Семинар на тему:
«Организация работы муниципальной системы образования и образовательной организации по вопросам повышения качества образовательных результатов».
Выступление зам. директора по УВР М.В. Пятницкой
«Влияние ВШК в системе ВСОКО
на качество образовательных
результатов учреждения».
Внутришкольный контроль - это система оценивания состояния учебно-воспитательного процесса в школе. Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без анализа результатов деятельности, оценки и самооценки труда учителя, учащихся, родителей, руководителей ОУ как единого школьного сообщества.
Каждый руководитель школы должен иметь четкое представление о том, как развивается школа, как совершенствуется образовательный процесс. Иными словами, нужна информированность обо всех сферах жизни и деятельности коллектива, необходима постоянная обратная связь. Полную достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля.
Однозначного толкования сущности и назначения внутришкольного контроля ни в теории, ни в практике сегодня нет.
Юрий Анатольевич Конаржевский считает, что внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания.
Алексей Васильевич Чоботарь считает, что внутришкольный контроль- одна из основных функций управления, направленная на получение информации о деятельности педагогов и на ее оценку с целью принятия конструктивных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в школе
Мы придерживаемся следующей трактовки внутришкольного контроля : внутришкольный контроль есть оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития профессионального мастерства
взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение качества образования и эффективности педагогического процесса
Именно внутришкольный контроль является тем необходимым звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия. Выборочность и точность действия функции регулирования всецело будет зависеть от уровня качества проведения внутришкольного контроля.
Ежегодно в план работы нашей школы включается вопрос внутришкольного контроля.
Целью внутришкольного контроля является: совершенствование уровня деятельности школы; повышение мастерства учителей; улучшение качества образования в школе.
Основные задачи контроля представлены на слайде (СЛАЙД):
Периодическая проверка выполнения требований государственных, скорректированных программ по предмету;
Формирование у учащихся ответственного отношения к овладению знаниями, умениями, навыками;
Систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин. Соблюдением учителями научно обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы;
Поэтапный контроль за процессом усвоения знаний учащимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний;
Оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствовании ими своего педагогического мастерства;
Изучение опыта работы учителей;
Диагностирование состояния учебно-воспитательного процесса, выявление отклонений от запрограммированного результата в работе коллектива и отдельных его членов, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества;
Отработка наиболее эффективных технологий преподавания предмета;
Повышение ответственности учителей, осуществление внедрения новых методов и приёмов работы в практику преподавания учебных предметов;
Внутришкольный контроль осуществляется по следующим направлениям, каждое из которых имеет свою цель:
1.Контроль качества образовательного процесса. Сюда относится:
1.1. Контроль качества знаний учащихся (СЛАЙД)
ЦЕЛЬ: организовать работу педагогического коллектива школы по повышению качественной успеваемости учащихся; осуществление контроля и коррекция учебного процесса с целью устранения причин и препятствий к созданию ситуации успешности обучения.
В рамках этого направления мы проводим стартовые контрольные работы со 2-8, 10 классы; диагностические работы в выпускных классах; собеседования с классными руководителями и учителями-предметниками по итогам предварительной успеваемости за каждый триместр; был проведён контроль за организацией проведения контрольных уроков, состоянием преподавания русского языка и математики в начальных классах и 9, 11 классах, выявлением практической направленности учебных занятий и организации повторения учебного материала в выпускных и предвыпускных классах. Результатом данной работы (СЛАЙД) служит незначительное, но постоянное повышение качества знаний, как по итогам года, так и по результатам триместра:
Перед вами сравнительные показатели качества знаний по ступеням (за 3 года)
И сравнительные показатели успеваемости и качества знаний по школе (СЛАЙД)
И сегодня, мы уже можем сравнить результаты окончания первого триместра 2015-2016 учебного года с результатами окончания первого триместра предыдущих трёх лет (СЛАЙД)
Из диаграммы хорошо видно, что по итогам 1 триместра появилась проблема – снижение качества знаний на 1 ступени. В связи с этим, в план ВШК внесены коррективы: уже в декабре месяце в план ВШК включен мониторинг преподавания русского языка и математики в начальной школе; с учителями начальной школы проведено собеседование, где рекомендовано усилить индивидуальную и дифференцированную работу с обучающимися, проводить консультаций для учащихся, имеющих пробелы и испытывающих трудности в освоении отдельных тем, анализировать объем домашних заданий.
Качество образовательного процесса – один из показателей работы всего педагогического коллектива по вопросу развития мотивационной сферы обучающихся, их возможностей, способностей.
Результативность процесса обучения по итогам прошлого года выглядит следующим образом:(СЛАЙД)
класс | Всего уч-ся на конец года | На «5» | На «4» и «5» | С одной «3» | Качество обучения, % | Успеваемость, % |
2 класс | 22 | 6/27% | 8/36% | 0 | 64 | 100 |
3 класс | 20 | 2/10% | 13/65% | 0 | 75 | 100 |
4 класс | 26 | 4/15% | 10/38% | 2/8% | 54 | 100 |
5а класс | 26 | 4/15% | 9/35% | 5/19% | 50 | 100 |
6а класс | 20 | 0 | 7/35% | 1/5% | 35 | 100 |
6б класс | 17 | 0 | 4/24% | 1/6% | 24 | 100 |
7а класс | 22 | 3/14% | 6/27% | 0 | 41 | 100 |
7б класс | 15 | 0 | 3/20% | 2/13% | 20 | 100 |
8а класс | 22 | 0 | 6/27% | 0 | 27 | 100 |
8б класс | 20 | 0 | 4/20% | 1/5% | 20 | 100 |
9а класс | 20 | 3/15% | 4/20% | 0 | 35 | 100 |
9б класс | 24 | 1/4% | 5/21% | 1/4% | 25 | 100 |
10 класс | 12 | 2/17% | 6/50% | 0 | 67 | 100 |
11 класс | 12 | 2/17% | 7/58% | 0 | 75 | 100 |
Итого | 278 | 27/10% | 92/33% | 13/5% | 119/43% | 100% |
(СЛАЙД)
Класс | Качество знаний (в %) |
2014-2015 учебный год |
1 триместр | 2 триместр | год |
2 класс | | 52 | 64 |
3 класс | 63 | 79 | 75 |
4 класс | 52 | 58 | 54 |
5а класс | 48 | 44 | 50 |
6а класс | 35 | 25 | 35 |
6б класс | 24 | 29 | 24 |
7а класс | 32 | 36 | 41 |
7б класс | 31 | 19 | 20 |
8а класс | 27 | 23 | 27 |
8б класс | 15 | 15 | 20 |
9а класс | 30 | 30 | 35 |
9б класс | 17 | 17 | 25 |
10 класс | 67 | | 67 |
11 класс | 67 | | 75 |
Если проанализировать качество знаний учащихся школы в течение года, то можно проследить следующее: достаточно ровно учились ребята 4, 6б, 7а, 8а, 9а, 9б,10, 11 классов. На протяжении всего учебного года качество знаний составляло в этих классах до 75%. На конец учебного года самый высокий результат по школе среди учащихся начальной школы в 3 классе, в среднем звене в 7а классе, в старшем звене в 11 классе. Качество знаний в этих классах составило соответственно – 75%, 41%. Число учащихся, обучающихся только на «5», повысилось в сравнении с предыдущим учебным годом на 6 человек. Учащиеся 6б, 7б, 8б, 9б классов учились на протяжении всего учебного года очень слабо, качество знаний на конец учебного года в данных классах составило соответственно – 24%, 20%, 25%. И как нам кажется, проблема здесь заключается в том, что дети в 5 классе объединяются в коллектив из трёх разных школ, с разными требованиями. Для решения этой проблемы мы каждый год:
проводим круглый стол по адаптации пятиклассников с приглашением учителей начальных классов и учителей, работающих в 5-ых классах;
после проведенного круглого стола в этом году, мы внесли корректировку в план ВШК и хотим провести заседание МО учителей начальных классов, русского языка и математики с приглашением учителей из Рабитицкой и Ущевицкой начальных школ с целью установления единства требований по основным предметам учебного плана;
с прошлого года учитель 4 класса посещает уроки учителей русского языка и математики среднего звена;
Как следствие правильно организованной работы по обучению учащихся и мотивация самих учащихся можно оценить хорошие результаты работы учителей, работающих в 10 и 11 классах.
По итогам окончания 2014-2015 учебного года было принято следующее управленческое решение: классы, показавшие низкое качество обучения взять на классно-обобщающий контроль. Поэтому в этом учебном году по плану ВШК на классно-обобщающем контроле у нас находится 7б, 8б 9б классы, а также уже стало традицией из года в год в рамках ВШК проводить классно-обобщающий контроль в выпускных классах с целью выявления практической направленности учебных занятий и контролем за качеством подготовки выпускников к сдачи ГИА.
Для проведения любого такого контроля издается приказ по школе о проведении контроля и разрабатывается план-задание, в котором прописаны сроки контроля, исполнители и вопросы, подлежащие контролю. После окончания контроля, составляется справка и приказ по итогам контроля.
По итогам проведенной работы, в этом полугодии можно отметить классы, в которых повысилось качество знаний. Здесь можно отметить 5а класс, где качество знаний по сравнению с 1 триместром 4 класса повысилось с 52% до 57%, 7б класс – с 24% до 32%, 9а класс – с 27% до 29%. А также хочется отметить 5б класс, класс образованный из двух школ (Рабитицкой и Ущевицкой), где качество знаний по итогам 1 триместра составило 62%.
1.2 Контроль за преподаванием учебных предметов и профессиональной деятельностью педагогов (СЛАЙД)
ЦЕЛЬ: повысить персональную ответственность педагогов школы за результативность и качество своей профессиональной деятельности с целью повышения качества образовательного процесса.
В рамках этого направления проверяется состояние организации учебного процесса в 1 классе «Первые дни ребёнка в школе» с целью изучения состояния организации учебного процесса и состояния адаптации обучающихся в 1 классе; в 5-ых классах с целью изучения преемственности в обучении и воспитании, усвоении программного материала, диагностики уровня обученности, состояния здоровья, базовых эмоций на начало обучения в 5 классе; в 10 классе с целью диагностики качества обучения и результатов учебно-воспитательного процесса в условиях профильного обучения и в 4 классе с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, соблюдением обучающимися единых требований к обучению и контроль за уровнем обученности учащихся; оказание методической помощи вновь прибывшим учителям большое внимание уделяется персональному контролю учителей, а также были проверены такие направления работы как: выявление практической направленности учебных занятий по русскому языку, математике, истории, обществознанию, иностранному языку и подготовки выпускников к сдачи ГИА; анализ эффективности использования на уроке форм и методов обучения;, контроль за преподаванием уроков физкультуры и организация работы с детьми, имеющими освобождение ВКК; работа с текстом на уроках русского языка и литературы со 2 по 11 классы; анализ эффективности использования на уроке форм и методов обучения при переходе на новые стандарты и организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС; организация личностно-ориентированного и дифференцированного обучения на уроках, прежде всего это персональный контроль учителей, имеющих по итогам триместра неуспевающих учащихся и учащихся, имеющих одну тройку.
К этому же направлению можно отнести и наставничество к молодым педагогом. Цель данной работы: организовать работу с молодыми учителями, оказать практическую помощь учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства. Работа ведётся по следующим направлениям: оказание помощи молодым специалистам при адаптации в педагогическом коллективе, повышение уровня методической подготовленности педагогов, оказание практической помощи молодым специалистам, обеспечение постоянного освоения современных образовательных технологий, проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности, оказание помощи в самообразовательной работе молодых специалистов, оказание психологической поддержки. В этом году к нам на работу пришёл молодой педагог по английскому языку Прошкина Е.В., к которой сразу был прикреплён наставник Трифонова О.П. Ольга Петровна помогла Елизавете Владимировне составить рабочие программы по предметам, познакомила с методическими рекомендациями по подготовке обучающихся к ОГЭ, и конечно проходит взаимопосещение уроков.
Результатом данной работы является 100% успеваемость по итогам окончания учебного года на протяжении последних 3 лет, отсутствие второгодников, число учащихся, имеющих одну «3» снизилось в 1 триместре по сравнению с окончанием учебного года на 6 человек, в 1 триместре этого учебного года у нас нет неуспевающих.
1.3 Контроль ведения школьной документации.(СЛАЙД)
ЦЕЛЬ: организовать работу педагогического коллектива школы на соблюдение единых норм, требований при оформлении школьной документации, единых требований к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей, сформировать у учащихся ответственное отношение к ведению тетрадей и дневников.
Для реализации данного направления проверялось: своевременность и правильность оформления личных дел учащихся 1, 5, 10 классов; качество составления рабочих программ по предметам, элективным курсам, факультативам; качество составления планов работы МО; соблюдение единого орфографического режима при заполнении журналов классными руководителями и объективности выставления оценок учителями-предметниками; количество и назначение ученических тетрадей по предметам, соблюдение единого орфографического режима оформления; работа классных руководителей и учителей-предметников по вопросу своевременного выставления текущих отметок и соблюдение учащимися единого орфографического режима при ведении дневников; доступность размещения информации для выпускников по подготовке к ГИА (наличие стендов по подготовке к ГИА в кабинетах); анализировалось умения педагогов правильно составлять поурочные планы.
Проверка школьной документации приводит к выводам, что правильно и вовремя заполняют журналы 90% учителей, 10% -допускают ошибки, которые отражаются в справках администрации по проверке журналов. Анализ системы контроля знаний учащихся по классным журналам отразил следующее: что 20% учителей нарушают систему устного опроса школьников из-за слабой накопляемости оценок, низкой плотности опроса за урок, а как следствие и результативности уроков. Отмечается недостаточное осуществление текущего контроля за знаниями слабоуспевающих учащихся. В связи с этим учителям рекомендовано составить индивидуальный образовательный маршрут на каждого слабоуспевающего школьника и завести карту успешности. С моей же стороны ведётся проверка поурочных планов учителей, в которых должна быть отражена работа с данными обучающимися и по карте успешности я могу проконтролировать работу учителя. Результатом такой работы служат показатели обучения по итогам 1 триместра: снизилось количество учащихся, имеющих одну «3» и нет неуспевающих.
1.4 Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию и учащимися, имеющими высокий уровень учебно-познавательной деятельности.(СЛАЙД)
ЦЕЛЬ: организовать работу педагогического коллектива школы на обеспечение успешного усвоения базового уровня образованности учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию; организовать работу педагогического коллектива школы на создание условий для развития и саморазвития учащихся, успешного усвоения учащимися учебных программ, развития их индивидуальных способностей, осуществление контроля и коррекция учебного процесса с целью устранения причин и препятствий к созданию ситуации успешности обучения.
В данное направление ВШК включаются следующие вопросы: индивидуальные беседы с учащимися, нарушившими дисциплину в урочное и внеурочное время; индивидуальные беседы с родителями слабоуспевающих учеников; участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников; выявление учащихся слабомотивированных к обучению при подготовке к ГИА, составление плана работы с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию и учащимися, имеющими высокий уровень учебно-познавательной деятельности; наличие мониторинга учащихся и учителей-предметников при подготовки к ГИА,; работа классных руководителей с учащимися «группы риска» и их семьями; работа учителей-предметников по устранению пробелов в знаниях слабоуспевающих учащихся; проведение родительских собраний в 9-ых, 11 классах. И здесь я хочу остановиться на двух моментах:
1. Результаты промежуточной аттестации. (СЛАЙД)
Итоги переводной аттестации предложены в таблице.
№№ | Класс | Предмет | Успеваемость | Качество | СОК |
1. | 2 класс | Русский язык | 100% | 64% | 64% |
Математика | 100% | 72% | 73% |
2. | 3 класс | Русский язык | 100% | 60% | 56% |
Математика | 100% | 65% | 69% |
3. | 4 класс | Русский язык | 96% | 50% | 58% |
Математика | 96% | 80% | 67% |
4. | 5 класс | История | 100% | 77% | 69% |
Русский язык | 100% | 60% | 59% |
5. | 6а класс | Музыка | 100% | 75% | 61% |
Английский язык | 100% | 60% | 37% |
Английский язык | 100% | 80% | 69% |
6. | 6б класс | Английский язык | 100% | 47% | 54% |
Русский язык | 100% | 25% | 47% |
7. | 7а класс | ИЗО | 100% | 95% | 84% |
Обществознание | 100% | 100% | 75% |
8. | 7б класс | Физика | 87% | 53% | 60% |
Биология | 100% | 67% | 64% |
9. | 8а класс | Математика | 100% | 38% | 51% |
Русский язык | 90% | 19% | 39% |
10. | 8б класс | Математика | 100% | 37% | 50% |
Русский язык | 88% | 29% | 41% |
11. | 10 класс | Математика | 100% | 75% | 75% |
Русский язык | 100% | 83% | 94% |
Таким образом, переводная аттестация показала, что учащиеся данных классов в целом освоили программу своего класса, однако многие моменты требуют основательной доработки. Лучшие результаты показали учащиеся 4 класса по математике (учитель Свердлик А.С.), 6а класса по английскому языку (учитель Трифонова О.П.), 7а класса по обществознанию (учитель Яковлева Т.В.) и по ИЗО (учитель Пилипченко И.Ю.), 10 класса по русскому языку (учитель Векшина В.Н.). Низкое качество знаний по итогам переводной аттестации показали учащиеся следующих классов: 6б класса по русскому языку (учитель Нищих Ю.В.) и по английскому языку (учитель Лустенкова Т.А.), 8а и 8б классов по математике (учитель Емельяненко Л.В.) и по русскому языку (учитель Спиченкина О.Ю.). Это говорит о том, что учителя не смогли оптимально организовать индивидуальную подготовительную работу со слабоуспевающими учащимися и поэтому, было принято управленческое решение о включении вопроса персонального контроля данных учителей в план ВШК на этот учебный год. В 1 полугодии уже проведён персональный контроль учителя английского языка Лустенковой Т.А.. В результате контроля был проведён анализ календарно-тематического планирования и поурочных планов, анализ посещённых уроков, анализ контроля за ведением рабочих тетрадей и словарей и анализ работы над темой самообразования. В результате такого контроля качество знаний в классах Татьяны Алексеевны повысилось с 47% (в 6 классе по окончанию прошлого учебного года) до 58% (по итогам 1 триместра). С учителями русского языка Спиченкиной О.Ю. и математики Емельяненко Л.В. каждый месяц проводится собеседование по итогам диагностических работ и подготовке выпускников к ГИА, т.к. именно в предвыпускных классах в прошлом году были низкие показатели по итогам переводной аттестации. Каждым учителем составлен план подготовки к ГИА, расписаны индивидуальные консультации для каждого обучающегося, ведётся мониторинг индивидуального учета результатов подготовки к ГИА. По итогам 1 триместра, видны результаты такой работы: (СЛАЙД)
В ноябре и декабре по плану ВШК ведётся мониторинг персонального контроля учителей русского языка Нищих Ю.В. и Спиченкиной О.Ю., а в феврале запланирован персональный контроль учителя математики Емельяненко Л.В.
2. Результаты ГИА выпускников 9, 11 классов
Подготовка к ГИА выпускников 9, 11 классов ведется в соответствии с планом-графиком подготовки к ГИА, который включает в себя вопросы: по повышению качества преподавания учебных предметов, мероприятия по информационному сопровождению ГИА как выпускников, так и их родителей.
По итогам 1 диагностической работы каждый учитель-предметник составляет план подготовки к ГИА как детей с низкой мотивацией к обучению, так и высокомотивированных к обучению; ведёт мониторинг учета результатов подготовки к ГИА, как класса в целом, так и мониторинг индивидуального учета результатов подготовки к ГИА; определяем дни и время индивидуальных консультаций для каждого выпускника каждый месяц пишем диагностические работы по предметам, для того, чтобы отследить динамику каждого ребёнка; проводим родительские собрания на которых информируем о порядке проведения ГИА и об изменениях этого порядка. Уже стало традицией проводить индивидуальные собеседования с родителями выпускников по определению каждому обучающемуся индивидуальной стратегии подготовки к сдаче экзамена. Результаты такой работы уже показала Светлана Александровна в своем выступлении.
Говоря, о работе с учащимися, имеющими высокий уровень учебно-познавательной деятельности, нельзя не сказать о Всероссийской олимпиаде школьников. Каждый год в соответствии с Порядком проведения Всероссийской олимпиады школьников, а также в рамках работы школы и методических объединений с 1 октября по 1 ноября проводится школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. В школьном этапе олимпиады принимают участие на добровольной основе обучающиеся 5-11 классов. В прошлом учебном году методическим советом школы было предложено провести организационную работу по вовлечению в олимпиадное движение учащихся начальных классов. Обучающиеся с 1 по 4 класс принимают участие в олимпиадах по русскому языку, математике, окружающему миру, английскому языку. В школьном туре предметных олимпиад школьников участвовало 66% (150) учащихся 5-11 классов от общего числа учащихся. Большинство учащихся стали участниками нескольких олимпиад. Процент участия учащихся в олимпиадах по предметам. (СЛАЙД)
предмет | 2012-2013 уч.г. | 2013-2014 уч.г. | 2014-2015 уч.г. | 2015-2016 уч.г. |
% участия | % участия | % участия | % участия |
Английский язык | 17 | 0 | 25 | 23 |
Обществознание | 34 | 10 | 17 | 19 |
География | 50 | 10 | 25 | 21 |
Русский язык | 21 | 18 | 25 | 23 |
Физкультура | 5 | 13 | 8 | 15 |
Биология | 30 | 10 | 19 | 17 |
Математика | 58 | 23 | 29 | 31 |
История | 27 | 0 | 15 | 19 |
Литература | 10 | 8 | 15 | 19 |
Физика | 23 | 9 | 10 | 6 |
Информатика | 0 | 13 | 67 | 29 |
ОБЖ | 0 | 11 | 19 | 24 |
Химия | 0 | 6 | 20 | 15 |
МХК | | | 83 | 83 |
Технология | | | 17 | 28 |
Из данной таблицы видно, что количественный состав участников олимпиад по сравнению с прошлым годом увеличился по обществознанию, физкультуре, математике, истории, литературе, ОБЖ, технологии, снизились показатели участия учащихся в олимпиадах по английскому языку, географии, русскому языку, биологии, физике, информатике, химии. И увеличение, и снижение количественного состава произошло из-за целенаправленной работы МО и учителей-предметников именно с группой одарённых детей. Победители олимпиад награждены почётными грамотами на общешкольной линейке. По результатам проведения школьного этапа принимаются следующие решения:
1. Обсудить результаты школьных олимпиад и количество участников на заседаниях МО.
2. Учителям-предметникам рекомендовано:
2.1. проработать материал районных и областных предметных олимпиад последних лет с целью эффективной подготовки учащихся к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников.
2.2. вести целенаправленную работу с группой одарённых детей по подготовке к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников
2.3. активизировать интерес к предмету через внеклассные мероприятия, кружковую деятельность, праздники, осуществлять сопровождение, индивидуальную работу с одаренными детьми, обеспечив выполнение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
2.4. увеличить количество часов на подготовку учащихся к олимпиадам за счет часов индивидуальных и групповых занятий и внеклассной работы.
В результате принятых решений у нас уже есть первые победители муниципального этапа по физике, географии, математике, физкультуре, химии.
В прошлом учебном году наши ребята заняли призовые места по географии (1 место, Иванова С.В.), по обществознанию (2 место, Яковлева Т.В.), по русскому языку (1,2,3 места, Иванова С.В., Векшина В.Н.), по биологии (1,3 места, Черепанова А.Р.), по английскому языку (2 место, Трифонова О.П.), по математике (3 место, Васенина В.К.), по физкультуре (3 место, Андреев И.А.), по истории (1,3 места, Яковлева Т.В., Сергеева Т.К.), по литературе (2,3 места, Векшина В.Н., Сергеева Т.К.), по химии (2 место, Черепанова А.Р.).
2. Внутришкольный контроль за методической и инновационной работой школы.(СЛАЙД)
ЦЕЛЬ: организовать работу педагогического коллектива школы на повышение методического уровня каждого педагога, отработку и совершенствование механизмов распространения передового педагогического опыта, повышение уровня квалификации: на вовлечение педагогов в активную инновационную деятельность, на развитие компетентностных и научно-исследовательских умений учащихся.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
В 2014-2015 учебном году был проведён педагогический совет на тему «Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний». Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировав теоретические основы по проблеме мотивации учения, педагогический совет вынес следующее решение: (СЛАЙД), представлено на слайде.
1. Взять за основу в практической деятельности каждого учителя выработанную схему формирования мотивационной сферы учащегося.
2. Использовать опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы, а также достижения современной науки по формированию мотивации.
3. Учитывать в работе возрастные особенности мотивации школьников.
4. Рассмотреть на заседаниях ШМО учителей-предметников инновационные технологии, способствующие повышению мотивации учения, такие как «технология учебного проектирования», «технология деятельностного метода», «технология портфолио ученика» и т.д.
5. Мотивировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся через создание медиатеки, предоставления возможности свободного выхода в Интернет.
Учитывая данное решение и с учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса, особенностей состава учащихся школы в 2015– 2016 учебном году методическая тема школы звучит так: «Формирование учебной мотивации как показатель качества знаний». (СЛАЙД)
Направления методической работы: повышение качества образования в школе через непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителя, его профессиональной компетентности в области теории и практики педагогической науки и преподавания предмета, освоение инновационных технологий обучения.
Формы методической работы представлены на слайде.
работа методического совета школы;
работа методических объединений;
работа педагогов над темами самообразования;
открытые уроки;
обобщение передового педагогического опыта учителей;
внеклассная работа;
аттестация педагогических кадров, участие в конкурсах и конференциях;
организация и контроль курсовой подготовки учителей.
В 2012 году методическим советом школы была разработана программа повышения качества образования, которая работает и по сегодняшний день.(СЛАЙД) Цель программы – создание мотивационной среды, способствующей повышению качества образования в школе. Задачи программы – системно использовать дифференцированное, развивающее обучения и проектную технологию; внедрять новые способы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников и педагогов.
Ожидаемые результаты:
Повышение качества образования на 2,3,4%
Улучшение результатов ГИА, не ниже муниципального уровня.
Повышение результатов мониторинговых обследований по математике и русскому языку в 4 классе.
Сравнивая ожидаемые результаты программы и показатели школы, можно сделать вывод, что программа работает (СЛАЙД)
1.Если рассматривать повышение качества образования, то это видно, как по ступеням обучения, так и школы в целом.
2. Улучшение результатов ГИА, не ниже муниципального уровня тоже заметно (СЛАЙД) На слайдах представлен средний балл выпускников 9, 11 классов за последние три года в сравнении с результатами района.
3.Повышение результатов мониторинговых обследований по математике и русскому языку в 4 классе.
С этим направлением возникают проблемы. Наши четвероклассники показывают слабые результаты освоения программного материала и по русскому языку и по математике. В связи с этим приняты следующие решения:
Проведён круглый стол по преемственности начальной школы и среднего звена.
Учителям-предметникам рекомендовано скорректировать рабочие программы на текущий учебный год, выработаны индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся, показавших неудовлетворительные результаты выполнения работ.
Учителям начальной школы необходимо скорректировать рабочие программы, с целью повышения качества обучения; на каждого обучающегося заведены индивидуальные карты достижений по предметам; составлен план коррекционной работы по итогам проведённых самостоятельных и контрольных работ.
В школе действует четыре методических объединения учителей: МО учителей гуманитарного цикла (руководитель Векшина В.Н.); МО учителей естественнонаучного цикла (руководитель Иванова С.В.); МО учителей начальных классов (руководитель Хобоко Е.В.); МО учителей художественно-технологического цикла (руководитель Пилипченко И.Ю.).
Каждое МО работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы, и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на организацию методической помощи учителю в межкурсовой период.
Методические темы МО представлены на слайде (СЛАЙД)
Тема МО учителей гуманитарного цикла звучит так: «Повышение качества образования через формирование и развитие учебных мотиваций».
Тема МО учителей естественнонаучного цикла – это «Повышение качества знаний через формирование и развитие учебных мотиваций»
Методическая тема МО учителей начальных классов: « Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе в условиях ФГОС».
Методическая тема работы МО учителей художественно-технологического цикла: « Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода с целью перехода на государственные образовательные стандарты нового поколения»
Цель работы учителей гуманитарного цикла: Совершенствование педагогического мастерства учителя в процессе освоения и применения современных педагогических технологий и методов активного обучения, позволяющих формировать положительную учебную мотивацию.
Цель работы методического объединения естественнонаучного цикла - создание условий организации обучения, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации у школьников.
Целью работы МО учителей начальных классов является совершенствование педагогического мастерства в условиях ФГОС путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.
Учителя МО художественно-технологического цикла определили своей целью работы: Проведение работы по повышению уровня педагогического мастерства учителей, через активизацию работы по темам самообразования и курсовую переподготовку
Руководителями МО составляется план работы на учебный год. В результате собеседования с руководителями МО и проведённых отчетов руководителей МО, выявлены проблемы:
недостаточная работа некоторых педагогов по темам самообразования. Темы выбираются формально, часто не по темам, которые у педагога недостаточно изучены, а по отработанному материалу;
и наоборот, необходимо отметить взаимосвязь в работе МО при организации предметных недель;
Руководителям МО были предложены следующие рекомендации:
1. Стимулировать работу по созданию условий для повышения результативности работы учителей, их активного участия в деятельности МО, конкурсах профессионального мастерства.
2. Активизировать работу учителей по практическому применению тем самообразования. Решить данную задачу можно посредством организации инструктивно-методических совещаний по вопросам планирования работы над самообразованием и обобщением опыта своей деятельности.
3. Заслушивать на каждом заседании МО сообщения учителей о ходе и результативности работы над темой самообразования, планировать открытые уроки для обмена опытом.
4. Необходимо использовать инновационные технологии, технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения;
5. Изучать и внедрять передовой педагогический опыт.
4.Работа с педагогическими кадрами. (СЛАЙД)
ЦЕЛЬ: совершенствовать систему работы с педагогическими кадрами по самооценке деятельности и повышению профессиональной компетентности.
Качество знаний учащихся, обученность зависят и от уровня профессионализма учителей. Проанализировав данное направление, мы пришли к выводу, что остро встает проблема профессиональной компетентности педагогических кадров. В связи с этим, было принято решение провести ряд педагогических советов по этой теме.
В 2011-2012 учебном году был проведен педсовет на тему «Качество образования – залог успеха школы». (СЛАЙД) Цель педсовета: проанализировать деятельность учителей по повышению качества знаний учащихся, побуждение учителей, учеников к активной деятельности по повышению уровня учебной мотивации. Решением педсовета стало:
1.Определить одним из приоритетных направлений работы школы совершенствование деятельности учителей-предметников по повышению качества знаний учащихся.
2. Учителям-предметникам усилить в своей работе индивидуализацию обучения.
3. Шире применять новые технологии преподавания предмета.
4. Рекомендовать учителям-предметникам составлять карту мониторинга для отслеживания обученности, личных достижений, личного роста каждого ученика или класса в целом, проводить коррекцию знаний по результатам.
В 2012-2013 учебном году состоялся педсовет на тему «Модель современной школы сегодня и завтра в соответствии с переходом на ФГОС второго поколения».(СЛАЙД) На педсовете был заслушан доклад заместителя директора по УВР Пятницкой М,В. на тему «Моделирование образовательной системы школы в соответствии с требованиями ФГОС», а также опытом своей работы по темам «Формирование УУД на уроках в начальной школе при введении ФГОС», «Внеурочная деятельность в начальной школе как важное условие реализации ФГОС», «Связь УМК «Школа России» с новыми образовательными стандартами» поделились учителя начальной школы. Решение педсовета следующее:
Продолжить формирование учебно-воспитательного процесса в начальной школе согласно требованиям ФГОС второго поколения.
Руководителям школьных МО рассмотреть на заседаниях УМК 5 классов для введения ФГОС ООО.
В 2013-2014 учебном году состоялся педсовет на тему: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". (СЛАЙД) Цель: рассмотреть основные составляющие современного урока, влияющие на качество обучения учащихся; повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий на уроках; способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся на уроке; осознание необходимости повышения уровня самообразования.
Решение педсовета:
Утвердить общешкольную методическую тему на 2014-2015 учебный год " "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования".
Всем методическим объединениям выбрать тему работы МО на следующий учебный год с учетом методической темы школы
3. Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы в рамках методических объединений, педсоветов, семинаров.
В 2014-2015 учебном году был проведён педагогический совет на тему «Формирование учебной мотивации как показатель качества знаний». (СЛАЙД) Цели педсовета: способствовать осознанию учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения как важнейший из определяющих результативность образовательной деятельности; формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников; повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий на уроках. По итогам педсовета решили: взять за основу в практической деятельности каждого учителя выработанную схему формирования мотивационной сферы учащегося; использовать опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы; учитывать в работе возрастные особенности мотивации школьников.
Проведённые педагогические советы дали следующие результаты:
каждый год методическая тема школы выбирается на основании решения педсоветов, уделяя особое внимание повышению качества образования.
анализ посещённых уроков показывает, что учителя всё чаще используют в своей работе индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, уделяя особое внимание обучающимся с низкой учебной мотивацией; ведётся мониторинг учета результатов, как всего класса, так и каждого ученика отдельно; проводится коррекция знаний по результатам контрольных и самостоятельных работ.
каждое МО работает на методической темой тесно связанной с методической темой школы; в рамках работы МО проходит обмен опытом среди учителей: проводятся открытые уроки, круглые столы по темам самообразования и по вопросам повышения качества образования.
Не остается без внимания администрации и такой вопрос, как посещение уроков. Администрация школы посещает уроки, учебные и элективные курсы и занятия в рамках дополнительного образования.
Цели посещения уроков разные:
Ознакомительное посещение уроков - это знакомство с системой работы учителя (молодого специалиста, нового сотрудника), через посещение серии уроков. Основная цель: оценка оптимальности избранной структуры урока и сочетания методов и приёмов обучения для достижения педагогического результата. В центре внимания администрации – работа учителя, её результативность и системность.
Контрольно-обобщающее посещение уроков – это традиционный для каждого образовательного учреждения классно-обобщающий контроль. Основная цель: оценка состояния учебно-воспитательной работы в конкретном классе по разным предметам за определённый период времени. В центре внимания администрации – работа учащихся на отдельном уроке и ряде уроков.
Тематическое посещение уроков – это изучение отдельных аспектов учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Систематическое посещение уроков осуществляется регулярно, в течение учебного года или ряда учебных лет. Основная цель: выявление элементов педагогического мастерства (профессионального творчества, инноваций), заслуживающих изучения и внедрения в педагогическую практику, а также трудностей и проблем, в решении которых требуется административная помощь. В центре внимания администрации – избранный аспект учебно-воспитательного процесса.
Уже в этом учебном году были посещены уроки у вновь прибывшего учителя английского языка (ознакомительное посещение уроков), у учителей, работающих в 1 и 5-ых классах (контрольно-обобщающее посещение уроков), у учителей математики и русского языка в начальной , основной и средней школах (тематическое посещение уроков)
Все посещённые уроки проанализированы администрацией, рекомендации даются каждому учителю.
Анализ посещения уроков показывает:
учителя на достаточно высоком уровне владеют технологиями личностно-ориентированного обучения;
большинство учителей достаточно опытные, уверенно и профессионально владеют учебным материалом, обеспечивают выполнение стандарта образования по предметам;
на уроках создаётся ситуация успеха, поощряется творчество учащихся.
По итогам посещённых уроков можно сделать следующие выводы:
1. Педагоги школы предъявляют и стремятся соблюдать единые требования к ученикам на уроках.
2. Учителя школы владеют методикой проведения традиционного урока, но наблюдается использование разнообразных приемов и методов организации учебной деятельности, а также применение компьютерных технологий, что позволяет сделать урок интересным и познавательным.
3. Отмечается тенденция того, что часть учителей уделяет достаточно внимания индивидуальной работе со слабоуспевающими детьми на уроке, вовлекая их в работу класса, конкретизируя внимание на ходе изучения учебного материала, учитывая уровень их подготовки при выполнении заданий. При этом уделяется внимание развитию у учащихся монологической речи, умению иллюстрировать ответ своими, самостоятельно подобранными примерами, составлению кратких планов прочитанного без наводящих вопросов со стороны учителя, самостоятельно разобраться в материале, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
4.Учителям-предметникам необходимо использовать на уроках способы и приемы, которые обеспечили бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей; с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для освоения нового учебного материала, способов его изучения.
Изучение состояния преподавания и качества знаний учащихся чрезвычайно важно и значимо для решения вопросов совершенствования преподавания, для управления учебно-воспитательным процессом, т.к. своевременно полученная информация о результатах работы учителя и учебной деятельности учащихся позволяет руководителю оперативно реагировать на затруднения, оказывать адресную помощь и регулировать образовательный процесс.
Среди различных направлений повышения эффективности управления качеством образования важным фактором в управлении образовательным процессом в школе отмечается внутришкольный административный контроль - ведущая функция управления, призванная выполнять роль обратной связи между подсистемами учреждения образования.
Результаты контроля имеют смысл и влияют на эффективность школьной деятельности, если сами подвергаются контролю: анализируется правильность выбора критериев оценки того или вида деятельности, ищутся пути сопоставления и сравнения полученных данных, разрабатываются направления и этапы коррекции выявленных недостатков.