Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для педагогов по профилактике буллинга»
Рекомендации для педагогов
по профилактике буллинга
Буллинг (от англ. “bully” – хулиган, драчун, насильник) – психологический террор, избиение, травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и злоупотребление.
Буллинг чаще всего возникает в подростковом возрасте.
Участники буллинга:
Агрессор;
«Агрессята» - те, кто поддерживают агрессора;
Наблюдатели;
Жертва.
Агрессорами чаще всего становятся дети:
к которым применялась агрессия,
склонные к доминированию,
у которых приняты агрессивные формы поведения в семье (заложена ранговость).
Жертвами чаще всего становятся:
Дети, которые отличаются от остальных (внешностью, способностями, национальностью, уровнем достатка и пр.);
Дети с моторной неловкостью;
Дети, к которым применялась агрессия (снижается сопротивляемость к насилию)
Признаки буллинга:
Ребенок вдруг начинает болеть и не ходит в школу.
Всегда в подавленном настроении.
Нет друзей в классе.
Никто не хочет с ним сидеть за партой.
Объект для шуток и юмора.
Внезапное снижение успеваемости.
Часто приходит с синяками и в порванной одежде.
Не у кого спросить домашнее задание.
На соревнованиях: «Только не с ним!».
Часто проводит время на переменах в одиночестве.
Последствия буллинга
Для жертвы:
коммуникативные проблемы,
низкая самооценка,
страх перед выступлениями,
недоверие к людям,
может повышаться агрессия,
высокий суицидальный риск,
депрессия,
уходы из школы,
чувство тревоги,
соматические реакции,
когнитивные нарушения,
снижение успеваемости.
Для агрессора:
чувство вины,
негативные эмоции со стороны окружающих,
высокий риск попасть в криминальные группировки и к совершению правонарушений,
отвержение.
Для педагога:
В классе сформируется ситуация, где всегда будет Агрессор и Жертва.
У учителя, имеющего особое отношение к некоторым обучающимся («любимчик»/ «хулиган»), больше шансов спровоцировать ситуацию буллинга. Когда педагог никого не выделяет и уважительно относится ко всем, ведет работу по сплочению классного коллектива, вероятность возникновения буллинга сводится к минимуму.
Что делать педагогу в ситуации буллинга:
Для начала необходимо признать, что такая проблема существует. Это гораздо более серьезный шаг, чем может показаться:
- Хотя мы говорим о соблюдении интересов потерпевшего, на практике часто действуем в пользу обидчика. Например, обучающиеся часто восхищаются обидчиком, а некоторые педагоги с неуважением относятся к детям, которые не могут постоять за себя.
- Иногда педагоги считают, что лучше дать детям возможность разобраться со своими проблемами самим или рассматривают вербальную агрессию как неопасную и незаслуживающую внимания.
- Некоторые руководители не хотят поднимать обсуждение этой темы, пока не сталкиваются с другими людьми, которые требуют активных действий, например, с родителями.
Притеснение продолжается благодаря атмосфере, которая его допускает, а также в результате недостаточного надзора и отсутствия последствий.
оставаться спокойным;
воспринять случай серьезно;
быстро и взвешенно принять меры; если нужно, наказать обидчика и объяснить причину наказания;
сделать так, чтобы обидчик понял, что вы не одобряете его поведение;
постараться, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы;
оказать поддержку потерпевшему, подбодрить его, не дать ему почувствовать себя неадекватным или глупым, предложить конкретную помощь.