Профессиональная адаптация педагога дополнительного образования
Профессиональная адаптация педагога дополнительного образования
Профессиональная адаптация – необходимая базовая составляющая становления педагогов, особенно молодых, которые испытывают различного рода затруднения при организации собственной педагогической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональная адаптация педагога дополнительного образования»
Профессиональная адаптация педагога дополнительного образования
Существуют различные трактовки термина «профессиональная адаптация»:
Приспособление человека к новым условиям труда;
Специфический этап общепрофессионального личностного развития педагога, в ходе которого осуществляется сопоставление профессионально-ценностных ориентаций с возможностями самой личности педагога, с реальностями педагогической деятельности и межличностных отношений.
Таким образом, профессиональная адаптация – это процесс, который с получением диплома только начинается. Он включает в себя вхождение начинающего педагога в профессиональную среду, усвоение опыта работы, а также активную реализацию накапливаемых профессиональных знаний, выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное саморазвитие.
Отсюда следует, что речь идёт о взаимном приспособлении человека и профессиональной среды, о том, что профессиональная адаптация носит характер активного процесса, где человек не только приспосабливается к профессии, но и профессию приспосабливает к себе, своим личностным особенностям, творчески преобразовывает к своему опыту.
Применительно к педагогической деятельности выделяются следующие виды адаптации:
Профессиональная – происходит вооружение знаниями, формируется профессиональный интерес;
Общественная, психофизиологическая – связана с тем, что с приходом в образовательное учреждение педагог попадает в непривычные условия, в результате чего происходит ломка выработанного ранее динамического стереотипа, формируются новые привычки, навыки, установки;
Дидактическая – связана с особенностям иной системы обучения и воспитания в трудовой деятельности;
Социально-педагогическая – процесс приспособления к образовательному учреждению, активное освоение норм и ценностей педагогической профессии, приобретение умений и навыков, принятие новой социальной роли, вхождение в систему социальных отношений.
Профессиональная адаптация – необходимая базовая составляющая становления педагогов, особенно молодых, которые испытывают различного рода затруднения при организации собственной педагогической деятельности.
Одна из проблем системы дополнительного образования – отсутствие специально подготовленных педкадров для работы в системе дополнительного образования. Устраиваясь на работу в учреждение дополнительного образования, педагог приобретает опыт методов проб и ошибок.
Первая трудность – это комплектование и сохранение групп объединения. К тому же, практически всегда необходимо модифицировать, адаптировать к условиям конкретного учреждения уже имеющуюся, в лучшем случае, дополнительную общеобразовательную, общеразвивающую программу. Чаще такую программу приходится разрабатывать самостоятельно.
Педагог сталкивается с необходимостью в очень сжатые сроки освоить особенности профессии, выработать стратегическую линию образования обучающихся, скомплектовать дидактическую копилку, постараться безболезненно влиться в коллектив незнакомых людей.
Во многих педагогических исследованиях отмечается важность первоначального вхождения начинающего педагога в образовательную среду, при этом подчёркиваются также значительные трудности, сопровождающие этот процесс, и порождающие их причины.
Причинами таких затруднений могут быть:
Смена ведущей деятельности с учебной на педагогическую;
Недостаточное профессиональное развитие на этапе вхождения в образовательную среду, недостаточный диапазон освоенных во время учёбы в ВУЗе деятельностей;
Недостаточная скорость обработки информации и принятия адекватных решений.
Адаптационный синдром начинающих педагогов включает в себя следующие признаки:
Обострённая чувствительность к стрессогенным факторам;
Повышенная тревожность;
Коммуникативные трудности;
Неготовность к условиям работы;
Неумение выстраивать взаимоотношения с педагогическим коллективом, с обучающимися и их родителями (законными представителями несовершеннолетних обучающихся);
Недостаточность навыков для работы в статусе педагога дополнительного образования;
Неуверенность в собственных силах.
Учитывая особенности современной ситуации в образовании (ускоренная модернизация образовательных организаций, их включение в инновационную деятельность, возрастание числа новых методик, внедряемых в образовательную деятельность), то становится очевидным, что спектр профессионально-адаптационных барьеров значительно расширяется. Особенность педагогической деятельности требует постоянной погруженности в работу. Одним из главных врагов педагога в сложившейся ситуации становится стресс. Состояние стресса также заразительно, как и другие выраженные эмоции.
Известно, что профессиональная адаптация молодых педагогов происходит успешно при доброжелательном отношении со стороны администрации. Одной из обязанностей руководителей является создание организационно-педагогических условий для успешного вхождения начинающего педагога в профессию. Эта работа должна проводиться целенаправленно и на плановой основе: разрабатываться памятки и рекомендации молодому педагогу по подготовке и проведению занятий и других организационных мероприятий. Очень важно, чтобы на этом этапе были опытные наставники, которые помогут безболезненно адаптироваться в сфере дополнительного образования.