитория при проведении анкетирования - выпускники среднеспециальных и высших учебных заведений. Таковыми явились выпускники Воронежского Государственного Университета и Оскольского Политехнического Колледжа.

При проведении анкетного опроса среди респондентов были сформулированы следующие задачи:

- изучение социального положения респондентов по следующим признакам: профессиональный статус, пол, возраст, образовательный уровень;

- изучение причин незанятости, методов и способов их поиска работы, условий и требований, предъявляемых респондентами к будущей работе;

- возможное решение задач трудоустройства.

Количество опрошенных респондентов составляет 50 человек, из них по полу: 32 парня (64%), 18 женщин (36%). По возрасту: от 16 до 18 -24%, от 18 до 24 лет -76%.

На момент проведения опроса среди респондентов работало - 19%, к незанятым себя отнесли - 81% от количества всех опрошенных (рис. 1)

По стажу работы: имеют стаж работы менее одного года-25%; более одного года-13%; не имеют стажа работы-75% опрошенных.

Рис. 1 -Сравнительные данные по числу безработных и работающих выпускников ссузов вузов.

В качестве причин безработицы указаны следующие причины:

- были уволены по различным причинам-16%;

- не трудоустроились после окончания учебного заведения -84%(рис.2).

С целью поиска работы, из числа всех опрошенных:

- обращались в службу занятости - 8% всех опрошенных,

- самостоятельно искали работу - 62%%,

- обращались за содействием к своим родственникам, знакомым и так далее - 10%,

- обращались на объявления о найме на работу -14 %,

- никаких действий не предпринимали - 6%.

Полученные данные представлены в виде графика (рис. 3).

Рис.2 - Причины безработицы среди выпускников ссузов и вузов

Рис.3 - Способы поиска работы, которые широко используются среди выпускников ссузов и вузов

42% от числа всех опрошенных указали на то, что им приходилось отказываться от предлагаемого рабочего места, 58% - не отказывались. Из числа тех, кто отказался от предлагаемой работы, указали следующие причины (несколько вариантов (рис.4)):

- низкая зарплата - 74%,

- не устраивают условия труда - 11%

- предлагаемая работа не по специальности - 11%,

-другие причины- 5%.

Рис.4 - Причины отказов респондентов от предлагаемой работы

Успешное трудоустройство на работу, по мнению наших респондентов, в большей степени зависит от (несколько вариантов(рис.5)):

- от уровня квалификации и подготовленности человека -35 %,

- от активного поиска работы самого человека -6 %,

- от наличия протекции и связей - 59%.

Рис.5 - Факторы, от которых зависит успешное трудоустройство по мнению респондентов

Молодые люди - категория повышенного риска, поэтому:

- оказаться без работы вообще -их доля среди безработных сравнительно высока(25%)

- трудоустроиться в теневом секторе экономики - доля неофициальной занятости составляет 56%в общей массе молодежи;

- найти рабочее место с худшими условиями труда -временные, низкооплачиваемые и неквалифицированные. Их доля составляет 19% (рис.6)

Рис.6 - распределение ответов респондентов на вопрос «Что вы будете делать при отказе вам при приеме на работу?»

Причины отказов работодателей в приеме на работу молодого специалиста показаны в таблице (табл.3):

Таблица3 - Причины отказов работодателей в приеме на работу



Молодежь

Причины



%

рейтинг



6,25

3

Недостаточный уровень образования, квалификации


50

1

Недостаточный опыт работы


6,25

4

Отсутствие необходимых для работы умений и навыков


18,75

2

Молодой возраст


6,5

5

Мои требования к зарплате


12,51

6

Неумение правильно вести себя в беседе с работодателем






Какие причины могут помешать студентам работать по своей специальности? Абсолютное большинство опрошенных из разных вариантов ответов выделили два: «низкий заработок» (59%) и невостребованность молодых специалистов на рынке труда (35%). Другие причины не столь значимы: разочарование в специальности во время обучения отметили 5% опрошенных. 1% студенток считают, что работать по специальности им может помешать рождение ребенка. Данные ожидания в целом соответствуют реальной ситуации на региональном рынке труда (рис.7).

Рис.7 - Причины, мешающие работать выпускникам по своей специальности

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство опрошенных все-таки предпочитает искать работу с высокой оплатой. Большинство респондентов совершенно справедливо полагают, что для хорошего трудоустройства им необходимо иметь хорошую специальность и квалификацию, а так же высшее образование.

Анализ предпочтений работодателей в приеме на работу говорит о том, что у большинства из них еще не сложились верные представления о преимуществах молодежи с современным профессиональным образованием в рыночной экономике. Эти представления следует формировать в процессе их сотрудничества, развития социального партнерства с заинтересованными субъектами рынка труда: образовательными учреждениями, службой занятости, молодежными и профсоюзными организациями и т.п.













































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.

Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов и среднеспециальных учебных заведений. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.

Признано, что выпускники средних и высших учебных заведений относятся к категории граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях по обеспечению рабочими местами, так как в основном они, не имея достаточных навыков и квалификации, не готовы к жёсткой конкуренции на современном рынке труда. Не последнее место занимает и низкий уровень социальной обустроенности молодых специалистов.

Само понятие - «молодой специалист», предполагавшее ранее некий социальный статус, гарантировавший трудоустройство после окончания учебного заведения, а также дополнительные трудовые права и социальные гарантии (не установление испытательного срока при приёме на работу, невозможность увольнения в течение первых 3 лет, право на льготную очередь при получении жилплощади и т.д.), ушло в прошлое. Сегодня «молодой специалист» - выпускник учебного заведения, готовый реализовать свои способности к труду и испытывающий сложности при устройстве на работу.

Помочь молодым специалистам в решении проблемы трудоустройства призвано законодательство о труде молодёжи, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодёжи от учёбы к трудовой деятельности. В условиях российской рыночной экономики, которая ещё не до конца прошла стадию формирования, молодым людям очень трудно найти своё место в жизни общества и они сталкиваются с серьёзными проблемами при трудоустройстве. В связи с этим государство обязано эффективно решать проблемы занятости молодёжи, ведь молодёжь - это будущее России.


1 Дунаева Н. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики. 2011., №1. С. 38 – 44.


2 Кононова И. Молодежь на рынке труда // Человеческие ресурсы. 2010., №2 С. 43 – 49.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Опахина Анастасия Вячеславовна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106901

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства