kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педсовет "Социально-адаптированная личность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педсовет по теме "Социально - адаптированная личность" 

Многие педагоги, психологи, социологи отмечают, что современные школьники очень заметно отличаются от школьников предыдущих поколений. Сегодняшние дети проявляют вольность в общении, свободу мысли, повышенную импульсивность, эгоистичность и др. Безусловно, во всех этих проявлениях есть как плюсы, так и минусы.
Но педагогам и родителям трудно стало воспитывать молодежь, используя старые методы.
С авторитетами же совсем беда: вместо положительных тимуровцев эталонами для подражания стали бэтмены, человек-паук для малышей, а для более взрослых школьников — рок-звезды или герои боевиков. С экрана телевизоров нередко слышится нецензурная речь, пропагандируются грубая сила и всевластие денег.
Взрослым-то трудно сейчас сделать нравственный выбор, определить что хорошо, а что плохо.
А как же быть нашим детям? На эти вопрос мы найдём решение в ходе нашего педсовета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«педсовет "Социально-адаптированная личность" »

13


Разрешите другому быть другим.

(китайская народная мудрость)



Многие педагоги, психологи, социологи отмечают, что современные школьники очень заметно отличаются от школьников предыдущих поколений. Сегодняшние дети проявляют вольность в общении, свободу мысли, повышенную импульсивность, эгоистичность и др. Безусловно, во всех этих проявлениях есть как плюсы, так и минусы.
Но педагогам и родителям трудно стало воспитывать молодежь, используя старые методы.
С авторитетами же совсем беда: вместо положительных тимуровцев эталонами для подражания стали бэтмены, человек-паук для малышей, а для более взрослых школьников — рок-звезды или герои боевиков. С экрана телевизоров нередко слышится нецензурная речь, пропагандируются грубая сила и всевластие денег.
Взрослым-то трудно сейчас сделать нравственный выбор, определить что хорошо, а что плохо.
А как же быть нашим детям?

План работы педсовета:

1. Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации образовательного процесса.

2. Социально- адаптированная личность.

3. Работа в группах.

4. Выработка решений педсовета.






















ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА -

ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Обучение и воспитание... Эти понятия еще со времен Я.А. Коменского стоят в одном ряду неразлучной парой: учебно-воспитательный процесс, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных.

Процесс воспитания школьников за последние время претерпел существенные изменения. В период социально-экономической перестройки общества, когда происходит переоценка системы общественных отношений, когда же­стокие войны, межнациональные конфликты, рост пре­ступности и наркомании и многие другие социальные яв­ления поставили под сомнение многие педагогические идеи и принципы, школа вынуждена противопоставлять ис­тинные ценности — ложным, гуманистические идеи -варварским, доброе — жестокому.

Основным объектом воспитательного процесса в шко­ле является личность школьника как носитель социаль­но ценностных отношений, как индивидуальность с не­повторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющее свое личностное «я».


В обыденной речи мы часто употребляем такое поня­тие, как личность: личность учителя, личность ученика, творческая личность и т. п. Говоря о личности вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, ори­гинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических цен­ностей) и т. п.

слайд №2

Термин «личность» (person) взят из греческого языка, где обозначал маску, а позже — роль артиста. Само про­исхождение понятия уже вкладывает в него особое содер­жание — взгляд на человека со стороны, его включен­ность в систему общечеловеческих отношений.

Ребенок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реали­зует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения.

Итак, индивидом рождаются, личностью становятся. Существуют различные подходы к описанию и пони­манию личности.

слайд № 3

Личность определяется тем,

• что она знает;

• что она ценит;

• что и как она созидает;

• с кем и как она общается;

• каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

Личность ученика можно охарактеризовать пятью ос­новными потенциалами (они играют основную роль и за­дают направление процессу воспитания личности):

1. Познавательный потенциал— определяется объе­мом и количеством информации, которой располагает уче­ник. Включает психологические качества, обеспечиваю­щие продуктивность познавательной деятельности ученика;

2. Морально-нравственный потенциал — определяет­ся приобретенными нравственно-этическими нормами, жиз­ненными целями, убеждениями, устремлении.

3. Творческий потенциал — определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в де­ятельности и общении.

4. Коммуникативный потенциал — определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми. Выражается в разнообразии социальных ролей, которые играет личность;

5. Эстетический потенциал — определяется содер­жанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в «потреблении» произведе­ний искусств.

В английском языке слово «воспитание» означает -просвещение, буквально — вести вперед. В соответствии с этим целью воспитание является помощью, содействием учащимся в раскрытии ими своего личностного потенциа­ла, реализацией природных сил. Воспитатель уходит в тень, уступает дорогу ученику, но не бросает его на попе­чение судьбы, а сопровождает ученика на трудном пути личностного становления, создает максимально возмож­ные, оптимальные условия для прохождения этого пути.

Воспитание — процесс целенаправленного формиро­вания личности, а в современном понимании — это именно процесс эффективного взаимодействия (сотрудничества воспитателя и воспитанников), направленный на дости­жение заданной цели. Процесс воспитания имеет много­профильный характер, в нем проявляются многочислен­ные объективные и субъективные факторы. Личность подвергается одновременному воздействию множеству раз­нохарактерных влияний, как положительного, так и от­рицательно характера, требующих соответственной кор­ректировки. Воспитательный процесс обусловлен тем, что он динамичен, подвижен и изменчив.

Воспитательный процесс отличается длительностью. Процесс школьного воспитания — это процесс непрерыв­ного систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Это проявляется в процессе обучения и во внеклассной и внешкольной работе.

Процесс воспитания — процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов вос­питательного процесса, подчиненное идее целости фор­мирования личности.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспи­танника к воспитателю (обратная связь). Управление вос­питательным процессом строится на обратных связях, т. е. на той информации, что поступает от воспитанни­ков. Воспитание — это целенаправленное управление про­цессом развития личности.

Ребенок многого не знает, не умеет. Ему свойственно ошибаться, не понимать и не принимать устоявшихся в обществе отношений. Становиться личностью трудно, вос­питание помогает человеку стать личностью, направляет усилия и корректирует реальные действительные отно­шения ребенка.

Преодоление противоречий между возможностями ре­бенка и необходимостью социальной жизни является дви­жущим механизмом развития личности ребенка. Школь­ная действительность для него есть в жизни, руководители его разнообразной деятельности, прежде всего, — педаго­ги школы.

Роль школы особая: она — центр психолого-педагоги­ческого руководства развития личности ребенка.

В формировании личности ребенка исходным факто­ром выступает наследственность. Ее нельзя не учитывать в процессе воспитания. Особенности природных данных ребенка культивируются, и тогда они придают личности индивидуальное своеобразие.

Решающим фактором становления личности является социальная среда, с ее социально-психологическими и тра­диционными отношениями. Воспитание не способно изме­нить социальную среду и микросреду ребенку, но в состоя­нии оказать на нее влияние, а главное — помочь ребенку выработать необходимое отношение к позитивным и нега­тивным сторонам социальной среды, научить ребенка ак­тивному участию в изменении обстоятельств жизни.

Хорошо организованное воспитание — это обеспече­ние широкого взаимодействия ребенка с многообразиями явлений жизни, в процессе которого у него формируются отношения к миру на уровне человеческой культуры, требований общества и личных индивидуальных особен­ностей максимальное развитие которых является услови­ем его счастья.

слайд № 4

Общие принципы воспитания

1. Формирование всесторонне и гармонично разви­той личности. Выработка жизненной позиции;

2. Принцип связи с жизнью;

3. Воспитание в условиях коллектива;

4. Принцип единства и целостности воспитательного процесса, который включает в себя целостность разви­тия самой личности учащихся;

5. Принцип активности и самостоятельности учащих­ся в сочетании с педагогическим руководством;

6. Принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью;

7. Принцип индивидуализации воспитания (учет ин­дивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его раз­витие);

8. Принцип соответствия воспитательного процесса возрастным индивидуальным особенностям учащихся.

слайд № 5

Методы воспитания

1. убеждение;

2. поощрение;

3. упражнение;

4. наказание;

5. стимулирование;

6. организация деятельности;

7. формирование сознания.

Методов на самом деле значительно меньше, чем -то количество, что сегодня перечисляется в литературе. Вос­питание можно уподобить сочинению музыки. Различ­ные мелодии, даже очень сложные, сочиняются только при помощи семи нот, при этом и хорошая, и плохая музыка тоже получается при сочетания этих же нот, по­тому что все зависит от профессионализма и таланта ком­позитора.



















Воспитание социально

- адаптированной личности – один из актуальных аспектов учебно - воспитательного процесса

Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.

В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период – это начало жизни, причем первые три месяца – это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.

О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Мы считаем, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем его социальную жизнь, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

Организация перехода из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период 1) с педагогической точки зрения характеризуется низкой самоорганизацией, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам 2) с психологической стороны – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Другим критическим периодом обучения считается переход из среднего в старшее звено. Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.

Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий: продолжительность адаптивного этапа, возраст человека, цель адаптации и др. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения. Освоив необходимые приемы, человек способен сознательно управлять собственно процессом адаптации.

В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.

слайд №6

Таким образом, можно считать, что адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.


слайд № 7

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой - спецификой учебного материала. Главную трудность "предметной" адаптации для начинающего школьника представляет освоение содержания обучения - грамоты и математических представлений. На первый взгляд, это не так. Содержание обучения в первом классе и в подготовительной к школе группе во многом совпадает. Фактически знания, которые получают школьники на уроках в начале обучения, большей частью усвоены еще в детском саду. В то же время известно: первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы. Это значит, что в дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное - научить детей осознавать учебную задачу. Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:

1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться.

2. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.

4. Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

5. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

Следовательно, даже высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо, чтобы был высокий общий уровень развития ребенка и развиты ведущие качества личности.

В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе также можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

Первый этап физиологической адаптации - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго (две-три недели).

Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.

На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть, иногда и "в долг берет". Поэтому учителю важно помнить, какую высокую "цену" платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта "цена" снижается. Буря начинает затихать.

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, или психологическая нагрузка от общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Но возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно пять-шесть недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели.

Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль – школьника, и достигается целым рядом условий.

1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

3 Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.

слайд № 8
Обратной стороной адаптации ребенка в школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:

1. Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды.

2. Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т. д.

Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.


Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.

Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны.


Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.

Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультации профессиональных психологов.


Одним из факторов, препятствующих нормальной адаптации ребенка, как мы уже знаем, является недостаточный уровень школьной зрелости. Частично отставание в развитии ребенка может быть связано и с состоянием его здоровья. Первоклассники, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья, перенесшие тяжелые инфекционные заболевания, получившие травматические повреждения на протяжении последнего перед учебой года, труднее приспосабливаются к требованиям школы. Они чаще пропускают занятия, жалуясь на повышенную утомляемость, головные боли, плохой сон. Нередко у них отмечаются повышенная раздражительность и плаксивость, а к концу года ухудшается здоровье. С выводами, однако, спешить не стоит: постепенно в процессе обучения отстающие функции совершенствуются, и ребенок догоняет в развитии своих сверстников. Но на это уходят месяцы, а иногда и весь первый год обучения. Поэтому задача взрослых - создать такие условия, в которых описанные трудности не будут неблагоприятно отражаться на успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться.




слайд № 9

Выделяются три возрастные группы, для которых наиболее болезненно протекает адаптационный синдром:

    • дошкольник – первоклассник (6,5–7 лет);

    • выпускник начальной школы – пятиклассник (9–10–11 лет);

    • младший подросток – старшеклассник (15–16 лет).

Программа “Преемственность и адаптация” предусматривает специфические задачи и для каждой возрастной группы детей, и для учителей и родителей.

Работа по группам. Выработать задачи для возрастной группы.

слайд № 10

1 группа: Для первоклассников:

  • помочь ребенку принять позицию школьника;

  • помочь осознать появление нового сообщества – класса; ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;

  • обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

слайд № 11

Для пятиклассников:

  • помочь адаптироваться к “разноголосице” требований учителей-предметников;

  • помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;

  • помочь принять новую позицию – ученика основной школы;

  • помочь детям принять “новых” учителей;

  • пояснить позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки (акцент на поролевое взаимодействие).

слайд № 12

Для десятиклассников:

  • помочь принять позиции “ученик-старшеклассник”;

  • помочь принять новичков в коллектив;

  • помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника;

  • познакомить с миром юноши и миром девушки; помочь в организации самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.







Слайд № 13

  • 1. По каким критериям можно определить, что ребенок успешно адаптировался к школе?
    Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации:

  • 1) Адекватность поведения
    - дисциплинированность;
    - активное участие в играх и других видах деятельности, в жизни класса.
    2) Степень реализации личностного потенциала:
    - стремление реализовать свои возможности.
    3) Степень вовлеченности в жизнь классного коллектива:
    - принятие роли ученика;
    - статус в группе (стремление к его повышению);
    - наличие авторитета среди сверстников.
    4) Способность контроля конфликтной ситуации:
    - способность к конструктивному разрешению неожиданных трудностей.
    5) Способность к самоконтролю и организации собственной деятельности.
    6) Компетентность в общении.
    7) Естественность поведения.
    8) Склонность к порядку при планировании жизнедеятельности.

  •  

  • Критерии характеризуют:
    - степень инициативности ребенка, его самостоятельности и творческой активности;
    - а с другой стороны - отражают его удовлетворенность занимаемой позицией ученика (его статусом)

  • К субъективным критериям адаптации также относятся:
    - уверенность в себе;
    - ситуация лидирования в коллективе;
    - осознание социальной самооценки;
    - мотивация к достижению социально значимой цели, настойчивость к ее реализации;
    - опора на себя, самостоятельность, самоконтроль.


Работа в группах

  • 2. Что может повлиять позитивно и негативно на процесс адаптации ребенка к школе?


слайд № 14


ПОЗИТВНО

НЕГАТИВНО

1. Адекватность самооценки своего положения.

1. Неправильные методы воспитания в семье.

2. Своевременность перехода от игры к учению.

2. Функциональная неготовность к обучению в школе.

3. Правильные методы воспитания в семье.

3. Неудовлетворенность в общении со взрослыми.

4. Благоприятный статус в группе сверстников

4.Неадекватное осознание своего положения в группе сверстников.

 

5. Низкий уровень образования родителей

  • 3. Чем родители могут помочь своему ребенку в ускорении адаптационного периода к школьному обучению?

  • Родители должны:

  • 1) Помогать переориентации ребенка с позиций дошкольника на позицию школьника:
    - усиливать личностный смысл обучения в школе;
    - ставить познавательные задачи перед ребенком.
    2) Стимулировать обмен информацией с одноклассниками.
    3) Способствовать созданию интереса у ребенка к своей личности. Он должен видеть возможности самореализации.
    4) Разъяснить, что ученик, как и каждый человек, имеет право на ошибку при освоении нового. Ошибки преодолевает тот, кто этого желает, кто настойчив и трудолюбив.


Заключение

Педагог должен владеть как минимум тремя профессиями: окулиста, кровельщика и дрессировщика. Окулист открывает глаза на жизнь, кровельщик поправляет съехавшие крыши, дрессировщик учит прямохождению. Всё это вместе и есть хороший педагог.

Решения педсовета:


  1. Организовать и провести совместно с психологом школы круглый стол для классных руководителей выпускных 4-х, 9-х классов и будущих классных руководителей 5-х , 10-х классов на тему: «Трудности адаптации. Коррекционные меры для успешной адаптации отдельных учащихся» в августе 2009 года.


  1. Для ускорения адаптационного периода у учащихся провести семинар для классных руководителей 5-х классов по преемственности на тему:
    “Проблемы адаптации детей при переходе из начальной школы в основную школу” в сентябре 2009 года.



  1. Усилить внутришкольный контроль за адаптацией учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов с целью знакомства с вновь набранными классами, определения общего уровня адаптации и уровня освоения детьми инструментария сотрудничества.


  1. В целях снижения влияния естественных трудностей периода физиологической адаптации классным руководителям 1-х, 5-х классов рекомендуется активно использовать здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные перемены).


  1. Активизировать психологическую службу доверия для выявления психологического дискомфорта у отдельных учащихся школы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
педсовет "Социально-адаптированная личность"

Автор: Медетова Аслима Ризолловна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138633


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства