Педсовет«Системная деятельность пед.коллектива и законных представителей обучающихся по сопровождению личностного роста и социального становления»
Педсовет«Системная деятельность пед.коллектива и законных представителей обучающихся по сопровождению личностного роста и социального становления»
Цель:
· Способствование формированию теоретических представлений педагогов о возможностях и условиях использования системного подхода в социализации обучающихся;
· Вовлечение участников педсовета в активную продуктивную деятельность, сотрудничество.
· Развивать навыки коллективной творческо-поисковой деятельности педагогов.
· Включение всех участников образовательно-воспитательного процесса в реализацию задачи формирования выпускника как компетентностной личности, способной к самореализации
Формы работы: «дерево ожиданий», регламентированная дискуссия, работа в микрогруппах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педсовет«Системная деятельность пед.коллектива и законных представителей обучающихся по сопровождению личностного роста и социального становления»»
Педагогический совет
«Системная деятельность педагогического коллектива и законных представителей обучающихся по сопровождению личностного роста и социального становления школьников»
Цель:
Способствование формированию теоретических представлений педагогов о возможностях и условиях использования системного подхода в социализации обучающихся;
Вовлечение участников педсовета в активную продуктивную деятельность, сотрудничество.
Развивать навыки коллективной творческо-поисковой деятельности педагогов.
Включение всех участников образовательно-воспитательного процесса в реализацию задачи формирования выпускника как компетентностной личности, способной к самореализации
Формы работы: «дерево ожиданий», регламентированная дискуссия, работа в микрогруппах.
Объявление темы педсовета. Почитайте газеты, посмотрите новости, просто оглянитесь вокруг себя, и вы увидите, что кругом идет конкурентная борьба за власть, за обладание местом в обществе, в учебном учреждении, за территорию, за свободу и т.п. Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно.
Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям. Другими словами, в школе и, выходя из неё, наши дети должны быть: социально защищенными, нравственно стойкими, социально - закаленными, против всякого рода соблазна, имеющие знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоровы, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.
Однако, положение детей в настоящее время тревожно…
Долгие годы школа готовила учеников к кажущемуся социальному благополучию, которое было запрограммировано системой социальных отношений. Идеальным считалось, что выпускники школы пойдут туда, куда их позовет общество. Однако это явно противоречило реальным оценкам того будущего, которое по-разному видели выпускники школы.
Характерным в этом отношении является выступление на выпускном вечере Юлечки Студенцовой, героини повести Владимира Тендрякова «Ночь после выпуска». «Люблю ли я школу? — Голос звенящий, взволнованный. — Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору... И вот нужно вылезть из своей норы. И оказывается — сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. По какой мне идти? Давно задавала себе вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все — прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю... Школа меня заставляла знать все, все, кроме одного — что мне нравится, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравится, то и дается труднее, значит, этому не нравившемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и ... и не смела сильно любить... Теперь вот оглянулась, и оказалось — ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы и школы. И тысячи дорог — и все одинаковы, все безразличны... Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!». Юлечку и других героев повести можно назвать «жертвами социализации». Привыкнув приспосабливаться к определенному типу отношений, сложившихся в школе, они оказались в очень затруднительном положении при выборе своего, только себе присущего способа социального поведения.
Такими же «жертвами» социализации являются и те, кто в отношениях с людьми не может адаптироваться к нормам отношений группы людей, общества в целом.
В настоящее время положение детей и подростков тревожно: самоустранение родителей от воспитания, проблема трудоустройства, распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности…
Стало очевидным, что решить возникшую проблему мы можем только в программно-целевом объединении усилий семьи, школы и общественных институтов.
Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада. Какими бы вы хотели видеть плоды своего труда и партнеров?
Закончите предложение:
Мой ученик - ……
Родители моих учеников - …..
Мой коллега - …..
Свои ожидания запишите на этих символических «яблоках», разместите их на «дереве ожиданий» и озвучьте полученный результат. (2 мин.)
Подведем итог.
Начнем с родителей, ведь именно с семьи начинается воспитание личности.
Важный фактор в социализации личности школьников играет педагогический коллектив. Каким, по-вашему мнению, он должен быть?
А теперь ученик. Каким бы вы хотели его видеть?
В основном, мы услышали наш достижимый, но все же идеал. Все мы хотим видеть ученика знающего, умеющего, ……. – т.е. социально зрелого.
Прежде чем продолжить нашу работу дальше вам необходимо поработать с основными понятия по данной теме. Вам необходимо соотнести понятие с его определением и приклеить на лист формата А3. (2 мин.)
Сотрудничество - отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.
Личностный рост – это обязательный процесс самосовершенствования индивида, целенаправленное движение и стремление субъекта воплотить наяву того человека, которым он хотел бы быть в идеале.
Социализация личности – это формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально – положительного поведения.
Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.
Социализация осуществляется через следующие механизмы:
Социальные нормы – общепринятые образцы поведения, регламентирующие взаимоотношения людей в обществе;
Социальный контроль – обеспечивает выполнение социальных норм;
Социальные роли – одобряемые образцы поведения, которые общество ожидает от человека;
Социальный статус – место личности в данной конкретной системе социальных взаимосвязей;
Такт – умение человека чутко относится к другим людям;
Бестактность – неумение человека в общении с другими людьми проявлять уважение к их потребности и желаниям
Таким образом, процесс социализации -начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности.
А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам подумать, что препятствует социальной защищенности и успешной социальной адаптации обучающихся. Запишите свои мысли на символических камнях. Представители групп прикрепите «камни» на нашей «горе». У нас получилась «горка камней, которую нам необходимо преодолеть, найти способы разрешения этих проблем.
Школа и родители - это та «почва», на которой как прекрасный цветок может вырасти целостная личность. Как раз такая, какой мы хотим стать сами.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
При подготовке к педсовету были сформированы творческие группы, задачей которых было изучение теоретического материала по проблеме с практическим выходом в виде памяток, рекомендаций, советов.
Группа №1. Руководитель: Сальникова О.Н.
Что такое личность? В чем отличие личностного развития от индивидуального? Что мы делаем для развития личности?
Задание: Разработать методические рекомендации для педагогов по теме «Эффективные технологии, формы работы, методы и приёмы по развитию личности школьника», советы для родителей «Семья и её роль в формировании личностных качеств ребёнка».
Личность – индивидуальность, вросшая в общество, но, врастая, она присваивает себе из социума не все, а только то, что соответствует ее задачам, способностям, природе.
По мнению В.С. Соловьева, «общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое или сосредоточенное общество».
Ведущим сегодня в деятельности классного руководителя становится личностный подход. Выражается он в признании ценностно-смыслового равенства взрослых и детей.
Основными параметрами личностного развития ребёнка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатель сформированности социальной компетентности и социального становления личности.
Подлинное становление личности возможно лишь тогда, когда воспитанник освоит искусство жить в коллективе, но при этом оставаться самим собой, органичным, независимым, индивидуальным.
В чем отличие личностного развития от индивидуального?
Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.
Что делаем для личностного развития мы?
План воспитательной работы составляем в соответствии с интересами, способностями и потребностями детей, учитывая общешкольные дела, знаменательные даты, традиции школы. При планировании воспитательной работы используем методику «Дерево желаний». Это позволяет учитывать не только способности школьников, но и их желание участвовать в жизни класса. А желание есть.
Участие в конкурсе «Класс года» позволяет активизировать работу по всем направлениям. А портфолио класса – показатель личностного развития детей. Слайд (странички портфолио класса).
Личностное развитие ребенка невозможно без участия родителей, потому что родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности. От того, как относятся к школе родители, зависит отношение к ней их детей. Поэтому мы работаем с родителями в тесном контакте. Они в курсе всех наших дел. «Самый классный папа», «Папа, мама, я – спортивная семья», чаепитие ко Дню Матери, спортивные и интеллектуальные игры, устные журналы («О духовных традициях русской семьи»), часы общения, помощь в организации туристических походов и поездок – вот далеко не полный перечень мероприятий, в которых принимают участие родители. Хочется особо сказать о коллективных творческих делах (КТД). Они играют большую роль в процессе формирования личности и дают возможности ученикам, учителям и родителям развивать творческий потенциал, совершенствовать организаторские способности, расширять знания об окружающем мире. Примеры таких КТД – мастерская общения «Давай познакомимся», «Праздник семьи».
Чтобы получить целостное представление о различных сторонах развития личности учащихся и определить задачи его развития, необходима оценка уровня личностного роста учащегося.
Характеристика «Уровня личностного роста учащегося» (УЛР) представляет собой перечень показателей и уровней их проявления, выражающихся в баллах. Всего показателей 17.
Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания.
Внешний вид и аккуратность.
Интересы и увлечения.
Уровень этической культуры.
Работа над вредными привычками.
Отношение к физической культуре и спорту.
Общественная активность.
Исполнение должностных обязанностей.
Использование данной методики на всех стадиях развития личности воспитанника (с 1 по 11класс) дает возможность определения направленности личностного роста и осуществления своевременной и необходимой коррекции.
Каких результатов мы должны добиться?
Модель личности выпускника школы.
Ценностный потенциал.
Восприятие человеческой жизни как главной ценности.
Профессиональные навыки в соответствии с личностными запросами и задачами, навыки поискового мышления.
Коммуникативный потенциал.
Коммуникабельность, степень влияния в коллективе.
Общественная активность.
Исполнение должностных обязанностей.
Художественный потенциал.
Уровень этической культуры.
Здоровьесберегающий потенциал.
Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания.
Работа над вредными привычками.
Отношение к физической культуре и спорту.
Хотим обратить внимание на то, что все 6 потенциалов одинаково важны. И только если выпускник будет обладать всеми названными качествами, умениями и навыками, то он может считать себя личностью и может смело вступать во взрослую жизнь.
В процессе становления личности ребёнка семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для классного руководителя изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов.
Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни. Семьи, из которых приходит ребенок в школу, неоднородны. Хорошо, если отношения в семье нормальные, разумные. А если с точностью до наоборот?! Тогда школа может и должна компенсировать всю семейную негативность, чтобы ребенок вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью.
Существует мнение, что современные родители – чаще пропитатели, не воспитатели. Они сужают родительство до бытового обслуживания детей. Но, конечно же, не по своей воле, а в силу сложившихся экономических условий (Ю. А. Конаржевский)
Группа №2. Руководитель: Миронова Ю.Л.
Как организовать деловое сотрудничество с родителями обучающихся? Как включиться в жизнь семьи обучающихся?
Задание:Разработать модель «Сотрудничество Семьи и Школы в современных условиях»
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»
Л.Кассиль
Взаимодействие с родителями всегда было, есть и будет неотъемлемой и важной частью деятельности школы.
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви,и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.
Отношения «Учитель –родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.
Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.
Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы: чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность; активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь); уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения; повышение авторитета родителей в глазах детей ( показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности); тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям( при этом важно не перекладывать на них свои обязанности); терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.
Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.
Семья- разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.
Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.
Они делятся на традиционные и инновационные:
Традиционные
Инновационные
Родительское собрание
Самоуправление
День открытых дверей
Семинары для родителей
Совместные дела семьи и учреждения
Групповые тренинги
Опосредованное взаимодействие
Семейный клуб
Родительские конференции, сходы, съезды
Родительский клуб
Консультации (тематические и индивидуальные)
Круглый стол,
педагогический треугольник, родительский ринг
Семейные праздники
Социально-психологические тренинги
Посещение на дому
Диспут-размышление
Анкетирования родителей
Творческие встречи педагогов и родителей
Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, класса и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе подготовки и является рядовым участником собрания. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: организационные, текущие, тематические и др. Очень полезны собрания, на которых дети показывают своим папам и мамам театральные, художественные, прикладные умения и достижения.
День открытых дверей. В этот день приглашаются родители всех воспитанников данного учреждения, родители будущих воспитанников, представители общественности. В рамках этого дня дается полная информация о деятельности учреждения. Родители могут получить ответы на интересующие вопросы.
Совместные дела семьи и учреждения – это огромное личное богатство всех детей, родителей и педагогов. Этот опыт неповторим, его необходимо копить ежедневно. Данная форма включает в себя совместное проведение мероприятий, поездки, походы, совместные акции, конкурсов детского творчества и т.д.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в самоуправление. Родители воспитанников юридически не входят в коллективы учреждения и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешности работы учреждения.
Посещение на дому. Особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Но ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Инициативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родительском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимодействия и первой встречи в домашних условиях.
Совершенно очевидно, что приход педагога в семью может быть только по приглашению. Известны классные руководители, которых все родители приглашают и с удовольствием ждут этой встречи. Почему? Потому что эти педагоги приносят радость в дом, находят добрые слова о ребенке, рассказывают о его успехах и достижениях, обращаются за советом к родителям, выясняют их мнение по той или иной проблеме, которая возникает в обучении и воспитании ребенка, в работе с коллективом класса.
Семинары для родителей включают в себя лекционную часть, которую проводит педагог-психолог; обсуждение семейных проблем с группой; нахождение определенных вариантов решения.
Групповые тренинги обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций. Здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.
Семейный клуб. Такая форма работы может помочь не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным кружком для детей и родителей. Организация и проведение выставок – необходимый элемент работы клуба.
Родительский клуб – это форма работы, которая помогает установить тесное сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания детей. Это является своеобразной школой обучения родителей, где они могут получить теоретические знания по вопросам обучения и воспитания.
Программа деятельности родительского клуба носит системный характер работы с семьей и включает разнообразные формы взаимодействия:
- тренинги (например, «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений»);
- семинары (например, «Ребенок и его психологическое здоровье», «Развитие личности ребенка-дошкольника», «Поощрение и наказание»);
- практикумы (например, «Агрессивное поведение детей»);
- проекты «Профессии в семье», «Школа здоровья» и др.;
- познавательные экскурсии в музей, цирк и зоопарк;
- организация и посещение выставок (районная, городская, областная декоративно-прикладная выставка, выставки художников);
- благотворительные акции («Рождественский подарок – каждому ребенку» и др).
- мастер – класс («Как организовать праздник в семье»).
Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.
Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.
Опосредованное взаимодействие – форма, которая включает в себя разработку памяток для родителей, приглашений, поздравлений, благодарностей.
Родительские конференции, сходы, съезды. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. Успех конференции зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценить воспитательный процесс. К ним готовятся выставки работ воспитанников, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье», «Хорошие родители. Кто они?» и т. п.
Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг. Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в семье, школе, учреждение дополнительного образования. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
Консультации (тематические и индивидуальные) проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер и требуют безотлагательного решения. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьями и учреждениями ДО, вовлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения, выявить и творческие способности родителей и педагогов.
Социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым.
Анкетирования родителей проводится с целью сбора социологических данных о семье, на основании которых составляется социальный портрет обучающихся
Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение – наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление деятельности.
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
педагогическому такту и этике взаимоотношений;
педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
педагогическому просвещению родителей;
умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
единству требований школы и семьи.
Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам:
Одной из эффективных форм сотрудничества с родителями является родительское собрание. На родительском собрании можно решать все задачи, которые школа ставит в работе с родителями. Оно будет эффективным, если после него родится общее понимание роли школы и семьи в жизни ребенка, которое будет способствовать личностному развитию ребенка. но в условиях современной школы нам необходимо постоянно искать новые формы их проведения.
Группа № 3.Руководитель: Хасанова Э.Э.
Как провести собрание, после которого родилось бы общее понимание роли школы в жизни ребенка? Как сделать собрание эффективной формой взаимодействия с коллективом родителей?
Задание:Разработать Памятку для классного руководителя «Как подготовить и провести эффективное родительское собрание» (Памятка для учителя «Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся.)
Родительское собрание – это одна из форм взаимодействия между школой и семьей. На родительском собрании можно решать все задачи, которые школа ставит в работе с родителями. Родительское собрание будет эффективным, если после него родится общее понимание роли школы и семьи в жизни ребенка, которое будет способствовать личностному развитию ребенка.
Основными условиями, способствующими повышению эффективности проводимых собраний, по мнению наших учителей являются:
тщательная подготовка;
включение родителей в активную деятельность в ходе ведения собрания;
расширение тематики собраний;
использование разнообразных форм проведения родительских собраний.
Мы предлагаем несколько правил по подготовке к родительскому собранию, следуя которым можно повысить его эффективность.
Выбирайте актуальную тему собрания.
Выбираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Её в большинстве случаев следует определять учителю совместно с членами родительского комитета, при этом необходимо учитывать мнение и других родителей. Иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на собрании может не получиться.
При выборе темы учитель должен отчетливо осознавать, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями.
2. Четко формулируйте цель данного собрания.
В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть выбраны:
повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к ребенку со стороны родителей;
подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год.
3. При подготовке к родительскому собранию изучите научно-методическую литературу.
Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические знания и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Их изучение помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения.
4. Определите вид, форму и этапы проведения родительского собрания.
В зависимости от поставленной цели следует выбрать вид собрания (тематическое, организационное, итоговое) и форму его проведения (диспут, практикум, педагогическая мастерская, ролевая игра, конференция, конкурс, праздник). В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Необходимо разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
5. Перед родительским собранием проведите микроисследования.
Проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Можно провести беседы с родителями и учащимися, предложить заполнить им простейшие тесты и анкеты с небольшим количеством вопросов и заданий.
6. Своевременно и правильно приглашайте родителей и других участников собрания.
Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи ученики делают в своих дневниках, но лучше продублировать на изготовленных школьниками открытки-приглашения.
7. Подготовьте решение собрания.
Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета порою забывают. Очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руководитель должен за 2–3 дня до собрания составить проект решения. Решение может быть представлено не только в "классической" форме – в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и в форме рекомендаций или памяток для родителей.
8. Подготовьте оборудование и оформите место проведения родительского собрания.
Собрание следует проводить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Об этом необходимо специально позаботиться учителю и учащимся. В классной комнате можно представить выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т. п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме, на доске – цветными мелками написать тему и эпиграф родительского собрания, развесить таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, а также плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания следует расставить столы и стулья.
При подготовке и проведении родительского собрания надо учитывать ряд важных положений:
атмосферу сотрудничества семьи и школы;
интонацию собрания (советуем, размышляем вместе, никаких нотаций и упреков);
профессиональный уровень педагога - знания, компетентность (знания о жизни каждого ребёнка не только в школе, но и за её пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);
добрые, доверительные отношения (доброжелательность, взаимопонимание);
главными показателями эффективности родительского собрания являются: активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведённому собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный анализ результатов собрания, оформление газеты.
Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым.
Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей!
Советы психолога по проведению родительского собрания:
Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.
Длительность собрания не более 1,5 часов.
Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
Давать негативную оценку всему классу.
Переоценивать значение отдельных предметов.
Избирать для общения назидательный тон.
Деловая игра.Обсуждение и поиск выхода из проблемной ситуации во взаимодействии «ученик – учитель – родитель» с использованием разработанных правил и памяток.
СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ
Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.
Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения.
В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?
СИТУАЦИЯ 1
Мама пришла в школу по вызову учителя.
Мать.Здравствуйте, Мария Ивановна, получила Вашу записку. Что случилось?
Учительница (ученику).Ну, рассказывай маме, что случилось?
Ученик молчит.
Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?
Ученик. Да я не ...
Мать . Ну как тебе не стыдно?
Ученик. Да это не я ...
Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему?
Учительница. И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются.
Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?
Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись!
Мать (учителю).Как с ним еще бороться, ума не приложу!
Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.
Мать. Ну все. Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет.
СИТУАЦИЯ 2
После уроков мама Оли заходит в класс.
Мать. Здравствуйте, я пришла поговорить с вами.
Учитель. Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли?
Мать. Да?! Я не знала.
Учитель. Но у Оли в дневнике есть запись.
Мать. Она мне не показала. Забыла, наверное.
Учитель. О чем вы хотите поговорить?
Мать. Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Оля была почти отличница... Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорит: “Счастливый тот учитель, к кому попадет ваша дочь!” Но как только мы попали к вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике “4” и “3”. Вот за что сегодня “3” по математике?
Учитель. Оля решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо еще дома потренироваться.
Мать. Да мы дома каждый вечер решаем. Как же вы так учите, что нам еще дома доучивать приходится?
Учитель. В Олиных домашних работах часто бывают недочеты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И вы дома не забывайте об этом.
Мать. Что же, если у моей дочери такой почерк, то вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться?
Учитель. Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает невнимательна. Отвлекается сама и отвлекает других, а недослушав, допускает ошибки.
Мать. Конечно, посадили за последнюю парту. За последней партой даже отличник троечником станет.
Учитель. Но я пока не могу посадить ее ближе, Оля высокая девочка.
Мать. Ладно, все ясно, нам просто не повезло с учителем.
Социальная адаптация возрастает в связи с ускорением темпов социальных изменений, в условиях, когда эти изменения затрагивают важные стороны жизни. Такие изменения происходят сегодня в нашем обществе. Поэтому наша задача постоянно работать по совершенствованию профессионального мастерства в области воспитания, создать все необходимые условия для успешной социализации обучающихся.
Благодарим всех за продуктивную работу, желаем успехов в воспитательной деятельности и пусть руководством к действию станут слова Г.Спенсера: « Знание закона жизни гораздо важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности.
Решение педагогического совета
Рассмотрев тему педагогического совета«Системная деятельность педагогического коллектива и законных представителей обучающихся по сопровождению личностного роста и социального становления школьников» педагогический совет отмечает, что процесс социализация -начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. В наше время человек должен уметь воспринимать мир во всём сложном многообразии. В Концепции новых стандартов говорится, что современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению».
На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной, профессиональной.
Педагогический совет постановляет:
1. Классным руководителям:
- продолжить изучение теоретических и технологических аспектов использования системно-деятельностного подхода в социализации обучающихся;
- использовать представленные методические рекомендации, памятки по взаимодействию семьи и школы в работе с родителями
- учитывать мнение и запросы родителей при определении тематики родительских собраний
- внедрять нетрадиционные формы работы с родителями обучающихся
Срок: постоянно
Ответственный: Шатилова Н.Н., руководитель МО классных руководителей
2 Организовать транслирование опыта работы по успешной социализации личности обучающихся и использованию современных форм работы с родительской общественностью на заседаниях МО классных руководителей, открытых занятиях и классных часах, на сайте гимназии и других Интернет –сообществах
Срок: январь- март 2017г.
Ответственный: Логинова А.И., заместитель директора по ВР
Подготовить сборник методических материалов из опыта работы классных руководителей по теме «Системная деятельность педагогического коллектива и законных представителей обучающихся по сопровождению личностного роста и социального становления школьников»
Срок: апрель, 2017г.
Ответственные: Логинова А.И., заместитель директора по ВР,
Шатилова Н.Н., руководитель МО классных руководителей
4. Педагогу-психологу
- провести анкетирования обучающихся 4-х, 9-х и 11 классов по теме «Готовность к переходу в новые условия обучения»