Просмотр содержимого документа
«Профильный психолого-педагогический класс как ресурс формирования педагогической одаренности»
Педсовет
Профильный психолого-педагогический класс
как ресурс формирования педагогической одаренности
В наши дни сектор образования переживает кризис во многих странах мира. Одна из главных проблем — нехватка педагогических кадров. Нехватка педагогов — «реальная, огромная и быстро растущая» проблема всего мира. Независимо от страны и ее образовательных подходов попытки устранить нехватку учителей даются с большим трудом, что вызывает беспокойство как в обществе, так и на правительственном уровне.
Минпросвещения России совместно с Академией Минпросвещения России и субъектами Российской Федерации продолжает работу по созданию и развитию в стране сети профильных психолого-педагогических классов. Эта работа ведется Академией Минпросвещения России в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, который предусматривал создание к декабрю 2024 года не менее пяти тысяч профильных классов.
Профессиональное воспитание будущего учителя — это длительный процесс, который начинается задолго до поступления молодого человека в профессиональное учебное заведение и начала работы. Многолетний опыт педагогического образования в нашей стране говорит о том, что большое значение имеет допрофессиональная подготовка. Одной из самых проверенных и эффективных форм являются педагогические классы.
Целями допрофессионального обучения и воспитания школьников являются формирование у старшеклассников представления о педагогической профессии, отношения к учителю как профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности, организация самопознания, развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии.
Профильные психолого-педагогические классы – это первая ступень непрерывного педагогического профессионального образования в нашей стране. Работа по их созданию и развитию ведется с 2021 года. В сентябре 2022 года в нашем лицее был открыт первый класс психолого-педагогической направленности. В этом учебном году создан еще один педагогический класс. За это время накоплен небольшой опыт работы со старшеклассниками, ориентированными на выбор профессии учителя.
Создание профильных классов содействует решению нескольких задач: способствовать выявлению учеников с педагогической одаренностью для восполнения дефицита профессионально подготовленных учителей в регионах; снизить долю отсева студентов педвузов; закрепить в профессии молодых педагогов в первые три года их работы. Еще одна важная задача на уровне регионов – это развитие социального партнерства между образовательными организациями и местным сообществом.
В современном обществе усиливается внимание к человеку как субъекту личной и социальной жизни, государственная политика активно разворачивается к проблеме создания и сохранения человеческого капитала, развития персонализированной помощи в области здравоохранения и образования. Однако недостаток компетентных специалистов в человекоцентрированных областях экономики во многом связан с процессом отбора, подготовки и сопровождения педагогических кадров. В настоящее время поколение Z имеет много возможностей для саморазвития, но иногда молодые люди теряются в больших потоках информации и боятся ошибиться в выборе жизненного пути. Соответственно, возрастает значимость помощи им на всех этапах выстраивания собственной профессионально-образовательной траектории. Согласно опросам Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения в 2021 году среди старшеклассников возрастает запрос на получение дополнительных навыков. Молодые люди 14–17 лет хотели бы обучаться на курсах повышения личной эффективности (25%), профориентации (23%), по 20% интересовались курсами по развитию коммуникативных навыков и курсами по развитию управленческих навыков. Традиционно вопросы профориентации актуализировались для школьников старших классов, однако статистика показывает, что к моменту окончания школы большинство выпускников не имеют четких предпочтений относительно будущей профессии и доминантой выбора вуза являются скорее прагматичные, а не социально-личностные факторы. Тем не менее, активное развитие социальных проектов, волонтерского движения и высокий уровень откликаемости общества на проблемы разных людей свидетельствуют о востребованности работы в социальных сферах, в том числе в педагогической профессии. В связи с этим процесс сопровождения профессионально-личностного самоопределения школьников целесообразно начинать как можно раньше, выявляя и помогая тем, кто может работать в человекоцентрированных профессиях по призванию. В эпоху активного развития Интернета, цифровых технологий и накопления огромного массива информации репродуктивная модель образования перестает отвечать запросам и ученика, и общества. Продуктивная школа – это школа исследования, проектирования, кейс-стади, командной работы, свободного поиска в информационных средах. Современный педагог – это человек, способный помочь растущему ребенку войти в новый цифровой мир и не потерять своей индивидуальности. Однако у предыдущего поколения специалистов не было опыта жизни в постоянно и быстро меняющемся мире (мы живем в эпоху глобальных перемен. Очевидно, что мир, в котором жили предыдущие поколения — простой, стабильный, понятный и предсказуемый, утерян безвозвратно), что ставит перед системой образования задачу ускорить процесс подготовки будущих учителей, родившихся в цифровую эпоху. Основная ролевая позиция учителя, способного обучать детей цифрового поколения, – «организатор самообучающегося сообщества» (П. Сенге), хорошо ориентирующийся в информационной среде и сопровождающий ребенка на его персональном образовательном пути.
Содержание деятельности обучающихся в психолого-педагогических классах включает органическое сочетание теоретической и практической подготовки, причем теория должна осваиваться учениками в связи с практикой, чтобы они могли понимать суть педагогических приемов или форм работы с детьми. В рамках теоретической подготовки ученики знакомятся с основами педагогики и психологии, с основными документами, регламентирующими психолого-педагогическую деятельность, с методами обучения и воспитания, в том числе на цифровых платформах, с передовым опытом в области педагогики, психологии, медицины и информационных технологий (VR-контент). Практическая подготовка включает:
• осуществление профессиональных проб (педагогическое взаимодействие с младшими детьми, разработка и проведение мини-уроков, воспитательных мероприятий и др.);
• проведение исследований, разработку и реализацию проектов социальной направленности;
• разработку и реализацию индивидуально ориентированных программ образования, в том числе с освоением в интернетпространстве и на цифровых платформах;
• создание банка данных образовательных ресурсов (в том числе электронных и цифровых);
• волонтерскую деятельность в роли помощника учителя и воспитателя в младших классах;
• участие в созидательной деятельности школьного самоуправления;
• активное включение в общественную жизнь молодого поколения страны, связанного с предметной и психолого-педагогической сферами;
• освоение опыта взаимодействия в цифровой среде;
• рефлексию текущего образовательного процесса (осознанное участие в освоении учебных дисциплин, стремление совершенствовать учебную деятельность свою и одноклассников).
Результативность прохождения программы психолого-педагогических классов отражается:
• в различных формах контроля (разработка и реализация проектов, выполнение заданий, самопроверка/взаимопроверка заданий и т.д.);
• в различных формах и содержании аттестации (защита проектов, решение профессиональных задач, портфолио и т.д.);
• в участии в конкурсах, олимпиадах по педагогике и психологии (всероссийских/вузовских), позволяющих получить дополнительные преимущества при поступлении в педагогический вуз и (или) на программы по педагогическим направлениям подготовки.
Ожидаемые эффекты внедрения классов психолого-педагогической направленности
• повышение качества образования выпускников, способных сделать осознанный выбор сферы будущей профессиональной педагогической деятельности и подготовленных к деятельности в цифровом мире;
• повышение качества профессиональной подготовки специалистов, выбравших педагогическую профессию по призванию;
• снижение доли отсева студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, и выпускников – молодых педагогов в первые три года педагогической деятельности;
• развитие социального партнерства между образовательными организациями и обществом.
Для обучающихся: понимание своей индивидуальности; развитие эмоционального интеллекта; развитие личностных качеств и навыков; развитие социальной активности и социальной ответственности, повышение самооценки; расширение представлений о мире людей и мире профессий; формирование позитивного и осмысленного имиджа педагогической профессии, профессионально-личностное самоопределение; развитие психологических представлений об образовательном процессе и навыков по использованию психологических знаний в решении педагогических задач, развитие навыков самообразования и организации образовательных, учебных событий, повышение мотивации к образовательной деятельности.
Для образовательных организаций общего образования: формирование новой педагогической культуры школы, основанной на поддержке педагогических инициатив детей, их образовательной самостоятельности и совместном педагогическом творчестве детей и взрослых, развитие новых форм и способов образования; совершенствование системы учета образовательных результатов школьников; повышение качества и персонализации образования; подготовка выпускника нового типа, способного раньше начать движение в профессию; активизация процессов профессионального самообразования сотрудников школ (новый профессионализм учителя, необходимость развития у него спектра компетенций, определяющих его готовность и умение быть в профессионально ориентированном диалоге с учениками, совместно проектировать и организовывать педагогические события); расширение социального партнерства, в том числе с родителями учеников, создание условий для раннего проявления и развития педагогической одаренности школьников.
Модели организации психолого-педагогических классов
1. Модель «Внутришкольной профилизации». В данной модели психолого-педагогический класс создается в образовательной организации. Базовые и профильные общеобразовательные предметы, а также элективные курсы реализуются силами педагогов данной образовательной организации, опираясь на ее ресурсную базу. При этом общеобразовательная организация остается открытой для социального партнерства и активно взаимодействует с педагогическими вузами и колледжами, другими социальными организациями в рамках профориентационной работы.
2. Модель сетевого взаимодействия. Данная модель предполагает кооперацию нескольких общеобразовательных организаций, расположенных в пределах транспортной доступности друг от друга (кластерный принцип). В каждой образовательной организации реализуются базовые общеобразовательные дисциплины, а профильные дисциплины и элективные курсы реализуются на базе одной из школ, обладающей соответствующими кадровыми и материальными ресурсами. Данная модель позволяет более экономично использовать ресурсы образовательных организаций, укомплектовывать класс учащимися из разных школ, создать условия для реализации индивидуальных учебных планов.
3.Ресурсная модель – выделение одной из образовательных организаций как ресурсного центра.
Как выявить педагогическую одаренность? Как проводить отбор для профильных классов психолого-педагогической направленности?
В современном непредсказуемом мире на первый план выходит способность человека к самообучению, умение перестраиваться, проявлять гибкость, находить различные пути решения той или иной задачи. Она полагает: главное, что должен любить учитель, – это любить учиться. Ему самому должен нравиться процесс познания. Тогда своим удовольствием и радостью от познания он сможет поделиться с учениками.
Удовольствие от познавательной деятельности – отличительная черта современного учителя. При поиске абитуриентов для педагогического класса стоит искать ребят, которым нравится отвечать на вопросы, связанные с культурой познания: «Что я понимаю, а что не понимаю?», «Как этот вопрос можно объяснить лучше?». Если человеку нравится рефлексировать по поводу познавательного процесса, то возможно, он будет мотивирован к освоению профессии педагога.
Профессия педагога непростая: много информации приходится держать в голове, точно понимать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Нужно знать предмет, как построен мыслительный процесс, как работают механизмы восприятия информации, запоминание, внимание и мышление. Учитель организовывает совместную деятельность группы так, что приходится быть специалистом по личностному потенциалу, эмоциональному интеллекту.
Стоит иметь в виду и количество документации, которая сопровождает работу учителя – программы и стандарты, различные формы отчетности, освоение цифровой реальности. Чтобы освоить эту непростую профессию, ее нужно любить. Мотивированный труд всегда эффективнее. Преодоление трудностей будет приносить радость и вести к ощущению достигнутого. Поэтому для педагогических классов необходимо искать детей, которые потенциально могут испытывать радость от того, что сами познают мир и создают условия, в которых это могут делать другие люди.
Важно, кто именно будет преподавать в педагогическом классе. Это должны делать педагоги, которым самим нравится своя профессия. Человек, который не любит читать, не сможет вырастить читателя. Математик, которому неинтересно решить еще нерешенную задачу, не сможет эффективно обучать математике.
Те два года, которые даются для педагогических классов – это то время, которое нужно использовать, чтобы перестроить способ организации собственного образования. Если решить воспользоваться этим временем эффективно, то вся команда учителей, которые работают в этом классе, должны договориться о важнейших ценностях.
Сегодня существуют такие ценностные тенденции, которые стоит поддержать. Среди них, например, – тенденция совместности. Ранее делали серьезный крен в сторону индивидуализма. Действительно, каждый должен состояться как личность, раскрыть свою уникальность. Однако, важно понимать, что личностью становятся в сообществе. Так, сегодня совместная ответственность за планету может спасти ее от катастрофы. Культура совместности является культурой совместного производства. Сплоченные коллективы необходимы так же, как личности, которые умеют развиваться. Успеха часто добиваются не те, кто собрал много людей, а те, кто сумел скооперировать людей и группы с разными возможностями, инструментами и умениями.
Другая тенденция – помощь и волонтерство. Эта ценность должна состояться в педагогических классах. Для таких классов важен развитый эмоциональный интеллект, умение сопереживать и вместе проживать эмоции. Процесс образования нужно организовывать как деятельность, поэтому важен деятельностный подход. Важны благополучие, доверие, дружелюбие. Когда человек понимает, что мир доверяет ему, а он доверяет миру, где к человеку много уважения и требований, он лучше развивается. Эти ценности очень тесно связаны с академическими результатами.
Решение педсовета:
Психологу лицея провести среди учащихся 9 классов диагностику выявления педагогической одаренности с целью формирования в следующем учебном году класса психолого-педагогической направленности (сроки февраль-март).
Руководителям классов психолого-педагогической направленности организовать среди обучающихся этих классов волонтерскую деятельность в роли помощника учителя и воспитателя в младших классах.
Классным руководителям в рамках профориентационной работы вовлекать обучающихся 5-9 классов в разнообразные виды предпрофессиональной педагогической деятельности (организационные, исследовательские, проектные).