kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Справка о состоянии преподавания осетинского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В качестве цели обучения осетинскому языку в общеобразовательных учреждениях выступает коммуникативная компетенция, под которой понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Согласно ФГОС по осетинскому языку к завершению обучения в основной школе выпускники должны достичь  допорогового уровня владения изучаемым языком, а по окончании средней (полной) школы порогового уровня.
            Эти требования  находят своё отражение в заданиях государственной итоговой аттестации по осетинскому языку в традиционной форме  (9, 11 классы). Выполнение данных требований невозможно без применения в учебном процессе современных педагогических технологий.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Справка о состоянии преподавания осетинского языка »

Справка

о состоянии преподавания осетинского языка


     В качестве цели обучения осетинскому языку в общеобразовательных учреждениях выступает коммуникативная компетенция, под которой понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Согласно ФГОС по осетинскому языку к завершению обучения в основной школе выпускники должны достичь допорогового уровня владения изучаемым языком, а по окончании средней (полной) школы порогового уровня.
   Эти требования находят своё отражение в заданиях государственной итоговой аттестации по осетинскому языку в традиционной форме (9, 11 классы). Выполнение данных требований невозможно без применения в учебном процессе современных педагогических технологий.
   Творчески работающие учителя создают благоприятные условия для прочного овладения учащимися лексико-грамматическим материалом, приобретения ими умений самостоятельно пользоваться родным языком как средством общения. Так, учителя Габуева Н.Т., Битарова С.Ш. широко практикуют технологию обучения в сотрудничестве, разноуровневое обучение, организуют проектную деятельность учащихся, ролевые игры, диспуты, конференции, конкурсы. Учителя Дзебисова З.Ф.,Соскиева Ж.Я.,Цориева Л.М.,Цакоева Л.К. применяя интерактивные технологии, обеспечивают возможность каждому ученику осознать, осмыслить новый языковой материал, получить устную практику, достаточную для формирования необходимых навыков и умений, расширить свой кругозор и научиться самостоятельно работать над родным языком.
     Одним из факторов, дающим возможность проанализировать ситуацию овладения родным языком учащимися являются результаты школьного, городского туров олимпиад по осетинскому языку и литературе.   Результаты анализа в области чтения и аудирования свидетельствуют о том, что у старшеклассников в целом сформированы умения понять основную мысль и тему текста. Учащиеся умеют извлекать заданную информацию из художественных текстов, однако намного ниже сформированы умения извлекать заданную информацию из научно-популярных текстов. Старшеклассники не умеют абстрагироваться от ненужных подробностей и обходить незнакомые слова, не влияющие на понимание основного содержания прочитанного или прослушанного.
   Учащиеся достаточно хорошо справляются с монологическим высказыванием по предложенной ситуации, так как оно, как правило, заранее подготовлено самостоятельной работой, и общение с собеседником ограничивается ответами на один-два вопроса. Диалогическая речь оказывается значительно сложнее, так как требует умения не только аргументировано высказывать свою точку зрения, но и запрашивать от собеседника информацию, перерабатывать её, учитывать его мнение, реагировать на его отношение к проблеме, предлагать новые варианты проблем для обсуждения, быстро ориентироваться и перестраиваться по ходу беседы.
    Слабым местом речевых умений остаётся оценочная реакция, являющаяся важным показателем готовности к общению на осетинском языке. Следует отметить, что заданиям, требующим рассуждения, интерпретации, собственного доказательства, умозаключения, критического мышления пока ещё на уроках уделяется недостаточно внимания. Вопросы учителя, призванные стимулировать речемыслительные процессы обучаемых, нередко направлены на выявление поверхностного понимания содержания текста, а не на выявление причин и следствий событий и систематизацию информации.
   Основными причинами снижения баллов в заданиях базового уровня по устной речи на городской олимпиаде школьников были следующие:

1.      Ограниченность аргументов в пользу своей точки зрения, приводящей к повтору одной мысли.
2.      Демонстрация монолога вместо диалога.
3.      Отсутствие зрительного контакта с собеседником.
4.      Излишняя застенчивость и молчаливость или чрезмерная говорливость, ведущая к «монополизации беседы».
5.      Неумение слушать собеседника и вербально реагировать на его высказывания и реплики: недостаточное включение мыслей, высказанных собеседником, в свои последующие реплики, а также недостаточное владение коммуникативной ролью слушающего. 
6.      Ограниченный выбор дискурсивных средств для ведения полемики.
7.      Ограниченный словарный запас, повтор лексических единиц.
8.      Отсутствие естественности вербального поведения, конструирование речи на основе внутреннего перевода с русского языка.
9.      Грамматические ошибки и произносительные неточности.
     Анализ посещённых уроков даёт основание назвать типичные недостатки в организации учебного процесса по осетинскому языку в начальной школе. 
     Это, прежде всего, слабо выраженная целенаправленность урока, нечёткое определение конечного результата работы над учебным материалом и неточная формулировка практических задач. Как следствие учителю не хватает времени из-за его нерационального распределения и выбора неадекватных и мало эффективных приёмов и форм обучения.
     Важный резерв повышения эффективности учебного процесса – это обеспечение максимального участия каждого ученика в коммуникативной деятельности и подготовке к ней. В рамках коммуникативного обучения большое внимание должно уделяться развитию у учащихся творческой письменной и устной речи на осетинском языке. Высоко ценятся способности рассуждения, высказывания своего мнения, отношения, проявление творческих способностей. К сожалению, на практике данные критерии нередко не принимаются во внимание. Предлагая учащимся высказаться по определённой теме, учитель, как правило, задаёт им наводящие вопросы, помогая и стимулируя, как ему кажется, к говорению. При организации дискуссии учитель, традиционно ориентируясь на среднего ученика, сам составляет вопросы, на которые должны опираться учащиеся. Ученики отвечают на вопросы, не задумываясь о содержании темы, и в результате оказываются неспособными ориентироваться в содержании, выделять для себя главное, мыслить самостоятельно, творчески подходить к решению проблемы.
Одним из существенных недостатков является недостаточно эффективная организация педагогического общения на уроке. Наиболее часто используется форма учебного общения «учитель – ученик». При этом роли неравноправны, так как учитель управляет деятельностью обучаемого и ставит его в зависимое положение, что не способствует свободе общения, приводит к скованности, боязни сделать ошибку, снижает мотивацию. Обучению в сотрудничестве наиболее соответствует общение «ученик – ученик». Такое общение происходит более комфортно и естественно, так как партнёры находятся в равном положении и чувствуют себя раскованно, стремясь реализовать своё коммуникативное намерение наилучшим образом. Одной из эффективных форм организации общения в режиме « ученик – ученик» является ролевая игра. 
На старшей ступени полной средней школы пока ещё имеет место использование в основном тех же приёмов обучения, что и в базовом курсе, тогда как удельный вес некоторых видов работы должен меняться. Приёмы учебной деятельности в старших классах должны опираться на умения работать с текстом (выписывание, составление плана, тезисов, опорных конспектов) и на специальные умения (словообразовательный анализ, грамматический анализ, перевод отрывков, вызывающих затруднения, и др.). Возрастает роль реферирования и аннотирования как видов устного и письменного высказывания. Это требует использования таких приёмов учебной деятельности, как   анализ отдельных слов и предложений текста для лучшего понимания их значения и смысла текста в целом, поиск смысловых опор, выделение смысловых вех, сжатие текста, интерпретация и оценка содержания.
     Наблюдения за учебным процессом показывают, что многие учителя односторонне рассматривают процесс индивидуализации обучения. В большинстве случаев речь идёт о варьировании объёма заданий и их сложности. Более эффективной является индивидуализация обучения по следующим параметрам:

1)      По характеру заданий и темпу их выполнения:

         учащимся предлагаются одинаковые задания, но скорость их выполнения разная;

         учащиеся получают одинаковые задания, но различной трудности;

         учащиеся выполняют разные задания.

     2) По организационным формам работы:

         сильные учащиеся работают самостоятельно;

         слабые работают с учителем или сильными учениками.

     В целях совершенствования умений учащихся в области устно-речевого общения можно предложить следующие рекомендации:

1.      Оценивать умения, опираясь на следующие критерии:

         полнота содержания;

         логика в организации текста;

         умения взаимодействия с партнёром;

         лексическое оформление речи;

         грамматическое оформление речи;

         произношение.

2.      Предлагать больше заданий, способствующих развитию инициативы, самостоятельности, активности и находчивости при ответах, анализировать и имитировать как можно больше образцов аутентичной устной речи, обращая внимание на речевое поведение собеседников, способы вежливого перебивания, добавления и возражения.

3.      Развивать умение чётко выполнять поставленную речевую задачу.

4.      Развивать умение задавать вопросы, обсуждать проблему, высказываясь как «за», так и «против», запрашивать мнение собеседника, предлагать ему выступать со своими предложениями.

5.      Тренировать в употреблении лексического и грамматического материала при заполнении пропусков в связном тексте.

Для совершенствования умений в области чтения можно рекомендовать:
1.      Дополнительно к текстам учебника использовать аутентичные тексты различных жанров, в том числе журнальные и газетные статьи, объявления, рекламы, путеводители и др., используя разные источники информации, в том числе и материалы сети Интернет.
2.      Обучать различным приёмам чтения в зависимости от коммуникативной задачи: понимание основного содержания (ознакомительное чтение), полное понимание содержания (изучающее чтение), выбор и понимание нужной информации (поисковое чтение). Так, например, умение понять основное содержание прочитанного не предполагает полного понимания всего текста, достаточно определить тему, выделить основную мысль, выбрать главные факты.
3.      Уделять больше внимания формированию таких умений, как делать выводы из прочитанного и интерпретировать содержание текста.
4.      Формировать умение языковой догадки и умение быстро просматривать текст, чтобы получить представление о его общем содержании.
5.      Объяснять учащимся, что в текстах всегда содержится определённый процент незнакомых слов, учить справляться с проблемой незнакомых слов. Для этого необходимо тренировать следующие умения:

         догадываться о значении незнакомых слов по контексту;

         узнавать интернациональную лексику и догадываться о значении незнакомых слов, используя знания русского языка;

         не обращать внимания на незнакомые слова, если они не препятствуют извлечению запрашиваемой информации из текста.

Основные причины снижения баллов в заданиях по письменной речи следующие:

1.      Несоответствие или неполное соответствие содержания заданной теме, отклонения от темы.

2.      Отсутствие аргументации, неумение убеждать адресата в своей точке зрения.

3.      Включение в текст сочинения заготовок, неорганично вписывающихся в содержание.

4.      Использование в письменной речи разговорного стиля.

5.      Отсутствие соединительных конструкций в тексте, замена их на союзы, которые в письменной речи могут служить только для соединения внутри предложения, но не предложений внутри текста.

6.      Наличие большого количества лексических шаблонов.

7.      Нарушение синтаксических особенностей предложений письменной речи (или слишком простые короткие предложения, или, наоборот, слишком длинные).

Обеспечить максимальное участие каждого ученика в коммуникативной деятельности помогут:

         Диалогизация обучения, то есть концентрация внимания на формировании умений расспроса, расширенного ответа, умения провести инициативный поворот беседы.

         Стимулирование инициативной речи про себя, что предполагает готовность ученика к ежесекундно возможному включению его в общение товарищей. 

В качестве речевого стимула могут быть монологическое сообщение, фронтальная беседа «учитель – класс» и все виды диалогов.
Активизации речемыслительной деятельности способствует неожиданное индивидуальное вовлечение ученика в речевую деятельность одноклассников. Учитель может пользоваться специальными сигналами, адресованными тому или другому ученику, побуждая его к уточняющим вопросам, к высказыванию возражений, дополнению и др.

Большую роль играет коллективная подготовка к решению общей коммуникативной задачи. Один из вариантов такой работы – проектная деятельность. Учащиеся индивидуально, попарно или в микрогруппах готовят отдельные составные части проекта и, таким образом, заключительное мероприятие по защите всего проекта. Заранее решается, каким будет воплощение каждого из компонентов (инсценировка, диалоги-споры, интервью, совместное составление сообщения в форме письма и др.). При этом значительное место должен занимать поиск учащимися дополнительной информации из аутентичных источников (газет, журналов, справочников, словарей). Обработка информации предполагает её обобщение и развитие умения представлять отобранную информацию в виде таблицы, схемы, компьютерной презентации.

Устранение указанных в справке недостатков должно способствовать совершенствованию образовательного процесса по осетинскому языку в начальной школе,в среднем звене и старших классах.

Май, 2014 г.



Конец формы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Справка о состоянии преподавания осетинского языка

Автор: Джиоева Зарема Итлбековна

Дата: 09.06.2015

Номер свидетельства: 218632


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства