Положение об организации методической работы педагогов МБОУ «Клепининская школа имени 51 Армии»
Положение об организации методической работы педагогов МБОУ «Клепининская школа имени 51 Армии»
Положение о методической работе в школе разработано в соответствии с п.20 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции ФГОС НОО, ООО, Единого квалификационного справочника работников образования, Устава МБОУ «Клепининская школа имени 51 Армии», должностных инструкций педагогических работников, на основе изучения и диагностирования запросов педагогов школы в области повышения квалификации по наиболее актуальным проблемам развития образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Положение об организации методической работы педагогов МБОУ «Клепининская школа имени 51 Армии»»
Приложение 1
к приказу по школе
от 01.06.2016 №
Положение
об организации методической работы педагогов
МБОУ «Клепининская школа имени 51 Армии»
1. Общие положения
В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни”
“Концепция ФГОС общего образования”
Положение о методической работе в школе разработано в соответствии с п.20 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции ФГОС НОО, ООО, Единого квалификационного справочника работников образования, Устава МБОУ «Клепининская школа имени 51 Армии», должностных инструкций педагогических работников, на основе изучения и диагностирования запросов педагогов школы в области повышения квалификации по наиболее актуальным проблемам развития образования.
Положение о методической работе в школе определяет цели, задачи, формы организации методической работы школы, способы получения информации о современных научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах организации образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
2. Цели и задачи методической работы в школе
В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни”
«Концепция ФГОС общего образования»
2.1. Целью методической работы в школе является повышение уровня профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогических работников школы.
2.2. Задачи методической работы в школе:
создание комфортной среды на основе индивидуальной работы с обучающимся;
создание такой образовательной среды, где был бы максимально реализован потенциал и учащегося и педагогического коллектива;
создание внутришкольной системы повышения уровня профессиональной компетентности и мастерства педагогических работников школы;
создание условий для освоения педагогическими работниками школы новых положений педагогической науки, педагогической психологии, методики преподавания предметов;
изучение и внедрение в школьную практику передового педагогического опыта;
формирование у педагогических работников школы потребности в профессиональном развитии и совершенствовании;
формирование и совершенствование у педагогических работников школы информационной и коммуникативной компетентности;
оказание педагогическим работникам школы квалифицированной методической помощи в работе;
повышение качества преподавания учебных предметов и проведения учебных занятий на основе систематического планового посещения уроков и их анализа.
2.3. Методическая работа – система, направленная на формирование развивающей профессиональной среды учителя, состоящая из частей:
сотрудничество (методический совет, методические объединения, творческие группы);
обучение;
поле достижений;
профессиональная деятельность;
роль учителя.
2.4. В МБОУ «Клепининская школа имени 51 Армии» пять МО учителей-предметников, сформированных в соответствии с Положением о методических объединениях:
МО учителей начальных классов;
МО учителей гуманитарного цикла;
МО классных руководителей;
МО учителей здоровьесберегающих и прикладных дисциплин;
МО учителей естественно-математического цикла.
3. Организация методической работы в школе
3.1. Структура методической службы:
3.2. Формыметодической работы, направленные на повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников образовательной организации:
Курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);
Проблемные педагогические советы;
Авторские лекции и семинары;
Обучающие семинары;
Теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);
Школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);
Участие в работе сетевых сообществ Интернета;
Мастер-классы;
Самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;
Наставничество;
Индивидуальная методическая помощь;
Выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных программ и др.);
Опытно-экспериментальная работа;
Диагностика затруднений.
3.3. Формы методической работы, направленные на обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:
Научно-практические конференции;
Предметные недели,
Заседания методических объединений;
Групповые консультации;
Практические семинары по направлениям деятельности образовательного учреждения;
Печатные издания школы, в том числе на электронных носителях.
3.4. Формы информационно-методической работы:
Формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно- методической литературы;
Обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;
Создание банков программ, авторских разработок;
Создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов
Разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям; организации научно-методической и ОЭР;
Работа в сети Интернет (использование ресурса интернет как источника информации по определённой теме, переписка, получение информации о конкурсах, конференциях, семинарах, курсовой подготовке и др.);
Размещение информации о деятельности методической службы на школьном сайте; Освещение деятельности педагогов в СМИ.
4. Содержание методической работы школы
4.1. Основными участниками методической работы школы являются:
учителя-предметники,
классные руководители,
библиотекарь,
педагог-организатор,
педагоги дополнительного образования,
руководители предметных МО,
профессиональные сообщества педагогов;
администрация школы (директор, заместители директора).
5. Права и обязанности участников методической работы школы
5.1. Реализация прав участников методической работы МБОУ «Клепининская школа имени 51 Армии» осуществляется через их профессиональные компетенции. В рамках компетенций
участвуют в работе МО и других школьных профессиональных сообществ;
обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег;
разрабатывают методические программы, технологии, приемы и способы работы с учащимися;
работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на МО и допущены к использованию решением Педагогического совета школы);
составляют индивидуальные планы самообразования, в котором отражают основные направления и содержание работы в области самообразования в соответствии с выбранной методической темой;
работают над самостоятельно выбранной методической темой и общешкольной методической темой;
определяют период работы над методической темой;
анализируют собственную педагогическую деятельность по итогам года, выявляя основные противоречия и проблемы, на основе которых формулируют цели и задачи работы на следующий период;
для повышения профессиональных компетенций определяют тему самообразования;
получают методические консультации, экспертные заключения от методического объединения;
систематически проходят обучение через курсовую систему повышения квалификации;
участвуют в работе структур методической службы;
принимают участие в различных формах методической работы;
принимают участия в профессиональных методических конкурсах;
участвуют в инновационной, экспериментальной работе;
публикуют свои методические разработки в информационном пространстве, на сайте школы, в печатных изданиях;
5.1.2. Руководители методических объединений:
организуют, планируют, руководят, анализируют, контролируют деятельность МО;
обеспечивают эффективную работу участников методической работы, дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической деятельности и контролируют их деятельность;
руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания в методических объединениях и творческих групп;
готовят методические рекомендации для педагогов школы;
анализируют деятельность МО, готовят проекты решений для педсоветов, аналитические отчёты по итогам работы в соответствии с планом ВШК;
участвуют в деятельности школьных экспертных групп в ходе аттестации педагогов школы, участвуют в экспертной оценке деятельности учителей в ходе аттестации;
составляют перспективный план повышения квалификации членов возглавляемых объединений, групп;
организуют деятельность по обобщению и распространению лучшего педагогического опыта и достижений педагогической науки;
оказывают содействие администрации образовательной организации в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний и др. форм методической работы;
предлагают администрации тематику инновационной, экспериментальной работы;
инициирует проведение методических мероприятий;
представляют методический опыт коллег для публикации, для участия в профессиональных конкурсах, тиражирования, материального поощрения;
5.1.3. Администрация образовательной организации:
определяет содержание методической работы школы в соответствии с выбранной единой методической темой школы;
определяет и формулирует стратегическую линию развития методической работы лицея в локальных актах;
разрабатывает программы, планы методической, инновационной, экспериментальной работы;
координирует деятельность различных методических объединений;
инициирует и организует проведение методической деятельности педагогического коллектива как в рамках традиционных форм методической работы, так и в новых формах;
контролирует эффективность деятельности методических объединений;
проводит аналитические исследования в области методической работы коллектива школы;
заключает договорные отношения с образовательными учреждениями профессионального образования, с научными и исследовательскими институтами системы образования и науки для развития методической работы школы;
составляет рейтинг деятельности предметных МО, отдельных педагогов;
материально поощряет и стимулирует работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом.
6.2.Обязанности участников методической работы
6.2.1. Учителя-предметники, методисты, воспитатели и классные руководители, педагоги дополнительного образования обязаны:
профессионально развиваться и совершенствоваться в соответствии с тенденциями современного инновационного развития России;
проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия (не менее одного раза в год) в соответствии с единой методической темой школы, в соответствии с личной методической темой;
систематически посещать заседания МО;
стремиться к активному участию в деятельности профессиональных сообществ;
участвовать в методической деятельности педагогического коллектива как в рамках традиционных форм методической работы, так и в новых формах;
участвовать в обсуждении решений методического объединения;
анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения;
оказывать содействие администрации школы и руководителям МО в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний и т.д.;
соблюдать исполнительскую дисциплину при работе в методическом объединении;
пополнять методическую копилку школы: публиковать в информационном пространстве и представлять для публикации на сайте школы (1 раз в год) методические материалы по результатам работы над методической темой;
успешно завершать обучение на курсах профессиональной переподготовки, на курсах повышения квалификации в соответствии с приказом директора школы;
отчитываться (ежегодно) о результатах работы над методической темой, темой самообразования
представлять администрации 2 раза в год самоанализы педагогического развития;
посещать открытые уроки, мастер-классы и другие формы корпоративного обучения, соответствующие единой методической теме школы;
соблюдать профессиональную этику при участии в различных формах методической работы;
6.2.2. Руководители методических объединений и творческих групп обязаны:
стимулировать самообразование педагогов;
организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных, групповых и т.д.;
разрабатывать планы работы и графики проведения открытых уроков участников МО;
анализировать деятельность МО, творческих групп;
проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей, новшеств, методик, технологий, программ обучения;
выявлять передовой опыт работы педагогов и участвовать в его обобщении и тиражировании.
6.2.3. Администрация обязана:
создавать благоприятные условия для работы МО, обеспечивая их работу необходимым для этого материальными и кадровыми ресурсами;
оказывать всестороннюю помощь руководителям МО в организации работы их объединений;
использовать эффективные формы стимулирования деятельности руководителей МО, педагогов, отличившихся в методической работе,
изыскивать возможности (материальные и временные) для организации курсовой переподготовки работников школы в соответствии с перспективным планом повышения их квалификации.
7. Документация
7.1. Методическая работа в школе оформляется (фиксируется) документально в форме:
протоколов заседаний методических советов и МО;
годового плана методической, инновационной, экспериментальной работы школы и планов работы МО, которые составляются соответственно заместителями директора и руководителями МО;
конспектов и разработок лучших методических мероприятий школы;
аналитических отчётов о результатах методической работы замдиректора, методиста, руководителей МО по итогам года;
аналитических отчётов классных руководителей и учителей – предметников по итогам года;
рефлексивных портфолио педагогических работников, претендующих на ежегодную стимулирующую доплату к заработной плате;
материалы сайта лицея в разделе «Методическая работа»;
материалов по обобщению положительного опыта работы педагогических работников школы (методические пособия, конспекты учебных занятий, аттестационные портфолио и пр.).