kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно-деятельностный подход в обучении как методологическая основа ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

Основная идея этого подхода состоит в преобразовании процесса обучения таким образом, чтобы главной целью стала не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие учащихся за счет их активного включения в процесс познания. Обучение, построенное на основе ситемно-деятельностного подхода, опирается на теорию учебной деятельности, а значит, включает в себя мотив, проблемную ситуацию, учебную задачу и учебные действия (УУД).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в обучении как методологическая основа ФГОС »

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Марий Эл «Звениговская санаторная школа-интернат»








Педагогический совет


Системно-деятельностный

подход в обучении как методологическая основа ФГОС









Заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

Иванова Л.Н.












Звенигово, 2015


Педагогический совет

Тема: «Системно-деятельностный

подход в обучении как методологическая основа ФГОС»


2.Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

4Основная идея этого подхода состоит в преобразовании процесса обучения таким образом, чтобы главной целью стала не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие учащихся за счет их активного включения в процесс познания. Обучение, построенное на основе ситемно-деятельностного подхода, опирается на теорию учебной деятельности, а значит, включает в себя мотив, проблемную ситуацию, учебную задачу и учебные действия (УУД).

5В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

6Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

7Главная задача новых образовательных стандартов обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.

8Поэтому, неслучайно в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения».

9Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

10Во всех системах и учебно-методических комплектах, будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство».

11Сегодня наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.


12Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

13Этот принцип я взяла за основу своей педагогической деятельности. Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Именно в действии порождается знание.

14Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.


15Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:


1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.



16. Я, считаю, что все уроки, должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.

Легко ответить на вопрос: «Какой урок ценнее, современнее: тот, который построен по одному общему сценарию, или урок с гибкой структурой?» Ещё К. Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета. Поэтому хороший современный урок – это урок, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется.

17. Как человек учится чему-либо? Очевидно, что для того, чтобы учиться чему-либо, ученик должен дать себе соответствующую установку - поставить цель.

Итак, ученик поставил перед собой цель что-то узнать. У него возникло затруднение. 

Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:

- Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)

- Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)

- Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который   включается составление плана, определение способа и средств достижения цели).

- Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени).

18. Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два шага.

Первый шаг - до постановки цели деятельности - направлен на выяснение того, чему надо учиться.

Задача второго шага - поставить цель и самому найти нужные знания и умения.

19. Я предлагаю Вам рассмотреть все шаги для уроков «открытия» нового знания:

  1. Мотивация учебной деятельности ( 1-2 мин.)

2.Актуализация знаний

3. Выявление места и причины затруднений

4. Построение проекта

5. Открытие детьми нового знания

6. Первичное закрепление

7.Самостоятельная работа

8.Включение в систему знаний и повторение

9. Рефлексия учебной деятельности.


20. Рассмотрим некоторые фрагменты урока русского языка, 4 класс


Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

женского рода»

Изучение нового материала.

- Внимание на экран: нож, рожь, камыш, пляж, глушь, врач, речь, ночь, вещь.

- Прочитайте слова хором.

- Что общего в них? (сущ., ед.ч., с шипящим на конце)

- Какие слова вы хотели бы исследовать? (врач, ночь)

- Хором произнесите слово – врач.

- Выделите последний звук.

- Дайте характеристику последнему звуку (согл., неп., глух., мягк., щипящий)

- Произнесите слово – ночь.

- Выделите последний звук.

- Дайте его характеристику.

Учитель: Верно, [ч'] – всегда мягкий, но почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет? ( Мы затрудняемся ответить на этот вопрос)


- В этом вопросе заключается секрет Ь.

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Появляется на доске)

- Что же вы думаете узнать сегодня на уроке?

Поставьте перед собой цели.

(Мы должны узнать, в каких случаях пишется Ь)

- Вернемся к словам, которые мы видели на экране.

- На какие группы и по какому признаку можно разбить данные слова? (с Ь и без Ь)

- Сгруппируйте данные слова. (1 у доски)

- Прочитайте хором слова 1 столбика.

- Что объединяет данные слова? (сущ., ж.р., с шипящ., Ь)

- Прочитайте слова 2 столбика.

- Что их объединяет?

- Когда же пишется Ь у существительных в конце после шипящих?

- На что указывает Ь? (Это орфограмма, ее надо запомнить)

- Когда у существительных после шипящих не пишется Ь?

- Сформулируйте правило правописания Ь на конце существительных после шипящих.

- Сравните его с сообщением авторов учебника

- Когда же пишется Ь на конце существительных?

- Составим алгоритм правописания Ь после шипящих.

- Чтобы грамотно писать существительное с шипящим на конце, мы должны определить:


1 шаг часть речи

2 шаг существительное


Жен.род Муж.род

с Ь без Ь


- Проговариваем шаги алгоритма.

 На заключительном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Полученный результат соотносится с поставленной целью, фиксируются неразрешенные затруднения, намечаются перспективы будущей учебной деятельности.

21. Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении.

Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. 

Завершая сегодняшний разговор, хочется напомнить слова американского журналиста Эвви Неф: «Каждая проблема имеет решение, единственная трудность заключается в том, чтобы его найти».




Список используемой литературы.

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов / А.Г. Асмолов .- М.: Просвещение, 2008.- №2.

2. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / И. Гревцова // Школьные технологии, 2003. - № 6.

3. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии, 2003.- N 6. - 30 с.

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.,Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).

5. Дусавицкий А.К.. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 243 с.

6. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева. – М.: Просвещение.- 2011.-№4. -96 с.

7. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться» / Л.Г. Петерсон. - М.: Просвещение, 2006.- 167 с.

8. Петерсон Л.Г., Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии / Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, Л.Г. Петерсон. - М.: Школьные технологии, 2006. – 312 с.

9. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. – 139 с.

10. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
11. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468





Решение педагогического совета по теме:

«Системно-деятельностный подход в обучении

как методологическая основа ФГОС»



  1. Продолжить методическое просвящение педагогического коллектива по теории и практике системно-деятельностного подхода в обучении через группы профессионального мастерства, педсоветы, заседаний МО, семинары.

В течение 2014-2015 уч. года

Зам.директора по УВР, руководители МО.

  1. Использовать теоретические знания и опыт работы коллег для активизации применения деятельностного подхода в учебном процессе.

В течение 2014-2015 уч. года

Учителя.


  1. Всем педагогам активизировать работу по самообразовательной деятельности, посещая уроки коллег с целью изучения опыта реализации СДП.

В течение 2014-2015 уч. года

Учителя, воспитатели.


  1. Продолжить повышение качества образовательного процесса в обучении и повышения профессионального уровня через курсовую подготовку.

В течение 2014-2015 уч. года

Учителя, воспитатели.


  1. Разместить материалы педсовета о системно-деятельностном подходе в обучении на школьном сайте.

Февраль, 2015

Зам. директора по УВР, ответственный за заполнение сайта



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Системно-деятельностный подход в обучении как методологическая основа ФГОС

Автор: Иванова Лариса Николаевна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179675


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства