kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на тему "Система работы школы по взаимодействию с родителями. Нормативно-правовая база"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном выступлении предложена система работы школы по взаимодействию с родителями. Представлена нормативно-правовая база взаимодействия образовательной организации с родителями(законными представителями) учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Система работы школы по взаимодействию с родителями. Нормативно-правовая база"»

Выступление на педсовете.

Тема: Система работы школы по взаимодействию с родителями.
Нормативно-правовая база.

Руководитель кафедры воспитания МБОУ СШ №43 г. Архангельска

Квашнина Анна Николаевна

Федеральный государственный образовательный стандарт

  • Семья - важнейший институт общества,

  • Семья - опора государства, отвечающая за социализацию новых поколений,

  • Семья - равноправный участник образовательного процесса

возможность участия родителей (законных представителей) обучающихся:

  • в разработке основной образовательной программы НОО, ООО, СОО

  • в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды,

  • в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

системно-деятельностный подход обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в том числе в семье;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования и семейного воспитания;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся в различных воспитательных структурах (школа, семья, социальные институты и др.);

  • построение воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (в том числе семейных традиций).

Семья – наиболее естественная среда для полноценного развития и социализации детей.

Этическими принципами педагогов в работе с семьей должны оставаться партнерство, уважение и приоритет интересов ребенка.

Привлечение и вовлечение родителей в решение воспитательных задач, в совместную общественно значимую деятельность должно стать постоянным и системным, носить комплексный характер, основываться на действующей нормативной правовой базе











Нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы взаимодействия школы и семьи

Международный уровень

  • Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959г.)

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности…

Принцип 7

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.


  • Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.)

Статья 18

Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

  • Конституция Российской Федерации

(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Статья 43

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.12.2019)

Статья 63

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования (1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования и самообразования) и формы их обучения(здесь следует говорить по закону об образовании 1)очная, 2)очно-заочная, 3) заочная) с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 44

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье…

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.







Статья 44.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность… требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г.

Статья 14.1

Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психологическом, духовном, нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей, в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией оказывают содействие указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей по физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

  • Федеральный закон Российской Федерации №120-ФЗ от 24.06.1999г.«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Статья 6 Основания проведения индивидуальной профилактической работы

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статье 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Статья 7 Сроки проведения индивидуальной профилактической работы

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 8

Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

1. Несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

  • Федеральный закон Российской Федерации

3-ФЗ от 08.01.1998г.«О наркотических средствах и психотропных веществах»

Статья 54

Наркологическая помощь … больным наркоманией несовершеннолетним оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя …

  • Указ Президента Российской Федерации

От 29.05.2017г.«Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства. 2018-2017гг.»

Приоритетные направления плана «Десятилетие детства»:

  • образование и воспитание;

  • вопросы детей-сирот и детей с ограничениями по здоровью;

  • семейные проблемы и работу с родителями;

  • детский отдых и дополнительное образование. 

  • Указ Президента России В.В. Путина
    «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», подписанный 7 мая 2018г. НАЦПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

Федеральные проекты

  • Поддержка семей, имеющих детей

  • Цифровая образовательная среда

  • Современная школа

  • Успех каждого ребенка

  • Учитель будущего

  • Молодые профессионалы

  • Новые возможности для каждого

  • Социальная активность

  • Экспорт образования

Уровень образовательной организации

  • Устав МБОУ СШ №43

  • Положение об Управляющем совете

  • Положение о совете по профилактике правонарушений и защите прав детей

  • Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся МБОУ СШ №43

  • Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления учащихся

  • Положение о порядке оказания платных образовательных услуг

  • Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений МБОУ СШ №43

  • Положение о работе с обращениями граждан

  • Положение о порядке учёта мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся, родителей (законных представителей) и работников МБОУ СШ №43

  • Положение о пропускном режиме школы

  • Правила приёма граждан на обучение в МБОУ СШ №43











Задачи по работе с семьями учащихся:

  • Повышение воспитательного потенциала семьи.

  • Установление и поддержание систематической связи с родителями учащихся с использованием для этой цели различных форм индивидуальной и коллективной работы с ними.

  • Всестороннее и глубокое изучение условий и возможностей семейного воспитания учащихся.

  • Установление единых с родителями педагогических требований к учащимся.

Направления сотрудничества МБОУ СШ №43 с родителями учащихся:

  • правовое просвещение родителей

  • включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми

  • совместную со школой организацию социальной защиты детей

  • оказание помощи родителям в семейном воспитании

  • организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе

  • оказание родителями материально- финансовой помощи школе

Система работы МБОУ СШ №43 по взаимодействию родителями основана на следующих принципах: - изучение и учет потребностей семьи при составлении программ воспитания;

– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

– опора на положительный опыт семейного воспитания.

Программа воспитания и социализации обучающихся

Направление 1.

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Направление 2.

воспитание социальной ответственности и компетентности

Направление 3.

воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Направление 4.

воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Направление 5.

воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Направление 6.

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание


В сфере отношения обучающихся к семье и родителям

Развитие компетенций в сфере семейных отношений :

  • уважительного отношения к родителям,

  • ответственного отношения к созданию и сохранению семьи

Учащиеся учатся осознавать ценности семейной жизни и формировать ответственного отношения к созданию и сохранению семьи. Учатся уважительному отношению к своим родителям, распределению и выполнению семейных обязанностей.

  • Реализация международного проекта «Родительское кафе»

  • Деятельность Совета отцов

  • Дни здоровья, «лыжный спринт» для учащихся и родителей

  • Игра по профилактике ПАВ «Всей семьей против вредных привычек»

  • Организация выездов и экскурсий

  • Мероприятия к Дню матери

  • Праздник «За честь школы»

  • Гражданский марш Победы

  • Праздник Последнего звонка


Апробация примерной программы воспитания


Опытно-экспериментальная площадка Института стратегии развития образования Российской академии образования

Модули


  • Ключевые общешкольные дела

  • Классное руководство и наставничество

  • Классное руководство и наставничество

  • Школьный урок

  • Детские общественные объединения

  • Самоуправление

  • Экскурсии, экспедиции, походы

  • Волонтерство

  • Школьные и социальные медиа

  • Профориентация

  • Организация предметно-эстетической среды

  • Работа с родителями






Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

Управляющий совет школы, Общешкольный родительский комитет, Совет отцов, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

Площадка международного проекта «Родительское кафе», в рамках которого обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов, создаются условия для организации площадки для совместного проведения досуга и общения родителей, педагогов и детей;

Дни открытых дверей для родителей, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе с целью создания положительного образа школы, трансляции опыта и достижений педагогов, обучающихся и всего образовательного учреждения в целом;

Общешкольные родительские собрания, конференции, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

Групповые консультации, на которых родители получают ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

Родительские форумы в группах VK (ВКонтакте), на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов;

Школьная служба примирения, деятельность которой направлена на разрешение спорных вопросов в процессе взаимодействия учащийся - родитель – педагог. Целью школьной службы примирения является оказание содействия профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию школьников;

Родительский патруль с целью контроля за соблюдением порядка и профилактики правонарушений среди детей и подростков школы, микрорайона.

На индивидуальном уровне:

работа специалистов (директора, заместителей директора, социального педагога, педагога – психолога, Уполномоченного по правам детей, медиатора Школьной службы примирения и др.) по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

участие родителей в педагогических консилиумах, малых педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

участие родителей в работе Совета профилактики правонарушений и защите прав детей, отслеживающего проблемы поведения и учебы учащихся, возникающие в период обучения несовершеннолетних в школе;

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Квашнина Анна Николаевна

Дата: 28.03.2020

Номер свидетельства: 544572


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства