Системно-деятельностный подход в обучении как методологическая основа ФГОС
Системно-деятельностный подход в обучении как методологическая основа ФГОС
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.
Основная идея этого подхода состоит в преобразовании процесса обучения таким образом, чтобы главной целью стала не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие учащихся за счет их активного включения в процесс познания. Обучение, построенное на основе ситемно-деятельностного подхода, опирается на теорию учебной деятельности, а значит, включает в себя мотив, проблемную ситуацию, учебную задачу и учебные действия (УУД).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Республики Марий Эл «Звениговская санаторная школа-интернат»
Педагогический совет
Системно-деятельностный
подход в обучении как методологическая основа ФГОС
Заместитель директора по УВР,
учитель русского языка и литературы
Иванова Л.Н.
Звенигово, 2015
Педагогический совет
Тема: «Системно-деятельностный
подход в обучении как методологическая основа ФГОС»
2.Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.
4Основная идея этого подхода состоит в преобразовании процесса обучения таким образом, чтобы главной целью стала не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие учащихся за счет их активного включения в процесс познания. Обучение, построенное на основе ситемно-деятельностного подхода, опирается на теорию учебной деятельности, а значит, включает в себя мотив, проблемную ситуацию, учебную задачу и учебные действия (УУД).
5В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
6Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
7Главная задача новых образовательных стандартов обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.
8Поэтому, неслучайно в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения».
9Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
10Во всех системах и учебно-методических комплектах, будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство».
11Сегодня наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.
12Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
13Этот принцип я взяла за основу своей педагогической деятельности. Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Именно в действии порождается знание.
14Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
15Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
16. Я, считаю, что все уроки, должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.
Легко ответить на вопрос: «Какой урок ценнее, современнее: тот, который построен по одному общему сценарию, или урок с гибкой структурой?» Ещё К. Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета. Поэтому хороший современный урок – это урок, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется.
17. Как человек учится чему-либо? Очевидно, что для того, чтобы учиться чему-либо, ученик должен дать себе соответствующую установку - поставить цель.
Итак, ученик поставил перед собой цель что-то узнать. У него возникло затруднение.
Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:
- Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)
- Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)
- Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который включается составление плана, определение способа и средств достижения цели).
- Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени).
18. Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два шага.
Первый шаг - до постановки цели деятельности - направлен на выяснение того, чему надо учиться.
Задача второго шага - поставить цель и самому найти нужные знания и умения.
19. Я предлагаю Вам рассмотреть все шаги для уроков «открытия» нового знания:
Мотивация учебной деятельности ( 1-2 мин.)
2.Актуализация знаний
3. Выявление места и причины затруднений
4. Построение проекта
5. Открытие детьми нового знания
6. Первичное закрепление
7.Самостоятельная работа
8.Включение в систему знаний и повторение
9. Рефлексия учебной деятельности.
20. Рассмотрим некоторые фрагменты урока русского языка, 4 класс
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных
женского рода»
Изучение нового материала.
- Внимание на экран: нож, рожь, камыш, пляж, глушь, врач, речь, ночь, вещь.
- Прочитайте слова хором.
- Что общего в них? (сущ., ед.ч., с шипящим на конце)
- Какие слова вы хотели бы исследовать? (врач, ночь)
Учитель: Верно, [ч'] – всегда мягкий, но почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет? ( Мы затрудняемся ответить на этот вопрос)
- В этом вопросе заключается секрет Ь.
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Появляется на доске)
- Что же вы думаете узнать сегодня на уроке?
Поставьте перед собой цели.
(Мы должны узнать, в каких случаях пишется Ь)
- Вернемся к словам, которые мы видели на экране.
- На какие группы и по какому признаку можно разбить данные слова? (с Ь и без Ь)
- Сгруппируйте данные слова. (1 у доски)
- Прочитайте хором слова 1 столбика.
- Что объединяет данные слова? (сущ., ж.р., с шипящ., Ь)
- Прочитайте слова 2 столбика.
- Что их объединяет?
- Когда же пишется Ь у существительных в конце после шипящих?
- На что указывает Ь? (Это орфограмма, ее надо запомнить)
- Когда у существительных после шипящих не пишется Ь?
- Сформулируйте правило правописания Ь на конце существительных после шипящих.
- Сравните его с сообщением авторов учебника
- Когда же пишется Ь на конце существительных?
- Составим алгоритм правописания Ь после шипящих.
- Чтобы грамотно писать существительное с шипящим на конце, мы должны определить:
1 шаг часть речи
2 шаг существительное
Жен.родМуж.род
с Ь без Ь
- Проговариваем шаги алгоритма.
На заключительном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Полученный результат соотносится с поставленной целью, фиксируются неразрешенные затруднения, намечаются перспективы будущей учебной деятельности.
21. Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении.
Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Завершая сегодняшний разговор, хочется напомнить слова американского журналиста Эвви Неф: «Каждая проблема имеет решение, единственная трудность заключается в том, чтобы его найти».
Список используемой литературы.
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов / А.Г. Асмолов .- М.: Просвещение, 2008.- №2.
2. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / И. Гревцова // Школьные технологии, 2003. - № 6.
3. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии, 2003.- N 6. - 30 с.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.,Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).
5. Дусавицкий А.К.. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 243 с.
6. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева. – М.: Просвещение.- 2011.-№4. -96 с.
7. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться» / Л.Г. Петерсон. - М.: Просвещение, 2006.- 167 с.
8. Петерсон Л.Г., Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии / Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, Л.Г. Петерсон. - М.: Школьные технологии, 2006. – 312 с.
9. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. – 139 с.
10. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/ 11. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
Решение педагогического совета по теме:
«Системно-деятельностный подход в обучении
как методологическая основа ФГОС»
Продолжить методическое просвящение педагогического коллектива по теории и практике системно-деятельностного подхода в обучении через группы профессионального мастерства, педсоветы, заседаний МО, семинары.
В течение 2014-2015 уч. года
Зам.директора по УВР, руководители МО.
Использовать теоретические знания и опыт работы коллег для активизации применения деятельностного подхода в учебном процессе.
В течение 2014-2015 уч. года
Учителя.
Всем педагогам активизировать работу по самообразовательной деятельности, посещая уроки коллег с целью изучения опыта реализации СДП.
В течение 2014-2015 уч. года
Учителя, воспитатели.
Продолжить повышение качества образовательного процесса в обучении и повышения профессионального уровня через курсовую подготовку.
В течение 2014-2015 уч. года
Учителя, воспитатели.
Разместить материалы педсовета о системно-деятельностном подходе в обучении на школьном сайте.
Февраль, 2015
Зам. директора по УВР, ответственный за заполнение сайта