Творческий отчёт по теме самообразования «Совершенствование грамматических навыков в решении коммуникативных задач на уроках ИЯ»
Творческий отчёт по теме самообразования «Совершенствование грамматических навыков в решении коммуникативных задач на уроках ИЯ»
Творческий отчёт
учителя
немецкого языка
Лизунковой М.С.
по теме самообразования
«Совершенствование грамматических навыков
в решении коммуникативных задач
на уроках ИЯ»
Над темой самообразования «Совершенствование грамматических навыков в решении коммуникативных задач на уроках ИЯ» я работала три года. Материал за это время накопился немалый (составление таблиц, ведение собственной грамматики, тестовые, контрольные работы, разработанные под определённые грамматические темы, схемы при изучении предложений, игровые элементы, рифмовки и т. д.).
Тема одновременно интересная и трудная. Почему я завершила по ней свою работу? Причина одна: она «идёт» в классах с хорошей базовой подготовкой. И классов таких мало, и учащихся таких в классах меньше половины.
Пришлось отказаться от данной темы ещё и потому, что грамматика, сложнее, чем в русском языке, опережающая прохождение подобных тем в учебниках родного языка.
Пути преодоления были следующими: объяснение тем на русском языке, совместное составление таблиц, закрепление по парам, в группах, что способствует снятию стресса, так как слабый ученик может просить совет у сильного. Проба переводов предложений с одного языка на другой по данной грамматической теме. Игра грамматическая (описание предмета, картинки, «Отгадай предмет», «Лестница спряжения», «Твой ход» (игра с выбросом кубика на перевод начальной формы глагола в указанную временную), лексическая («Домино», «Лото»).
Анализ своей работы мне хотелось бы начать с организации урока формирования грамматических навыков.
Урок формирования грамматических навыков
Итак, усвоены новые лексические единицы.
Нужно сформировать грамматические навыки.
Сразу же возникает масса вопросов: сколько речевых образцов следует выбрать для одного урока, с чего начать, какие упражнения и в какой последовательности выполнять, нужно ли учить правила и где их место в процессе автоматизации, короче говоря — как спланировать «грамматический» урок.
Грамматическим урок является только по материалу, по духу же он — речевой, как и «лексический», как и все другие. Это урок формирования грамматических навыков, и принцип функциональности должен проявляться на этом уроке с особой четкостью. Почему? Ответ кроется в характере грамматических навыков.
Что такое грамматический навык? Это способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка (все это — мгновенно). Заметьте, модель, адекватную речевой задаче. А такой задачей всегда является — сообщить, убедить, выразить сомнение, покритиковать, похвалить, уговорить, отказать и т. д. Именно выполнению этих задач служит та или иная грамматическая форма. Поэтому и должны быть ассоциативно связаны друг с другом грамматическая форма и речевая задача. Если такая связь есть, тогда в процессе говорения при возникновении той или иной задачи в сознании «всплывает» адекватная ей, необходимая грамматическая форма.
Например, в 7 классе на уроке по теме «Учимся давать советы» при разборе одного предложения проводится параллель при выявлении грамматической формы и речевой задачи.
Ich rate dir, in diesem Jahr nach Österreich zu fahren.
Я советую тебе в этом году поехать в Австрию.
Во время работы закрепляется речевой образец, строится схема, затем начинается подбор собственных примеров.
, ____втор чл предл.________ ZU
К сожалению, сейчас этого чаще всего не происходит. В лучшем случае ученики знают, как образуется та или иная грамматическая форма, но использовать ее в говорении не могут. Почему? Да потому, что мы не вырабатываем связи грамматической формы с ее функциональной стороной, с речевой задачей. Формируя грамматический навык, мы сначала стараемся усвоить форму (т. е. то, как образуется, как устроено то или иное грамматическое явление), а потом связываем эту форму с ее грамматическим значением (т. е. тем, что эта форма означает в речи, например действие в прошлом или будущем, принадлежность и т. п.).
Как же необходимо построить урок и организовать работу на нем, чтобы сформировать грамматические навыки должного качества?
Общая схема «грамматического» урока следующая.
Тема урока: (указывается разговорная тема).
Цель урока: (указываются цель и задачи).
Речевой материал:
1) указывается конкретно новый материал — грамматическое явление (речевой образец); 2) указывается материал для повторения: это могут быть какие-то другие грамматические явления, необходимые для усвоения нового (в целях противопоставления, сравнения, совмещения, систематизации).
Оснащение урока:.
Ход урока:.
Как и в «лексическом» уроке, здесь обычно три главных вида работы: 1) речевая зарядка или речевая подготовка, 2) презентация нового грамматического материала, 3) автоматизация речевого материала.
Не следует думать, что эти три вида работы строго отделены друг от друга как этапы работы. Во-первых, они «плавно» переходят один в другой. Во-вторых, презентация и автоматизация вообще могут «перекрещиваться»: новый материал может предъявляться блоками (сначала один образец, потом другой и т. д.), каждая из которых автоматизируется.
Главным в презентации грамматического материала является показ функционирования его в речевой деятельности (со стороны учителя) и осознание функциональных и формальных особенностей данного материала (со стороны учащихся).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческий отчёт по теме самообразования «Совершенствование грамматических навыков в решении коммуникативных задач на уроках ИЯ» »
Творческий отчёт
учителя
немецкого языка
Лизунковой М.С.
по теме самообразования
«Совершенствование грамматических навыков
в решении коммуникативных задач
на уроках ИЯ»
Над темой самообразования «Совершенствование грамматических навыков в решении коммуникативных задач на уроках ИЯ» я работала три года. Материал за это время накопился немалый (составление таблиц, ведение собственной грамматики, тестовые, контрольные работы, разработанные под определённые грамматические темы, схемы при изучении предложений, игровые элементы, рифмовки и т. д.).
Тема одновременно интересная и трудная. Почему я завершила по ней свою работу? Причина одна: она «идёт» в классах с хорошей базовой подготовкой. И классов таких мало, и учащихся таких в классах меньше половины.
Пришлось отказаться от данной темы ещё и потому, что грамматика, сложнее, чем в русском языке, опережающая прохождение подобных тем в учебниках родного языка.
Пути преодоления были следующими: объяснение тем на русском языке, совместное составление таблиц, закрепление по парам, в группах, что способствует снятию стресса, так как слабый ученик может просить совет у сильного. Проба переводов предложений с одного языка на другой по данной грамматической теме. Игра грамматическая (описание предмета, картинки, «Отгадай предмет», «Лестница спряжения», «Твой ход» (игра с выбросом кубика на перевод начальной формы глагола в указанную временную), лексическая («Домино», «Лото»).
Анализ своей работы мне хотелось бы начать с организацииурока формирования грамматических навыков.
Урок формирования грамматических навыков
Итак, усвоены новые лексические единицы.
Нужно сформировать грамматические навыки.
Сразу же возникает масса вопросов: сколько речевых образцов следует выбрать для одного урока, с чего начать, какие упражнения и в какой последовательности выполнять, нужно ли учить правила и где их место в процессе автоматизации, короче говоря — как спланировать «грамматический» урок.
Грамматическим урок является только по материалу, по духу же он — речевой, как и «лексический», как и все другие. Это урок формирования грамматических навыков, и принцип функциональности должен проявляться на этом уроке с особой четкостью. Почему? Ответ кроется в характере грамматических навыков.
Что такое грамматический навык? Это способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка (все это — мгновенно). Заметьте, модель, адекватную речевой задаче. А такой задачей всегда является — сообщить, убедить, выразить сомнение, покритиковать, похвалить, уговорить, отказать и т. д. Именно выполнению этих задач служит та или иная грамматическая форма. Поэтому и должны быть ассоциативно связаны друг с другом грамматическая форма и речевая задача. Если такая связь есть, тогда в процессе говорения при возникновении той или иной задачи в сознании «всплывает» адекватная ей, необходимая грамматическая форма.
Например, в 7 классе на уроке по теме «Учимся давать советы» при разборе одного предложения проводится параллель при выявлении грамматической формы и речевой задачи.
Ich rate dir, in diesem Jahr nach Österreich zu fahren.
Я советую тебе в этом году поехать в Австрию.
Во время работы закрепляется речевой образец, строится схема, затем начинается подбор собственных примеров.
, ____втор чл предл.________ ZU
К сожалению, сейчас этого чаще всего не происходит. В лучшем случае ученики знают, как образуется та или иная грамматическая форма, но использоватьее в говорении не могут. Почему? Да потому, что мы не вырабатываем связи грамматической формы с ее функциональной стороной, с речевой задачей. Формируя грамматический навык, мы сначала стараемся усвоить форму (т. е. то, как образуется, как устроено то или иное грамматическое явление), а потом связываем эту форму с ее грамматическим значением (т. е. тем, что эта форма означает в речи, например действие в прошлом или будущем, принадлежность и т. п.).
Как же необходимо построить урок и организовать работу на нем, чтобы сформировать грамматические навыки должного качества?
Общая схема «грамматического» урока следующая.
Тема урока: (указывается разговорная тема).
Цель урока: (указываются цель и задачи).
Речевой материал:
1) указывается конкретно новый материал — грамматическое явление (речевой образец); 2) указывается материал для повторения: это могут быть какие-то другие грамматические явления, необходимые для усвоения нового (в целях противопоставления, сравнения, совмещения, систематизации).
Оснащение урока: ...
Ход урока: ...
Как и в «лексическом» уроке, здесь обычно три главных вида работы: 1) речевая зарядка или речевая подготовка, 2) презентация нового грамматического материала, 3) автоматизация речевого материала.
Не следует думать, что эти три вида работы строго отделены друг от друга как этапы работы. Во-первых, они «плавно» переходят один в другой. Во-вторых, презентация и автоматизация вообще могут «перекрещиваться»: новый материал может предъявляться блоками (сначала один образец, потом другой и т. д.), каждая из которых автоматизируется.
Главным в презентации грамматического материала является показ функционирования его в речевой деятельности (со стороны учителя) и осознание функциональных и формальных особенностей данного материала (со стороны учащихся).
Приведем пример презентации придаточного дополнительного предложения.
ob
ли
Придаточное дополнительное
Er weiß noch nicht, ob er kommen kann.
Он не знает, сможет ли он прийти.
______ втор чл предл.___ ,ob
инфин. спряг. гл.
Имея подобную схему, ученики сами могутсделать выводо местесказуемого в придаточном предложении.
Важнейшим видом работы, как и на лексических уроках, является автоматизация, которой отводится почти все время (презентация не должна занимать более 3—5 минут). Она осуществляется также на основе условно-речевых упражнений. Вот некоторые из них для усвоения дополнительных придаточных предложений.
а) Если и вы знаете это, то подтвердите.
Я знаю, что Петя жил один год в ГДР.
Я тоже знаю, что он там жил.
б) Скажите, слышали ли вы об этом.
Говорят, что мы поедем в ГДР.
Я тоже слышал, что мы поедем в ГДР.
в) Спроси своего товарища и передай мне его слова. П.— Спроси его, поедет ли он с нами.
У1 — Ты поедешь с нами?
У2 — Нет, не поеду.
У! — Он говорит, что не поедет с нами.
г) Передайте мой вопрос вашему товарищу.
Ему понравилась поездка?
Анна Ивановна спрашивает, понравилась ли тебе поездка в ГДР.
Да, конечно.
д) Расскажите мне:
— что вы узнали нового (Я узнал, что...);
— что вы думаете о наших друзьях (Я думаю, что.. .);
(Я не знаю... ли...).
При использовании условно-речевых упражнений для формирования грамматических навыков нужно, как правило, включать в комплекс все их виды (имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные) в необходимой последовательности. Ни в коем случае нельзя к установкам (они хотя и условные, но все же речевые) делать всякого рода добавления типа «Используйте при этом такое-то окончание». Нужное окончание или любую другую форму, подлежащую усвоению, ученик использует по аналогиис речевым образцом,который записан на доске в таблице или воспринимается в реплике учителя.
Обязательным условием успешного выполнения УРУ является отработка логического ударения в речевом образце. Следует показать ученикам, как они должны реагировать, с какой интонацией и ударением, чтобы контакт двух общающихся (учителя и ученика, ученика и учителя) не распадался.
Хотелось бы несколько подробнее поговорить о месте и роли грамматических знаний при формировании грамматических навыков, ибо это очень важно.
Правила можно разделить на вербальные (словесные) и схематические. Разумеется, возможен и смешанный вариант — вербально-схематические.
Вербальное правило должно отвечать определенным требованиям.
Во-первых, это речевой характер формулировок. Например, не «Futurum (The Future Indefinite Tense и др.) употребляется для выражения... и т. д.», а «Если вы хотите рассказать о своих планах на будущее, используйте форму...». Подобные формулировки направлены на овладение речевым действием, а не сведениями о языке. Поэтому, если учитель перед началом презентации скажет: «Сегодня, ребята, мы научимся рассказывать о...», то это безусловно вызовет интерес, поскольку учиться рассказывать о своих планах на будущее гораздо увлекательнее, чем «изучать будущее время».
Во-вторых, это краткость и четкость формулировок, поскольку сообщаемые знания играют роль оперативной инструкции: ее нужно держать в уме, чтобы она не мешала выполнять речевое действие — подтвердить, передать мысль, убедить и т. п.
Схематическое правило должно быть, во-первых, наглядным, т. е. служить зрительной основой для обобщения существенных признаков грамматической формы, например, схема
Где же используются правила на уроке?
Правила-инструкции подаются не все сразу, а по мере выполнения упражнений в процессе автоматизации: каждая инструкция в нужном месте, а именно там, где она способна предупредить ошибку.
Количество правил-инструкций определяется тем, какими функциональными трудностями обладает каждая данная грамматическая форма, как она соотносится с родным языком, с какой аудиторией мы имеем дело, какова ступень обучения и др.
Все правила-инструкции в сумме вовсе не должны составлять полный свод знаний о данном грамматическом явлении. Здесь должны быть сообщены только те инструкции, которые минимально необходимы для практического овладения тем или иным грамматическим явлением.
Примеры памяток.
Особенности употребления глагола haben(иметь)
Глагол haben отвечает на вопросы Wen? Was? - Akkusativ(Кого? Что? – винительный падеж).
После этого глагола им. существительные в единственном числе всегда употребляются с неопределённым артиклем:
ein / kein (м. р., ср. р., Им. п.)
ein / kein ( ср. р., Вин. п.)
haben eine /keine (ж.р., Им. п.,Вин.п.)
einen /keinen (м. р.,Вин. п.)
Ich habe kein Heft. Du hast eine Katze.
3. Спряжение глагола haben
ед. ч.мн. ч.
1-е л. – я ich habe 1-е л. - мы wir haben
2-е л. – ты du hast 2-е л. – вы ihr habt
3-е л. – он er hat 3-е л. – они sie haben
она sie hat Вы Sie haben
оно es hat
Инфинитивный оборот um… zu + Infinitiv
Речевой оборот um…zu + Infinitiv отвечает на вопрос Wozu? (Зачем? С какой целью? Для чего?) и выражает цель какого-либо действия.
Глагол в обороте um…zu + Infinitiv употребляется в неопределённой форме (по-немецкиInfinitiv) и потому называется инфинитивным.
Инфинитивный оборотum…zu + Infinitivпереводится на русский язык «чтобы».
Mein Freund liest viel deutsch, (Wozu?)um die Sprache besser zukennen. – Мой друг много читает по-немецки, (зачем?)чтобы лучше знать язык.
Ich treibe Sport, (Wozu?)um gesund und stark zusehen. – Я занимаюсь спортом, (зачем?)чтобы быть здоровым и сильным.
Предлагаемая система правил примиряет две, казалось бы, непримиримые вещи: сознательность и функциональность процесса обучения. Очевидно, это и обеспечивает успех дела.
Грамматические навыки не только приобретаются, но, к сожалению, и утрачиваются. Поэтому должна быть проявлена постоянная ежеурочная забота об их поддержании. Когда и каким образом?
Конечно же, на других уроках данного цикла и последующих циклов. Но это не значит, что необходимо обязательно выделять какой-то отдельный этап для повторения. Поддерживать грамматические навыки можно как бы попутно, когда идет работа над текстом, проводится беседа по теме или речевая подготовка. Например, вы беседуете с учеником по теме «Великие люди». Подумайте над тем, чтобы вопросы, содержащие ту или иную грамматическую форму, были однотипными и задавались (разумеется, не всегда это надо) подряд:
Чем знаменит ...?
А чем знаменит ...?
А ... ? Чем он знаменит?
Были его романы переведены на русский язык?
А стихи ... были переведены?
А были ли переведены произведения ... ? И т. п.
Можно даже (опять же как бы мимоходом) напомнить, что это за форма и что она означает. Это занимает несколько секунд. Но попробуйте это делать периодически, и вы убедитесь, какие хорошие результаты приносит эта работа.