Внедрение кредитной карты педагога как путь повышения качества образовательных услуг.
Внедрение кредитной карты педагога как путь повышения качества образовательных услуг.
Цель мониторинга не только определение состояния процесса педагогической деятельности, выявление тенденций динамики ее развития, но и оказание воспитывающего влияния на его участников на основе гуманистического подхода к его организации и проведению.
В течение всего учебного года создается определенная база данных, которые собираются по блокам и классифицируются по определенной системе. Создание такой базы является необходимым условием для анализа учебного года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внедрение кредитной карты педагога как путь повышения качества образовательных услуг. »
Внедрение кредитной карты педагога как путь повышения качества образовательных услуг.
(Из опыта практической работы на основе разработок Костанайского ИПК)
Хотелось бы сразу оговориться, что эта работа не является моей личной находкой. Создана она на основе разработок Костанайского ИПК. Но сама идея мониторинга показалась настолько удачной, что применив ее на практике, хочется поделиться ею с остальными.
B cooтветствии с концепцией модернизации образования главной задачей образовательной политики является обеспечение современного качества образования. Повышение качества образования не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников. В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы организации педагогического мониторинга как эффективного метода повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников системы дошкольного образования.
Как показывает образовательная практика, данному аспекту повышения качества образования в настоящее время уделяется незначительное внимание и, как следствие, снижается количественные и качественные показатели самого процесса воспитания и обучения детей, что самым негативным образом отражается на выполнении требований государственного стандарта.
Таким образом, решаемая проблема заключается в разработке между необходимостью осуществления системного мониторинга повышения уровня профессиональной квалификации педагогов и реальной готовностью методических работников к реализации этого процесса в образовательной практике.
Одно из многих важных направлений совершенствования системы управления – это проблема непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического и планово-деятельностного отслеживания деятельности участников управленческого процесса.
В современной педагогической науке такое отслеживание определяется понятием “мониторинг”.
Цель мониторинга не только определение состояния процесса педагогической деятельности, выявление тенденций динамики ее развития, но и оказание воспитывающего влияния на его участников на основе гуманистического подхода к его организации и проведению.
В течение всего учебного года создается определенная база данных, которые собираются по блокам и классифицируются по определенной системе. Создание такой базы является необходимым условием для анализа учебного года.
Только такой анализ может служить основанием для постановки новых целей.
Основными принципами педагогического мониторинга являются:
принцип научности;
принцип профессиональной целесообразности;
принцип непрерывности, целостности и преемственности.
2. Технологическая модель педагогического мониторинга включает в себя следующий набор компонентов: цель, объект, предмет, управляющая, управляемая подсистемы, стадии, результат.
Также можно выделить четыре стадии педагогического мониторинга:
Исходно-диагностическая. Изучение исходного состояния уровня профессиональной квалификации посредством рабочей документации, технологической карты, профессиональной карты педагога. Предполагает ознакомление педагогов с результатами диагностирования.
Установочно-перспективная или подготовительная. Определение целей и задач повышения уровня квалификации, исходя из результатов профессиональных карт педагогов, годовых задач дошкольного учреждения и индивидуальной творческой темы. Предполагает создание программы повышения уровня профессиональной квалификации педагога.
Содержательно-деятельностная. Заполнение профессиональных карт педагогов по итогам работы за определенный период времени (квартал, полугодие и т. д.), проведение индивидуальной коррекционной работы.
Оценочно-прогностическая. Обобщение результатов профессиональной карты педагога в форме таблиц, графиков, диаграмм, гистограмм; рассмотрение вопроса о возможном повышении квалификации педагога, выдача соответствующих рекомендаций, определение перспектив дальнейшего уровня квалификации, итоговый отчет руководителей о результатах.
Таким образом, знание технологической модели педагогического мониторинга как метода повышения уровня профессиональной квалификации педагогов и ее системное применение в практике работы с педагогическими работниками, предопределяет результативность процесса повышения уровня профессиональной квалификации педагогов. При таком подходе появляется возможность своевременно корректировать процесс повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников.
3. Педагогический мониторинг позволяет осуществлять научное управление образовательным процессом на основе фактического состояния воспитательно-образовательного процесса.
Методическая работа с кадрами строится на диагностической основе, дифференцировано, с учетом запросов каждого педагога. Выбор оптимального варианта методической работы предполагает всестороннее изучение личности и деятельности школьного учреждения. В результате изучения профессионализма педагогов они разделены на 3 категории:
педагоги, нуждающиеся в активной помощи – это молодые специалисты (без категории);
педагоги, с устоявшимся стилем работы – это педагоги, которые нуждаются в некоторой помощи (со второй категорией);
педагоги, работающие на самоконтроле и имеющие достаточный творческий потенциал (это педагоги с первой и высшей категорией)
Особо важное значение приобретает заключительный анализ работы по итогам года, что позволяет выдвигать дальнейшие актуальные цели и строить управление по конечным результатам.
Итоговая оценка педагогического мониторинга осуществляется путем анализа полученных результатов повышения уровня профессиональной квалификации педагога, отраженной в его профессиональной карте.
Изучив множество разработок диагностических карт изучения личности и деятельности педагогов, мы выбрали наиболее приемлемую для нашего педагогического коллектива.
Кредитная карта педагога состоит из 3 разделов. Каждый раздел отражает определенный показатель уровня квалификации.
На основании анализа кредитной карты педагога, составляется предварительное итоговое заключение о результатах повышения уровня квалификации педагогического работника за определенный период времени, к которому прилагается профессиональная карта педагога, а также рекомендация руководителю на конкретного работника.
Таким образом, знание механизма итоговой оценки результатов повышения уровня профессиональной квалификации педагога создает необходимые условия для оценки деятельности самого педагога в этом направлении с одной стороны и во многом предопределяет успешность прохождения аттестации педагогического работника, повышения уровня квалификации с другой стороны.
Сегодня мы много говорим о компетентностном подходе в образовании. В основу компетентностного подхода положена деятельность. Это значит, что побуждаемый потребностями человек способен самостоятельно сориентироваться в ситуации, приобрести новые знания, правильно поставить цель действия, определить конкретные способы и средства действий и достигнуть цели.
Также в современной педагогике появляется понятие – менеджмент. Уровень менеджмента сегодня очень низок в образовательном учреждении.
Мешает этому следующее:
Командно-административный стиль руководства.
Вертикаль власти, а не сотрудничество.
Расхождение между менеджерской оценкой коллектива и реальным потенциалом.
Ограничение информации (промежуточный результат)
Выстраивание в коллективе интриг
Использование в работе количественных методов оценки работы
В 2013-2014 учебном году мы попробовали подойти к планированию методической работы несколько иначе. Во многих случаях планирование и учет методической работы имеет бессистемный характер. Каждый учитель все свои находки складирует в «Портфолио». Многие материалы партфолио являются продуктом неформального обучения – сам учитель где-то прочитал, увидел, услышал, опробовал. При таком подходе многие учителя относятся
поверхностно к своей методической работе. И часто методический день превращается попросту в выходной.
За основу системы учета, контроля и планирования непрерывного обучения педагогов, мы взяли опыт Костанайского ИПК.
В частности завели «Журнал непрерывного обучения учителя».
Составные части журнала:
Формы и методы непрерывного обучения педагога в школе
Кредитный подход к управлению и организации методической работы школы
Планирование работы
Формы и методы непрерывного обучения педагога в школе могут быть
– коллективные (педсовет, методсовет, пед. чтения, метод. выставка и др.)
- Групповые (МО, творческая группа, мастер-класс, ШМУ и др.)
- индивидуальные (курсы повышения квалификации, конкурсы, авторский проект и др.)
2. обязательные и по выбору. Непрерывное обучение, которое имеет обязательный принудительный характер, имеет, как правило, более низкую мотивацию. Но такой подход имеет право на жизнь, так как он соответствует индикаторам внутришкольного контроля. Но при этом необходимо при планировании учитывать и индивидуальный подход.
Каждому педагогу представляется «Типовая карта непрерывного обучения педагога в школе», где все формы непрерывного обучения разделены на 3 группы:
базовый компонент ( педсовет, методсовет, курсы, ШМУ. Педконсиллиум и т.д.).
личностный (индивидуальный) компонент ( индивидуальный проект, статьи, публикации, конкурс проф.мастерства)
Кредитный подходк управлению и организации методической работы школы – это своего рода сделка между администрацией школы и учителем, при котором администрация уступает учителю в собственность время, отведенное на методическую работу на условиях возвратности.
КРЕДИТНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ
№
Формы непрерывного обучения педагогов
На
уровне школы
(баллы)
На уровне района (города)
На уровне области
На уровне республики
Базовый (инвариантный)
компонент
1
Педагогический совет
2(х4)
4
2
Методический совет
2(х4)
4
6
3
Педагогический консилиум
2
4
4
Методическое объединение
2(х4)
4
6
5
Школа молодого учителя
3(х9)
6 -
6
Школа педагогического опыта
3(х4)
6
7
Проблемная творческая группа
3 (х9)
6
8
Лаборатория творчески работающих учителей
3(х9)
6
10
9
Курсы повышения квалификации (проблемные) 24 часа
24
10
Курсы повышения квалификации (тематические) 36 часа
36
11
Курсы повышения квалификации (тематические) 48 часов
48
60
12
Курсы повышения квалификации (тематические) 92 часа
92
120
13
Курсы переподготовки (более 180 часов)
180
14
Планирование и работа над профессионально-педагогическим самообразованием педагогов
15
Аттестация педагогов
20
30
40
16
Методическая неделя
6(х4)
17
Методический день
3
6
18
Методическая выставка (панорама)
1
3
19
Методическая оперативка
1
20
Методический инструктаж
1
21
Групповая консультация
1
22
Научно-методический семинар
2
4
6
23
Методический практикум (изучение, анализ и разработка документов, методической литературы...)
3
6
24
Творческий отчет ШМО, кафедры, педагога
1
2
25
Выставки (обзоры) научно-методической литературы
1
2
26
Конкурс профессионального мастерства
4
6
8
27
Открытый урок, внеклассное мероприятие (посещение и анализ)
1
2
28
Наставничество над молодым специалистом
10
29
Индивидуальная консультация (консультируемый)
1
2
3
30
Собеседование
2
3
31
Посещение уроков администрацией (наставником)
1
2
32
Изучение и обобщение администрацией и методической службой положительного педагогического опыта учителя
8
12
16
33
Посещение и взаимопосещение учителями уроков коллег
1(х12)
2
34
Изучение и внедрение учителем положительного педагогического опыта коллег
8
12
16
35
Подготовка и проведение открытого урока, внеклассного мероприятия
2
4
6
36
Разработка и описание учителем собственного педагогического опыта
10
20
30
Школьный (вариативный)
компонент
1
Участие в разработке и реализации (инновационного, поисково-исследовательского, опытно-экспериментального) годичного группового проекта
Неделя изучения положительного педагогического опыта учителей школы
5
16
Комплексное изучение коллегами опыта и достижений одного учителя
5
17
Защита авторских проектов и разработок (присутствие)
2
4
18
Организационно-деятельностная игра
2
4
6
19
Деловая игра
2
4
6
20
Диспут (дискуссия)
2
4
6
21
Тренинг (2-6 часовой)
4-8
6-10
8-12
22
Круглый стол
2
3
4
Личностный (индивидуальный) компонент
1
Разработка и реализация индивидуального проекта (инновационного, поисково-исследовательского, опытно-экспериментального)
100
200
300
400
2
Стажировка
5
10
20
30
3
Подготовка и проведение мастер-класса, тренинга, семинара
8
10
12
16
4
Подготовка и участие в конкурсе профессионального мастерства
20
30
40
60
5
Разработка авторского учебно-дидактического материала по обновлению содержания, технологизации образования и профилизации обучения:
- программы,
- учебника,
- пособия для учащихся,
- рабочей тетради,
- хрестоматии,
- сборника материалов,
- УМК...
20
-
30
10
10
20
200
40
-
60
20
20
30
300
60
-
90
-
30
40
400
100
200
120
-
40
50
500
6
Разработка авторского научно-методического материала:
- методического пособия
-методических рекомендаций
- сборника материалов в помощь учителю
30
20
10
60
40
20
90
60
30
120
80
40
7
Презентация и защита авторского проекта (разработки)
10
20
30
40
8
Подготовка и размещение публикаций в научно-методических журналах, вестниках, сборниках конференций и семинаров
4
6
10
20
9
Подготовка и размещение статьи в газете
2
4
6
8
10
Подготовка вопроса и выступление на педагогическом или Методическом совете
6
10
12
11
Подготовка материала и выступление на педагогических чтениях, конференции, семинаре
6
8
16
30
12
Творческий отчет педагога
10
20
30
Итого сумма кредитов по мероприятиям, обязательным для всех педагогов школы
191
Оптимальная нагрузка непрерывного образования на основе кредитной карты
категория
Без категории
2 категория
1 категория
Высшая категория
кредиты
191
287
382
478
Сводная таблица 2013-2014 учебный год
(Примерные результаты, которые позволят учителю и завучу оценить работу за год и запланировать методическую работу на следующий год)
ФИО
категория
По плану
фактически
1. учитель
1
382
11
2. учитель
1
382
298
3. учитель
1
382
207
4. учитель
1
382
196
5. учитель
1
382
202
6. учитель
1
382
384
7. учитель
1
382
387
8. учитель
1
382
391
9. учитель
2
287
136
10.учитель
2
287
193
11. учитель
2
287
289
12. учитель
2
287
168
13. учитель
2
287
127
14. учитель
2
287
115
15. учитель
2
287
81
16. учитель
б/к
191
175
17. учитель
б/к
191
157
Анализ работы с кредитной картой может быть использован при планировании методической работы на год.
Планирование методической работы состоит из двух частей
1. обязательная часть
2. по выбору
В основе планирования лежит базисный расчетный показатель методической работы школы, обязательный для всех. На основе кредитной карты каждый учитель самостоятельно составляет план непрерывного образования.