Воспитание в условиях реализации общенациональной идеи «Мәңгілік ел"
Воспитание в условиях реализации общенациональной идеи «Мәңгілік ел"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание в условиях реализации общенациональной идеи «Мәңгілік ел"»
Коммунальное государственное учереждение «Средняя общеобразовательная школа № 91 акимата г. Караганды государственного учереждения» отдела образования г. Караганды
Проект по воспитательной работе
« Воспитание в условиях реализации общенациональной идеи
«Мәңгілік ел»»
Составила: Салхаева Шынар Уйсимбаевна
Заместитель директора по ВР
Караганда 2016 г.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В современных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства любви и гордости за свою страну, за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому, формирование чувства любви к родному краю, к природе.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладают внеклассные мероприятия в школе.
Развитие казахстанского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества.
Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Цель и задачи воспитания
Цель: формирование образованной личности, воспитанной на общечеловеческих и национальных ценностях, обладающей лидерскими качествами и способной к социальному и личностному самоопределению и самореализации.
Задачи:
- развитие мотивационно-ценностной сферы личности каждого ребенка;
- воспитание личности на общечеловеческих и национальных ценностях, уважения к родному языку и культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан;
- формирование гражданина и патриота, способного жить в новом демократическом обществе, обладающего лидерскими качествами;
- усиление воспитательного потенциала семьи;
- формирование у учащихся компетенций для успешной социализации, непрекращающегося самообразования и самореализации, их сознательное участие в разностороннем саморазвитии и в самовоспитании.
Введение
Нашему поколению выпала высокая честь и ответственность под лидерством Елбасы,Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева созидать историю нового Казахстана. Сплотившись вокруг Елбасы, мы прошли великий путь свершений и сегодня с гордостью называем себя гражданами Независимого Казахстана – сильного и успешного государства. Следуя историческому "Слову о Независимости" Нурсултана Назарбаева, мы, граждане Казахстана, едины в своем стремлении созидать Нацию Единого Будущего – Мәңгілік Ел.
В основе Мәңгілік Ел – простые, понятные и самые ценные для каждого из нас истины: благополучие наших семей, гостеприимство и трудолюбие, стабильность, безопасность и единство, уверенность в завтрашнем дне.Мы призываем укреплять, хранить и передавать от поколения к поколению Семь незыблемых основ Мәңгілік Ел:
Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел, представленной президентом, – это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна - страна толерантности.
За 25 лет суверенного развития Казахстана созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавшие испытание временем.
Во - первых, это Независимость Казахстана и Астана.
Во - вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе.
В - третьих, это светское общество и высокая духовность.
В - четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций.
В - пятых, это Общество Всеобщего Труда.
В - шестых, общность истории, культуры и языка.
В - седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем, ЭКСПО 2017.
В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства.
В настоящее время в Республике Казахстан модернизируется система образования. Необходимость совершенствования отечественного образования вызвана рядом приоритетных государственных задач: формирование конкурентоспособного человеческого капитала для вхождения в 30 развитых стран мира, повышение уровня и качества обучения и воспитания подрастающего поколения в соответствии потребностями мировой рыночной экономики и открытого гражданского общества, внедрение эффективных механизмов, инновационных технологий и методик по формированию у подрастающего поколения этнокультурной и гражданской идентичности, основанной на знании истории государства, государственного языка, национальных культурных ценностей народов Казахстана, использование опыта зарубежных стран по формированию у воспитанников патриотических ценностей, обогащение национальной системы воспитания на идеях казахстанского патриотизма.
Современной методологической основой национального воспитания является Национальная идея «Мәңгілік Ел».
Гражданственность, патриотизм. Что значит быть гражданином? Вопрос не простой и не праздный, особенно для тех, кто скоро окончит школу и станет совсем взрослым человеком. Взрослым человеком – взрослым гражданином, лицом, которое пользуется всеми правами и должно выполнять свои обязанности, определенные законами государства.
Сумеют ли наши школьники стать гражданином? Это зависит от того, как они уже сейчас относятся к происходящему вокруг, к собственным поступкам, от того, сумеет ли он сказать человеку, что думает о его неправильных действиях.
Сейчас о чем бы ни думал, чем бы ни занимался современный школьник, его мысли постоянно обращаются к будущей профессии. В ней молодому человеку предстоит окончательно осознать себя гражданином, патриотом. В этом самоопределении огромную роль играет помощь молодым специалистам от государства.
Наиболее актуальной и фундаментальной чертой характера современного подроста, будущего надежного гражданина нашей страны является трудолюбие, заключающее в положительном отношении личности к трудовой деятельности. Трудолюбие очень важно в жизни – необходимо, потому что это естественно для человека чувствовать себя нужным, знать что сделал что-то хорошее, создал что-то хорошее, оставил после себя след в этой жизни. Трудолюбие нужно воспитывать – его не нужно перевоспитывать, оно есть в нас самих, это наша сущность. Трудолюбие надо поддерживать с самого раннего детства и давать ребенку возможность работать и помогать нам, а впоследствии проявлять трудолюбие в области, где ему интересно и действительно нравится проявлять его.
Мораль нашего сегодняшнего общества диктует нам подлинно человеческие отношения между людьми: равноправие, товарищество, взаимное уважение и заботу о ближних. Эти же требования положены в основу правил поведения, в основу национальной идеи «Мәңгілік Ел», обсуждаемой педагогической общественностью Казахстана.
У разных народов разные обычаи. Различия обуславливаются историческими и местными условиями, характером народа и другими факторами. Поэтому мы не должны навязывать обычаи одного народа другому.
Считаю, что Президенту нашего государства принадлежит огромная заслуга в сохранении и поддержке мира и согласия среди всех населяющих на территории республики наций, конфессий – воспитание и формирование с малых лет у каждого казахстанца бережного чувства языковой толерантности. Нурсултан Назарбаев прикладывает все силы для развития уважительного отношения этносов друг к другу, проживающих на казахстанской территории; соблюдение гражданских, языковых прав и экономических интересов их носителей, обеспечение возможности для всех этносов пользоваться родными языками в любых коммуникативных сферах, где это возможно на данном уровне развития того или иного языка. Мы живем в эпоху новой эры, в период критической переоценки старого, и полны творческого рвения во имя будущего. Нашему обществу должна быть присуща вежливость, вытекающая из сердечности и доброжелательности друг к другу. С правилами поведения, этикета, морали молодое поколение казахстанцев должно срастись, и чем раньше это произойдет, тем естественнее и непосредственнее станет казахстанское общество.
Общий вектор Концептуальных основ воспитания сегодняшнего подростка направлен на формирование человека гармоничного, всесторонне развитого, обладающего развитыми духовно-нравственными качествами, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, активно участвующего в достижении главной цели Стратегии «Казахстан − 2050» − «Мәңгілік Ел».
Проблемы развития воспитания, несомненно, заслуживают пристального внимания, так как речь идет о завтрашнем дне Казахстана, ценностных ориентирах нашего общества о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.
На сегодняшний день в нашей стране выстроена целостная система воспитания, ориентированная на современные потребности общества и государства в целом. Именно поэтому развитие воспитания в системе образования Республики Казахстан в последние годы по праву стало одним из самых приоритетных направлений. Социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, находит отражение в ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.
Актуальность разработки программы обусловлена необходимостью ориентации воспитания на духовную, национальную идентификацию и социализацию личности обучаемого, способствующую усвоению, закреплению, проявлению и трансляции опыта национальной культуры.
Позитивные изменения в стране нашли свое отражение в системе воспитательной деятельности организаций образования. Идет процесс осмысления политической и нравственной сути казахстанского патриотизма, гражданственности, духовности, формирования гуманистически ориентированной, социально активной, гармонически развитой личности. Создаются условия для возрождения интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации с учетом общеказахстанского менталитета, культурных, национально-исторических традиций.
Социологические исследования показывают, что в сознании учащейся молодежи увеличиваются новые позитивные тренды - престижность образования, экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья; традиционными жизненными ценностями школьников остаются семья, друзья, здоровье, материальное благополучие, интересная работа, карьерный рост. Вместе с тем, наблюдается противоречие между осознанием необходимости национального воспитания и недостаточным уровнем формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, национального достоинства у детей и молодёжи.
В настоящее время в школьной среде усиливается прагматическая ориентация, в ряду жизненных ценностей наиболее значимым становится стремление к материальному достатку. Жизненный успех, достижение высокого социального статуса не связываются с умением упорно и результативно трудиться, последовательно добиваться поставленных целей. Распространение массовой потребительской культуры сопровождается утверждением определенного набора ценностей: культа наслаждения, комфорта, достатка и личного эгоизма.
Одной из причин такого положения является недооценка воспитания и как социального явления, и как целенаправленного процесса, объектом которого является духовное, нравственное, патриотическое развитие детей и учащейся молодёжи. Именно воспитание определяется такими категориями, как ценности, отношение, поведение, мораль и нравственность.
Как подчеркнуто в Послании Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: «Единая цель, единые интересы, единое будущее», за 25 лет суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Президент также поставил задачу формировать активных, образованных и здоровых граждан, дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры. Патриотичная, образованная, обладающая здоровьем, ответственная и энергичная, успешно работающая в условиях инновационной экономики, владеющая казахским, русским и английским языками, впитавшая ценности и культуру казахстанского народа, толерантная, узнаваемая и уважаемая в мире – такой видится казахстанская молодежь 2020 года.
В КГУ «Средняя общеобразовательная школа №91», как и в ряде других организаций образования Республики Казахстан, создана и успешно функционирует воспитательная система, ориентированная на потребности учащихся, родителей, педагогов и всего общества в целом, что позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность.
Но, тем не менее, существует много нерешенных проблем:
1. Потеря национальных ценностных ориентиров. Попытки педагогов сформировать ответственное отношение к общечеловеческим и общегосударственным ценностям не всегда приносят эффективный результат.
Исходя из вышеобозначенных проблем, следует рассматривать воспитание подрастающего поколения как одну из стратегических задач развития современного казахстанского общества.
Методологические основы организации воспитательного процесса
При переходе на новое содержание образования процесс воспитания предполагает:
Личностно-ориентированный подход – опора на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, поддержка процессов самопознания, самосовершенствования и самореализации личности, развития его индивидуальности.
Деятельностный подход в воспитании–единство личности с ее деятельностью, непосредственно и опосредованно осуществляющая изменения в структурах личности. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода состоит в том, что в центре внимания стоит не только деятельность, а совместная деятельность воспитанников и педагогов по реализации вместе выработанных целей и задач.
Компетентностныйподход – совокупность общих принципов определения целей воспитания, организации воспитательного процесса и оценки его результатов, формирование у учащихся компетенций и обеспечивающий им возможность успешной социализации.
Комплексный подход – единство и целостность воспитания, отражающие главные, сущностные стороны воспитательного процесса. Комплексный подход применим и эффективно срабатывает при рассмотрении явлений, объектов действительности, отношений, деятельности и т.д. всех систем и уровней. При рассмотрении комплексного подхода к воспитанию он приобретает ранг основополагающего принципа, отражающего главные, сущностные стороны воспитательного процесса, обуславливающего конечный результат – всесторонне гармоническое развитие личности.
Социальный подход– влияние социальной реальности на цели и задачи личности на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влияния для человека и общества.
Ценностный (аксиологический) подход – общечеловеческие и национальные ценности, определяющиеся сознанием и личностными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе, направлен на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой.
Амбивалентный подход (Л.И.Новикова) - предполагает рассмотрение педагогических явлений и процессов на основе учета их, на первый взгляд, исключающих, противоречащих друг другу сторон. Например, амбивалентный подход применим при изучении коллектива и индивидуальности, свободы и ответственности, дифференциации и интеграции. Как правило, педагогам свойственно абсолютизировать какую-то одну из дуальных характеристик: в школе должен быть только порядок, а хаос — это уже негативная характеристика; если свободное воспитание, то уже никакого принуждения; если развитие индивидуальности, то вне коллектива. Подобный подход не только не соответствует реальности, но значительно обедняет смыслы и содержание педагогической деятельности. В этом плане амбивалентный подход обладает неоспоримым преимуществом.
Системный подход,предполагает рассматривать объект как сложное образование, не сводимое к сумме составляющих его частей и имеющее иерархическую структуру. Системное рассмотрение предполагает выделение структурных компонентов, их функций, установление функционально-иерархических связей, определение системообразующего фактора, анализ внешних связей. Используется при анализе и построении воспитательных систем, воспитательного процесса.
Синергетический подходпозволяет рассматривать воспитание как процесс, в значительной степени самоорганизующийся, не основанный на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающий неоднозначно; процесс, обусловленный множеством внутренних и внешних влияний: закономерных и случайных, предсказуемых и стихийных, упорядоченных и хаотичных.
Средовой подход ориентирует воспитателей на рассмотрение процесса развития личности в зависимости от условий и характеристик окружающей среды. Этот подход предусматривает систему действий со средой, которые обеспечили бы ее превращение в средство диагностики и проектирования воспитательного результата. В рамках подхода под средой подразумевают все, что окружает субъекта и посредством чего он реализует себя как личность.
Антропологический подход ориентирует на работу с воспитанником как целостной и уникальной личностью, на максимальный учет комплекса знаний о человеке.
Принципы организации воспитательного процесса при переходе на новое содержание образования:
Принцип гуманистической направленности – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегия его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе гуманных отношений.
Принцип диалогичности воспитания предполагает использование возможностей различных детских сообществ, в том числе организованных педагогами, для формирования опыта руководства, выполнения обязательств и сотрудничества, развития способностей к самоменеджменту, апробации социальной мобильности при одновременном соблюдении общественных интересов и реализации личностно-ценной цели.
Принцип культуросообразности–воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур.
Принцип непрерывности воспитания – всестороннее развитие личности на всех этапах ее жизнедеятельности, обогащение ее творческого потенциала и возможностей во все более полной реализации ее сил и способностей, ее профессионального и общекультурного роста.
Принцип природосообразности–приоритет общих законов развития природы; взаимосвязь естественных и социальных процессов; учет пола и возраста в воспитательной работе.
Принцип целостности воспитания обеспечивается интеграцией учебной и внеучебной деятельности: учебная деятельность формирует когнитивный компонент казахстанской идентичности; во внеучебной деятельности развивается эмоционально-ценностный поведенческий компонент.
Принцип этничности – формирование культурообразующей среды, способствующей расцвету общенациональной культуры на основе единения этнических культур, достижение гражданского согласия и гармонии, общественных отношений.
Ценности воспитания
Ценности – общественно-значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм. Они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направлен педагогический процесс.
Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». Высшей ценностью нашего государства является человек, его жизнь, права и свободы. В современных условиях развития человек представляется не просто как объект изучения, а, прежде всего, как субъект творчества и познания, создающий величайшие образцы культуры и увлекающий своим стремлением к творчеству.
Семья – начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Брак двух людей еще не составляет семьи, семья возникает, когда в ней появляется ребенок.
Родина, родной край – единственная, уникальная для каждого человека родная земля, данная ему судьбой, доставшаяся от предков, связывающая с духовной культурой своего народа, его историческим прошлым.
Здоровье, здоровый образ жизни – непременное условие счастливой, продуктивной жизни; ответственное отношение к своему здоровью должно стать естественной внутренней потребностью человека. В Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан - 2030» здоровье признается одним из стратегических долгосрочных приоритетов развития республики.
Труд - основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Одухотворенный, сознательный, творческий труд наиболее естественно выражает природную сущность человека.
Образование – необходимое условие развития каждой личности и социального прогресса. Результатом учения являются знания. Воспитательная сущность образования состоит в том, что оно не самоцель, а средство достижения цели.
Культурное наследие – великое богатство каждого народа и всего человечества в сфере духовной и материальной жизни. Настоящая культура соединяет в себе извечное стремление к истине, добру и красоте.
Язык – основное средство взаимодействия людей, одна из важнейших социокультурных ценностей.
Дружба - индивидуально-избирательные, свободные и основанные на взаимной симпатии отношения. Дружба предполагает не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ego («другим Я»).
Приоритетные направления воспитательной работы
Учитывая особенность казахстанской системы образования, предлагается «Ценностная модель воспитания», основаннаяна национальной идее общеказахстанского дома «Мәңгілік Ел».
Мәнгілік Ел – это наша ответственность перед поколениями народа Казахстана, наша стратегия развития достойного и великого Казахстана, которому обозначено и суждено войти в число 30-ти конкурентоспособных стран мира. Началом нашего созидания Мәнгілік Ел становится новая ценностная модель воспитания, т.к. в образовании, как и в других сферах, требуется образец для подражания в воспитании и обучении таких детей и молодежи, которым предстоит создавать судьбу страны вместе со всем народом.
В целях реализации цели и задач Концептуальных основ воспитания определены приоритетные направления воспитательной работы:
• воспитание нового казахстанского патриотизма и гражданственности
• духовно-нравственное воспитание
• национальное воспитание
• интеллектуальное воспитание
• трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
• физическое и психологическое воспитание, здоровый образ жизни
• экологическое воспитание
• поликультурное воспитание
• художественно-эстетическое воспитание
• развитие лидерских качеств
• семейное воспитание
1. Воспитание нового казахстанского патриотизма и гражданственности
Казахстанский патриотизм – это способность любить и конструктивно участвовать в управлении страной, решении общенациональных задач. Данное направление направленно на формирование гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуру, развитого национального самосознания, культуры межнациональных отношений, социальной и религиозной толерантности, основанных на гуманизме, любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана. Особенное значение в современных условиях приобретает формирование правосознания воспитанников, готовности противостоять противоправным проявлениям в детской и молодежной среде.
Гражданственность– это интегрированное свойство социализированной личности, позволяющее последней быть действенным субъектом и объектом политико-правовой активности на различных уровнях развития общества и государства
Критерии:
-любовь к Родине;
-способность и готовность служить интересам Родины;
-знание государственного языка;
-приумножение достижений страны в сфере внутренней жизни и на международной арене.
-сформированное чувство собственного достоинства;
-способность быть истинным субъектом права;
-внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину;
-способность превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права;
-уважительное отношение к другим гражданам и к власти
Задачи:
1. формировать патриотическое сознание у подрастающего поколения,готовность служения Родине, стремление к реализации активной гражданской позиции;
2. воспитывать любовь и уважение к Родине (культуре, истории, фольклору, обычаям и традициям Казахстана), правовую культуру;
3. способствовать развитию уважительного отношения к гражданам, органам власти;
4. развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны, собственного достоинства и значимости в социуме;
5. пропагандировать знания о государственных символах;
6. совершенствовать правовую культуру учащихся, правосознания и стремления к правомерному поведению, психологическую готовность человека совершенствовать в себе положительные качества и преодолевать отрицательные, способности противостоять к проявлениям нарушения закона.
Механизм реализации:
- Через учебные предметы, внеурочную деятельность, дополнительное образование.
- Уроки мужества, чести и достоинства.
- Патриотические форумы, акции.
- Конкурсы и олимпиады школьников на знание атрибутов государственности и государственных символов Республики Казахстан.
- Краеведческие экскурсии по изучению культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа, других этносов, проживающих в Казахстане
2. Духовно- нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание предполагает создание условий для формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни общества, формирует мотивацию личности к нравственному, общественно ценному поведению, ее социализации. Воспитание целостной личности, понимающей и принимающей свои обязанности, способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм нравственного поведения, познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования.
Критерии:
- принятие и соблюдение общепринятых норм морали;
- внутренняя свобода выбора поведения и принятия нравственного
решения;
- верность убеждениям и самому себе как духовной и социально ответственной личности;
- активное духовное противостояние безнравственности;
-осознание духовно-нравственных ценностей мировых религий;
- высокая гражданственность, толерантность, уважение к культуре, традициям, обычаям своего и других народов, почитание старших;
- выбор и реализация нравственного поведения (готовность и служение людям и Родине, проявления самоотверженной любви и духовной рассудительности).
Задачи
способствовать формированию нравственных качеств личности, осознанности ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;
формировать традиционное миропонимание и мировоззрение, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;
способствовать развитию волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;
прививать умение решать нравственные проблемы, систему высших, построенных на любви эталонов чувств и отношений их к миру, другому человеку и к себе;
развивать навыки коммуникабельности и культуры поведения и т.д.
Механизм реализации
- Усиление воспитательного потенциала обучения через интеграцию ценностей в содержание учебных предметов;
- Совершенствование изучения предмета «Самопознание»;
- Активизация деятельности детских и молодежных организаций;
- Разработка и выполнение социальных, благотворительных проектов;
- Педагогические консилиумы, родительские собрания и лектории и др
3. Национальное воспитание
Национальное воспитание- целенаправленный процесс формирования национального самосознания личности, гражданина и патриота, востребованного в современных социокультурных условиях Республики Казахстан. Феномен национального воспитания достигается за счет взаимодействия трех составляющих - формирование у детей национального достоинства, национальной гордости и национальной совести. Воспитание в духе дружбы, терпимости и взаимопонимания, использование научных и культурных достижений в воспитательных целях.
- понятие о конфессиональной принадлежности своего народа, признание ее нравственных принципов;
- сформированность представления о богатстве этнокультуры Казахстана.
Задачи
обучить пониманию и владению государственного языка, истории Казахстана, культуры и традиций казахского народа и других этносов;
воспитать понимание самобытности культуры разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, позитивное отношение к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности;
формировать культуру межнационального общения, личность в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания необходимости сохранения культуры мира;
развивать потребность к этнической самоидентификации и дифференциации;
приобщать к основам мировой культуры и воспитанию уважения к представителям других народов.
Механизм реализации
- Через учебные предметы, внеурочную деятельность.
- Проведение акции в рамках проекта «Мәңгілік Ел», конкурсов, олимпиад по знанию Герба, Флага, Гимна РК, государственного языка, культуры и традиций казахского народа, истории Казахстана;
- Краеведческая работа и др.
4. Интеллектуальное воспитание
Интеллектуальное воспитание — это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому обучаемому индивидуальной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. Цель развития интеллектуального потенциала личности направляется на формирование конкурентоспособной нации в моральном и интеллектуальном плане. Предполагает развитие активной мыслительной деятельности обучающихся, обогащение их сознания достоверными, элементарными знаниями, развитие умственных способностей, любознательности
Критерии:
- желание и готовность учиться на протяжении всей жизни;
- умение самостоятельно добывать знания и пользоваться информацией для улучшения условий жизни или развития у себя способностей к познанию;
- способность мыслить критически, анализировать и эффективно использовать полученную информацию;
- через учебные предметы, курсы по выбору, кружки и занятия по интересам, школьные и сетевые дебатные турниры, совместные проектные работы с учащимися.
- Интеллектуальные игры, конкурсы, тренинги, викторины, олимпиады, научно-практические конференции.
- Встречи с талантливыми специалистами и сверстниками и др.
5. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Трудовое воспитаниевключает в себявыработку умений и навыков трудиться, способности планирования, экономного расходования материалов, соблюдения правил личной гигиены и техники безопасности, формирование осознанного отношения к выбору будущей профессии.Формирует у детей, подростков и молодежи умений и навыков в осуществлении самообслуживания, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, умение работать в коллективе, команде; умения человека самостоятельно, активно и ответственно действовать, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, максимализируя их подлинный эффект, т.е. созидать новое производство и общество.
Критерии:
- осознание того, что трудом человек создает материальные и духовные ценности и одновременно совершенствуется сам;
- стремление к улучшению материального положения общества;
- терпение, настойчивость в достижении цели;
- знание элементарных законов рыночной экономики;
- осознанное отношение к выбору профессии
Задачи
развивать навыки труда, мобильность, предприимчивость; формировать чувство бережного отношения к орудиям труда;
развивать качества трудолюбия, настойчивости, терпения;
формировать осознанное отношение к выбору профессии и т.д.
Механизм реализации
- трудовое воспитание на уроках технологии,
- через внешкольную, внеурочную деятельность.
- субботники, экскурсии на предприятия, встречи с наставниками, новаторами, успешными профессионалами и др.
6. Физическое и психологическое воспитание, здоровый образ жизни
Физическое воспитаниенаправлено на развитие физических способностей, расширение функциональных возможностей организма, формирование двигательных навыков, воспитание волевых качеств. Уровень психологического развития человека как личности определяется количеством, разнообразием и гармонизацией имеющихся у человека потребностей. Чем больше у человека потребностей, тем выше уровень его психологического развития. Здоровый образ жизни определяется отношением к здоровью как высшей человеческой ценности, рассмотрением его в качестве оптимальной предпосылки для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач.
Критерии:
- знание особенностей и состояния личного здоровья;
- отчетливое проявление социальных установок и духовных потребностей;
- владение способами эффективного противостояния негативным влияниям;
- рациональное использование природных задатков.
- наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения
Задачи
создать условия для реализации принципов здорового образа жизни;
формировать культуру здорового образа жизни, направленную на осознание значимости здоровья как ценности;
способствовать сохранению физического и психологического здоровья;
проводить мероприятия, направленные на профилактику суицидов, употребления вредных веществ и зависимости от компьютерных игр;
приобщать к занятиям физической культуры и спортом, практическому участию в работе спортивных секций, состязаниях и спортивно-массовых мероприятиях;
повышать уровень информированности по вопросам сохранения и укрепления здоровья, привлечение к активному отдыху, занятиям физической культурой, туризмом и спортом.
Экологическое воспитание - целенаправленный, организованный процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, обеспечивающих развитие бережного ответственного отношения к природе. Предполагает становление и формирование у человека этических взглядов на природу и этику отношения к ней, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие людей с ними.
Критерии:
- экологическая грамотность, бережное отношение к природе, окружающим людям и самому себе;
- мотивация и опыт экологической деятельности;
- наличие представлений о взаимодействии в системе «человек – общество – природа», знаний о природе родного края, локальных, региональных и глобальных экологических проблемах;
- участие в разнообразных видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды;
- сформированность ответственности за сохранение природного окружения, определяющего условия жизни людей;
воспитать активную гражданскую позицию в сохранении природы;
формировать бережное отношение к природе, стремление к приумножению её богатств;
развивать высокий уровень экологической грамотности подрастающего поколения и т.д.
Механизм реализации
- Через учебные предметы, участие в экспедициях, туристических походах по родному краю, в субботниках, в озеленении и благоустройстве школы, района, города, в посадке зелёных насаждений, в движении «Жасыл ел» и др.
8. Поликультурное воспитание
Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие этнической картины мира в условиях глобализации. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и решения актуальных проблем образования.
Критерии:
- наличие знаний о положительных и отрицательных мерах взаимодействия различных народов;
- знание государственного, русского и английского языков;
- знание отечественного и международного опыта регулирования межкультурного взаимодействия.
Задачи
развивать навыки межкультурного общения;
формировать толерантность и глобальное мышление;
развивать полиязычие;
формировать поликультурную личность;
создать образовательное пространство школы как поликультурную среду самоидентификации личности и т.д.
Механизм реализации
- Через учебные предметы, внеурочную деятельность.
- Фестивали, конкурсы, языковые и культурные клубы.
- Сотрудничество с этнокультурными центрами.
- Организацию работы с родителями и др
9. Художественно-эстетическое воспитание
Художественно-эстетическое воспитание формирует в человеке целенаправленное эстетическое отношение к действительности. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. Художественно-эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.Предполагает формирование нравственно-духовных ценностей через приобщение к прекрасному, через художественную культуру, через приобщение к мировым художественным ценностям эпох и народов, через призму национального и общечеловеческого. Формирование средствами искусства человека с новым, более высоким уровнем самосознания, способностью к концептуальному мышлению, целостному видению мира, воплощению ценностных представлений о нем в собственной творческой деятельности, умению жить в коллективе, проявлять себя в общении с миром культуры и людьми является важной задачей на современном этапе развития.
Критерии:
- наличие эстетических идеалов, представления о совершенной красоте в искусстве и в действительности;
- художественно-образное мышление и творческое воображение, навыки творческой деятельности.
Задачи
формировать художественный вкус средствами эстетического воспитания;
разработать методы и принципы эстетического воспитания и др.
Механизм реализации
- через учебные предметы, внеурочную деятельность.
- кружки, литературный клуб, клуб КВН и т.д.;
- экскурсии: театры, музеи, художественные выставки, галереи, исторические места,
- мероприятия: творческие вечера, выставки работ учащихся, конкурсы;
- встречи: с известными людьми, деятелями искусства и т.д.
10. Развитие лидерских качеств
Лидер − человек, способный воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества, который может влиять на поведение других людей, брать на себя ответственность, последовательно идти к достижению конкретных целей и вести за собой команду. Данное направление определяет принципы поведения, отражает систему ценностей, идеалы, нормы и помогает организации общения, установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей индивидуальности в творческой деятельности.
Критерии:
- уверенность в себе;
- способность ставить цели и добиваться их;
- владение способами эффективного противостояния негативным влияниям;
- умение убеждать и побуждать;
- позитивные навыки общения;
- терпение в достижении цели и умение работать в команде
- через учебные предметы, внеурочную деятельность.
- психометрические и социометрические тесты и методики;
- программы по развитию лидерства и др.
11. Семейное воспитание
Семейное воспитание – процесс воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов в формировании и социализации личности, определяющим звеном которого является передача социально-исторического опыта эмоциональных и рациональных отношений между людьми с приоритетом воспитания нравственных, духовных и гуманистических ценностей. На первый план выступает ориентация детей и молодежи на общечеловеческие и национальные ценности, созданные на основе мировой и национальной культуры, народных традиций и потребностей всего казахстанского общества.
Критерии:
- реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье;
- заинтересованность родителей в успехах детей в учебе и творческой деятельности, успешности школьного воспитательного процесса;
- деятельность родителей в проведении школьных мероприятий;
- доверие родителей к учителям школы в вопросах обучения и воспитания их детей;
- знание особенностей психологии, мировоззрения детей
Задачи
формировать семейные ценности;
развивать коммуникативные навыки;
укреплять роль семейных ценностей на основе обычаев и традиций народа Казахстана;
создавать условия для познавательного интереса к истории своей семьи, рода и социума и т.д.
Механизм реализации
- через попечительский совет и родительский комитет школы;
- совместные семейные мероприятия;
- участие родителей в жизни школы;
- психолого-педагогический всеобуч родителей и др.
Условия реализации
Нормативно-правовое обеспечение−соответствие воспитательного процесса нормативно-правовым документам в сфере образования Республики Казахстан.
Информационное обеспечение – использование современных информационных и коммуникационных технологий, публикации педагогов по вопросам воспитания и т.д.
Научно-методическое обеспечение - повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, внедрение вариативных программ, воспитательных и информационных технологий. Выявление, изучение и широкое распространение лучшего опыта организации воспитательного процесса; освоение новых технологий как в самом воспитательном процессе, так и в управлении им; последовательная ориентация на формирование духовного мира человека.
Организационно-управленческое обеспечение − создание условий для организации эффективной воспитательной деятельности на основе оптимального планирования воспитательной работы в организациях образования и их структурных подразделениях, координации их работы; создание единого образовательного пространства на основе интеграции содержания основного и дополнительного образования; регулярном изучении, обобщении и распространении положительного опыта работы, проведении мониторинга воспитательного процесса, изучении мнений субъектов воспитательного процесса. Поддержка исследовательской, инновационной деятельности; возрождение системы семейного воспитания и включение семьи в воспитательную систему школы.
Материально-техническое обеспечение− создание необходимых материальных, технических условий, финансирование воспитательной работы из республиканского и местных бюджетов, эффективное использование гибкой системы стимулирования участников воспитательного процесса.
Психолого-педагогическая поддержказаключается в партнерстве и сотрудничестве педагогов-воспитателей с сообществом родителей и общественными организациями в воспитании детей. Она предполагает обеспечение социально-педагогической защиты детей и молодежи, формирование чувства самоценности и психологического комфорта; совершенствование системы работы с различными категориями детей и молодежи, нуждающимися в психолого-педагогической коррекции развития.
Кадровое обеспечениепредполагает осуществление повышения квалификации и переподготовки всех категорий педагогических работников, занимающихся воспитательной работой; четкое распределение функциональных обязанностей классных руководителей, психолога, социального педагога.
Ожидаемые результаты
Реализация программы должна обеспечить:
− позитивную мотивационно-ценностную сферу поведения личности выпускника школы;
− возросший уровень формирования у учащихся казахстанского патриотизма, гражданского самосознания, толерантности и лидерских качеств;
− основы культуры на общечеловеческих и национальных ценностях, уважения к родному и государственному языкам и этнокультуре;
– усиление воспитательного потенциала института семьи в формировании духовно развитой и высоконравственной личности;
− успешную социализацию, самообразование и самореализацию, сознательное участие в разностороннем саморазвитии и самовоспитании.
Список литературы 1. Послание Главы государства народу Казахстана от 11 ноября 2014 г. «Нұрлы жол ─ болашаққа бастар жол». 2. Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства». 3. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 4. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан (постановление Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2016 года № 292) 5. План мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образования на 2014 – 2016 годы. 6.Методический материал по разъяснению Патриотического Акта «Мәңгілік Ел».