Просмотр содержимого документа
«Создание в школьной библиотеке благоприятных условий, способствующих развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей oдарённых детей»
Создание в школьной библиотеке благоприятных условий, способствующих развитию интеллектуального потенциала,
творческих способностей и личностных качеств одарённых детей
«Давно уже замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития» (Г.Плеханов). Современная школа должна быть тем благоприятным местом, в котором созданы все условия для своевременного выявления и развития детской одаренности.
В каждом учебном заведении существует определенная система работы с одаренными детьми. Над проблемой выявления, поддержки и развития талантливых учащихся работает весь педагогический коллектив школы: администрация, учителя-предметники, классные руководители, педагог-психолог. Немаловажное значение в данной работе имеет совместная работа школьного библиотекаря с педагогическим коллективом школы над развитием детской одаренности.
В нашей школе есть совместный план взаимодействия школьного библиотекаря с администрацией школы, учителями-предметниками, классными руководителями по работе с одаренными детьми. В этом учебном году у нас сменился библиотекарь, но за два месяца ее работы Коваль Светлана Ивановна зарекомендовала себя как ответственного, исполнительного, творчески-мыслящего специалиста, способного найти индивидуальный подход к каждому ученику школы. Несмотря на столь короткий срок работы в школе, библиотека стала для наших ребят основным местом препровождения во время перемен. Светлана Ивановна систематически организовывает выставки к памятным датам, предметным неделям, привлекая учащихся яркостью и красотой оформления, тем самым давая возможность учащимся познакомится с литературой по данной тематике, то есть привить любовь к чтению. А чтение любой литературы – это источник знания, а следовательно и развития одаренности, особенно интеллектуальной.
Проблема одарённости детей волновала людей всегда. Учителя стремятся как можно раньше выявить способности у детей. Задача библиотекаря - помочь, поддержать ту искорку интереса, которую зажёг учитель на уроке. А если учесть, что задатки таланта есть в любом ребёнке, то очень важно относиться к каждому ребёнку как к будущему гению!
Современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане. Учить этому нужно с детства: то, что заложено в детстве, потом развивается и совершенствуется. От состояния культуры детства зависит культура всего общества.
Нравственно-эстетические и духовные потребности современных детей и подростков – категория изменчивая, что связано с влиянием СМИ, компьютерных технологий, аудио-видео-культуры. Чтобы их развивать, нужно постоянно их изучать. Педагогов и библиотекарей всего мира беспокоит отчуждение детей от серьёзного чтения, что качественно снижает уровень интеллекта личности, не даёт пищу для ума и души.
Культуру ребёнка, его художественные и творческие способности и интересы развивают и семейная обстановка, и школа, и круг ровесников, и, конечно, же книги.
Школьная библиотека – место, где любой ученик может получить книги и информацию, приобщиться к источникам мировой культуры.
Одними из основных задач библиотеки являются:
- Обеспечение помощи во внешкольной деятельности и выполнении домашней работы.
- Помощь в решении проблем. Поощрение любительских занятий (хобби).
- Помощь в формировании активной жизненной позиции.
- Расширение кругозора и приобщение к книге.
Для выполнения этих задач необходима систематическая работа библиотеки с одарёнными детьми.
Особое внимание хотелось бы обратить внимание на умение библиотекаря построить индивидуальную работу с учеником. Популяризация чтения среди ученической общественности – это, конечно же, одна из основных задач по выявлению детской одаренности. Но немаловажную роль играет работа с детьми, которые целенаправлено приходят в библиотеку за определенной помощью и с определенным интересом. При подготовке к олимпиадам, написании научно-исследовательских работ МАН, творческим интеллектуальным конкурсам не обойтись без систематической работы школьного библиотекаря. В 2015 – 2016 учебном году при написании научно-исследовательских работ МАН ученицы 10-А класса Желякова Валентина и Буянская Алена максимально использовали возможности школьной библиотеки. Именно благодаря помощи школьного библиотекаря, которая помогла подобрать нужную ученикам литературу, составить список использованных источников и литературы, учащиеся заняли призовые места в районном этапе конкурса-защиты научно-исследовательских работ МАН.
Работа школьной библиотеки направлена на развитие интеллектуальных способностей учащихся, общей эрудиции, расширения кругозора. С этой целью систематически проводятся тематические выставки художественной и научно-популярной литературы, викторины по прочитанным книгам, конкурсы чтецов, дискуссии, составляются списки рекомендованной для чтения литературы в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями учащихся.
Определенную роль в формировании читательского интереса, творческого поиска играют библиотечные уроки. На таких мероприятиях обсуждаются примеры для подражания из жизни, книги, видеофильмы, произведения искусства и другие материалы, вызывающие интерес у учащихся.
Встреча с одарёнными учениками является для библиотекаря своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном отношении, что даёт возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления. Поэтому работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности специалистов: желание работать нестандартно, наличие поисковой активности, любознательности; знание психологии одарённых, способных детей. И библиотекарь нашей школы соответствует перечисленным требованиям.
Огромное значение в деле развития талантов в библиотеке имеет общение библиотекаря с читателем и читателей – между собой. Я имею в виду не столько профессиональное общение: читал или не читал, что бы ты хотел и что тебя интересует, но, прежде всего личностное живое общение читающих людей. Это общение ситуативное, его подсказывает сама жизнь и те реальные условия, в которых происходит встреча интересных друг другу людей. Жизнь показывает, что именно в таком непринужденном общении, связанном с интересами общающихся людей, более всего нуждаются наши дети.
Работа школьной библиотеки направлена на формирование основной цели: создание системы работы с одаренными школьниками на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности. Не информация и технологии и даже не достижения одаренных детей должны ставиться библиотекарем во главу угла своей деятельности по выращиванию талантов, а сама личность ребенка, его духовный мир, мир его стремлений и ценностей. Закончить свое выступление хочу словами А.Камю, который говорил: «Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу. Труд, его упорядоченность и заложенное в нем смирение образуют, таким образом, основу свободного творчества».