Просмотр содержимого документа
«Подтверждение соответствия педагога занимаемой должности»
Муниципальное автономное
Общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
Подтверждение соответствия педагога занимаемой должности
Постникова О.В.
2020
Подтверждение соответствия педагога занимаемой должности
Какие категории педагогов должны проходить аттестацию? Подтверждение соответствия педагога занимаемой должности обязательно для всех педагогических работников, имеющих следующие должности: Работник не может самостоятельно инициировать проведение аттестации для подтверждения соответствия занимаемой должности. Работник обязан принять участие в аттестации; это предусмотрено ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Отказ работника от участия в аттестации является нарушением трудовой дисциплины. За это работодатель вправе применить меры дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение. В рамках этого вида аттестации дается общая оценка профессиональной деятельности работника. Важно: этот вид аттестации проводится по инициативе работодателя — образовательной организации, в которой работает педагог. При этом: рассмотрим подробнее аттестацию, проводимую для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности. Перечень должностей установлен в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность; должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2013 года №678. Воспитатель, Инструктор-методист, Инструктор по труду, Инструктор по физической культуре, Концертмейстер, Логопед, Мастер производственного обучения, Методист, Музыкальный руководитель, Педагог дополнительного образования, Педагог-библиотекарь, Педагог-организатор, Педагог-психолог, Преподаватель, Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, Руководитель физического воспитания, Социальный педагог, Старший вожатый, Старший воспитатель, Старший инструктор-методист, Старший методист, Старший педагог дополнительного образования, Старший тренер-преподаватель, Тренер-преподаватель, Тьютор, Учитель, Учитель-дефектолог, Учитель-логопед.
Из этого правила есть 6 исключений — вне зависимости от занимаемой должности аттестацию не должны проходить: работники, имеющие квалификационные категории (первую или высшую); лица, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; лица, отсутствовавшие на рабочем месте более 4 месяцев подряд в связи с заболеванием.
Важно: результаты аттестации применяются только для той организации, в которой работник прошел аттестацию. Поэтому если педагог осуществляет деятельность по совместительству, то есть одновременно у нескольких работодателей, аттестацию нужно будет проходить у каждого работодателя.
Важно: законодательством не предусмотрено проведение внеочередной аттестации на соответствие занимаемой должности. Поэтому если работник ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, работодатель не может назначить проведение внеочередной аттестации. Педагогические работники проходят один раз в 5 лет. Подготовительный этап: он включает в себя формирование аттестационной комиссии и составление документов, необходимых для проведения аттестации: распорядительного акта и представлений о педагогической деятельности работников, подлежащих аттестации. Аттестационная комиссия формируется на основе приказа работодателя.
Как часто нужно проходить аттестацию? Как проводится аттестация? Процесс аттестации состоит из 3 этапов: работники, имеющие квалификационные категории (первую или высшую); лица, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; лица, отсутствовавшие на рабочем месте более 4 месяцев подряд в связи с заболеванием. Женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам Не ранее чем через два года после их выхода из отпусков Лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет Не ранее чем через два года после их выхода из отпусков Работники, отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием Не ранее чем через год после их выхода на работу Образовательная организация самостоятельно определяет состав аттестационной комиссии. Аттестационную комиссию рекомендуется формировать из числа работников организации, в которой работает аттестуемый педагогический работник. В этом документе работодатель фиксирует следующую информацию: Важно: в Разъяснениях по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, Министерство образования и науки предоставило следующее пояснение (см. вопрос №15): "Отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания аттестационной комиссией работника не соответствующего занимаемой должности, если представление работодателя содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором". Педагогической деятельности; Важно: услуги дополнительного профессионального образования могут оказывать только те организации, у которых есть лицензия на осуществление образовательной деятельности. Лицензия должна выглядеть так. Важно: работодатель должен ознакомить педагогических работников с данным распорядительным актом под роспись не менее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. ФИО работника; наименование должности на дату проведения аттестации; дата заключения трудового договора (по текущей должности); уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки; информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю. В ее состав включается: Распорядительный акт — документ, в котором работодатель фиксирует список работников, подлежащих аттестации; а также график её проведения. Представление о педагогической деятельности работника — документ, на основе которого аттестационная комиссия будет принимать решение о соответствии педагога занимаемой должности председатель комиссии; заместитель председателя комиссии; секретарь; члены комиссии; представитель профсоюза (при наличии). Оказание первой помощи Специальные знания, способствующие эффективной реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Важно: работодатель должен ознакомить педагогических работников с представлениями под роспись не менее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После успешного прохождения курса вы получите удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной подготовке (отправляется по почте заказным письмом). 2 Основной этап: проведение аттестации результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения); мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств; результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии (должно присутствовать не менее ⅔ от общего числа членов комиссии) с участием педагогического работника. Педагог вправе дополнительно не уведомлять работодателя о своем присутствии на заседании аттестационной комиссии. В ходе аттестации комиссия оценивает, насколько педагог соответствует занимаемой должности с учетом опыта предыдущей работы. Для этого комиссия изучает представление на работника и дополнительные сведения, предоставленные работником (при наличии таковых). На практике встречаются следующие форматы проведения аттестации: Письменное квалификационное испытание может проводиться в двух вариантах по выбору педагогического работника: Что делать, если педагог не явился: Образовательная организация самостоятельно устанавливает формат проведения аттестации. По желанию работник может предоставить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность. Причину отсутствия педагога нужно выяснить в день проведения заседания. Уважительность причины оценивает аттестационная комиссия. Если причина уважительная: аттестация переносится на другую дату. Это фиксируется в графике проведения аттестации. Работодатель обязан ознакомить работника с обновленным графиком не менее, чем за 30 календарных дней до даты проведения новой аттестации. Если причина неуважительная: аттестация проводится без педагогического работника. Подготовка конспекта урока (занятия, мероприятия) по должности; В этом случае задача педагога - продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и такой уровень педагогических компетенций, который позволяет ему эффективно решать педагогические задачи. Обычно на подготовку конспекта предоставляется 1,5-2 часа. Конспект должен быть связан с освоением новой темы и включать в себя следующие этапы урока: организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, объяснение нового материала, закрепление учебного материала, задание на дом. Подробнее о содержании каждого этапа и критериях оценки подготовленного конспекта можно почитать здесь. Принятое решение фиксируется в протоколе. Если педагог находился на заседании аттестационной комиссии, результаты аттестации сообщаются ему непосредственно после подведения итогов голосования. В течение 5 рабочих дней со дня проведения заседания аттестационной комиссии работодатель должен ознакомить педагога с выпиской из протокола заседания аттестационной комиссии. 3 Заключительный этап: фиксация результатов аттестации Окончательное решение о результатах аттестации принимается комиссией в отсутствии педагога открытым голосованием. По результатам аттестации комиссия может принять решение о несоответствии работника занимаемой должности. В этом случае работодатель инициирует увольнение педагогического работника, не соответствующего занимаемой должности (п. 3 ст. 81 Трудового кодекса). Решение педагогических ситуаций; В этом случае учителю предлагается решить три ситуации (мини-кейса). Для избегания стрессовых ситуаций для педагогических работников при проведении письменного испытания целесообразно предоставить 1,5 часа. Этого времени достаточно для спокойного выполнения задания. Комиссия может принять одно из двух решений: Примеры заданий: Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: "Я не хочу выполнять задание вместе с ним". Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы. Представьте себе, что Вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ - молчание. Как Вы отреагируете (как поступите, сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы. Вы предлагаете задание учащимся на уроке, а они дружно говорят, что уже решали его с педагогом, который заменял Вас на предыдущем занятии. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант, ориентируясь на тему, которую Вы сейчас изучаете с классом 2 Устное испытание в форме собеседования Работник соответствует занимаемой должности. Для этого за принятие решения должно проголосовать не менее половины от присутствующего на заседании количества членов комиссии. Работник не соответствует занимаемой должности. Результаты аттестации: можно ли работать дальше? Установление квалификационной категории . В рамках этого вида аттестации дается оценка выдающихся достижений педагога в профессиональной деятельности. Важно: этот вид аттестации проводится по инициативе самого педагога. Никакие дополнительные согласования (в том числе согласие руководителя организации) не требуются. Рассмотрим подробнее аттестацию, проводимую для установления квалификационной категории. Тем не менее, в соответствии с Разъяснениями по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории педагог имеет право в этот же день подать заявление о проведении аттестации на первую квалификационную категорию (вопрос №54). 3 Общее правило: любой педагогический работник может инициировать процедуру аттестации независимо от продолжительности работы в организации. Такая инициатива может поступить в том числе: Ограничения: При этом для установления квалификационной категории не требуется предварительное прохождение аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. в период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком; в случае перерыва в осуществлении педагогической деятельности; незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы. Для установления высшей категории по должности педагогический работник должен иметь первую квалификационную категорию по этой должности; для установления высшей категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, заявление о проведении аттестации может быть подано не ранее, чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории. Максимальные сроки для подачи заявления не установлены. если педагогу было отказано в установлении квалификационной категории, с заявлением о проведении повторной аттестации можно обратиться только через один год после принятия такого решения комиссией. на момент подачи заявления лицо должно занимать должность, по которой будет осуществляться аттестация. Какие категории педагогов могут проходить аттестацию? Как проводится аттестация? 3 Подготовительный этап: он включает в себя формирование аттестационной комиссии; подачу педагогом заявления о проведении аттестации, а также составление документов, необходимых для проведения аттестации. 1 Процесс аттестации состоит из 3 этапов: федеральными органами исполнительной власти; органами государственной власти субъектов Российской Федерации. непосредственная подача в аттестационную комиссию; направление заявления по почтовому адресу комиссии (с уведомлением о вручении); направление в форме электронного документа через Интернет. Пример того, как это осуществляется в Москве, можно посмотреть здесь и здесь обязательно нужно указать квалификационную категорию, для установления которой проводится аттестация, а также должность, для установления которой проводится аттестация. В одном заявлении может быть указано несколько должностей, по которым педагог желает пройти аттестацию. Желательно охарактеризовать свою профессиональную деятельность: отразить результаты работы (с ориентиром на те критерии, которые оцениваются при установлении категории) и подчеркнуть, что результаты достигнуты в ходе работы по соответствующему направлению. не обязательно прикладывать к заявлению материалы, удостоверяющие результаты работы. Их можно будет предоставить на заседании аттестационной комиссии. Законодательством не предусмотрено взимание платы за установление квалификационной категории. Эта государственная услуга предоставляется на безвозмездной основе. Не могут предусматриваться конкретные периоды для приема и рассмотрения заявлений от педагогических работников: они должны иметь возможность обратиться в аттестационную комиссию в любое время. В состав аттестационных комиссий включаются специалисты, компетенция которых позволяет осуществить всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогов. Также в состав комиссии включается представитель соответствующего профессионального союза. Должна быть обеспечена гласность и открытость работы аттестационных комиссий. Поэтому информация о персональном составе аттестационных комиссий и регламенте их работы должна размещаться в публичном доступе. Требования к заявлению: четкая форма заявления не предусмотрена. Тем не менее, в заявлении: Важно: Чаще всего аттестационная комиссия самостоятельно утверждает форму заявления и размещает ее на своем сайте. Аттестационная комиссия — в зависимости от того, в ведении каких органов власти находится образовательная организация, в которой работает преподаватель (ведение Российской Федерации или субъекта Федерации), комиссия может быть сформирована: Способы подачи заявления: Заявление педагога — документ, которым педагог инициирует процедуру аттестации. Чтобы обеспечить непрерывность действия квалификационных категорий, целесообразно подавать заявление заранее — не менее, чем за 3 месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. В течение 30 календарных дней с момента получения заявления аттестационная комиссия должна рассмотреть такое заявление и определить конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника. Важно: в указанный срок аттестационная комиссия должна уведомить педагога о месте и времени проведения аттестации. Такое уведомление может быть направлено по почтовому адресу с уведомлением о вручении; либо по электронной почте. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии (должно присутствовать не менее ⅔ от общего числа членов комиссии) с участием педагогического работника. Что делать, если педагог не явился: заседание аттестационной комиссии проводится без педагогического работника. В ходе аттестации комиссия оценивает результаты профессиональной деятельности педагогического работника. Оценка может осуществляться в различных форматах: Аттестационная комиссия самостоятельно утверждает формат проведения аттестации. Наиболее распространены следующие форматы: 2 Основной этап: проведение аттестации Критерии оценки результатов различаются для первой и высшей категорий. собеседование тестирование стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга, проводимого образовательной организацией, а также мониторинга системы образования (проводится в порядке, установленном постановлением Правительства №662); выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций. личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности; Первая категория Окончательное решение о результатах аттестации принимается комиссией в отсутствии педагога открытым голосованием. Принятое решение фиксируется в протоколе. Если педагог находился на заседании аттестационной комиссии, результаты аттестации сообщаются ему непосредственно после подведения итогов голосования. На основании принятого решения федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов издают распорядительные акты. Эти документы размещаются на официальных сайтах соответствующих органов в сети Интернет. Также сведения о результатах аттестации должны быть внесены в трудовую книжку работника. Установить первую (высшую) квалификационную категорию по должности педагогического работника; Для этого за принятие решения должно проголосовать не менее половины от присутствующего на заседании количества членов комиссии. Отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории по должности педагогического работника. Срок действия квалификационной категории: 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит. После истечения этого срока педагог может снова инициировать проведение аттестации в целях установления первой или высшей квалификационной категории по той же должности. Сфера действия квалификационной категории: категория продолжает действовать при переходе в другие образовательные учреждения вне зависимости от места их расположения. Комиссия может принять одно из двух решений: достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга, проводимого образовательной организацией, а также мониторинга системы образования (проводится в порядке, установленном постановлением Правительства №662); выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах. Высшая категория личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, 3 Заключительный этап: фиксация результатов аттестации. Какова сфера действия присвоенной квалификационной категории? Педагогический работник вправе обжаловать любые нарушения, допущенные при проведении аттестации. К ним относятся как отдельные процедурные нарушения (например, нарушение срока уведомления о проведении аттестации), так и финальные результаты аттестации. В связи с тем, что аттестация — один из элементов трудовых отношений между педагогом и работодателем, для обжалования нарушений необходимо использовать процедуры, предусмотренные действующим трудовым законодательством. Таких процедур две: Обращение в комиссию по трудовым спорам. Такая комиссия создается и функционирует при работодателе. Для оспаривания нарушений, допущенных при проведении аттестации, работнику необходимо подать заявление в эту комиссию. В свою очередь, комиссия должна его зарегистрировать и рассмотреть спор в течение 10 календарных дней. Если решение комиссии не устраивает, то в течение 10 календарных дней с момента его принятия нужно обращаться в суд для оспаривания. Если в течение этого срока работник не обращается в суд, решение комиссии вступает в силу и должно быть исполнено в течение 3 дней. Обращение в суд. В суд можно обратиться как для обжалования решения комиссии по трудовым спорам, так и для первоначального рассмотрения дела. В любом случае важно сделать это в течение 3 месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своих прав при проведении аттестации. В этом случае в протоколе должна быть зафиксирована информация о причинах отказа в установлении квалификационной категории.