Просмотр содержимого документа
«педагогоческий совет «Самостоятельная активная познавательная деятельность учащихся на рефлексивной основе»»
«Самостоятельная активная познавательная деятельность
учащихся на рефлексивной основе»
Цель: выявление резервов самостоятельной работы на различных уроках, эффективных путей освоения знаниями и способами деятельности.
Задачи :
- изучение теоретического материала по проблеме педагогического совета;
- изучение опыта организации самостоятельных работ на уроках различных дисциплин;
- определение эффективных способов освоения знаниями и способами деятельности при выполнении самостоятельных работ.
Ход педагогического совета.
Здравствуйте уважаемые коллеги, мы рады приветствовать Вас на сегодняшнем тематическом педагогическом совете. В самом его начале предлагаем вам поучаствовать в интеллектуальной разминке, целью которой является подготовка к работе на сегодняшнем мероприятии.
Мотивация педагогического коллектива на изучение материала по проблеме ПС.
Эффективен не тот, кто просто знает, а тот
у кого сформированы навыки приобретения,
организации и применения знаний
Г. И. Иванова
Это еще раз доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает учителю жить и трудиться. Не умаляет его значение как специалиста.
Есть различные источники информации и задача учителя научить учащихся пользоваться ими, научить их учиться, стимулировать к самообразованию.
Игра «Как мы воспринимаем информацию»
Текст выдается всем учителям с просьбой выполнить все рекомендации, прописанные в списке.
Прочитайте все пункты текста перед тем как его выполнять.
Напишите ваше имя в верхнем правом углу этого листа.
Нарисуйте пять маленьких квадратиков в левом верхнем углу этого листа.
Произнесите громко свое имя.
Напишите «да», «да», «да» в левом нижнем углу этого листа.
Поставьте «Х» в нижнем правом углу этого листа.
Громко произнесите свою фамилию.
На левой стороне листа сбоку напишите 69 и 98..
Скажите вслух «я почти закончил, я следовал инструкциям».
Теперь, когда Вы внимательно все прочитали, как сказано в пункте 1, выполняйте пункт 2.
Страшная эта опасность – безделье за партой;
безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.
Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.
Сухомлинский В. А.
Актуальность темы ПС.
Вопрос о самостоятельных работах школьников на уроках был актуален всегда. В последние же годы интерес к самостоятельной работе учащихся заметно возрос.
Интерес этот не случаен. Он отражает новые требования, которые предъявляет наше общество к задачам образования. В современных условиях от рабочей силы требуется профессиональная мобильность, т.е. умение быстро обновлять и менять свою квалификацию. Способность периодической переквалификации зависит в большой мере от подготовки, которую получил рабочий, инженер, научный работник в школе, вузе.
В КГУ «Опытнопольская средняя школа» 60 педагогических работников. Из них имеют высшую категорию 6 учителей (12%), первую 16 учителей (28%), вторую 17 педагогов (29%), без категории 20 учителей (30%).
В течение 3-х последних лет повысили категорию до высшей 3 учителя, до первой 4, до второй 15.
В течение 2012-2013 учебного года курсовую переподготовку по предметам прошли 11 учителей, в 2013-2014 учебном году 8 учителей, в 2014-2015 учебном году 12 учителей, на начало 2015-2016 учебного года уже прошли переподготовку 6 учителей (итого 37) – 62 %. Уровневые курсы прошли 5 педагогов (8%) 1 первого уровня, 4 третьего уровня. Нуждаются в курсовой переподготовке 8 учителей (13%).
Молодых педагогов в 2015-2016 учебном году 6 человек.
Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных:
– ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
– самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
– четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
– грамотно работать с информацией: собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем;
– быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
– самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.)
Справедливости ради следует отметить, что актуальность самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся обеспечена не только внешними факторами, но и внутренними потребностями школы.
Накануне ПС в школе было проведено анкетирование учеников и учителей, в котором приняло участие 33 педагога и 50 школьников с 8 по 11 класс.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ.
Учителям был задан вопрос: Считаете ли Вы самостоятельную работу учащихся ведущим средством достижения ими целей обучения и развития.
Используете ли Вы данную форму работы на своем уроке?
Обучающимся: Как Вы относитесь к самостоятельной работе?
Среди аргументов «ЗА» ученики привели следующие:
- желание проверить свои знания- 36%
- возможность проявить самостоятельность 20%
- желание получить отметку- 12%
- пополнить свои знания и умения – 20%
- получить похвалу от родителей, учителей - 12%
Согласно поставленным на данном ПС задачам мы начнем с теоретических вопросов и это не случайно. По результатам анкетирования было выявлено следующее:
Какие трудности Вы испытываете при организации самостоятельных работ школьников.
Среди трудностей было отмечено
-различный уровень подготовки школьников,
- осуществить мотивацию на успех,
- рационально распределить время на уроке.
С 12 по 16 апреля в школе прошла методическая неделя. Было проведено 36 уроков, из них в начальном звене 15, в среднем 18, в старшем 3.
Уроков казахского языка 3, русского языка 1, английского языка 3, математики 6, обучения грамоте 1, биологии 2, географии 1, физики 1, физкультуры 3, познания мира 5, литературного чтения 2, музыки, НВП, черчения, литературы, истории, ЧОП, СБО, тіл дамыту по 1.
Наблюдения за организацией самостоятельной работы показывают, как будто все есть: и опыты проводятся, и задачи решаются, и учебник на уроках используется – дети вроде работают, а по существу, если вникнуть основательно, все это чисто внешнее. Зачастую действия носят поверхностный характер: работы выполняются строго по образцу, ученики работают пассивно, в полсилы, новую тему учитель порой успевает скороговоркой объяснить, кое-как спросить, недостаточно времени на диспуты, эксперименты, встречались уроки на которых не на должном уровне строилась работа с учебником, статьей, практические задания. Конечно, приходится считаться с таким фактом, как неспособность многих учеников работать самостоятельно, стремление их получить все в готовом виде без труда и усилий. Но нельзя оправдывать и пассивность учителей, смирение со сложившимся положением дел.
По результатам посещенных уроков стало возможно выделить
Наиболее часто встречающиеся недостатки в организации уроков
Нет системы, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме.
Уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика, слабо выражен индивидуальный подход.
Самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.
Отсутствие четких инструкций перед самостоятельной работой.
Не всегда продуманное домашнее задание.
Доклад заместителя директора по УР Мурашкиной Е.В.
Самостоятельная работа - это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.
С одной стороны - это учебные задания, т.е. то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности. Задание предлагается учителем или программированным пособием. С другой стороны - это форма проявления соответствующей деятельности мышления, памяти, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счёте приводит ученика либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к расширению и углублению сферы действий уже полученных знаний. И в том, и в другом случае самостоятельная работа способствует развитию умственных сил ребенка. Следовательно, внешняя форма самостоятельной работы - это задание, а её внутреннее содержание - познавательное или интеллектуальное задание, любая задача должна иметь в себе конфликтную ситуацию, противоречие между данным и искомым, осознание, что и является источником мысли.
Задача в любом из видов самостоятельных работ заключает в себе либо необходимость в нахождении и применении новых знаний уже известными способами, либо выявление, определение, изыскание новых путей, способов добывания знаний.
Самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:
В каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче.
Формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности.
Вырабатывает у обучающегося психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении новых познавательных задач.
Является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины учащихся в овладении методами познавательной деятельности.
Является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.
Таким образом, самостоятельная работа выступает в процессе обучения в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельности учащихся, которая должна включать и предмет и метод научного познания.
Самостоятельные работы условно можно разделить на группы:
Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирование умений и навыков и их прочного закрепления. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объём работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу – бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У учеников пропадает интерес к учению и предмету.
Реконструктивно – вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания.
Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик сам определяет пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося.
Одним из распространённых в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, реакции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчётов.
Творческие самостоятельные работы являются венцом самостоятельной деятельности учеников. Эта деятельность позволяет получать учащимся принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.
Слагаемыми самостоятельности являются:
Общеучебные умения - правильно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять план прочитанного, тезисы, конспект, таблицы, планировать свою деятельность, контролировать выполнение действий.
Предметные - специальные умения, отражающие специфику отдельных учебных дисциплин (читать карту, выполнять упражнения, писать сочинение, решать задачи).
Коммуникативные умения - вести диалог с учителем, с товарищами, принимать участие в совместной деятельности, устанавливать контакты с целью выполнения задания за пределами школы.
У учащихся можно выделить следующие уровни развития самостоятельности - высокий, средний, низкий.
Выделяются следующие виды:
Работа с книгой.
Упражнения.
Работа с картой.
Заполнение таблиц.
Решение задач.
Сочинения.
Доклады.
Лабораторные работы.
Реферирование.
Составление аннотаций.
Составление конспектов.
Составление литературных обзоров.
Составление планов.
Формы самостоятельной работы:
Конференции.
Кружок.
Лекции.
“Мозговой штурм”.
Научно-исследовательская работа школьников.
Предметные вечера.
КВН.
Олимпиада.
Семинар (межпредметный, предметный, обзорный).
Экскурсии
Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной учебной деятельности учащихся, рассмотренных выше. Огромен арсенал разнообразных самостоятельных работ для самых разнообразных дидактических целей, имеющихся в распоряжении творчески работающего учителя.
По результатам анкетирования в нашей школе обучающиеся с большим интересом выполняют следующие виды самостоятельных работ. Слайд.
Руководство самостоятельной работой учащихся осуществляется по следующим этапам:
Подготовка учащихся - повторение, сообщение нового материала, проведение наблюдений.
Четкие указания об объеме и содержании самостоятельной работы, целях, техники выполнения
Выполнение самостоятельной работы.
Подведение итогов самостоятельной работы.
Особенности самостоятельной работы.
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.
Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверятся ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.
Самостоятельная работа должна быть самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. (Выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.
Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует развитию инициативы и познавательных способностей учащихся.
В организации самостоятельной работы нужно учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимся требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.
Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременен. Здесь вредна излишняя торопливость, так и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.
Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.
Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.
Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы у школьников занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.
При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.
При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством ее, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.
Рассмотренные особенности сам. работы легли в основу требований к планированию и организации сам. работ, предложенных вам в раздаточном материале.
Основные требования к самостоятельной работе
Количество самостоятельных работ на уроке, их виды, время на выполнение должны соответствовать не только цели урока, но и возрастным и учебным возможностям детей.
Любая самостоятельная работа, особенно итоговая, должна быть подготовлена ходом урока: повторение теории, выполнение аналогичных заданий, образец решения и т. п.
Перед самостоятельной работой проводится полный инструктаж по ее выполнению: цель, время работы, критерии оценок, требования к оформлению, дополнительное задание повышенной сложности.
При выполнении самостоятельной работы необходимо следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований, не допускать аритмии, отвлекая весь класс от работы, следить за правильной посадкой при письме и т.д.
В случае необходимости можно сочетать самостоятельную работу класса с индивидуальной работой с некоторыми учениками («тихий» опрос, индивидуальная консультация, кратковременная работа по ликвидации пробелов в знаниях)
Любая самостоятельная работа должна быть проверена на этом уроке. Можно использовать само – или взаимопроверку учащихся по образцу (стационарная, переносная, индивидуальная доски, учебник, справочная литература, опорный конспект). Желательно не проводить проверку на слух.
После проверки самостоятельной работы осуществляется обратная связь через хоровые ответы, поднятие рук, сигналы, изменение позы (вставание) и т. д.
Необходимо проводить анализ типичных ошибок с повторением соответствующих правил, формул, алгоритмов и корректировкой плана урока в случае необходимости, а также давать время на исправление ошибок в тетрадях.
Пожелания от школьников по результатам анкетирования.
Что на Ваш взгляд, следовало бы изменить в организации самостоятельной работы школьников?
Какая помощь учителя необходима Вам при выполнении самостоятельной работы?
Работа в группах. Обсудите предложенную тему; по результатам своей деятельности подготовьте выступление в тезисной форме до 3 минут.
Цель:выявление результатов самостоятельной работы на различных уроках, эффективных путей освоения знаниями и способами деятельности.
Группа №1 «Алгоритм организации самостоятельной деятельности учащихся».
Группа №2 «Место самостоятельной работы учащихся в учебной деятельности»
Группа №3 «ЗУН, формируемые самостоятельной деятельностью учащихся»
Группа №4 «Дифференцированный и индивидуальный подход во время самостоятельной деятельности учащихся».
Группа №5 «Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способности учащихся».
Группа №1 «Алгоритм организации самостоятельной деятельности учащихся»
Формулировка цели и мотивация на выполнение самостоятельной работы.
Представление источников получения информации.
Объяснение критериев оценивания, объема работы.
Объяснение алгоритма выполнения задания.
Помощь учителя и коррекция по ходу выполнения самостоятельной деятельности.
Самостоятельная деятельность и представление результатов деятельности.
Группа №2 «Место самостоятельной работы учащихся в учебной деятельности»
Получение новых знаний (проблемный урок).
Применение полученных знаний.
Урок-закрепление (фрагмент урока).
Контрольный урок.
Часть любого урока (работа с книгой, наблюдение и т.д.).
Подготовка сообщений.
Урок систематизации и обобщения.
Группа №3 «Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способности учащихся; ЗУН и УУД, формируемые в ходе самостоятельной деятельности учащихся»
Группа №4 «Дифференцированный и индивидуальный подход во время самостоятельной деятельности учащихся».
Задания разного уровня сложности.
Переход от простого к сложному.
Контроль за «слабыми» учениками.
Дифференцированно-групповая работа.
Индивидуальные задания «сильным» ученикам.
Творческие задания.
Группа №5 ««Положительные аспекты самостоятельной деятельности учащихся»
Возможность проведения на всех этапах урока.
Индивидуальный темп работы.
Каждый работает на пределе своих возможностей.
Дифференцированные, индивидуальные задания.
Развитие индивидуальных возможностей.
Оказание индивидуальной помощи.
Осознание и оценка учеником своей деятельности.
Работа на перспективу.
Итак: самостоятельная работа – это средство обучения, которое формирует у обучающихся движение от незнания к знанию, от низшего уровня мыслительной деятельности к высшему.
Конференция. Представление выступлений учителей из опыта работы. Регламент до 5 минут.
Проект решения ПС:
Признать работу коллектива над единой методической темой «Совершенствование системы управления качеством обучения и воспитания в рамках реализации концепции модернизации образования» удовлетворительной.
Пополнить банк данных эффективным педагогическим опытом, инновационными методическими находками.
Продолжить практику взаимопосещения уроков учителей разных образовательных областей, которое не предполагает функции контроля, организует эффективное профессиональное общение и дает возможность учителям показать свой потенциал, найти ответы на интересующие их вопросы.
Признать самостоятельную активную познавательную деятельность одним из основных способов воспитания активности и самостоятельности школьников.
Использовать опыт работы учителей – предметников школы по организации самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
Продолжить контроль организации самостоятельной работы учащихся на уроках в следующем учебном году.