Проблема неуспеваемости – одна из множества актуальных проблем, стоящих перед современным образованием.
Проблема неуспеваемости – одна из множества актуальных проблем, стоящих перед современным образованием.
В данной работе рассмотрена проблема неуспеваемости – одна из множества актуальных проблем, стоящих перед современным образованием.
Неуспеваемость объясняется не только нежеланием учиться, как считают многие, все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Неуспеваемость вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, в каждом конкретном случае причины индивидуальны.
Выявлены причины неуспеваемости в школе и в зависимости от особенностей мыслительной деятельности и направленности личности ребенка, его отношения к учению определенные типы неуспевающих учеников. Обозначены меры по предотвращению неуспеваемости учащихся.
Как показал анализ учебно-воспитательной деятельности в число неуспевающих учащихся в основном входят дети, которые пропускают занятия по неуважительной причине или учащиеся, страдающие серьезными хроническими заболеваниями.
В КГУ «Средняя школа №4» акимата города Усть-Каменогорска сложилась система работы с учащимися, имеющими как мотивированные, так и немотивированные пропуски занятий.
Комплекс мер направленных на преодоление непосещаемости приводит к тому, что в школе нет неуспевающих учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблема неуспеваемости – одна из множества актуальных проблем, стоящих перед современным образованием. »
Проблема неуспеваемости – одна из множества актуальных проблем, стоящих перед современным образованием.
Неуспеваемость объясняется не только нежеланием учиться, как считают многие, все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Неуспеваемость вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, в каждом конкретном случае причины индивидуальны.
Причины данного явления:
1.Нежелание учиться.
2.Отсутствие познавательных интересов.
3.Отрицательное влияние семьи и улицы.
4.Недостатки в организации учебной деятельности школьников
(неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода,
перегрузка учащихся, несформированность у учащихся приемов
учебной деятельности, пробелы в знаниях).
5.Существенное ослабление здоровья школьников.
6.Низкое развитие интеллекта неуспевающих.
7.Отсутствие мотивации к учению и слабое развитие волевой сферы
ученика.
В зависимости от особенностей мыслительной деятельности и направленности личности ребенка, его отношения к учению можно выделить определенные типы неуспевающих учеников:
1.Учащиеся с недостаточным развитием мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков), которое сочетается с положительным отношением к учению.
2.Учащиеся с хорошим развитием мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учению.
3.Учащиеся с недостаточным развитием мыслительной деятельности, да еще и с отрицательным отношением к учению.
Неуспевающим ученикам каждого из этих типов нужна специфически организованная помощь.
Одна из самых распространенных мер предотвращения неуспеваемости – организация дополнительных занятий во внеурочное время. Но если для неуспевающих второго типа это оправданная мера- они все равно дома готовиться не будут, то для учащихся первой группы эти занятия никакого смысла не имеют. Для них можно рекомендовать специально организованные занятия по формированию познавательных процессов (внимания, памяти), обучению отдельным мыслительным операциям: сравнению, классификации, обобщению. Большую пользу окажут занятия по формированию учебных навыков: применение алгоритма решения задач или работа с ее условием, развитие скорости чтения. Учащиеся этой группы болезненно переживают свои неудачи. Необходимо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, победе, каждому продвижению вперед.
Для учащихся, отнесенных ко второй группе, можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учебной деятельности. Для них спасением станет умело организованная, ориентированная на каждого в отдельности воспитательная работа. Способов изменения мотивации к учебной деятельности довольно много.
Самая сложная группа – неуспевающие учащиеся третьего типа. Что же делать, чтобы они не потеряли веру в себя? Необходимо найти сильные стороны, положительные качества, которые, несомненно, есть у каждого ребенка, и сконцентрировать его внимание на том, что он действительно может. С учащимися этой группы надо работать над формированием у них положительной самооценки на основе посильного материала.
Как показал анализ учебно-воспитательной деятельности в число неуспевающих учащихся в основном входят дети, которые пропускают занятия по неуважительной причине или учащиеся, страдающие серьезными хроническими заболеваниями.
В КГУ «Средняя школа №4» акимата города Усть-Каменогорска сложилась система работы с учащимися, имеющими как мотивированные, так и немотивированные пропуски занятий.
С учащимися, имеющими немотивированные пропуски, проводится следующая работа:
- в школе создана комиссия по посещаемости, которая осуществляет контроль через ответственных в классных коллективах за посещаемость и классных руководителей;
- психологической и социальной службами школы ведется диагностирование и изучение причин непосещаемости учащихся;
- на основе полученных данных создается индивидуальный план коррекционной работы с учащимися данной группы, исходя из причин непосещаемости;
- отчеты ответственных за посещаемость и классных руководителей заслушиваются на совещаниях при директоре, методических консилиумах и производственных совещаниях;
- с детьми группы риска работает Совет профилактики с участием инспектора ОДН.
Данная работа дает позитивные результаты.
С учащимися, пропускающими занятия по болезни, ведется профилактическая работа:
- администрация школы осуществляет контроль за учебной деятельностью учащихся, пропускающих уроки по болезни;
- учебная деятельность данных учащихся отслеживается в ходе контроля учебно-воспитательного процесса:
1. Классно-обобщающий контроль.
2. Тематический контроль.
3. Персональный контроль.
4. Контроль за изучением трудных тем.
- со стороны учителей-предметников ведется систематическая и целенаправленная работа с учащимися данной группы через дополнительные занятия, консультации, систему индивидуальных заданий.
- классным руководителем проводится работа по оказанию помощи учащимся, организуется посещение квартир учащихся, передаются домашние задания, оказывается посильная помощь со стороны одноклассников в выполнении домашнего задания.
- под особым контролем находятся учащиеся с ослабленным здоровьем на уроках физкультуры.
Данная система работы имеет свои положительные результаты, простудными заболеваниями дети стали болеть меньше.
Комплекс мер направленных на преодоление непосещаемости приводит к тому, что в школе нет неуспевающих учащихся.