Филиал акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Орлеy» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области»
ПРОЕКТ
«Привитие элементарных навыков функциональной грамотности у младших школьников через современные педагогические технологии на уроках и во внеурочной деятельности»
Работу выполнили: Гриценко Г. В.
город Рудный
2014год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1
Введение_________________________________________________ 2 - 3
Раздел 2
«Привитие элементарных навыков функциональной грамотности у младших школьников через современные педагогические технологии внеурочной деятельности». Технология активных методов обучения и модерации 4 –
Раздел 3
Заключение ________________________________________________
Раздел 4
Литература ________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ
«Художник учится смешивать краски
и наносить их на холст.
Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают
приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже
смешивает краски, разучивает этюды,
осваивает приемы – только это педагогические краски,
этюды, технологии...» А. Гин
Вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. С этой целью в 2012 году Постановлением Правительства РК утверждён Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Этот документ занимает одно из главных мест в процессе модернизации образования. Он определяет не только конкретную цель – использование знаний на практике, но и является одной из основ коренной смены парадигмы среднего образования. Это «тройной прыжок» от традиционной модели школы к рациональной и затем, к самой современной – феноменальной модели, основанной на роли личности ребёнка и являющейся сегодня ведущим мировым трендом».
Сегодня перед казахстанской школой, как и перед образованием во всё мире стоит задача определения новых подходов к образованию, чтобы войти в "золотой век" исследований и открытий; переосмыслить методологию мышления обучения, работы, творчества и жизни в целом. В соответствии с новой парадигмой 12- летнего образования перед школой стоит задача воспитания личности творческой, неординарной, функционально - развитой, способной разрешать любые возникающие проблемы, умеющей переносить знания и применять их в изменяющихся условиях. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Применение традиционных методов и приёмов не позволяет в полной мере достичь данных результатов в развитии личности. Именно поэтому в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по - новому организовать процесс обучения взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя тоже должна быть другой. Учитель сегодня - не " транслятор" знаний, а активный участник, организатор УВП.
Вы прекрасно помните, как в школьные годы вам нравилось играть с друзьями на переменках и во дворе, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет - сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми неинтересными делами.
Возникает вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? Все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.
Поэтому для решения этой проблемы нужна совершенно новая технология, новые подходы к обучению.
Однажды известного физика Альберта Энштейна спросили: " Как делаются открытия?" Энштейн ответил: " А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие"
Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Энштейн вкладывал в неё глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы " Не знать" знать надо! А дело в том, чтобы " сомневаться", не брать на веру всё, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления. Вот он и делает открытие.
Я тоже вместе со своими коллегами сделала открытие. На Образовательном портале " Мой университет" мы нашли интересный дистанционный курс «Технология Активных методов обучения и модерации». У меня появилась возможность, не выходя из дома, получить массу нужной и полезной информации: продуманной, проработанной и содержательной! Данный курс помог мне еще раз убедиться, что среди всех современных технологий имеются технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения, способные даже скучный урок сделать увлекательным для детей.
Цель применения современных технологий обучения состоит в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию, привитие элементарных навыков функциональной грамотности у школьников.
Задачи:
- обеспечение становления личности ребенка,
- формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся,
- развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
Предметом исследования являются современные педагогические технологии и их применение в учебном процессе.
Гипотеза: применение современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время будет способствовать развитию функциональной грамотности школьников.
Стратегия активного обучения разработана группой специалистов" Фонда Образования для демократии", центр которого находится в Польше, базируется на теории американского исследователя профессора Д.Колба.
Использование технологии АМО и модерации позволяет найти ответы на актуальные вопросы для казахстанской школы:
Как обеспечить становление личности, успешной в профессиональной, общественной жизни?
Как сформировать в школьнике навыки и качества, дающие ему возможность эффективно адаптироваться в современной жизни?
Как создать условия для всестороннего развития способностей ребёнка?
Как сделать обучение в школе творческим, приносящим удовлетворение и ученикам и учителям?
Чем заменить устаревшее репродуктивное обучение?
Ответы на эти вопросы поможет, я считаю, найти технология «АМО и модерации».
2 «Привитие элементарных навыков функциональной грамотности у младших школьников через современные педагогические технологии внеурочной деятельности». Технология активных методов обучения и модерации
Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Особенности активных методов обучения:
групповая форма организации работы участников учебного процесса;
использование деятельностного подхода к обучению;
практическая направленность деятельности учеников;
игровой и творческий характер обучения;
интерактивность учебного процесса;
включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и использование знаний и опыта учащихся;
задействование в процессе обучения всех органов чувств;
рефлексия процесса обучения его участниками.
Основное значение данной технологии состоит в эффективном управлении педагогическим процессом.
Структура урока и любого мероприятия в технологии АМО (активных методов обучения)и модерации выглядит следующим образом:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы
инициация (начало урока, приветствие, знакомство)
этап вхождения или погружения в тему (определение темы урока, сообщение целей урока)
определение ожиданий обучающихся ( планирование эффектов урока)
Фаза 2 Работа над темой.
Этапы:
задания)
Фаза 3 . Завершение образовательного мероприятия.
Этапы:
Для каждого этапа урока используются соответствующие активные методы, помогающие эффективно решать конкретные задачи урока.
На первой фазе урока можно использовать:
Этап - инициация (приветствие, знакомство)
Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена», " Самолётик пожеланий" эффективно и динамично помогут вам весело начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Этап вхождения или погружения в тему, метод "Диаграмма Венна"
- помогут привести в систему знания учащихся по теме урока.
Этап определение ожиданий обучающихся -
Такие методы, как " Поляна снежинок", «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», " Прогноз погоды", " Солнышко- туча ", " Фруктовый сад" позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
На второй фазе " Работа над темой" можно использовать:
На этапе интерактивная лекция ( передача педагогом новой информации) В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Стриптиз», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
На этапе - проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока)
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания»
Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня»
Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка»,«Творческая мастерская»
На третьей фазе урока:
Этап - подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов - обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося.
Освоение АМО и технологии модерации позволяет сделать уроки современными, отвечающими потребностям обучающихся. Благодаря им уроки, внеклассные занятия, факультативы, семинары, мастер - классы, практикумы проходят интересно, позволяют сформировать необходимые компетенции у участников образовательных мероприятий.