kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональная адаптация педагога дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная адаптация – необходимая базовая составляющая становления педагогов, особенно молодых, которые испытывают различного рода затруднения при организации собственной педагогической деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная адаптация педагога дополнительного образования»

Профессиональная адаптация педагога дополнительного образования

Существуют различные трактовки термина «профессиональная адаптация»:

  • Приспособление человека к новым условиям труда;

  • Специфический этап общепрофессионального личностного развития педагога, в ходе которого осуществляется сопоставление профессионально-ценностных ориентаций с возможностями самой личности педагога, с реальностями педагогической деятельности и межличностных отношений.

Таким образом, профессиональная адаптация – это процесс, который с получением диплома только начинается. Он включает в себя вхождение начинающего педагога в профессиональную среду, усвоение опыта работы, а также активную реализацию накапливаемых профессиональных знаний, выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное саморазвитие.

Отсюда следует, что речь идёт о взаимном приспособлении человека и профессиональной среды, о том, что профессиональная адаптация носит характер активного процесса, где человек не только приспосабливается к профессии, но и профессию приспосабливает к себе, своим личностным особенностям, творчески преобразовывает к своему опыту.

Применительно к педагогической деятельности выделяются следующие виды адаптации:

  • Профессиональная – происходит вооружение знаниями, формируется профессиональный интерес;

  • Общественная, психофизиологическая – связана с тем, что с приходом в образовательное учреждение педагог попадает в непривычные условия, в результате чего происходит ломка выработанного ранее динамического стереотипа, формируются новые привычки, навыки, установки;

  • Дидактическая – связана с особенностям иной системы обучения и воспитания в трудовой деятельности;

  • Социально-педагогическая – процесс приспособления к образовательному учреждению, активное освоение норм и ценностей педагогической профессии, приобретение умений и навыков, принятие новой социальной роли, вхождение в систему социальных отношений.

Профессиональная адаптация – необходимая базовая составляющая становления педагогов, особенно молодых, которые испытывают различного рода затруднения при организации собственной педагогической деятельности.

Одна из проблем системы дополнительного образования – отсутствие специально подготовленных педкадров для работы в системе дополнительного образования. Устраиваясь на работу в учреждение дополнительного образования, педагог приобретает опыт методов проб и ошибок.

Первая трудность – это комплектование и сохранение групп объединения. К тому же, практически всегда необходимо модифицировать, адаптировать к условиям конкретного учреждения уже имеющуюся, в лучшем случае, дополнительную общеобразовательную, общеразвивающую программу. Чаще такую программу приходится разрабатывать самостоятельно.

Педагог сталкивается с необходимостью в очень сжатые сроки освоить особенности профессии, выработать стратегическую линию образования обучающихся, скомплектовать дидактическую копилку, постараться безболезненно влиться в коллектив незнакомых людей.

Во многих педагогических исследованиях отмечается важность первоначального вхождения начинающего педагога в образовательную среду, при этом подчёркиваются также значительные трудности, сопровождающие этот процесс, и порождающие их причины.

Причинами таких затруднений могут быть:

  • Смена ведущей деятельности с учебной на педагогическую;

  • Недостаточное профессиональное развитие на этапе вхождения в образовательную среду, недостаточный диапазон освоенных во время учёбы в ВУЗе деятельностей;

  • Недостаточная скорость обработки информации и принятия адекватных решений.

Адаптационный синдром начинающих педагогов включает в себя следующие признаки:

  • Обострённая чувствительность к стрессогенным факторам;

  • Повышенная тревожность;

  • Коммуникативные трудности;

  • Неготовность к условиям работы;

  • Неумение выстраивать взаимоотношения с педагогическим коллективом, с обучающимися и их родителями (законными представителями несовершеннолетних обучающихся);

  • Незнание специфики образовательного учреждения, детского коллектива, родительского социума;

  • Недостаточность навыков для работы в статусе педагога дополнительного образования;

  • Неуверенность в собственных силах.

Учитывая особенности современной ситуации в образовании (ускоренная модернизация образовательных организаций, их включение в инновационную деятельность, возрастание числа новых методик, внедряемых в образовательную деятельность), то становится очевидным, что спектр профессионально-адаптационных барьеров значительно расширяется. Особенность педагогической деятельности требует постоянной погруженности в работу. Одним из главных врагов педагога в сложившейся ситуации становится стресс. Состояние стресса также заразительно, как и другие выраженные эмоции.

Известно, что профессиональная адаптация молодых педагогов происходит успешно при доброжелательном отношении со стороны администрации. Одной из обязанностей руководителей является создание организационно-педагогических условий для успешного вхождения начинающего педагога в профессию. Эта работа должна проводиться целенаправленно и на плановой основе: разрабатываться памятки и рекомендации молодому педагогу по подготовке и проведению занятий и других организационных мероприятий. Очень важно, чтобы на этом этапе были опытные наставники, которые помогут безболезненно адаптироваться в сфере дополнительного образования.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Профессиональная адаптация педагога дополнительного образования

Автор: Антончева Надежда Степановна

Дата: 17.08.2020

Номер свидетельства: 555863

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "статья по теме: Творческий рост учащихся в системе дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-po-tiemie-tvorchieskii-rost-uchashchikhsia-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "145366"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418905196"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. "
    ["seo_title"] => string(87) "inkliuzivnyi-podkhod-k-obrazovaniiu-dietiei-s-osobymi-obrazovatiel-nymi-potriebnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "174658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424165689"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования "
    ["seo_title"] => string(82) "psikhologho-piedaghoghichieskiie-trudnosti-i-probliemy-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "125686"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415031918"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Научная статья "Проблема совершенствования профессиональной компетентности учителя русского языка в школе с полиэтническим контингентом""
    ["seo_title"] => string(156) "nauchnaia-stat-ia-probliema-soviershienstvovaniia-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-russkogho-iazyka-v-shkolie-s-polietnichieskim-kontinghientom"
    ["file_id"] => string(6) "178000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424763163"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Деятельность педагога-организатора по воспитанию и социализации обучающихся в клубах по месту жительства "
    ["seo_title"] => string(124) "dieiatiel-nost-piedaghogha-orghanizatora-po-vospitaniiu-i-sotsializatsii-obuchaiushchikhsia-v-klubakh-po-miestu-zhitiel-stva"
    ["file_id"] => string(6) "215140"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432580008"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства