kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПЕДСОВЕТ «Самостоятельная активная познавательная деятельность учащихся на рефлексивной основе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности, необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«педсовет»

ПЕДСОВЕТ

«Самостоятельная активная познавательная деятельность

учащихся на рефлексивной основе»

Ход педсовета.


Цель: выявление резервов самостоятельной работы на различных уроках, эффективных путей освоения знаниями и способами деятельности.


1 этап Актуализация знаний. Интеллектуальная разминка. Найди пару: понятие +определение (фронтальная работа):

Цель: актуализировать знания, подготовиться к восприятию материала педсовета.


1. Самостоятельная деятельность

А. Это специфический вид активности человека, направленный на изучение и творческое преобразование окружающего мира

2. Активная деятельность

Б. Это форма организации деятельности учащихся, при котором каждый ученик получает работу для самостоятельного выполнения задания

3. Познавательная деятельность

В. Это такая организация учебного процесса, при которой учитывается индивидуальные особенности школьников в условиях обучения

4. Рефлексия

Г. Это интеллектуальная активность, связанная с процессом переработки, организации и приобретением знаний.

5. Дифференциация

Д. Это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания

6. Индивидуализация

Е. Это осознание человеком своей деятельности, ее различных элементов: способов деятельности, возникающих проблем и путей их решения.


Правильные ответы: 1 – Б; 2 – А; 3 – Г; 4 – Е; 5 – В; 6 – Д.


2 этап Вводная лекция «Самостоятельная деятельность учащихся».

Цель: обобщить материал, систематизировать знания.

Лекция

Вводная лекция

Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности, необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащийся сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражения в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Дидактические принципы организации

самостоятельной работы учащихся

(выступление Киреевой Светланы Ивановны)

Каждая система должна удовлетворять определенным требованиям или принципам. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

  1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

  2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

  3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.

  4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекала из предыдущих и готовила почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.

При отборе видов самостоятельных работ, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а так же принцип дифференцированного подхода к учащимся.

Особенности самостоятельной работы

(выступление Перелыгиной Светланы Евгеньевны)

  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.

Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверятся ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснениями к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности в работе.

  1. Самостоятельная работа должна быть самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

  2. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. (Выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производного характера.

  1. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует развитию инициативы и познавательных способностей учащихся.

  2. В организации самостоятельной работы нужно учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимся требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременен. Здесь вредна излишняя торопливость, так и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.

  1. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления, «открывают» новые методы измерения физических величин.

  2. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы у школьников занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.

  1. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

  2. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством ее, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

Классификация видов самостоятельной работы учащихся

(выступление Н.С. Мурашовой)

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащимися, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

  1. Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

  2. Закрепление и уточнение знаний;

  3. Выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

  4. Формирование умений и навыков практического характера;

  5. Формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.


«Алгоритм организации самостоятельной деятельности учащихся»


  1. Формулировка цели и мотивация на выполнение самостоятельной работы.

  2. Представление источников получения информации.

  3. Объяснение критериев оценивания, объема работы.

  4. Объяснение алгоритма выполнения задания.

  5. Помощь учителя и коррекция по ходу выполнения самостоятельной деятельности.

  6. Самостоятельная деятельность и представление результатов деятельности.

  7. Анализ, самооценка, взаимооценка, экспертная оценка.


«Место самостоятельной работы учащихся в учебной деятельности»


  1. Получение новых знаний (проблемный урок).

  2. Применение полученных знаний.

  3. Урок-закрепление (фрагмент урока).

  4. Контрольный урок.

  5. Часть любого урока (работа с книгой, наблюдение и т.д.).

  6. Подготовка сообщений.

  7. Урок систематизации и обобщения.


«Формы самостоятельной деятельности учащихся»


  1. Инструкционные карты.

  2. Карточки-задания.

  3. Творческие задания.

  4. Таблицы, схемы.

  5. Работа в группах.

  6. Опыт, наблюдения.

  7. Лабораторные и практические работы.

  8. Художественно-творческие работы.

  9. Домашние задания.

  10. Проблемное обучение.


«Дифференцированный и индивидуальный подход во время самостоятельной деятельности учащихся».


  1. Задания разного уровня сложности.

  2. Переход от простого к сложному.

  3. Контроль за «слабыми» учениками.

  4. Дифференцированно-групповая работа.

  5. Индивидуальные задания «сильным» ученикам.

  6. Творческие задания.


«Положительные аспекты самостоятельной деятельности учащихся»


  1. Возможность проведения на всех этапах урока.

  2. Индивидуальный темп работы.

  3. Каждый работает на пределе своих возможностей.

  4. Дифференцированные, индивидуальные задания.

  5. Развитие индивидуальных возможностей.

  6. Оказание индивидуальной помощи.

  7. Осознание и оценка учеником своей деятельности.

  8. Работа на перспективу.



Некоторые виды самостоятельных работ


  1. Самостоятельная работа учащихся по решению той или иной учебной задачи

Важное значение имеет формирование у учащихся обобщенных умений, выработка общего подхода к ним. Выражением такого общего подхода являются алгоритмы и алгоритмические предписания, например: алгоритм рецензии на устный ответ учащегося.

Привитие умения самостоятельно решать данную задачу – одна из наиболее трудных проблем, требующих постоянного пристального внимания учителя. Приучать к самостоятельному рецензированию нужно учащихся постепенно, начиная с выполнения отдельных несложных операций, затем переходя к выполнению более трудных операций.

Включение элементов самостоятельной работы по рецензированию нужно осуществлять в последовательности, соответствующей постепенному нарастанию трудностей..

Проблемы можно решить, используя разные методы и приемы. Один из них – организация регулярной проверки знаний учащихся. Если учеников опрашивают редко, то можно уверенно сказать, что некоторые из них – не очень добросовестные и не очень волевые – к урокам они готовятся от случая к случаю. Конечно же, устный опрос незаменим, однако он требует много времени и приводит к активизации в основном тех учеников, которые и так хорошо занимаются. Он не позволяет проконтролировать за урок знания большинства ребят, не дает полной информации о качестве усвоения материала всеми учениками.

Содержание карточек рассчитано на проверку умений учеников по трем уровням:

  1. воспроизводить материал учебника;

  2. применять знания в ситуациях, сходных с теми, что описаны в учебнике;

  3. применять знания творчески, в новых условиях.

Обязательно необходимо спрашивать ребят, что нового они узнали после работы с карточкой; этим контролируется, как карточка выполнила свою обучающую функцию. Иногда при анализе работ по некоторым особо сложным карточкам на доске можно вывешивать увеличенные их копии, а ответы на задания пишем сами, либо вызываем сильного ученика. Можно эти увеличенные копии с правильными ответами прикрепить к доске с закрытой шторкой, а затем после проверки самостоятельной работы учеников открыть для сравнения результатов. Полезно организовать взаимопроверку, предложив учащимся, сидящим за одной партой, разобрать вместе два варианта.

При неудовлетворительных ответах после дополнительного индивидуального задания, отставшим учащимся можно предложить выполнить работу по другому варианту задания, но на эту же тему.

Работа с таким дидактическим материалом на уроках способствует активизации учебной деятельности ребят, более глубокому усвоению тем программы. Они дают возможность более рационально использовать учебное время на уроке, улучшают оперативный контроль за процессом усвоения, помогают совершенствовать качество знаний учащихся.







1. Самостоятельная деятельность

1. Самостоятельная деятельность

2. Активная деятельность

2. Активная деятельность

3. Познавательная деятельность

3. Познавательная деятельность

4. Рефлексия

4. Рефлексия

5. Дифференциация

5. Дифференциация

6. Индивидуализация

6. Индивидуализация



Просмотр содержимого презентации
«презентация к педсовету»

«Самостоятельная активная познавательная деятельность  учащихся на рефлексивной основе»    Тематический педсовет в МОУ «ООШ с. Озерки Духовницкого района Саратовской области» Подготовила и провела Мурашова Наталья Сергеевна

«Самостоятельная активная познавательная деятельность учащихся на рефлексивной основе»

Тематический педсовет в МОУ «ООШ с. Озерки Духовницкого района Саратовской области»

Подготовила и провела Мурашова Наталья Сергеевна

Цель :  выявление резервов самостоятельной работы на различных уроках, эффективных путей освоения знаниями и способами деятельности.  

Цель :

выявление резервов самостоятельной работы на различных уроках, эффективных путей освоения знаниями и способами деятельности.

 

Найди пару: понятие +определение 1 А. Это специфический вид активности человека, направленный на изучение и творческое преобразование окружающего мира 2 Б. Это форма организации деятельности учащихся, при котором каждый ученик получает работу для самостоятельного выполнения задания 3 В . Это такая организация учебного процесса, при которой учитывается индивидуальные особенности школьников в условиях обучения 4 Г. Это интеллектуальная активность, связанная с процессом переработки, организации и приобретением знаний. 5 Д. Это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания 6 Е . Это осознание человеком своей деятельности, ее различных элементов: способов деятельности, возникающих проблем и путей их решения.

Найди пару: понятие +определение

1

А. Это специфический вид активности человека, направленный на изучение и творческое преобразование окружающего мира

2

Б. Это форма организации деятельности учащихся, при котором каждый ученик получает работу для самостоятельного выполнения задания

3

В . Это такая организация учебного процесса, при которой учитывается индивидуальные особенности школьников в условиях обучения

4

Г. Это интеллектуальная активность, связанная с процессом переработки, организации и приобретением знаний.

5

Д. Это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания

6

Е . Это осознание человеком своей деятельности, ее различных элементов: способов деятельности, возникающих проблем и путей их решения.

Правильные ответы: 1 – Б; 2 – А; 3 – Г; 4 – Е; 5 – В; 6 – Д.  

Правильные ответы:

1 – Б; 2 – А; 3 – Г; 4 – Е; 5 – В; 6 – Д.

 

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

  • Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
  • Закрепление и уточнение знаний;
  • Выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  • Формирование умений и навыков практического характера;
  • Формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
« Алгоритм организации самостоятельной деятельности учащихся»   

« Алгоритм организации самостоятельной деятельности учащихся»  

  • Формулировка цели и мотивация на выполнение самостоятельной работы.
  • Представление источников получения информации.
  • Объяснение критериев оценивания, объема работы.
  • Объяснение алгоритма выполнения задания.
  • Помощь учителя и коррекция по ходу выполнения самостоятельной деятельности.
  • Самостоятельная деятельность и представление результатов деятельности.
  • Анализ, самооценка, взаимооценка, экспертная оценка.
«Место самостоятельной работы учащихся в учебной деятельности»

«Место самостоятельной работы учащихся в учебной деятельности»

  • Получение новых знаний (проблемный урок).
  • Применение полученных знаний.
  • Урок-закрепление (фрагмент урока).
  • Контрольный урок.
  • Часть любого урока (работа с книгой, наблюдение и т.д.).
  • Подготовка сообщений.
  • Урок систематизации и обобщения.
«Формы самостоятельной деятельности учащихся»

«Формы самостоятельной деятельности учащихся»

  • Инструкционные карты.
  • Карточки-задания.
  • Творческие задания.
  • Таблицы, схемы.
  • Работа в группах.
  • Опыт, наблюдения.
  • Лабораторные и практические работы.
  • Художественно-творческие работы.
  • Домашние задания.
  • Проблемное обучение.
«Дифференцированный и индивидуальный подход во время самостоятельной деятельности учащихся».   

«Дифференцированный и индивидуальный подход во время самостоятельной деятельности учащихся».  

  • Задания разного уровня сложности.
  • Переход от простого к сложному.
  • Контроль за «слабыми» учениками.
  • Дифференцированно-групповая работа.
  • Индивидуальные задания «сильным» ученикам.
  • Творческие задания.
«Положительные аспекты самостоятельной деятельности учащихся»   

«Положительные аспекты самостоятельной деятельности учащихся»  

  • Возможность проведения на всех этапах урока.
  • Индивидуальный темп работы.
  • Каждый работает на пределе своих возможностей.
  • Дифференцированные, индивидуальные задания.
  • Развитие индивидуальных возможностей.
  • Оказание индивидуальной помощи.
  • Осознание и оценка учеником своей деятельности.
  • Работа на перспективу.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мурашова Наталья Сергеевна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250609


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства