Педсовет «Формирование компетенций обучающихся в области ИКТ технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Педсовет «Формирование компетенций обучающихся в области ИКТ технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Уважаемые коллеги, российские школы сегодня повсеместно заняты переходом на новые ФГОС. Их отличительной чертой является кардинально новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от знаю и умею – к знаю и применяю на практике. Поэтому наш педсовет посвящен вопросу «Формирования компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педсовет «Формирование компетенций обучающихся в области ИКТ технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности»»
Педагогический совет по теме «Формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Цель педсовета:
1.Определить основные направления деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по управлению формирования ключевых компетенций учащихся.
2.Повысить профессиональное мастерство и расширить знания педагогов по теме педагогического совета.
Задачи:
- познакомить с содержанием терминов «компетентность», «компетенции» «компетентностный подход»;
- показать пути формирования ключевых компетенций у учащихся в различных сферах деятельности;
- определить эффективные формы педагогической работы в аспекте компетентностного подхода.
Уважаемые коллеги, российские школы сегодня повсеместно заняты переходом на новые ФГОС. Их отличительной чертой является кардинально новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от знаю и умею – к знаю и применяю на практике. Поэтому наш педсовет посвящен вопросу «Формирования компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Предлагаем следующую повестку педсовета:
Формирование ключевых компетенций обучающихся, как одно из требований, предъявляемых к современной системе образования.
Формирование ИКТ-компетенций учащихся начальной школы при реализации проекта "1 ученик: 1 компьютер".
Формирование ИКТ-компетенций учащихся основной школы при реализации проекта "1 ученик: 1 компьютер".
Формирование исследовательской компетенции учащихся старших классов на уроках литературы.
Формирование проектных и исследовательских компетенций учащихся на уроках английского языка.
Из опыта использования электронных учебников на уроках математики.
Формирование ключевых компетенций обучающихся, как одно из требований, предъявляемых к современной системе образования.
В концепции модернизации российского образования и ФГОС отмечается, что общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Именно умение применять знания на практике, применять самостоятельность в постановке задач и их решении, в поиске дополнительных или совершенно новых знаний – составляет основу понятия компетентность, которая определяет качество современного образования. В современных условиях, когда последовательно и наступательно осуществляется перевод общества в иную социально-экономическую систему, по-новому должны функционировать все обслуживающие ее подсистемы, в том числе и образовательная школа.
Главной целью проводимого реформирования является достижения нового качества образования. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой. К числу таких образовательных результатов относятся формирование ключевых компетенций.
Сам термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В то же время владение ими позволяет нашему ученику быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни.
Постоянно меняющееся общество, непредвиденные ситуации, большой объем информации, осложнение отношений между людьми диктуют необходимость разрешения проблемы формирования личности, умеющей жить в этих условиях, разрешать сложнейшие задачи как профессиональные, так и личностно значимые; личности с определенным набором ключевых компетенций. Компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и других. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Ключевые компетенции включают в себя широкое разнообразие умений и навыков, помогающим людям адаптироваться в изменяющемся обществе.
К основным ключевым компетентностям относятся: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетентности.
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.
Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются также и подходы к оценке – в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.
Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.
Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований: 1. Дидактические требования:
- четкое формулирование образовательных задач - определение оптимального содержания урока - прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний - выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля - реализация на уроке всех дидактических принципов.
2. Психологические требования: - определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения - особенности самоорганизации учителя - организация познавательной деятельности - организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений -организованность учащихся - учет возрастных особенностей 3. Требования к технике проведения урока: - урок должен быть эмоциональный - темп и ритм урока должен быть оптимальным - полный контакт учителя и учащихся - атмосфера доброжелательности и активного творческого труда - смена видов деятельности - обеспечение активного учения каждого ученика. 4. Требования к гигиене урока: - температурный режим - проветривание - освещение - предупреждение утомления - чередование видов деятельности - физминутка - правильная рабочая поза учащихся - соответствие роста школьной мебели. Формируются компетентности, если: - обучение носит деятельностный характер - идет ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера)
- если создаются такие условия для приобретения опыта и достижения цели
- применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский и проблемный методы, развивающее обучение) - усиление практической направленности школьного образования - если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика.
21 век называют веком информатизации. ИКТ технологии пронизывают буквально все сферы и структуры нашей жизни, и система образования никак не может стоять в стороне и не принимать участия в этом глобальном процессе.
ФГОС требуют от системы образования радикальных действий и преобразований, с целью повышения уровня информатизации, а значит и уровня ИКТ компетенции современных детей.
Информатизация образования декларируется как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. ИКТ призваны сыграть особую роль в повышении качества образования, так как современный уровень их развития значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для педагогов и обучающихся, улучшает управление образовательным учреждением, повышает эффективность его работы, упрощает интеграцию национальной системы образования в мировую, в значительной степени способствует доступу к международным источникам информации в том числе и в области образования.
Неограниченный ни временем, ни пространством, беспрепятственный доступ к информации и наличие базовых компетенций и умений грамотно работать с этой информацией делают современного молодого человека конкурентно-способным, профессионально востребованным и успешным в жизни. В современном мире все более отчетливо проявляется прямая зависимость между компетентностями человека и качеством его жизни.
Принимая во внимание реалии новой жизни, авторы и разработчики ФГОС и других нормативно-правовых документов в области образования впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимися основной образовательной программы отмечают формирование и развитие компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий, как одной из важнейших компетенций, которую школа должна дать своим выпускникам.
Новые образовательные стандарты предъявляют к содержанию образования новые требования, а именно:
- новая цель образования;
- новое содержание образования;
- новое целеполагание для учащихся и учителей;
- новые средства обучения;
- новые технологии обучения;
- новые требования к подготовке учителя.
Однако, успешное решение проблем внедрения ФГОС в решающей степени зависит от уровня подготовленности и готовности педагогов к использованию современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности. Сегодня каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей - право на качественное образование.
И так, требования стандартов определены, понятны и закономерны. Большая часть педагогов уже не первый год работает в новой системе, но в реальности не все так как хотелось бы думать.
Да, педагоги работают над формированием компетентностей обучающихся, в том числе и с использованием ИКТ технологий, но происходит это не системно, а эпизодически и чаще всего сводится к демонстрации презентаций, хотя каждый педагог понимает, что компьютер – это лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения и способствовать достижению поставленных целей и задач урока.
Педагоги должны осознать, что планомерное и систематическое внедрение ИКТ в практику работы всех участников образовательного процесса будет способствовать успешному решению задач, которые ставит перед собой школа. Но подходить к этому процессу надо творчески, не злоупотребляя использованием данных технологий.
Педагоги вынуждены работать в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к умению использовать в обучении информационно-коммуникационных технологий. Информатизация образования ведет к изменению роли учителя. Без педагога, владеющего ИКТ, успешное внедрение стандартов нового поколения и достижение поставленных перед образованием целей невозможно.
Примерный перечень содержания компетентности учителя содержится во многих документах, однако, для нас ориентиром служит Профессиональный стандарт педагога (Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)), в котором четко определены требования, преъявляемые к педагогу и его профессиональной компетенции, а также дается определение ИКТ компетенции педагога (Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно
В профессиональную педагогическую ИКТ- компетентность входят:
Общепользовательская ИКТ-компетентность.
Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
Предмено-педагогическая ИКТ-компетентность.
Таким образом, меняется мир вокруг нас, меняются дети, значит должен меняться и сам педагог. Профстандарт должен стать толчком к развитию педагогов, дать педагогам потребность в самосовершенствовании и саморазвитии, потребность в соответствии духу времени и желании быть востребованными и интересными детям.
В заключении хочу сказать, что к учителю всегда, во все времена относились с почтением. Но если учитель не развивается и не соответствует требованиям времени, то вряд ли он будет образцом для подражания. "Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет". Бичер Генри Уорд Это как нельзя лучше отображает реалии современного образовательного процесса.
2. УУД – это неотъемлемая часть ФГОС. Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, является ориентировка обучающихся в информационных и коммуникационных технологиях и формирование способности их грамотно применять. Опытом работы по формированию ИКТ компетенций учащихся начальной школы при реализации проекта "1 ученик: 1 компьютер" поделится учитель начальных классов.
3.Все усилия школы направлены сегодня на реализацию интересов личности, таких как умение адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить пути решения, умение работать с информацией, умение коммуникации в широком социальном плане. Именно информационные технологии способны стать средством, при помощи которого сознание ребенка приобретает новый характер. Учитель биологии.также работает над реализацией проекта "1 ученик: 1 компьютер" и представит нам опыт работы по формированию ИКТ компетенций учащихся основной школы.
4. Портрет выпускника школы за последнее время претерпел значительные изменения. Мы уже говорили о том, что ребенок должен быть подготовленным и всесторонне развитым, способным решать вопросы и находить варианты решения ситуаций, генерировать идеи и предлагать проекты. Среди набора компетенций, которыми должен обладать выпускник школы выделяют исследовательскую и проектные компетенции. Выступление учителя русского языка и литературы будет посвящено формированию исследовательской компетенции учащихся старших классов на уроках литературы.
5. Некоторые качества личности, ранее не были обязательными для жизни в обществе или, по крайней мере, это качества на которые раньше не делали особого акцента, такие как способность быстро ориентироваться в быстро меняющемся мире, самостоятельно осваивать новые знания и профессии, умение находить общий язык с людьми разных культу, сегодня приобретают все большую значимость в обществе и также входят в число обязательных для формирования компетенций. Проектно-исследовательские технологии на уроках иностранного языка – это благодатная почва для формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся. Свой опыт работы по формированию проектных и исследовательских компетенций учащихся на уроках английского языка вам представит учитель английского языка.
6. Новые ФГОС задают требования не только к результатам освоения ООП, но и к учебно-методическому сопровождению образовательного процесса. С 1 сентября 2015г. в России можно издавать только те учебники, у которых есть электронная версия. О том как обстоит дело у нас, о том на какие «плюсы» и «минусы» стоит обратить внимание при использовании на уроках электронных учебников расскажет учитель математики.
Подводя итог нашей сегодняшней работе хочется еще раз подчеркнуть, что в основу модернизации системы российского образования заложен компетентностный подход, основной смысл которого в том, что главной задачей современной школы становится подготовка компетентного выпускника, то есть такого, который обладает компетенциями, необходимыми ему для успешной социализации. Только человек самостоятельный, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть проблемы и принимать ответственность за их решение, готовый постоянно обновлять свои знания, работая с разными источниками информации, может стать успешным. Современный педагог должен в полной мере использовать те возможности, которые предоставляет ему компетентностный подход, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности. Учитель не имеет права останавливаться на достигнутом. Он работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем, не ссылаясь на то, что «в наше время все было иначе и не под силу освоить новое». Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но больше – от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованности а самообразовании.
В решение педсовета предлагаю вынести:
Одобрить опыт работы учителя русского языка и литературы __.; учителя начальных классов __.; учителя английского языка ___.; учителя математики ___.; учителя биологии __ по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, использованию ИКТ технологий для формирования ключевых компетентностей обучающихся и рекомендовать к распространению.
Определить как одну из приоритетных учебных и воспитательных задач школы – создание условий для формирования ключевых компетентностей учащихся.
Подготовить методические материалы «Реализация компетентностного подхода через проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ технологии, как способы формирования ключевых компетенции обучающихся» и разместить информацию в методическом кабинете школы. (Срок: до 01.02.17г. Отв. заместитель директора по УВР).
Педагогическим работникам:
Активнее изучать основы проектной и исследовательской деятельности, применение ИКТ технологий и шире применять их на практике, с цель формирования компетенции учащихся. (Срок: постоянно).
При планировании и организации урочной, внеклассной и внеурочной деятельности применять технологии, формы и методы, позволяющие активно формировать ключевые компетентности у учащихся. (Срок: постоянно).
Прошу проголосовать за решение педсовета. За. Против. Воздержались.
Коллеги, спасибо за работу. Дальнейших вам творческих успехов.