Статья: «Система работы персонала образовательного учреждения по сохранению здоровья учащихся»
Статья: «Система работы персонала образовательного учреждения по сохранению здоровья учащихся»
Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.
Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: «Система работы персонала образовательного учреждения по сохранению здоровья учащихся» »
«Система работы персонала образовательного учреждения по сохранению здоровья учащихся»
Заместитель директора по БЖ Шарко Александра Александровна
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.
Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.
Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов». Можно выделить несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье- текущее состояние органов и систем организма человека.
2. Физическое здоровье- уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье- состояние психической сферы, душевного комфорта.
4. Нравственное здоровье- комплекс характеристик мотивационной и потребностно- информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система нравственных ценностей.
Можно считать, что критериями здоровья являются:
1. Соматическое и физическое здоровье - «я могу».
2. Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека
его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и
полом.
3. Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности
личности и его жизненные позиции.
4. Психическое здоровье - «я хочу»;
5. Нравственное здоровье - «я должен».
От чего же зависит здоровье человека? Какие факторы влияют на здоровье ученика? Насколько далеко здоровье школьников от благополучного?
Состояние здоровья подростков в современных условиях.
Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей и школьников. Серьезность этой ситуации трудно преувеличить, поскольку в ближайшее десятилетие нынешние школьники будут определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный и культурный потенциал.
Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста определяют высокую чувствительность растущего организма к комплексу неблагоприятных социальных, экологических факторов, нарушений гигиенических условий обучения, воспитания, труда, негативных стереотипов поведения. Именно на этом этапе развития наиболее высок риск реализации наследственно обусловленной предрасположенности к нарушениям здоровья.
На формирование отклонений в состоянии здоровья учащихся существенное влияние оказывают факторы биологического риска, условия окружающей среды (в том числе профессионально производственные факторы при трудовой деятельности и профессиональном обучении), социально-гигиенические условия (включая режимы и условия обучения в образовательных учреждениях), а также отсутствие психологических установок на здоровый образ жизни.
В настоящее время при оценке состояния здоровья школьников используются показатели заболеваемости и параметры физического развития. Последние являются достаточно объективным критерием выраженного негативного влияния условий среды, нарушений санитарных и гигиенических нормативов и регламентов, недостаточной эффективности системы медицинского обслуживания и других негативных средовых факторов.
Для принятия адекватных организационных решений и выбора приоритетов в профилактической и лечебно-оздоровительной работе необходима комплексная оценка состояния здоровья детей. Анализ результатов медицинских осмотров свидетельствует о том, что в настоящее время число здоровых детей не превышает 2-9%: оно уменьшалось с каждым годом, и за последнее десятилетие эта тенденция приобрела достаточно устойчивый характер. Во многом это обусловлено интенсивным ростом функциональных нарушений и хронических болезней в школьном возрасте.
Большую роль в происхождении функциональных расстройств играют нервно-эмоциональные факторы.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, лица с так называемыми функциональными отклонениями составляют 24-36%, а с хроническими заболеваниями – 55,4 – 73,4%.
Соматическое здоровье
По данным медицинских осмотров школьников, среди детей, вступающих в подростковый период, и подростков старшего возраста за последнее десятилетие произошел заметный рост частоты нарушений соматического («Сома» - тело) здоровья. В старшей возрастной группе распространенность, как функциональных нарушений, так и хронических болезней возросла в одинаковой степени (на 19%). Среди школьников младшего возраста тенденция к увеличению этих расстройств оказалась боле выраженной: количество функциональных нарушений выросло на 61,6%, хронической патологии – на 53,5%, и в настоящее время она в 1,5 раза выше, чем среди 17 – летних подростков. Распространенность хронических болезней также имеет тенденцию к опережающему росту. Это свидетельствует о крайне неблагоприятном прогнозе состояния соматического здоровья подростков через 5-6 лет.
Рост распространенности функциональных нарушений и хронических болезней произошел преимущественно за счет увеличения частоты поражений сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, позвоночника, ЛОР-органов, эндокринных, обменных и аллергических нарушений. В целом, их распространенность резко возросла и изменилась структура патологии у детей.
Репродуктивное здоровье. Репродуктивные возможности человека являются одним из критериев его здоровья. Формирование, становление репродуктивной функции и, в конечном итоге, репродуктивного здоровья преимущественно зависит от наличия или отсутствия хронических болезней, нарушений физического развития, внешнесредовых и биологических факторов риска и, в наибольшей степени, от процессов формирования менструальной функции, а также гинекологических заболеваний, имеющихся у подростков.
Все это предопределяет не только уменьшение репродуктивного потенциала общества в ближайшие годы, но и вероятное снижение качества здоровья будущих поколений, если не повысить эффективность профилактической работы.
Физическое здоровье
Изучение основных показателей физического развития у учащихся за последнее десятилетие выявило определенные тенденции изменения этого важнейшего параметра состояния здоровья индивидуума.
За последние 10 лет среди подростков обоего пола произошло значительное увеличение числа лиц астенического (ослабленного) телосложения (Среди юношей на 4-5%, среди девушек на 20-22%) при значительном уменьшении числа юношей гиперстеничского телосложения (на 8%) и девушек нормостенического телосложения (на 15%). Наряду с уменьшением параметров длины и массы тела, в последние десятилетия отмечается снижение функциональных возможностей школьников. Об этом свидетельствуют данные динамометрии (показатели мышечной силы) правой кисти. В настоящее время за период школьного обучения (с 8 до 17 лет) у мальчиков показатель динамометрии увеличивается всего в 2,8 раза,
у девочек – в 1,9 раза (в 80-е годы – соответственно в 4,2 и 3,2 раза). Так, за прошедшие годы у 17-летних юношей абсолютные значения динамометрии снизились на 10 кг, у девушек – на 7кг.
Таким образом, в настоящее время можно констатировать формирование устойчивых негативных тенденций динамики состояния здоровья современных школьников. Растет заболеваемость, ухудшается физическое развитие детей этой возрастной группы. Учебные факторы, в частности значительные нагрузки, вносят большой отрицательный вклад в формирование здоровья и развития учащихся, что в значительной мере способствует развитию нарушений социальной адаптации на последующих этапах развития.
Психическое здоровье
Психика детей и подростков особенно ранима, и это делает их слишком уязвимыми в условиях социального неблагополучия, которое переживает наша страна в последние годы. По данным углубленных медосмотров, частота психических заболеваний в детском возрасте достигла 15%, а в подростковом—20-25%, что в 10 раз выше данных официальной статистики. И частота этих расстройств ежегодно нарастает.
В охране психического здоровья детей и подростков ведущая роль принадлежит психогигиене учебных занятий, поскольку на протяжении 9— 11 лет учеба составляет основное содержание их жизни. Кроме того, на эти годы приходятся те периоды, которые принято называть критическими (возраст 7—8 лет и пубертатный), когда растущий организм особенно
реактивен и подвержен невротизирующим влияниям. И в более благополучные, чем теперь, 60-е годы в высказываниях как отечественных, так и зарубежных исследователей понятие «школа» очень часто стояло рядом с понятием «стресс». В последние же годы, когда речь заходит об обучении в школе, почти всегда подразумевается стрессовая ситуация. По данным коллег из Российской академии образования, до 80% современных школьников подвержены неоправданному стрессу. Среди множества причин школьного стресса некоторые наиболее значимые — как объективные, так и субъективные. Это морфофункциональная неготовность детей к обучению в школе; учебные перегрузки; авторитарная педагогика и экзамены. Характер реакции на воздействие внешней среды у детей и подростов в значительной мере определяется уровнем функциональных возможностей, готовности к воздействию тех или иных факторов. От того, насколько требования, предъявленные учебными занятиями и всем режимом школы, соответствуют возможностям и зрелости ребенка, зависят не только успешность обучения, но и его нервно-психическое состояние. Установлено, что большая часть функционально неготовых, «незрелых» учащихся не адаптируется к школе на протяжении всего первого года обучения. У них уже в начале занятий отмечаются значительная потеря массы тела, неудовлетворительные реакции сердечно-сосудистой системы, гораздо более выражена степень утомления, астенические состояния. Эти дети чаще болеют, имеют низкую успеваемость. Исследования показали, что дети, не достигшие к началу обучения необходимой школьной «зрелости», либо не справляются с требованиями учебной программы, либо выполняют их ценой здоровья. Сегодня проблема «школьной зрелости» вновь приобрела остроту и актуальность. Это связано не только со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей, но и с усложнением учебных требований, предъявляемых школой, нарушением преемственности между детским садом и школой. Данные показывают, что среди детей 6-7 лет (речь идет о воспитанниках детских садов) свыше 40% являются «школьно незрелыми», что втрое больше, чем в 70-е годы и вдвое больше, чем в 80-е. Причем среди мальчиков таких детей значительно больше, чем среди девочек. Есть все основания полагать, что среди детей, не посещающих дошкольные учреждения, доля «незрелых» выше. Многие дети довольно неплохо справляются с выполнением тестов, которые отражают уровень развития моторики, мелких мышц кисти руки, но при этом весьма слабо с теми, что отражают общий уровень их психического развития. Это наводит на мысль о том, что в содержании занятий дошкольников имеются некоторые перекосы: преобладает «натаскивание», а не развитие ребенка. Несмотря на существующие рекомендации о тестировании уровня школьной зрелости поступающих в первый класс детей (Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях разного вида», 2.4.2.), оно проводится крайне редко, главным образом тогда, когда образовательное учреждение заинтересовано в отборе учащихся. Между тем по целому ряду причин с каждым годом в школу приходит все больше шести- и даже пятилетних детей. В ситуации, когда возраст призыва в армию все еще не пересмотрен, вряд ли стоит кого-то убеждать в том, что среди шестилетних школяров, впервые переступивших порог одиннадцатилетней школы, прежде всего, окажутся мальчики. И это в условиях, когда, по признанию не только гигиенистов, но и известных педагогов и психологов, массовая школа не готова для их обучения. Не столь давний опыт перехода нашей школы на обучение детей с шести лет показал, как много требуется для того, чтобы надлежащим образом организовать их школьную жизнь. Среди других школьных факторов формирования здоровья детей, пожалуй, наиболее важное значение принадлежит суммарной учебно-воспитательной нагрузке. Одна из характерных особенностей современного школьного образования — появление многообразия видов и типов образовательных учреждений. Пожалуй, самыми заметными стали школы с углубленным содержанием обучения — гимназии, лицеи. Однако модернизация образовательной системы сопровождается серьезными издержками. Сами создатели новых школьных программ осознают, что их не в состоянии освоить даже дети с отменным здоровьем. Значительная часть этих программ (более 40%) сориентирована на углубленный уровень образования, в то время как, по данным Минобразования, доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности — не превышает 15%. Даже обычные программы сегодня не под силу более чем для трети школьников. Перегрузка школьников учебным материалом, по свидетельству дидактов, достигает двадцатикратного превышения возможностей детей. Примечательно, что до 90% инновационной деятельности педагогов сводится к углублению и расширению содержания образования и лишь 10% — к разработке медицински - оправданных технологий обучения. Сегодня, когда введены и действуют новые возрастные нормативы учебной нагрузки, никто не может поручиться, что произошло сокращение не только учебных часов, но и содержания учебных предметов. Замминистра образования А.Ф. Киселев, выступая на одном из всероссийских совещаний педагогов в январе 2001 года, дал такое определение: «Школа — это конвейер знаний, который движется с неприемлемой для ребенка скоростью». Недопустимо большая продолжительность «рабочего дня» даже у самых маленьких детей. И, несмотря на все запреты, всеми правдами и неправдами количество уроков, к примеру, в начальных классах нередко достигает шести. Наиболее ярко влияние учебной нагрузки на функциональное состояние и здоровье прослеживается в сравнительном исследовании учащихся гимназий и массовых школ. Изучение умственной работоспособности школьников выявило увеличение случаев сильно выраженного утомления к концу учебного дня у гимназистов до 55% случаев против 38% в массовых школах. Количество неблагоприятных сдвигов артериального давления к концу учебной недели у гимназистов достоверно больше. Прослежена четкая зависимость числа неврозоподобных реакций учащихся от объема учебной нагрузки. У гимназистов этот показатель достигает 85% против 60% у учащихся массовых школ. К концу учебного года, помимо резкого снижения работоспособности на уроках, у гимназистов уже начальных классов в два раза увеличилась частота гипертензивных реакций.
Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма во сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессорное воздействие на развивающийся детский организм. Длительное пребывание детей в таких условиях способствует «закреплению» негативных сдвигов в физиологических реакциях организма, что формирует невротические расстройства с последующей клинической манифестацией, формированием нарушений деятельности сердца, желудочно-кишечного тракта, других органов и систем. У школьников, подверженных выраженному стрессу, достоверно выше распространенность функциональных нарушений деятельности сердца.
У гимназистов достоверно чаще диагностируются астении, неврозы, обострение хронических заболеваний. Это убедительно свидетельствует о необходимости самого пристального внимания к регламентации учебно-воспитательных нагрузок, использованию таких педагогических технологий, которые учитывают не только учебно-познавательные возможности каждого ребенка, но и состояние его здоровья. Однако, как показывает практика, только трое из десяти учителей интересуются здоровьем своих подопечных. Несмотря на накопленный педагогической наукой потенциал разнообразных технологий и методов преподавания, в большинстве школ России все еще доминирует авторитарный стиль. Между тем для авторитарной педагогики характерна стрессовая воспитательная стратегия формирования личности, деспотизм и подавление естественной активности ребенка. Напряженность, эмоциональный дискомфорт приводят к снижению работоспособности, гасят интерес к учебе и искажают формирование личности ребенка. Одним из основных социально-психологических последствий педагогики, построенной на принуждении, является или полное отторжение навязываемых действий или тех лиц, которые их организуют, или индифферентное отношение к ним. Принудительная педагогика провоцирует агрессивно-репрессивную атмосферу в школе, которая не может пройти бесследно как для ученика, так и для учителя в плане их физического и психического здоровья. Не случайно, что, по данным социологических исследований, только 4—7% учащихся традиционной школы сохраняют интерес к учебе, 40% детей не хотят ходить в школу, 50% неудовлетворенны школьными знаниями, только 10% учащихся радуются встрече с учителем. Авторитарный, профессионально неадекватный учитель способен нанести такой вред нервно-психическому здоровью ребенка, который превышает даже воздействие учебных перегрузок. По данным М.М. Безруких, в классах с авторитарным, жестким педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5—2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным педагогом. Заболеваемость детей в классах с доброжелательным учителем на 25% ниже, чем с авторитарным. О том, сколь опасна и тревожна ситуация, свидетельствует тот факт, что у трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами, а для учителей с 15—20-летним стажем характерны ранние «педагогические кризы» и «истощение». Педагоги сегодня нуждаются в не меньшей социальной и психологической защите, чем дети. Повышенная чувствительность организма школьников к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения приводит к снижению работоспособности, накоплению утомления, повышению уровня их невро-тизации и, в конечном счете создает идеальные условия для развития не только нервно-психических, но и соматических заболеваний. К наиболее выраженным стрессовым ситуациям в школе могут быть с полным правом отнесены экзамены. Весьма образно охарактеризовал состояние экзаменуемого знаменитый писатель Андре Моруа, выступая на съезде французских врачей: «Перспектива трудного экзамена иной раз действует на школяра сильнее самого мощного слабительного. Тревога и страх — сами по себе болезни; наслаиваясь на другой недуг, они ужесточают его течение». Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим напряжением организма школьников. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушения режима отдыха и сна, эмоциональные переживания — все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние растущего организма. К тому же экзамены проводятся в самый неблагоприятный момент — в конце учебного года, когда утомление школьников наиболее выражено, что еще сильнее вредит их здоровью и самочувствию. Контроль за самочувствием более 600 учащихся нескольких московских школ в период экзаменов показал, что испытанию, и весьма серьезному, подвергаются не только их знания, но и здоровье. Характер жалоб этих детей на самочувствие можно с полным основанием рассматривать как проявление стрессовой реакции на экзаменационную ситуацию. Исследованиями доказано повреждающее воздействие экзаменационного стресса на основные показатели суточного биоритма, основных физиологических функций у учащихся. При этом у школьников, отнесенных ко второй (морфофункциональные отклонения) и третьей (хронические заболевания) группам здоровья, экзамены вызывают наиболее выраженные сдвиги, которые у здоровых подростков диагностируются лишь при очень высоких (близких к предельным) уровнях физических нагрузок. У половины детей сдача экзаменов, прежде всего устных, сопровождается повышением артериального давления.
Экзаменационный стресс снижает не только работоспособность, но и сопротивляемость к различным болезням, провоцирует обострение имеющихся. Особенно сильное стрессовое влияние экзамены оказывают на учеников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, а именно эти дети и составляют сегодня большинство. В этой связи очень тревожит отмена документа, на основании которого выпускники школ, страдающие серьезной патологией, освобождались от сдачи выпускных экзаменов. Поэтому педагоги в этой ситуации должны быть максимально внимательными к школьникам «группы риска», изыскать для них из возможных вариантов сдачи экзаменов наиболее щадящий, обеспечить атмосферу доброжелательности в процессе их сдачи. Необходимо вместе с родителями обеспечить «режим благоприятствования», заранее посоветовать проконсультировать у лечащего врача будущего выпускника, имеющего проблемы со здоровьем. Возможно, врач сделает профилактические назначения, которые помогут преодолеть экзаменационный стресс без негативных последствий для здоровья.
Совершенно очевидно, что перед врачами и педагогами встает проблема охраны нервно-психического здоровья школьников, осуществление продуманной системы психогигиенических мероприятий. Существует два направления в этой профилактике:
Первое направление: своевременная диагностика, а при необходимости и коррекция морфофунциональной неготовности детей к обучению; соблюдение возрастных регламентов учебных нагрузок; сокращение содержания учебных программ; гигиеническая экспертиза учебных программ и методик обучения; внедрение технологий обучения, сберегающих здоровье. Личностно ориентированная педагогика, учитывающая возрастно-половые и познавательные особенности детей, их состояние здоровья; культивирование атмосферы доброжелательности; внедрение щадящих методов контроля знаний, индивидуальный подход, тестовая форма контроля знаний. Повышение социального статуса школьного учителя (оздоровительные программы, повышение эмоциональной устойчивости); действенная психологическая помощь учащимся и учителям.
Второе направление: оздоровление детей и повышение функциональных резервов; усиление роли физического воспитания в учебном процессе; формирование устойчивых стереотипов безопасного поведения. Все это и позволит создать в школе стабильную благоприятную атмосферу, уменьшить вероятность возникновения стрессовых ситуаций.
Нравственное здоровье
По мнению Всемирной организации здравоохранения, здоровье должно рассматриваться в наиболее широком контексте его позитивного воздействия на процесс социального и экономического развития. Это позволяет определить здоровье как состояние динамического равновесия между организмом и окружающей его средой.
Старший школьный возраст является критическим не только с медицинских и психологических позиций, но и с социальной точки зрения, особенно в переходном обществе, в период интенсивных экономических и социальных перемен. Данный возрастной период не случайно характеризуется как этап естественного, но весьма болезненного социобиологического кризиса индивидуума.
Подросток находится под мощным влиянием двух неоднозначных процессов: активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности. В период наиболее выраженного роста и развития организма формирование здоровья в значительной мере зависит от социальных факторов, темпов и направленности происходящих в обществе перемен.
Факторы социального характера, влияющие на состояние здоровья подростков, представляются в виде двух взаимосвязанных и взаимообусловленных групп – структурных (образующих) и предрасполагающих факторов. Причем непосредственное влияние оказывают 4 группы предрасполагающих факторов: индивидуальная предрасположенность, экологическая предрасположенность, обстоятельства данного момента и имеющиеся возможности. Их воздействие зависит от факторов, характеризующих основные социальные перемены. В то же время уровень здоровья школьников, в свою очередь, в значительной мере определяет социальные и другие характеристики общества на современном этапе развития и в ближайшем будущем.
Психологические особенности подросткового периода, отсутствие социального опыта на фоне происходящих в России социально-экономических перемен в огромной мере влияют на образ жизни современных детей и формирование привычек, связанных с риском для здоровья. Такие привычки являются характерной чертой процесса взросления, они могут обусловить ухудшение здоровья, зачастую способствуя возникновению у молодого человека ощущение своей «взрослости».
В современной быстро меняющейся социально-экономической обстановке в России возможности распространения среди подростков образа жизни, сопряженного с риском для здоровья, становиться все более широким. В то же время негативные поведенческие стереотипы у подростков связаны с заболеваемостью и смертностью не только в период отрочества, но и в течение всей жизни.
Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что для подростков стала характерна не только широкая распространенность вредных привычек, но и более раннее приобщение к ним.
Курение – один из основных факторов риска формирования расстройств здоровья и одна из основных причин случаев смерти, которые можно было предотвратить. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что чем раньше человек начинает курить, тем больше вероятность развития у него таких патологий, как хронический бронхит, эмфизема, сердечно-сосудистые заболевания, рак легкого. Однако, с точки зрения подростка, курение представляет весьма отдаленную опасность для здоровья.
С другой стороны, информация о риске снижения функциональных возможностей дыхательной системы при курении может произвести достаточно сильное впечатление, особенно на школьников, ориентированных на занятия спортом или другими видами активной физической деятельности. По данным научных исследований, в настоящее время в Российской Федерации девушки наиболее часто приобщаются к курению в возрасте 13-14 лет, юноши в 10-11 лет. Возраст начала курения снизился на 1-2 года.
С 13 до 17 лет частота курения среди юношей возрастает в 3,5 раза, среди девушек – почти в 17 раз. Анализ причин курения показывает, что формирование данной привычки наиболее часто отмечается среди детей, члены семьи, сверстники или друзья которых курят, а также среди работающих подростков и совмещающих учебу с работой.
Распространенность курения среди подростков – школьников
(% от числа опрошенных)
(по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей Научного центра здоровья детей РАМН, 1998г.)
ПОЛ
Класс обучения
7
8
9
10
11
Юноши
13.0
18.4
19.8
31.0
45.1
Девушки
1.8
9.9
17.5
20.5
30.3
Кроме того, установлено, что некоторые психологические черты, сформировавшиеся под воздействием определенных социальных условий, способствуют к приобщению подростков к курению. К таким личностным чертам относятся отсутствие ясных жизненных целей и социальных установок, а также желание как можно раньше приобщиться к «взрослым» стереотипам поведения.
Употребление алкоголя. За последние 30-40 лет во всем мире увеличилось число подростков, употребляющих алкогольные напитки. Психологические особенности подросткового возраста, психическая неуравновешенность в сочетании с внешними факторами и образом жизни формирует определенные условия, способствующие или препятствующие приобщению подростков к употреблению спиртных напитков. На возникновение у молодых людей этой привычки большое влияние оказывают так называемые микросоциальные факторы или факторы внешнего окружения: отношение к алкоголю в семье, среди сверстников, образовательный уровень семьи и лиц составляющих круг общения и др.
Значительные и быстрые социально-экономические и культурные перемены, произошедшие в последние годы в нашей стране, привели к очень выраженному росту распространенности среди подростков употребления алкоголя.
В настоящее время возраст приобщения детей к алкоголю снизился и составляет 11-12 лет. Уже в 13-14 лет выявляется значительное число подростков, регулярно и часто употребляющих спиртные напитки.
Распространенность употребления алкоголя среди подростков младшего и старшего возраста (% от числа опрошенных)
(по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей Научного центра здоровья детей РАМН, 1998г.)
Возраст
Пол
Употребление алкоголя (всего)
Частота употребления алкоголя в месяц
1 раз
2-3 раза
4 раза и более
13-15 лет
Юноши
46.7
36.7
6.7
3.3
Девушки
48.2
46.0
2.2
-
16-17 лет
Юноши
61.4
45.7
11.9
3.8
Девушки
63.2
54.5
6.8
1.9
Частое употребление подростками спиртного, даже при отсутствии алкогольной зависимости, может способствовать возникновению в ближайшее время расстройств здоровья (хронической недостаточности питания, снижение сопротивляемости организма инфекциям, цирроза печени, онкологических заболеваний), а также формированию различных психических нарушений, девиантных (отклоняющихся) форм поведения, и, в целом, образа жизни, сопряженного с риском для здоровья.
Адекватная и эффективная профилактика может явиться действенным средством повышения уровня здоровья населения в будущем.
В настоящее время наиболее важнейшая роль в данной деятельности отводится педагогическим работникам и медицинскому персоналу школ, работающим в структуре отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях.
Большое разнообразие социальных факторов, влияющих на формирование нравственного здоровья у учащихся, определяет необходимость выделения приоритетных и «управляемых» как отдельных факторов, так и их групп. Управляемыми считаются те факторы, на которые можно реально влиять, а это крайне важно для разработки и проведения эффективных программ профилактики нарушений здоровья школьников.
Установлено, что среди социальных факторов наиболее влияющими на уровень здоровья являются: распространенность наркомании и токсикомании, условия жизни и психологический климат в семье, сексуальное поведение, раннее начало трудовой деятельности.
В последнее время в мире одной из ведущих медико-социальных проблем стала проблема распространение среди подростков употребления наркотиков, лекарственных и токсичных веществ, более раннее приобщение к ним.
Медико-социальными исследованиями установлено, что росту наркомании и токсикомании среди подростков во многом способствуют определенные социальные и микросоциальные условия. Отрыв от семьи, ослабление родительского контроля, воспитание в неполных и неблагополучных семьях, прекращение посещения школы ведут к тому, что в современных условиях дети вынуждены переживать стрессы и преодолевать психологические трудности самостоятельно.
Одним из важнейших факторов риска приобщения подростков к употреблению наркотиков и токсических веществ является наличие наркоманов среди сверстников, так как в значительной мере подросток в своем окружении стремиться реализовать свойственные данному возрасту любопытство и склонность к экспериментированию. Именно это более чем у 60% подростков является непосредственной причиной приобщения к употреблению наркотиков и токсических веществ. Вот почему юношей и девушек, знающих в своем окружении сверстников, употребляющих такие вещества, следует относить к группам высокого риска.
Число подростков – школьников группы риска по употреблению наркотиков (% от числа опрошенных)
(по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей Научного центра здоровья детей РАМН, 1998г.)
ПОЛ
Класс обучения
7
8
9
10
11
Юноши
20.3
28.4
42.7
40.5
60.6
Девушки
15.2
19.0
53.6
35.9
56.6
Сексуальное поведение. Одной из особенностей переходного периода является формирование сексуального поведения. Это происходит как ответ на внутренние изменения и психологическую перестройку растущего и развивающегося организма, а также на внешние стимулы.
Социально-экономические и культурные перемены, происходящие в настоящее время в России, их динамизм сопровождаются изменениями типов поведения, особенно среди подростков. Сексуальное поведение характеризуется тем, что традиционные ограничения, налагаемые обществом, стали менее действенны, чем ранее. Увеличивается средний возраст вступления в брак, соответственно возрастает частота добрачных половых отношений и беременностей, растет число абортов, распространенность болезней, передаваемых половым путем.
Формирование определенного типа сексуального поведения у подростков во многом определяется социальными факторами, микросоциальной средой. Более склонны к раскованному сексуальному поведению подростки из неполных семей, семей с плохим психологическим климатом и низким уровнем доходов, а также употребляющие алкоголь и наркотики.
Исследования показывают, что потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни испытывают более чем 80% школьников. При этом в 10-15 лет для них приоритетными являются знания о вредных привычках и их последствиях для здоровья, о «здоровом» питании, о риске сексуальных отношений, о предотвращении экологической катастрофы. Поскольку детей данного возраста больше всего волнуют проблемы курения, алкоголизма и наркомании, представляют интерес их реальные знания в данной области, а также их отношение к различным аспектам проблем. Это тот самый «багаж», который они «носят» в себе.
По мнению подростков, преобладающими мотивами, побуждающими к курению, являются улучшение имиджа или повышение самооценки. Так, каждый четвертый считает, что дети начинают курить, чтобы казаться взрослее, каждый пятый - чтобы выделиться, 15% -чтобы подчеркнуть свою самостоятельность. Столько же подростков начинают курить из любопытства. Влияние компании, стремление не отстать от других выделяет лишь каждый десятый, а по данным анкетных опросов, этот показатель достигает 57%.
13% детей представляют курение как естественный, необходимый атрибут взрослости. Еще меньше детей отмечают подражание курящим родителям (их около 8%). Столько же считают, что с помощью сигареты легче справиться с волнением и неприятностями. 7,7% полагают, что причиной курения является обилие рекламы табачных изделий.
Полученные данные существенно отличаются от результатов анкетных опросов российских детей в предшествующее десятилетие, которые выявили среди главных причин курения подростков стремление не отличаться от компании, что, по-видимому, отражало тенденции коллективизма, свойственные советскому обществу. Сегодня всеми доступными способами и всеми средствами массовой информации (СМИ) культивируется индивидуализм, с ним ассоциируются успех, процветание и... вредные привычки. В частности, именно так рекламировали по телевидению свои сигареты американские табачные компании. Этим же, вероятно, и объясняется потребность сегодняшних подростков улучшить свой имидж и привлечь внимание к своей личности, тем более что многие из них чувствуют себя заброшенными.
91,1% из числа опрошенных детей знают, что курение приводит к опасным болезням и сокращает продолжительность жизни. Более трети их полагают, что курильщики подают плохой пример детям, каждый третий считает курение опасной привычкой, от которой трудно избавиться, каждый четвертый отмечает опасность табачного дыма для окружающих некурящих людей. 23% обеспокоены тем, что начинающие курильщики - будущие родители и курение обязательно скажется на здоровье их будущих детей. Один из пяти подростков к отрицательным последствиям курения относит неприятный внешний вид курильщиков. Менее 10% считают, что зависимость от табака делает человека нервным и раздражительным. 7,7% полагают, что курение может снизить интеллект, ухудшить успеваемость и не позволит многого добиться в жизни. И наконец, курение ухудшает экологическую ситуацию на Земле - так думают 3,7% детей.
Таким образом, мнения детей свидетельствуют о недостаточных знаниях и явной недооценке последствий курения для здоровья людей.
Что касается отношения к курящим, то лишь немногие подростки коснулись этой проблемы. 5,3% опрошенных полагали, что вмешиваться не стоит, потому что курение - личное дело каждого человека, около 5% высказались против продажи сигарет детям. Столько же считают, что нужна правительственная программа борьбы с курением, или настаивают на запрете курения. 3,3% предлагают давать больше информации о вреде курения через все возможные каналы; 2,8% считают, что курильщикам нужны помощь и лечение в специальных центрах; 2,4% настаивают на запрете курения. В целом полученная картина отражает явно недостаточную осведомленность подростков об успехах борьбы с курением во многих странах и неверие в успех таких попыток (низкая эффективность борьбы с курением на примере окружающих).
Есть и позитивные взгляды на данную проблему, которые характерны для детей вообще. Так, около трети опрошенных предлагают в качестве альтернативы занятия спортом, каждый пятый - любое полезное и интересное дело. По мнению 17,5% подростков, курение нужно заменить здоровым образом жизни, который намного интереснее и лучше. Однако они озабочены отсутствием достаточного количества спортивных секций, кружков и т. д.
Таким образом, включение детей в активный поиск альтернатив курению может стать одним из направлений профилактики данной привычки.
Ведущими причинами употребления алкоголя и наркотиков, по мнению почти трети детей, является желание преодолеть стресс или уйти от проблем. То, что в этом нуждаются многие из них, крайне тревожно. Среди других стимулов к употреблению алкоголя подростки выделяют возможность поднять настроение (каждый пятый), его доступность и «общепринятость» (12.3%), а также нежелание отстать от компании (7,7%). По мнению каждого десятого, причина - в недостаточном внимании родителей к детям, в их собственном примере и обилии рекламы алкоголя.
Что касается причин употребления наркотических веществ, то, помимо вышеназванных, каждый третий отмечает возможность испытать интересные ощущения, каждый десятый - невозможность занять себя в свободное время, следование моде, нежелание отстать от компании. Около 10% считают причиной отсутствие внимания по стороны родителей, доступность наркотиков и недостаточную информацию об их вреде.
Среди последствий приема алкоголя и наркотиков подростки выделяют огромный ущерб для здоровья (75,4% и 77,5% соответственно). При этом менее половины детей считают, что употребление алкоголя может перейти в зависимость и в конечном итоге ведет к деградации личности. Что касается наркотиков, то, по мнению 42,6%, они опасны не только для здоровья, но и для жизни людей, 69,6% утверждают, что употребление может легко перейти в опасную привычку, но почти треть не верит в это. Каждый пятый полагает, что и алкоголизм, и наркомания причиняют огромный ущерб семье и несут серьезную угрозу будущему потомству, каждый третий убежден, что ради наркотиков наркоман способен на любые преступления. В то же время 4,3% детей уверены, что в небольшом количестве наркотики безвредны, 17,7% допускают, что прием умеренных доз алкоголя неопасен. 10% опрошенных предложили меры по борьбе с алкоголизмом и наркоманией и профилактике этих явлений, среди которых главными являются организация свободного времени подростков и изменение государственной политики в данной области.
В настоящее время дети достаточно информированы о разрушительном воздействии на здоровье тех или иных вредных привычек. Однако не отмечается устойчивого отрицательного отношения к ним. Почти 80% школьников знают, что такое здоровый образ жизни. Но это мало влияет на выбор поведения. В значительной мере такая ситуация может объясняться тем, что ценностные ориентиры здорового образа жизни не являются приоритетными ни в семьях, ни в деятельности систем здравоохранения, образования, правовой защиты и не заложены в основу воспитания подростка как личности.
Представленные данные свидетельствуют о крайне низкой эффективности проводимой в настоящее время профилактической работы. За последние годы остро назрела необходимость пересмотра ее принципов, методов и организационных подходов.
От чего же зависит здоровье человека? Какие факторы влияют на здоровье ученика? Насколько далеко здоровье школьников от благополучного?
В нашей школе проводилась Всероссийская диспансеризация учащихся с привлечением следующих специалистов: окулист, лор, невропатолог, эндокринолог, стоматолог и педиатр. Были осмотрены 42 класса, всего 1120 человек.
Среди выявленных патологий первое место занимают заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и сколиозы). К 11 классу каждый второй ученик имеет ту или иную патологию позвоночника. Одной из причин является не соблюдение нормы груза портфеля с учебным комплектом, так в начальной школе ранец весит на 2 – 2.5 кг. тяжелее положенного, шестиклассники носят учебников и пособий на 6,4 кг. тяжелее положенного – это в 2 раза больше нормы.
Класс
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
Всего учащ.
100
161
109
99
139
140
112
131
71
53
Имеют заболевание
27
74
60
62
91
92
68
84
37
39
Проценты
27
46
55
63
65
66
66
66
60
74
По школе 634 человека – 57%.
На втором месте - патология зрения. Причина – не соблюдение режима зрения, чрезмерное увлечение компьютерами, телевизором. В школе 2 ребенка инвалида по зрению.
Класс
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
Проценты
7
11
17
29
20
40
42
44
21
49
По школе 300 человек – 27%.
На 3 – м месте заболевание щитовидной железы:
Класс
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
Проценты
6
23
28
25
52
34
21
24
11
10
Всего по школе 234 человека – 21%.
На 4 –м месте стоят заболевания ЦНС. Учебная нагрузка многократно растет, а возможности детей воспринимать знания изменяются не так стремительно. Постоянное перенапряжение, усталость, недосып приводят к тому, что дети страдают неврозами, вегетативными дистониями и др. патологиями. На диспансерном учете у невропатолога находится 21 ребенок, только 8 взято за последний год, оперируемая опухоль у 1 учащегося, 8 детей имеют эпилепсию, 2 ребенка инвалида обучаются на дому.
Класс
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
Проценты
3
9
6
8
5
11
11
11
27
35
Итого по школе 126 человек – 12%.
Школьный гастрит - в прямом смысле такого термина нет, но эпоха быстрого питания и пустых калорий вывела болезни органов пищеварения на одно из первых мест. Сегодня каждый десятый ребенок имеет гастродуоденит и др. заболевания пищеварительной системы. Одна из причин состоит в том, что все меньше детей едят в школе горячую пищу. Если ученики начальных классов получают обеды почти все, то дети постарше питаются в буфетах на скорую руку и страдают «скрытым» голодом, когда при нормальной калорийности рациона организм ребенка недополучает важнейшие аминокислоты, микроэлементы, витамины. Поэтому в школе не должно быть продуктов, содержащих пустые калории – газированных вод, чипсов, мороженного. Это должны быть молочные, хлебобулочные изделия с пониженным содержанием жира и сахара. Диагноз: хронический гастрит имеют 126 учащихся – 12%.
Класс
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
Проценты
3
14
4
19
9
22
19
18
10
8
Ожирение у 47 человек – 4%, четверо второклассников имеют пониженную массу тела.
Патология ЛОР органов выглядит следующим образом:
Класс
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
Проценты
11
12
7
17
9
16
20
12
18
15
Тугоухость наблюдается у 8 детей, 1 ребенок инвалид.
Всего 148 человек – 13%
За последние годы резко возросло число детей с диагнозом: бронхиальная астма, наблюдается увеличение процента детей, имеющих 3,4,5 группу инвалидности. В школе, в первом классе 1 ребенок инвалид по данному заболеванию, на диспансерном учете находятся 22 ребенка, 5 взято за последний год – итого 2%.
Результаты анализа этих данных представлены в диаграмме.
Диаграмма наглядно демонстрирует неблагоприятную ситуацию со здоровьем школьников.
В соответствии с выявленными заболеваниями определяется система медицинских и педагогических мероприятий. Эти мероприятия имеют конкретную цель: восстановление утраченных резервов здоровья ребенка. Но вместе с тем у них разные задачи и средства. Задачи медицинских работников: выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения, а также дальнейшая профилактика выявленных заболеваний. Что касается школы, то ее основная задача - создание необходимых условий, отвечающих состоянию здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины - воздействовать на причины болезни, то задача педагогики - воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин. Причины здоровья - это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.
Возникает вопрос, какие же факторы влияют на причины здоровья ученика? Отметим лишь те из них, которые непосредственно связаны с организацией работы школы:
1. Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
2. Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
3. Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
4. Уровень психологической помощи учащимся.
5. Состояние микроклимата в школе и дома.
В первую очередь это касается организации воспитательно-образовательного процесса, соблюдения санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения, психологического обеспечения учебного процесса, организации здорового режима учебного дня, двигательной активности, требований к организации медицинского обслуживания, питания. Кроме перечисленных выше объективных факторов, существует ряд субъективных. Главный из них: «знания» взрослых людей (учителей, родителей) о здоровом образе жизни не стали их убеждениями, нет мотивации к заботе о собственном здоровье, следовательно, нет и подготовленности учителя по вопросам сбережения здоровья школьников. Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальнейшей задачей современной школы.
Так что же такое школа со здоровьесберегающей средой? Это прежде всего такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это педагогическая система, в которой должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, эффективная коррекционная и реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровье сберегающую деятельность, способы формирования личностных концепций здоровья, выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях. Создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть школьник, является основой формирования здоровьесберегающей среды учебного заведения. Необходимо, чтобы девиз медиков «primo non nocere!» («прежде всего не навреди»), стал и девизом педагогов.
Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья детей: диагностика соматического, физического, психического состояния и функциональных возможностей организма человека. Одной из задач здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые обеспечили бы высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.