Выступление на тему "Система работы школы по взаимодействию с родителями. Нормативно-правовая база"
Выступление на тему "Система работы школы по взаимодействию с родителями. Нормативно-правовая база"
В данном выступлении предложена система работы школы по взаимодействию с родителями. Представлена нормативно-правовая база взаимодействия образовательной организации с родителями(законными представителями) учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Система работы школы по взаимодействию с родителями. Нормативно-правовая база"»
Выступление на педсовете.
Тема: Система работы школы по взаимодействию с родителями. Нормативно-правовая база.
Руководитель кафедры воспитания МБОУ СШ №43 г. Архангельска
Квашнина Анна Николаевна
Федеральный государственный образовательный стандарт
Семья - важнейший институт общества,
Семья - опора государства, отвечающая за социализацию новых поколений,
Семья - равноправный участник образовательного процесса
возможность участия родителей (законных представителей) обучающихся:
в разработке основной образовательной программы НОО, ООО, СОО
в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды,
в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
системно-деятельностный подход обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в том числе в семье;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования и семейного воспитания;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся в различных воспитательных структурах (школа, семья, социальные институты и др.);
построение воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (в том числе семейных традиций).
Семья – наиболее естественная среда для полноценного развития и социализации детей.
Этическими принципами педагогов в работе с семьей должны оставаться партнерство, уважение и приоритет интересов ребенка.
Привлечение и вовлечение родителей в решение воспитательных задач, в совместную общественно значимую деятельность должно стать постоянным и системным, носить комплексный характер, основываться на действующей нормативной правовой базе
Нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы взаимодействия школы и семьи
Международный уровень
Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959г.)
Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности…
Принцип 7
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.)
Статья 18
Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.
Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Статья 43
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.12.2019)
Статья 63
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования (1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования и самообразования) и формы их обучения(здесь следует говорить по закону об образовании 1)очная, 2)очно-заочная, 3) заочная) с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 44
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье…
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Статья 44.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность… требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г.
Статья 14.1
Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психологическом, духовном, нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей, в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией оказывают содействие указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей по физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Федеральный закон Российской Федерации №120-ФЗ от 24.06.1999г.«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Статья 6 Основания проведения индивидуальной профилактической работы
Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статье 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:
1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) приговор, определение или постановление суда;
3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Статья 7 Сроки проведения индивидуальной профилактической работы
Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 8
Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
1. Несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон Российской Федерации
№3-ФЗ от 08.01.1998г.«О наркотических средствах и психотропных веществах»
Статья 54
Наркологическая помощь … больным наркоманией несовершеннолетним оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя …
Указ Президента Российской Федерации
От 29.05.2017г.«Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства. 2018-2017гг.»
Приоритетные направления плана «Десятилетие детства»:
образование и воспитание;
вопросы детей-сирот и детей с ограничениями по здоровью;
семейные проблемы и работу с родителями;
детский отдых и дополнительное образование.
Указ Президента России В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», подписанный 7 мая 2018г. НАЦПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»
Федеральные проекты
Поддержка семей, имеющих детей
Цифровая образовательная среда
Современная школа
Успех каждого ребенка
Учитель будущего
Молодые профессионалы
Новые возможности для каждого
Социальная активность
Экспорт образования
Уровень образовательной организации
Устав МБОУ СШ №43
Положение об Управляющем совете
Положение о совете по профилактике правонарушений и защите прав детей
Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся МБОУ СШ №43
Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления учащихся
Положение о порядке оказания платных образовательных услуг
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений МБОУ СШ №43
Положение о работе с обращениями граждан
Положение о порядке учёта мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся, родителей (законных представителей) и работников МБОУ СШ №43
Положение о пропускном режиме школы
Правила приёма граждан на обучение в МБОУ СШ №43
Задачи по работе с семьями учащихся:
Повышение воспитательного потенциала семьи.
Установление и поддержание систематической связи с родителями учащихся с использованием для этой цели различных форм индивидуальной и коллективной работы с ними.
Всестороннее и глубокое изучение условий и возможностей семейного воспитания учащихся.
Установление единых с родителями педагогических требований к учащимся.
Направления сотрудничества МБОУ СШ №43 с родителями учащихся:
правовое просвещение родителей
включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми
совместную со школой организацию социальной защиты детей
оказание помощи родителям в семейном воспитании
организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе
оказание родителями материально- финансовой помощи школе
Система работы МБОУ СШ №43 по взаимодействию родителями основана на следующих принципах: - изучение и учет потребностей семьи при составлении программ воспитания;
– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
– опора на положительный опыт семейного воспитания.
Программа воспитания и социализации обучающихся
Направление 1.
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Направление 2.
воспитание социальной ответственности и компетентности
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Направление 5.
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
Направление 6.
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание
В сфере отношения обучающихся к семье и родителям
Развитие компетенций в сфере семейных отношений :
уважительного отношения к родителям,
ответственного отношения к созданию и сохранению семьи
Учащиеся учатся осознавать ценности семейной жизни и формировать ответственного отношения к созданию и сохранению семьи. Учатся уважительному отношению к своим родителям, распределению и выполнению семейных обязанностей.
Реализация международного проекта «Родительское кафе»
Деятельность Совета отцов
Дни здоровья, «лыжный спринт» для учащихся и родителей
Игра по профилактике ПАВ «Всей семьей против вредных привычек»
Организация выездов и экскурсий
Мероприятия к Дню матери
Праздник «За честь школы»
Гражданский марш Победы
Праздник Последнего звонка
Апробация примерной программы воспитания
Опытно-экспериментальная площадка Института стратегии развития образования Российской академии образования
Модули
Ключевые общешкольные дела
Классное руководство и наставничество
Классное руководство и наставничество
Школьный урок
Детские общественные объединения
Самоуправление
Экскурсии, экспедиции, походы
Волонтерство
Школьные и социальные медиа
Профориентация
Организация предметно-эстетической среды
Работа с родителями
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
• Управляющий совет школы, Общешкольный родительский комитет, Совет отцов, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
• Площадка международного проекта «Родительское кафе», в рамках которого обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов, создаются условия для организации площадки для совместного проведения досуга и общения родителей, педагогов и детей;
•Дни открытых дверей для родителей, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе с целью создания положительного образа школы, трансляции опыта и достижений педагогов, обучающихся и всего образовательного учреждения в целом;
• Общешкольные родительские собрания, конференции, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• Групповые консультации, на которых родители получают ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
• Родительские форумы в группах VK (ВКонтакте), на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов;
Школьная служба примирения, деятельность которой направлена на разрешение спорных вопросов в процессе взаимодействия учащийся - родитель – педагог. Целью школьной службы примирения является оказание содействия профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию школьников;
Родительский патруль с целью контроля за соблюдением порядка и профилактики правонарушений среди детей и подростков школы, микрорайона.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов (директора, заместителей директора, социального педагога, педагога – психолога, Уполномоченного по правам детей, медиатора Школьной службы примирения и др.) по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, малых педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
участие родителей в работе Совета профилактики правонарушений и защите прав детей, отслеживающего проблемы поведения и учебы учащихся, возникающие в период обучения несовершеннолетних в школе;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.