kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Управление методической работой образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит доклад по теме "Управление методической работой образовательной организации в условиях функционирования сети и внедрения федерального образовательного стандарта второго поколения". Материал может быть полезен заместителям диектора по учебно-воспитательной работе или всем интересующимся данной проблемой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Управление методической работой образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ООО »

8 ноября 2011 года – доклад заместителя директора по УВР МБОУ «Масловопристанская СОШ» Н.А.Андреевой

«Управление методической работой в общеобразовательном учреждении в условиях функционирования сети»



«Век живи - век учись». В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся и к педагогической деятельности.

Учиться надо не только детям, но и учителям. Как их мотивировать к повышению профессионализма? Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компентенции и эрудиции – это эффективная организация методической работы. О том, как это сделано в Масловопристанском образовательном округе, пойдет речь на нашем семинаре «Управление методической работой в общеобразовательном учреждении в условиях функционирования сети».

Без сомнения, роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы, формы, технологии обучения в рамках реализации ФГОС, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных проблем.

Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение своего профессионального мастерства.

Система методической работы является самостоятельной динамично развивающейся, управляемой и самоуправляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Взаимоотношения этих компонентов внутри системы регулируются посредством управления. Управление системой методической работы позволяет нам сохранять ее целостность с одной стороны и менять подходы, влиять на деятельность её отдельных компонентов с другой, т. е. носит системно-деятельностный характер.

Становление методической службы в том виде, который мы имеем сегодня, (СЛАЙД 2) относится к 2007 году, когда муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области” стало участником муниципального эксперимента «Апробация сетевой модели муниципальной методической службы». В рамках эксперимента был определен статус учреждения в качестве инструктивно-методического центра по отношению к школам своего образовательного округа. (СЛАЙД 3) С 2010 года в целях повышения качества муниципальной методической службы мы функционируем в режиме муниципального эксперимента «Апробация многовекторной системы повышения квалификации педагогов с учетом функционирования сети», и Масловопристанская школа по-прежнему является методическим центром для других образовательных учреждений, экспериментальной и инновационной площадкой, социокультурным центром образовательного округа, в состав которого входит 6 учреждений (СЛАЙД 4):

Масловопристанская школа имеет в своей основе десятилетиями накопленную теоретическую и практическую базу. В то же время, в условиях возрастающих потребностей общества в грамотных, интеллектуально и культурно развитых людях, наша образовательная система постоянно совершенствуется, развивается и, что очень важно, становится ориентированной на  конкретные интересы и возможности тех,  кто образование получает.

В целях совершенствования управления методическим процессом используется педагогический мониторинг, (СЛАЙД 5) включающий диагностику проблем и отслеживание успехов и результатов педагогического коллектива. По нашему мнению, мониторинг является основным способом получения обратной связи, без которой невозможно эффективное управление методической работой. Педагогическая диагностика позволяет нам оперативно изучать и оценивать качество работы, регулировать и корректировать процессы на уровне ученика, учителя и руководителя.

Достичь определенных успехов в организации управления межшкольной методической службой нам помогла организация ее на диагностической основе.

Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю. Для того, чтобы эта помощь была реальной, работа строится и с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков. Диагностика систематизирует методическую работу.

Начиная управление методической работой с подбора и проведения диагностических методик, сегодня мы имеем мониторинг всего учебно-воспитательного процесса, почти стопроцентный опрос всех учителей, который дает возможность управлять качеством образования. (СЛАЙД 6)

Наряду со статистическим сбором информации о своем коллективе мы активно используем анкеты:

-по выявлению методической подготовленности учителя (ГИПЕРССЫЛКА),

-по изучению личности педагог а, (ГИПЕРССЫЛКА)

-по определению уровня его самореализации «Барьеры педагогической деятельности», (ГИПЕРССЫЛКА)

-по определению обладания идеями современной педагогики и другие (ГИПЕРССЫЛКА).


(СЛАЙД 7)

Педагогический коллектив – это, прежде всего, - коллектив людей, имеющих разный опыт педагогической деятельности, возраст, характер коммуникабельности, ценности и ориентиры, темперамент и волевые качества.

Знать каждого, определить его место в коллективе, включить его в круг необходимых организационных и управленческих отношений – вот те задачи, которые, как нам кажется, обязательно следует решить при организации методической работы в условиях функционирования сети.

УЧРЕЖДЕНИЕ

Всего

педагогов

Возрастной состав

Категория

Образование

20- 30

31-40

41 -50

51-60 и

высшая

I

II / без категории

высшее

средне-специальное

Масловопристанская СОШ

54

4

9

10

31

9

26

19

50

4

Графовская СОШ

25

-

2

13

10

7

15

3

21

4

Крапивенская ООШ

9

3

2

-

4

-

3

6

8

1

Чураевская ООШ

12

1

3

3

5

-

9

3

12

-

Кошлаковская ООШ

18

1

2

9

6

-

4

14

16

2

Никольская ООШ

11

1

2

7

1

-

5

6

8

3

ИТОГО (человек)

129

10

20

42

57

16

62

51

115

14

ИТОГО (%)


8

16

33

43

12

48

40

89

11

(+ анализ диаграмм на слайдах)



Администрация учреждений сети имеет банк данных - рейтинг учителя, предмета, получает информацию от родителей и имеет возможность выполнять социальный заказ и создавать локальный социум в своем образовательном округе. В результате подобной работы методическая служба выходит на новый профессиональный уровень в системе “учитель-ученик-родитель”.

Мы убеждены, что управление по результатам – это и есть управление в инновационном режиме, а управление инновационными процессами – это диагностическое управление, позволяющее наиболее правильно выстроить приоритеты в развитии школы, определить и реализовать образовательный заказ.

(СЛАЙД 11)


В процессе управления методической работой в условиях функционирования сети коллектив условно делится на 3 группы:

1. Группа высокого педагогического мастерства.

2. Группа совершенствования мастерства.

3. Группа становления педагогического мастерства.

Учителя, входящие в группу высокого педагогического мастерства (12%), работают, как правило, на доверии и самоконтроле. Это учителя высшей квалификационной категорий. Они - главные помощники заместителей директора и ММС в организации методической работы в условиях сетевого взаимодействия. Педагоги этого уровня — главные проводники новых методик, технологий. Они дают методические “мастер-классы” для учителей сетевых школ.

Группу совершенствования педагогического мастерства (68%) составляют педагоги, на которых методическая служба возлагает большие надежды. Это преемники старшего поколения, учителя первой квалификационной категории.

Особое внимание уделяется группе становления педагогического мастерства, – и в первую очередь - молодым педагогам (20%). Именно для них в рамках нашей образовательной сети успешно функционирует “Школа молодого учителя” - данный подход представляется нам более эффективным, т.к. в данном случае осуществляется адресная помощь каждому учителю. Сегодня в рамках проводимого семинара вам представится возможность посмотреть очередное заседание Школы.

(СЛАЙД 12)

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой. Мы убеждены, что если методическая тема выбрана правильно, если она актуальна, имеет практическую значимость, то успех работы более чем наполовину обеспечен: будут реализованы цели и задачи, поставленные педагогическим коллективом. На данном этапе все учреждения Масловопристанского образовательного округа второй год работают над единой методической темой «Инновационный поиск и развитие методических традиций как основа поступательного развития всех субъектов образовательного процесса».

По нашему мнению, работа над единой методической темой способствует сплочению коллектива, а там, где трудится коллектив единомышленников, несомненно, имеют место энтузиазм, качество работы и результативность. (СЛАЙД 13)

В системе управления методической работой в рамках сетевого взаимодействия мы опираемся на межшкольную методическую службу, которая призвана быть звеном, связующим в единое целое всю систему работы нашего образовательного округа.

Деятельность межшкольной методической службы регламентируется документами федерального, регионального и муниципального уровней, а также нормативно-правовыми локальными актами МБОУ «Масловопристанская СОШ» (СЛАЙД 14).

Цель методической службы Масловопристанского образовательного округа - оказание действенной помощи учителям и классным руководителям образовательной сети в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и администрации школы.

Педагогический коллектив округа активно включён в экспериментальную работу по модернизации образовательного процесса. Рассмотрим деятельность некоторых структурных подразделений межшкольной методической службы более подробно.

*Во главе методической службы стоит межшкольный методический совет (ММС). (СЛАЙД 15) В его состав входят заместители директоров по учебно-воспитательной и воспитательной работе всех шести учреждений нашего образовательного округа, психолог, социальный педагог опорной школы.

Межшкольный методический совет - коллегиальный орган, координирующий методическую работу Масловопристанского образовательного округа, способствующий решению приоритетных психолого-педагогических и информационно-методических проблем, руководящий работой ММО.

* Межшкольные методические объединения (СЛАЙД 16) - это коллегиальные структуры, способствующие повышению профессиональной мотивации; объединения педагогов, преподающих один предмет или несколько предметов в рамках одной образовательной области.

В нашем образовательном округе 8 ММО:



п/п

ММО

Руководитель

1

Русского языка и литературы

Севидова Людмила Геннадьевна

2

Математики и физики

Насонова Татьяна Яковлевна

3

Английского языка

Беседина Марина Анатольевна

4

Географии, химии, биологии

Черкашина Любовь Михайловна

5

Истории, обществознания

Щербинина Марина Александровна

6

Начальных классов

Шаламова Наталья Владимировна

7

Классных руководителей, реализующих сетевые проекты

Перепелица Галина Александровна

8

Педагогов-психологов

Калегина Наталья Анатольевна



Цели ММО:

•Повышение теоретического методического и профессионального мастерства учителей.

•Вооружение педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности.

•Изучение и эффективное использование в деятельности ММО основополагающих нормативных документов по предмету.

•Изучение достижений передового педагогического опыта, достижений педагогической науки и практики.

•Развитие творческого потенциала педагога, способности к рефлексивной оценке своих достижений.

•Развитие положительной профессиональной мотивации учителя и стремление к профессиональному росту.

•Формирование потребности педагогов в повышении своей профессиональной культуры, в повышении эффективности школьного урока.

•Формирование культуры качественного использования информационных технологий на уроке.

•Изучение эффективности использования учителями-предметниками различных технологий организации урока.

•Развитие профессионального интереса педагогов к работе в творческих группах.



Кроме прочего, каждый учитель сетевого округа в течение 5 лет самостоятельно работает над темой самообразования, которая созвучна общей методической теме, оформляет все материалы в папке по самообразованию, где сосредотачивается теоретический и практический материал по теме, разработки уроков и внеклассных мероприятий, творческие работы и достижения учеников.

Результаты управления методической работой периодически заслушиваются на заседаниях ММО, семинарах-практикумах, педагогических советах. Итог этой работы — это творческие отчеты учителей, обобщение передового педагогического опыта в период аттестации. (СЛАЙД 17)

Показателями эффективного управления методической работой являются творческая новизна используемых учителями методик, их научная обоснованность, высокая результативность, экономия времени при достигнутых высоких результатах.

(СЛАЙД 18 с ГИПЕРССЫЛКОЙ!!!)

Мы практикуем различные подходы к обобщению и распространению опыта управления педагогическими кадрами в рамках образовательной сети:

  • коллективы школ-партнеров принимали участие в проведении теоретических семинаров и практикумов в рамках межшкольных методических объединений;

  • организовывались семинары по проблемным темам ММС;

  • ежегодно заслушивались творческие отчеты (публичные доклады) руководителей ММО и их участников,

  • проводились открытые заседания ММО;

  • (СЛАЙД 19) мы делимся своими наработками в этой области, используя современные способы коммуникации, - возможности сети Интернет: на сайте учреждения http://mp-sosh.narod.ru/new.htm выложены используемые нами диагностические методики, творческие отчеты педагогов, публичные доклады руководителей методических объединений.


Подводя итог, отметим, что указанная структура управления методической работой призвана выполнять следующие функции по отношению (СЛАЙД 20):

  1. к конкретному учителю:

• развитие профессионально-ценностных ориентаций, взглядов, убеждений;

• развитие мотивов творческой деятельности;

• развитие профессиональных навыков.

2) к педагогическому коллективу:

• консолидация, сплочение коллектива;

• выработка общих ценностей;

• стимулирование педагогического творчества и инициатив;

3) к системе повышения квалификации педагогов:

• осмысление социального заказа, программно-методических требований, инструкций вышестоящих организаций;

• использование и внедрение в практику работы педагогов достижений педагогической науки и лучшего педагогического опыта.


Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что главной особенностью организации структуры управления методической работой в условиях функционирования сети станет приобщение педагогов к управлению школой, что позволит реализовать творческие потребности каждого участника образовательного процесса. (СЛАЙД 21)



«Учитель – это тончайший инструмент, вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его представления о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и красоту звучания этого инструмента».


(СЛАЙД 22 – благодарю за внимание!)






















7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Андреева Наталья Анатолььевна

Дата: 30.12.2014

Номер свидетельства: 149122


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства