kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья: «Система работы персонала образовательного учреждения по сохранению здоровья учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и под­ростков имеет исключительное значение для современной общеобразова­тельной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффек­тивности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоро­вья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние пол­ного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья: «Система работы персонала образовательного учреждения по сохранению здоровья учащихся» »

«Система работы персонала образовательного учреждения по сохранению здоровья учащихся»

Заместитель директора по БЖ Шарко Александра Александровна

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здо­ровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему ос­тается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке сте­пени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и под­ростков имеет исключительное значение для современной общеобразова­тельной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффек­тивности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоро­вья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние пол­ного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов». Можно выделить несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и сис­тем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, душевно­го комфорта.

4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно- информативной сферы жизнедеятельности, основу ко­торого определяет система нравственных ценностей.

Можно считать, что критериями здоровья являются:

1. Соматическое и физическое здоровье - «я могу».

2. Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека

его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и

полом.

3. Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенно­сти

личности и его жизненные позиции.

4. Психическое здоровье - «я хочу»;

5. Нравственное здоровье - «я должен».

От чего же зависит здоровье человека? Какие факторы влияют на здоровье ученика? Насколько далеко здоровье школьников от благополуч­ного?

Состояние здоровья подростков в современных условиях.

Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей и школьников. Серьезность этой ситуации трудно преувеличить, поскольку в ближайшее десятилетие нынешние школьники будут определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный и культурный потенциал.

Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста определяют высокую чувствительность растущего организма к комплексу неблагоприятных социальных, экологических факторов, нарушений гигиенических условий обучения, воспитания, труда, негативных стереотипов поведения. Именно на этом этапе развития наиболее высок риск реализации наследственно обусловленной предрасположенности к нарушениям здоровья.

На формирование отклонений в состоянии здоровья учащихся существенное влияние оказывают факторы биологического риска, условия окружающей среды (в том числе профессионально производственные факторы при трудовой деятельности и профессиональном обучении), социально-гигиенические условия (включая режимы и условия обучения в образовательных учреждениях), а также отсутствие психологических установок на здоровый образ жизни.

В настоящее время при оценке состояния здоровья школьников используются показатели заболеваемости и параметры физического развития. Последние являются достаточно объективным критерием выраженного негативного влияния условий среды, нарушений санитарных и гигиенических нормативов и регламентов, недостаточной эффективности системы медицинского обслуживания и других негативных средовых факторов.

Для принятия адекватных организационных решений и выбора приоритетов в профилактической и лечебно-оздоровительной работе необходима комплексная оценка состояния здоровья детей. Анализ результатов медицинских осмотров свидетельствует о том, что в настоящее время число здоровых детей не превышает 2-9%: оно уменьшалось с каждым годом, и за последнее десятилетие эта тенденция приобрела достаточно устойчивый характер. Во многом это обусловлено интенсивным ростом функциональных нарушений и хронических болезней в школьном возрасте.

Большую роль в происхождении функциональных расстройств играют нервно-эмоциональные факторы.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, лица с так называемыми функциональными отклонениями составляют 24-36%, а с хроническими заболеваниями – 55,4 – 73,4%.

  • Соматическое здоровье

По данным медицинских осмотров школьников, среди детей, вступающих в подростковый период, и подростков старшего возраста за последнее десятилетие произошел заметный рост частоты нарушений соматического («Сома» - тело) здоровья. В старшей возрастной группе распространенность, как функциональных нарушений, так и хронических болезней возросла в одинаковой степени (на 19%). Среди школьников младшего возраста тенденция к увеличению этих расстройств оказалась боле выраженной: количество функциональных нарушений выросло на 61,6%, хронической патологии – на 53,5%, и в настоящее время она в 1,5 раза выше, чем среди 17 – летних подростков. Распространенность хронических болезней также имеет тенденцию к опережающему росту. Это свидетельствует о крайне неблагоприятном прогнозе состояния соматического здоровья подростков через 5-6 лет.

Рост распространенности функциональных нарушений и хронических болезней произошел преимущественно за счет увеличения частоты поражений сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, позвоночника, ЛОР-органов, эндокринных, обменных и аллергических нарушений. В целом, их распространенность резко возросла и изменилась структура патологии у детей.

Репродуктивное здоровье. Репродуктивные возможности человека являются одним из критериев его здоровья. Формирование, становление репродуктивной функции и, в конечном итоге, репродуктивного здоровья преимущественно зависит от наличия или отсутствия хронических болезней, нарушений физического развития, внешнесредовых и биологических факторов риска и, в наибольшей степени, от процессов формирования менструальной функции, а также гинекологических заболеваний, имеющихся у подростков.

Все это предопределяет не только уменьшение репродуктивного потенциала общества в ближайшие годы, но и вероятное снижение качества здоровья будущих поколений, если не повысить эффективность профилактической работы.

  • Физическое здоровье

Изучение основных показателей физического развития у учащихся за последнее десятилетие выявило определенные тенденции изменения этого важнейшего параметра состояния здоровья индивидуума.

За последние 10 лет среди подростков обоего пола произошло значительное увеличение числа лиц астенического (ослабленного) телосложения (Среди юношей на 4-5%, среди девушек на 20-22%) при значительном уменьшении числа юношей гиперстеничского телосложения (на 8%) и девушек нормостенического телосложения (на 15%). Наряду с уменьшением параметров длины и массы тела, в последние десятилетия отмечается снижение функциональных возможностей школьников. Об этом свидетельствуют данные динамометрии (показатели мышечной силы) правой кисти. В настоящее время за период школьного обучения (с 8 до 17 лет) у мальчиков показатель динамометрии увеличивается всего в 2,8 раза,

у девочек – в 1,9 раза (в 80-е годы – соответственно в 4,2 и 3,2 раза). Так, за прошедшие годы у 17-летних юношей абсолютные значения динамометрии снизились на 10 кг, у девушек – на 7кг.

Таким образом, в настоящее время можно констатировать формирование устойчивых негативных тенденций динамики состояния здоровья современных школьников. Растет заболеваемость, ухудшается физическое развитие детей этой возрастной группы. Учебные факторы, в частности значительные нагрузки, вносят большой отрицательный вклад в формирование здоровья и развития учащихся, что в значительной мере способствует развитию нарушений социальной адаптации на последующих этапах развития.

  • Психическое здоровье

Психика детей и подростков особенно ранима, и это де­лает их слишком уязвимыми в условиях социального не­благополучия, которое переживает наша страна в после­дние годы. По данным углубленных медосмотров, частота психических заболеваний в детском возрасте достигла 15%, а в подростковом—20-25%, что в 10 раз выше дан­ных официальной статистики. И частота этих расстройств ежегодно нарастает.

В охране психического здоровья детей и подростков ведущая роль принадлежит психогигиене учебных занятий, посколь­ку на протяжении 9— 11 лет учеба составляет основное содер­жание их жизни. Кроме того, на эти годы приходятся те пери­оды, которые принято называть критическими (возраст 7—8 лет и пубертатный), когда растущий организм особенно

ре­активен и подвержен невротизирующим влияниям. И в более благополучные, чем теперь, 60-е годы в высказывани­ях как отечественных, так и зарубежных исследователей поня­тие «школа» очень часто стояло рядом с понятием «стресс». В последние же годы, когда речь заходит об обучении в школе, почти всегда подразумевается стрессовая ситуация. По данным коллег из Российской академии образования, до 80% современ­ных школьников подвержены неоправданному стрессу. Среди множества причин школьного стресса некоторые наиболее значимые — как объективные, так и субъективные. Это морфофункциональная неготовность детей к обучению в школе; учебные пере­грузки; авторитарная педагогика и экзамены. Характер реакции на воздействие внешней среды у детей и подростов в значительной мере определяется уровнем функциональных возмож­ностей, готовности к воздействию тех или иных факторов. От того, на­сколько требования, предъявленные учебными занятиями и всем режи­мом школы, соответствуют возмож­ностям и зрелости ребенка, зависят не только успешность обучения, но и его нервно-психическое состояние. Установлено, что большая часть функционально неготовых, «незре­лых» учащихся не адаптируется к школе на протяжении всего перво­го года обучения. У них уже в начале занятий отмечаются значительная потеря массы тела, неудовлетвори­тельные реакции сердечно-сосуди­стой системы, гораздо более выра­жена степень утомления, астеничес­кие состояния. Эти дети чаще боле­ют, имеют низкую успеваемость. Исследования показали, что дети, не достигшие к началу обучения необходимой школьной «зрелости», либо не справляются с требованиями учеб­ной программы, либо выполняют их ценой здоровья. Сегодня проблема «школьной зрело­сти» вновь приобрела остроту и акту­альность. Это связано не только со зна­чительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функ­циональных возможностей, но и с ус­ложнением учебных требований, предъявляемых школой, нарушением преемственности между детским са­дом и школой. Данные показывают, что среди детей 6-7 лет (речь идет о воспитанниках детских садов) свыше 40% являются «школьно незрелы­ми», что втрое больше, чем в 70-е годы и вдвое больше, чем в 80-е. Причем среди мальчиков таких детей значи­тельно больше, чем среди девочек. Есть все основания полагать, что сре­ди детей, не посещающих дошколь­ные учреждения, доля «незрелых» выше. Многие дети довольно неплохо справляются с выполнением тестов, которые отражают уровень развития моторики, мелких мышц кисти руки, но при этом весьма слабо с теми, что отражают общий уровень их психичес­кого развития. Это наводит на мысль о том, что в содержании занятий до­школьников имеются некоторые пе­рекосы: преобладает «натаскивание», а не развитие ребенка. Несмотря на существующие рекомен­дации о тестировании уровня школь­ной зрелости поступающих в первый класс детей (Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям и организации обучения в обще­образовательных учреждениях разно­го вида», 2.4.2.), оно проводится край­не редко, главным образом тогда, ког­да образовательное учреждение заин­тересовано в отборе учащихся. Меж­ду тем по целому ряду причин с каж­дым годом в школу приходит все боль­ше шести- и даже пятилетних детей. В ситуации, когда возраст призыва в армию все еще не пере­смотрен, вряд ли стоит кого-то убеж­дать в том, что среди шестилетних школяров, впервые переступивших порог одиннадцатилетней школы, прежде всего, окажутся мальчики. И это в условиях, когда, по признанию не только гигиенистов, но и извест­ных педагогов и психологов, массо­вая школа не готова для их обучения. Не столь давний опыт перехода на­шей школы на обучение детей с шес­ти лет показал, как много требуется для того, чтобы надлежащим образом организовать их школьную жизнь. Среди других школьных факторов формирования здоровья детей, пожа­луй, наиболее важное значение при­надлежит суммарной учебно-воспи­тательной нагрузке. Одна из харак­терных особенностей современного школьного образования — появле­ние многообразия видов и типов об­разовательных учреждений. Пожа­луй, самыми заметными стали шко­лы с углубленным содержанием обу­чения — гимназии, лицеи. Однако модернизация образовательной сис­темы сопровождается серьезными издержками. Сами создатели новых школьных программ осознают, что их не в состоянии освоить даже дети с отменным здоровьем. Значительная часть этих программ (более 40%) со­риентирована на углубленный уро­вень образования, в то время как, по данным Минобразования, доля ода­ренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возмож­ности — не превышает 15%. Даже обычные программы сегодня не под силу более чем для трети школьни­ков. Перегрузка школьников учебным материалом, по свидетельству дидактов, достигает двадцатикратного пре­вышения возможностей детей. При­мечательно, что до 90% инновацион­ной деятельности педагогов сводит­ся к углублению и расширению содержания образования и лишь 10% — к разработке медицински - оправдан­ных технологий обучения. Сегодня, когда введены и действуют новые возрастные нормативы учеб­ной нагрузки, никто не может пору­читься, что произошло сокращение не только учебных часов, но и содер­жания учебных предметов. Замминистра образования А.Ф. Киселев, выступая на одном из всерос­сийских совещаний педагогов в ян­варе 2001 года, дал такое определе­ние: «Школа — это конвейер знаний, который движется с неприемлемой для ребенка скоростью». Недопустимо большая продолжи­тельность «рабочего дня» даже у са­мых маленьких детей. И, несмотря на все запреты, всеми правдами и неправдами количество уроков, к примеру, в начальных классах неред­ко достигает шести. Наиболее ярко влияние учебной на­грузки на функциональное состояние и здоровье прослеживается в сравнительном исследовании уча­щихся гимназий и массовых школ. Изучение умственной работоспособ­ности школьников выявило увеличе­ние случаев сильно выраженного утомления к концу учебного дня у гимназистов до 55% случаев против 38% в массовых школах. Количество неблагоприятных сдвигов артериаль­ного давления к концу учебной неде­ли у гимназистов достоверно больше. Прослежена четкая зависимость чис­ла неврозоподобных реакций уча­щихся от объема учебной нагрузки. У гимназистов этот показатель достигает 85% против 60% у учащихся мас­совых школ. К концу учебного года, помимо резкого снижения работос­пособности на уроках, у гимназистов уже начальных классов в два раза уве­личилась частота гипертензивных ре­акций.

Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализа­ции возрастных биологических по­требностей детского организма во сне, двигательной активности, пребы­вании на воздухе. Напряженный ха­рактер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для ребенка, что в со­четании с уменьшением продолжи­тельности сна и прогулок, снижени­ем физической активности оказыва­ет стрессорное воздействие на разви­вающийся детский организм. Дли­тельное пребывание детей в таких ус­ловиях способствует «закреплению» негативных сдвигов в физиологичес­ких реакциях организма, что форми­рует невротические расстройства с последующей клинической манифе­стацией, формированием нарушений деятельности сердца, желудочно-ки­шечного тракта, других органов и си­стем. У школьников, подверженных выраженному стрессу, достоверно выше распространенность функцио­нальных нарушений деятельности сердца.

У гимназистов достоверно чаще ди­агностируются астении, неврозы, обострение хронических заболева­ний. Это убедительно свидетельству­ет о необходимости самого присталь­ного внимания к регламентации учебно-воспитательных нагрузок, использованию таких педагогичес­ких технологий, которые учитывают не только учебно-познавательные возможности каждого ребенка, но и состояние его здоровья. Однако, как показывает практика, только трое из десяти учителей интересуются здо­ровьем своих подопечных. Несмотря на накопленный педагоги­ческой наукой потенциал разнообраз­ных технологий и методов преподава­ния, в большинстве школ России все еще доминирует авторитарный стиль. Между тем для авторитарной педаго­гики характерна стрессовая воспита­тельная стратегия формирования лич­ности, деспотизм и подавление есте­ственной активности ребенка. Напря­женность, эмоциональный диском­форт приводят к снижению работос­пособности, гасят интерес к учебе и искажают формирование личности ребенка. Одним из основных социаль­но-психологических последствий пе­дагогики, построенной на принужде­нии, является или полное отторжение навязываемых действий или тех лиц, которые их организуют, или индиф­ферентное отношение к ним. Прину­дительная педагогика провоцирует агрессивно-репрессивную атмосферу в школе, которая не может пройти бес­следно как для ученика, так и для учи­теля в плане их физического и психи­ческого здоровья. Не случайно, что, по данным социологических исследова­ний, только 4—7% учащихся традици­онной школы сохраняют интерес к учебе, 40% детей не хотят ходить в школу, 50% неудовлетворенны школь­ными знаниями, только 10% учащих­ся радуются встрече с учителем. Авторитарный, профессионально не­адекватный учитель способен нанес­ти такой вред нервно-психическому здоровью ребенка, который превыша­ет даже воздействие учебных перегру­зок. По данным М.М. Безруких, в классах с авторитарным, жестким пе­дагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникаю­щих неврологических расстройств в 1,5—2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным педаго­гом. Заболеваемость детей в классах с доброжелательным учителем на 25% ниже, чем с авторитарным. О том, сколь опасна и тревожна си­туация, свидетельствует тот факт, что у трети учителей показатель соци­альной адаптации не выше, чем у больных неврозами, а для учителей с 15—20-летним стажем характерны ранние «педагогические кризы» и «истощение». Педагоги сегодня нуж­даются в не меньшей социальной и психологической защите, чем дети. Повышенная чувствительность орга­низма школьников к интеллектуаль­ным, физическим и эмоциональным перегрузкам в сочетании со стрессо­вой тактикой педагога, несоответ­ствием методик и технологий обуче­ния приводит к снижению работос­пособности, накоплению утомле­ния, повышению уровня их невро-тизации и, в конечном счете создает идеальные условия для развития не только нервно-психических, но и соматических заболеваний. К наиболее выраженным стрессовым ситуациям в школе могут быть с пол­ным правом отнесены экзамены. Весьма образно охарактеризовал со­стояние экзаменуемого знаменитый писатель Андре Моруа, выступая на съезде французских врачей: «Перспектива трудного экзамена иной раз действует на школяра сильнее самого мощного слабительного. Тревога и страх — сами по себе болезни; насла­иваясь на другой недуг, они ужесточа­ют его течение». Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим напряжением организма школьников. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушения режима отды­ха и сна, эмоциональные пережива­ния — все это приводит к перенапря­жению нервной системы, отрицатель­но влияет на общее состояние расту­щего организма. К тому же экзамены проводятся в самый неблагоприят­ный момент — в конце учебного года, когда утомление школьников наибо­лее выражено, что еще сильнее вре­дит их здоровью и самочувствию. Контроль за самочувствием более 600 учащихся нескольких московских школ в период экзаменов показал, что испытанию, и весьма серьезному, под­вергаются не только их знания, но и здоровье. Характер жалоб этих детей на самочувствие можно с полным ос­нованием рассматривать как прояв­ление стрессовой реакции на экзаме­национную ситуацию. Исследованиями доказано поврежда­ющее воздействие экзаменационного стресса на основные показатели суточ­ного биоритма, основных физиологи­ческих функций у учащихся. При этом у школьников, отнесенных ко второй (морфофункциональные отклонения) и третьей (хронические заболевания) группам здоровья, экзамены вызыва­ют наиболее выраженные сдвиги, ко­торые у здоровых подростков диагно­стируются лишь при очень высоких (близких к предельным) уровнях фи­зических нагрузок. У половины детей сдача экзаменов, прежде всего устных, сопровождается повышением артери­ального давления.

Экзаменационный стресс снижает не только работоспособность, но и сопротивляемость к различным бо­лезням, провоцирует обострение имеющихся. Особенно сильное стрессовое влияние экзамены ока­зывают на учеников, имеющих от­клонения в состоянии здоровья, а именно эти дети и составляют се­годня большинство. В этой связи очень тревожит отмена доку­мента, на основании которого вы­пускники школ, страдающие серь­езной патологией, освобождались от сдачи выпускных экзаменов. Поэто­му педагоги в этой ситуации должны быть максимально внима­тельными к школьникам «группы риска», изыскать для них из возмож­ных вариантов сдачи экзаменов наиболее щадящий, обеспечить ат­мосферу доброжелательности в про­цессе их сдачи. Необходимо вместе с родителями обеспечить «режим благоприятствования», заранее по­советовать проконсультировать у лечащего врача будущего выпускни­ка, имеющего проблемы со здоро­вьем. Возможно, врач сделает про­филактические назначения, кото­рые помогут преодолеть экзамена­ционный стресс без негативных по­следствий для здоровья.

Совершенно очевидно, что перед врачами и педагогами встает про­блема охраны нервно-психического здоровья школьников, осуществле­ние продуманной системы психоги­гиенических мероприятий. Существует два на­правления в этой профилактике:

Первое направление: своевременная диагностика, а при необходимости и коррекция морфофунциональной неготовности детей к обучению; со­блюдение возрастных регламентов учебных нагрузок; сокращение со­держания учебных программ; гигие­ническая экспертиза учебных про­грамм и методик обучения; внедре­ние технологий обучения, сберегаю­щих здоровье. Личностно ориенти­рованная педагогика, учитывающая возрастно-половые и познаватель­ные особенности детей, их состоя­ние здоровья; культивирование ат­мосферы доброжелательности; вне­дрение щадящих методов контроля знаний, индивидуальный подход, тестовая форма контроля знаний. Повышение социального статуса школьного учителя (оздоровитель­ные программы, повышение эмоци­ональной устойчивости); действен­ная психологическая помощь уча­щимся и учителям.

Второе направление: оздоровление детей и повышение функциональных резервов; усиление роли физическо­го воспитания в учебном процессе; формирование устойчивых стерео­типов безопасного поведения. Все это и позволит создать в школе стабильную благоприятную атмосфе­ру, уменьшить вероятность возник­новения стрессовых ситуаций.

  • Нравственное здоровье

По мнению Всемирной организации здравоохранения, здоровье должно рассматриваться в наиболее широком контексте его позитивного воздействия на процесс социального и экономического развития. Это позволяет определить здоровье как состояние динамического равновесия между организмом и окружающей его средой.

Старший школьный возраст является критическим не только с медицинских и психологических позиций, но и с социальной точки зрения, особенно в переходном обществе, в период интенсивных экономических и социальных перемен. Данный возрастной период не случайно характеризуется как этап естественного, но весьма болезненного социобиологического кризиса индивидуума.

Подросток находится под мощным влиянием двух неоднозначных процессов: активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности. В период наиболее выраженного роста и развития организма формирование здоровья в значительной мере зависит от социальных факторов, темпов и направленности происходящих в обществе перемен.

Факторы социального характера, влияющие на состояние здоровья подростков, представляются в виде двух взаимосвязанных и взаимообусловленных групп – структурных (образующих) и предрасполагающих факторов. Причем непосредственное влияние оказывают 4 группы предрасполагающих факторов: индивидуальная предрасположенность, экологическая предрасположенность, обстоятельства данного момента и имеющиеся возможности. Их воздействие зависит от факторов, характеризующих основные социальные перемены. В то же время уровень здоровья школьников, в свою очередь, в значительной мере определяет социальные и другие характеристики общества на современном этапе развития и в ближайшем будущем.

Психологические особенности подросткового периода, отсутствие социального опыта на фоне происходящих в России социально-экономических перемен в огромной мере влияют на образ жизни современных детей и формирование привычек, связанных с риском для здоровья. Такие привычки являются характерной чертой процесса взросления, они могут обусловить ухудшение здоровья, зачастую способствуя возникновению у молодого человека ощущение своей «взрослости».

В современной быстро меняющейся социально-экономической обстановке в России возможности распространения среди подростков образа жизни, сопряженного с риском для здоровья, становиться все более широким. В то же время негативные поведенческие стереотипы у подростков связаны с заболеваемостью и смертностью не только в период отрочества, но и в течение всей жизни.

Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что для подростков стала характерна не только широкая распространенность вредных привычек, но и более раннее приобщение к ним.

Курение – один из основных факторов риска формирования расстройств здоровья и одна из основных причин случаев смерти, которые можно было предотвратить. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что чем раньше человек начинает курить, тем больше вероятность развития у него таких патологий, как хронический бронхит, эмфизема, сердечно-сосудистые заболевания, рак легкого. Однако, с точки зрения подростка, курение представляет весьма отдаленную опасность для здоровья.

С другой стороны, информация о риске снижения функциональных возможностей дыхательной системы при курении может произвести достаточно сильное впечатление, особенно на школьников, ориентированных на занятия спортом или другими видами активной физической деятельности. По данным научных исследований, в настоящее время в Российской Федерации девушки наиболее часто приобщаются к курению в возрасте 13-14 лет, юноши в 10-11 лет. Возраст начала курения снизился на 1-2 года.

С 13 до 17 лет частота курения среди юношей возрастает в 3,5 раза, среди девушек – почти в 17 раз. Анализ причин курения показывает, что формирование данной привычки наиболее часто отмечается среди детей, члены семьи, сверстники или друзья которых курят, а также среди работающих подростков и совмещающих учебу с работой.

Распространенность курения среди подростков – школьников

(% от числа опрошенных)

(по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей Научного центра здоровья детей РАМН, 1998г.)


ПОЛ

Класс обучения

7

8

9

10

11

Юноши

13.0

18.4

19.8

31.0

45.1

Девушки

1.8

9.9

17.5

20.5

30.3


Кроме того, установлено, что некоторые психологические черты, сформировавшиеся под воздействием определенных социальных условий, способствуют к приобщению подростков к курению. К таким личностным чертам относятся отсутствие ясных жизненных целей и социальных установок, а также желание как можно раньше приобщиться к «взрослым» стереотипам поведения.

Употребление алкоголя. За последние 30-40 лет во всем мире увеличилось число подростков, употребляющих алкогольные напитки. Психологические особенности подросткового возраста, психическая неуравновешенность в сочетании с внешними факторами и образом жизни формирует определенные условия, способствующие или препятствующие приобщению подростков к употреблению спиртных напитков. На возникновение у молодых людей этой привычки большое влияние оказывают так называемые микросоциальные факторы или факторы внешнего окружения: отношение к алкоголю в семье, среди сверстников, образовательный уровень семьи и лиц составляющих круг общения и др.

Значительные и быстрые социально-экономические и культурные перемены, произошедшие в последние годы в нашей стране, привели к очень выраженному росту распространенности среди подростков употребления алкоголя.

В настоящее время возраст приобщения детей к алкоголю снизился и составляет 11-12 лет. Уже в 13-14 лет выявляется значительное число подростков, регулярно и часто употребляющих спиртные напитки.

Распространенность употребления алкоголя среди подростков младшего и старшего возраста (% от числа опрошенных)

(по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей Научного центра здоровья детей РАМН, 1998г.)

Возраст

Пол

Употребление алкоголя (всего)

Частота употребления алкоголя в месяц

1 раз

2-3 раза

4 раза и более

13-15 лет

Юноши

46.7

36.7

6.7

3.3

Девушки

48.2

46.0

2.2

-

16-17 лет

Юноши

61.4

45.7

11.9

3.8

Девушки

63.2

54.5

6.8

1.9


Частое употребление подростками спиртного, даже при отсутствии алкогольной зависимости, может способствовать возникновению в ближайшее время расстройств здоровья (хронической недостаточности питания, снижение сопротивляемости организма инфекциям, цирроза печени, онкологических заболеваний), а также формированию различных психических нарушений, девиантных (отклоняющихся) форм поведения, и, в целом, образа жизни, сопряженного с риском для здоровья.

Адекватная и эффективная профилактика может явиться действенным средством повышения уровня здоровья населения в будущем.

В настоящее время наиболее важнейшая роль в данной деятельности отводится педагогическим работникам и медицинскому персоналу школ, работающим в структуре отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях.

Большое разнообразие социальных факторов, влияющих на формирование нравственного здоровья у учащихся, определяет необходимость выделения приоритетных и «управляемых» как отдельных факторов, так и их групп. Управляемыми считаются те факторы, на которые можно реально влиять, а это крайне важно для разработки и проведения эффективных программ профилактики нарушений здоровья школьников.

Установлено, что среди социальных факторов наиболее влияющими на уровень здоровья являются: распространенность наркомании и токсикомании, условия жизни и психологический климат в семье, сексуальное поведение, раннее начало трудовой деятельности.

В последнее время в мире одной из ведущих медико-социальных проблем стала проблема распространение среди подростков употребления наркотиков, лекарственных и токсичных веществ, более раннее приобщение к ним.

Медико-социальными исследованиями установлено, что росту наркомании и токсикомании среди подростков во многом способствуют определенные социальные и микросоциальные условия. Отрыв от семьи, ослабление родительского контроля, воспитание в неполных и неблагополучных семьях, прекращение посещения школы ведут к тому, что в современных условиях дети вынуждены переживать стрессы и преодолевать психологические трудности самостоятельно.

Одним из важнейших факторов риска приобщения подростков к употреблению наркотиков и токсических веществ является наличие наркоманов среди сверстников, так как в значительной мере подросток в своем окружении стремиться реализовать свойственные данному возрасту любопытство и склонность к экспериментированию. Именно это более чем у 60% подростков является непосредственной причиной приобщения к употреблению наркотиков и токсических веществ. Вот почему юношей и девушек, знающих в своем окружении сверстников, употребляющих такие вещества, следует относить к группам высокого риска.



Число подростков – школьников группы риска по употреблению наркотиков (% от числа опрошенных)

(по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей Научного центра здоровья детей РАМН, 1998г.)


ПОЛ

Класс обучения

7

8

9

10

11

Юноши

20.3

28.4

42.7

40.5

60.6

Девушки

15.2

19.0

53.6

35.9

56.6


Сексуальное поведение. Одной из особенностей переходного периода является формирование сексуального поведения. Это происходит как ответ на внутренние изменения и психологическую перестройку растущего и развивающегося организма, а также на внешние стимулы.

Социально-экономические и культурные перемены, происходящие в настоящее время в России, их динамизм сопровождаются изменениями типов поведения, особенно среди подростков. Сексуальное поведение характеризуется тем, что традиционные ограничения, налагаемые обществом, стали менее действенны, чем ранее. Увеличивается средний возраст вступления в брак, соответственно возрастает частота добрачных половых отношений и беременностей, растет число абортов, распространенность болезней, передаваемых половым путем.

Формирование определенного типа сексуального поведения у подростков во многом определяется социальными факторами, микросоциальной средой. Более склонны к раскованному сексуальному поведению подростки из неполных семей, семей с плохим психологическим климатом и низким уровнем доходов, а также употребляющие алкоголь и наркотики.

Исследования показывают, что потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни испытывают более чем 80% школьников. При этом в 10-15 лет для них приоритетными являются знания о вредных привычках и их последствиях для здоровья, о «здоровом» питании, о риске сексуальных отношений, о предотвращении экологической катаст­рофы. Поскольку детей данного возраста больше всего волнуют проблемы курения, алкоголизма и наркомании, представляют инте­рес их реальные знания в данной области, а также их отношение к различным аспектам проблем. Это тот самый «багаж», который они «носят» в себе.

По мнению подростков, преобладающими мотивами, побуждаю­щими к курению, являются улучшение имиджа или повышение само­оценки. Так, каждый четвертый считает, что дети начинают курить, чтобы казаться взрослее, каждый пятый - чтобы выделиться, 15% -чтобы подчеркнуть свою самостоятельность. Столько же подростков начинают курить из любопытства. Влияние компании, стремление не отстать от других выделяет лишь каждый десятый, а по данным анкетных опросов, этот показатель достигает 57%.

13% детей представляют курение как естественный, необходи­мый атрибут взрослости. Еще меньше детей отмечают подражание курящим родителям (их около 8%). Столько же считают, что с по­мощью сигареты легче справиться с волнением и неприятностями. 7,7% полагают, что причиной курения является обилие рекламы та­бачных изделий.

Полученные данные существенно отличаются от результатов анкетных опросов российских детей в предшествующее десятилетие, которые выявили среди главных причин курения подростков стремление не отличаться от компании, что, по-видимому, отражало тенденции коллективизма, свойственные советскому обществу. Сегодня всеми доступными способами и всеми средствами массо­вой информации (СМИ) культивируется индивидуализм, с ним ассоциируются успех, процветание и... вредные привычки. В част­ности, именно так рекламировали по телевидению свои сигареты американские табачные компании. Этим же, вероятно, и объясня­ется потребность сегодняшних подростков улучшить свой имидж и привлечь внимание к своей личности, тем более что многие из них чувствуют себя заброшенными.

91,1% из числа опрошенных детей знают, что курение приводит к опасным болезням и сокращает продолжительность жизни. Более трети их полагают, что куриль­щики подают плохой пример детям, каждый третий считает куре­ние опасной привычкой, от которой трудно избавиться, каждый четвертый отмечает опасность табачного дыма для окружающих некурящих людей. 23% обеспокоены тем, что начинающие ку­рильщики - будущие родители и курение обязательно скажется на здоровье их будущих детей. Один из пяти подростков к отрицатель­ным последствиям курения относит неприятный внешний вид ку­рильщиков. Менее 10% считают, что зависимость от табака делает человека нервным и раздражительным. 7,7% полагают, что курение может снизить интеллект, ухудшить успеваемость и не позволит многого добиться в жизни. И наконец, курение ухудшает экологи­ческую ситуацию на Земле - так думают 3,7% детей.

Таким образом, мнения детей свидетельствуют о недоста­точных знаниях и явной недооценке последствий курения для здоровья людей.

Что касается отношения к курящим, то лишь немногие подростки коснулись этой проблемы. 5,3% опрошенных полагали, что вмеши­ваться не стоит, потому что курение - личное дело каждого человека, около 5% высказались против продажи сигарет детям. Столько же считают, что нужна правительственная программа борьбы с куре­нием, или настаивают на запрете курения. 3,3% предлагают давать больше информации о вреде курения через все возможные каналы; 2,8% считают, что курильщикам нужны помощь и лечение в специ­альных центрах; 2,4% настаивают на запрете курения. В целом полученная картина отражает явно недостаточную осведомлен­ность подростков об успехах борьбы с курением во многих странах и неверие в успех таких попыток (низкая эффективность борьбы с курением на примере окружающих).

Есть и позитивные взгляды на данную проблему, которые характерны для детей вообще. Так, около трети опрошенных предлагают в качестве альтернативы занятия спортом, каждый пятый - любое полезное и интересное дело. По мнению 17,5% под­ростков, курение нужно заменить здоровым образом жизни, который намного интереснее и лучше. Однако они озабочены отсутствием достаточного количества спортивных секций, кружков и т. д.

Таким образом, включение детей в активный поиск альтернатив курению может стать одним из направлений профилактики данной привычки.

Ведущими причинами употребления алкоголя и наркотиков, по мнению почти трети детей, является желание преодолеть стресс или уйти от проблем. То, что в этом нуждаются многие из них, крайне тревожно. Среди других стимулов к употреблению алкого­ля подростки выделяют возможность поднять настроение (каждый пятый), его доступность и «общепринятость» (12.3%), а также не­желание отстать от компании (7,7%). По мнению каждого десятого, причина - в недостаточном внимании родителей к детям, в их соб­ственном примере и обилии рекламы алкоголя.

Что касается причин употребления наркотических веществ, то, помимо вышеназванных, каждый третий отмечает возможность ис­пытать интересные ощущения, каждый десятый - невозможность занять себя в свободное время, следование моде, нежелание от­стать от компании. Около 10% считают причиной отсутствие вни­мания по стороны родителей, доступность наркотиков и недоста­точную информацию об их вреде.

Среди последствий приема алкоголя и наркотиков подростки выделяют огромный ущерб для здоровья (75,4% и 77,5% соответст­венно). При этом менее половины детей считают, что употребление алкоголя может перейти в зависимость и в конечном итоге ведет к деградации личности. Что касается наркотиков, то, по мнению 42,6%, они опасны не только для здоровья, но и для жизни людей, 69,6% утверждают, что употребление может легко перейти в опасную привычку, но почти треть не верит в это. Каждый пятый полагает, что и алкоголизм, и наркомания причиняют огромный ущерб семье и несут серьезную угрозу будущему потомству, каждый третий убежден, что ради наркотиков наркоман способен на любые преступ­ления. В то же время 4,3% детей уверены, что в небольшом коли­честве наркотики безвредны, 17,7% допускают, что прием умеренных доз алкоголя неопасен. 10% опрошенных предложили меры по борь­бе с алкоголизмом и наркоманией и профилактике этих явлений, среди которых главными являются организация свободного времени подростков и изменение государственной политики в данной области.

В настоящее время дети достаточно информированы о разрушительном воздействии на здоровье тех или иных вредных привычек. Однако не отмечается устойчивого отрицательного отношения к ним. Почти 80% школьников знают, что такое здоровый образ жизни. Но это мало влияет на выбор поведения. В значительной мере такая ситуация может объясняться тем, что ценностные ориентиры здорового образа жизни не являются приоритетными ни в семьях, ни в деятельности систем здравоохранения, образования, правовой защиты и не заложены в основу воспитания подростка как личности.

Представленные данные свидетельствуют о крайне низкой эффективности проводимой в настоящее время профилактической работы. За последние годы остро назрела необходимость пересмотра ее принципов, методов и организационных подходов.

От чего же зависит здоровье человека? Какие факторы влияют на здоровье ученика? Насколько далеко здоровье школьников от благополуч­ного?

В нашей школе проводилась Всероссийская диспансеризация учащихся с привлечением следующих специалистов: окулист, лор, невропатолог, эндокринолог, стоматолог и педиатр. Были осмотрены 42 класса, всего 1120 человек.

Среди выявленных патологий первое место занимают заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и сколиозы). К 11 классу каждый второй ученик имеет ту или иную патологию позвоночника. Одной из причин является не соблюдение нормы груза портфеля с учебным комплектом, так в начальной школе ранец весит на 2 – 2.5 кг. тяжелее положенного, шестиклассники носят учебников и пособий на 6,4 кг. тяжелее положенного – это в 2 раза больше нормы.

Класс

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

Всего учащ.

100

161

109

99

139

140

112

131

71

53

Имеют заболевание

27

74

60

62

91

92

68

84

37

39

Проценты

27

46

55

63

65

66

66

66

60

74


По школе 634 человека – 57%.

На втором месте - патология зрения. Причина – не соблюдение режима зрения, чрезмерное увлечение компьютерами, телевизором. В школе 2 ребенка инвалида по зрению.

Класс

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

Проценты

7

11

17

29

20

40

42

44

21

49


По школе 300 человек – 27%.

На 3 – м месте заболевание щитовидной железы:

Класс

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

Проценты

6

23

28

25

52

34

21

24

11

10


Всего по школе 234 человека – 21%.

На 4 –м месте стоят заболевания ЦНС. Учебная нагрузка многократно растет, а возможности детей воспринимать знания изменяются не так стремительно. Постоянное перенапряжение, усталость, недосып приводят к тому, что дети страдают неврозами, вегетативными дистониями и др. патологиями. На диспансерном учете у невропатолога находится 21 ребенок, только 8 взято за последний год, оперируемая опухоль у 1 учащегося, 8 детей имеют эпилепсию, 2 ребенка инвалида обучаются на дому.

Класс

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

Проценты

3

9

6

8

5

11

11

11

27

35

Итого по школе 126 человек – 12%.

Школьный гастрит - в прямом смысле такого термина нет, но эпоха быстрого питания и пустых калорий вывела болезни органов пищеварения на одно из первых мест. Сегодня каждый десятый ребенок имеет гастродуоденит и др. заболевания пищеварительной системы. Одна из причин состоит в том, что все меньше детей едят в школе горячую пищу. Если ученики начальных классов получают обеды почти все, то дети постарше питаются в буфетах на скорую руку и страдают «скрытым» голодом, когда при нормальной калорийности рациона организм ребенка недополучает важнейшие аминокислоты, микроэлементы, витамины. Поэтому в школе не должно быть продуктов, содержащих пустые калории – газированных вод, чипсов, мороженного. Это должны быть молочные, хлебобулочные изделия с пониженным содержанием жира и сахара. Диагноз: хронический гастрит имеют 126 учащихся – 12%.

Класс

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

Проценты

3

14

4

19

9

22

19

18

10

8


Ожирение у 47 человек – 4%, четверо второклассников имеют пониженную массу тела.

Патология ЛОР органов выглядит следующим образом:

Класс

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

Проценты

11

12

7

17

9

16

20

12

18

15


Тугоухость наблюдается у 8 детей, 1 ребенок инвалид.

Всего 148 человек – 13%

За последние годы резко возросло число детей с диагнозом: бронхиальная астма, наблюдается увеличение процента детей, имеющих 3,4,5 группу инвалидности. В школе, в первом классе 1 ребенок инвалид по данному заболеванию, на диспансерном учете находятся 22 ребенка, 5 взято за последний год – итого 2%.

Результаты анализа этих данных представлены в диаграмме.

Диаграмма наглядно демонстрирует неблагоприятную ситуацию со здоровьем школьников.

В соответствии с выявленными заболеваниями определяется система медицинских и педагогических мероприятий. Эти мероприятия имеют кон­кретную цель: восстановление утраченных резервов здоровья ребенка. Но вместе с тем у них разные задачи и средства. Задачи медицинских работни­ков: выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения, а также дальнейшая профилактика выявленных заболеваний. Что касается школы, то ее основная задача - создание необходимых условий, отвечаю­щих состоянию здоровья школьника. Иными словами, если задача медици­ны - воздействовать на причины болезни, то задача педагогики - воздейст­вовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин. Причины здоровья - это категория, характеризующая усло­вия формирования конкретного человека, становления и развития его пси­хических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизнен­ной установки.

Возникает вопрос, какие же факторы влияют на причины здоровья ученика? Отметим лишь те из них, которые непосредственно связаны с ор­ганизацией работы школы:

1. Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.

2. Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.

3. Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.

4. Уровень психологической помощи учащимся.

5. Состояние микроклимата в школе и дома.

В первую очередь это касается организации воспитательно-образовательного процесса, соблюдения санитарных норм и правил, гигиенических требова­ний к условиям обучения, психологического обеспечения учебного процес­са, организации здорового режима учебного дня, двигательной активности, требований к организации медицинского обслуживания, питания. Кроме перечисленных выше объективных факторов, существует ряд субъективных. Главный из них: «знания» взрослых людей (учителей, родителей) о здоровом образе жизни не стали их убеждениями, нет мотивации к заботе о собственном здоровье, следовательно, нет и подготовленности учителя по вопросам сбережения здоровья школьников. Таким образом, создание ак­тивной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальнейшей задачей современной школы.

Так что же такое школа со здоровьесберегающей средой? Это прежде всего такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равно­весие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняю­щейся средой. Это педагогическая система, в которой должны быть мето­дики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащих­ся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоро­вья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, эффективная коррекционная и реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здо­ровье сберегающую деятельность, способы формирования личностных концепций здоровья, выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях. Создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка сис­темы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть школьник, является основой формирования здоровьесберегающей среды учебного заведения. Необхо­димо, чтобы девиз медиков «primo non nocere!» («прежде всего не навре­ди»), стал и девизом педагогов.

Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесбере­гающей среды является проведение мониторинга здоровья детей: диагностика соматического, физического, психического состояния и функциональных воз­можностей организма человека. Одной из задач здоровьесберегающей педаго­гики является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые обеспечили бы высокую работоспособ­ность учащихся во время учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомле­ние и избежать переутомления.



27




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шарко Александра Александровна

Дата: 20.06.2014

Номер свидетельства: 107371


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства