Педагогический совет (ток-шоу) "Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие повышения эффективности воспитательного процесса"
Педагогический совет (ток-шоу) "Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие повышения эффективности воспитательного процесса"
Педагогический совет построен в форме ток-шоу. Все участники могли принять неспосредственное участие в обсуждении актуальных воспросов взаимодействия школы и семьи. Наряду с дискуссией использовались практические формы работы, в которых участвующие могли показать свое отношение к данной проблеме, презентация, видеоматериалы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет (ток-шоу) "Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие повышения эффективности воспитательного процесса"»
Педагогический совет
сл.1 – ролик
сл.2 «Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие повышения эффективности воспитательного процесса»
Форма проведения: ток-шоу.
Ход педагогического совета
1. Вступительное слово директора
2. СЦЕНКА
1- Дорогие товарищи, родители. Мы пригласили вас сегодня затем, чтобы сообщить вам о новых безобразиях учиненных вашими детьми.
2- Дорогие товарищи учителя, наши дома стоят рядом со школой, и мы своими глазами видим, что позволяют себе ваши ученики.
3.- Ваши дети!
4- Ваши ученики!
1- Интересно, а кто это приносит из дома мобильные телефоны и устраивает большой симфонический оркестр на уроках?
2- А кто заставляет детей пилить ножки стульев, якобы выполняя домашнее задание по труду?
3.- А вы видели, что ваши дети делали со стенами школы?
4.- Правильно, а кто их писать научил?
1- Не мешало бы оказать помощь школе в благоустройстве территории.
2- Правильно, правильно, а то приезжаешь за ребенком – машину поставить негде, что за дела? Давно пора стоянку организовать.
3. - Вот и сделайте – ваши дети.
4.- Нет уж. Ваши ученики…
1- Ваши дети!
2- Ваши ученики!
3. - Ваши дети!
4.- Ваши ученики!
Ведущий: Стоп, ничья!!!
Сл.3
3. Ход ток-шоу
Конфронтация семьи и школы достигла своего предела. Семья не всегда прислушивается к проблемам школы, школа отвечает тем же, обвиняя родителей в бездействии, полном отсутствии семейного воспитания. Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению. О современных семьях много пишут и говорят. По данным многочисленных опросов 7,8% педагогов, к примеру, обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время, и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, страдают моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности.
В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок, перекладывая эту заботу на школу. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка. Но, тем не менее, когда становится невмоготу и родители приходят к учителю за помощью, бывает уже поздно.
В учебно-воспитательном процессе, как мы знаем, три стороны, три участника: учителя, ученики и их родители.
Сл.4
От грамотного взаимодействия школы и родителей зависит эффективность воспитания ребенка. И педагоги, не смотря ни на какие социологические прогнозы, порой делают для этой эффективности невозможное. Усилия школы, педагогов направлены на создание единого воспитательного поля, единой воспитательной среды, где растут наши дети.
И сегодня на нашем ток-шоу мы попытаемся найти точки соприкосновения этих двух сторон.
1. Какова роль семьи в формировании личности?
«Все мы вышли из детства» - знаменитое изречение Антуана де Сент – Экзюпери четко отражает закономерность первичного влияния семьи на становление личности.
Сл.5
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
Сл. 6
Очень важно, чтобы семья обеспечила прочные личностные образования, такие как привязанность и любовь к семье и родному дому, привычки элементарного социального поведения, интерес к окружающему миру.
Первый опыт социальных отношений и связей приобретает ребенок в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой и широтой влияния.
Педагог в качестве профессионала не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи, нельзя сердиться на детей, воспроизводящих семейный стиль речи, поведения, отношения.
Сл.7
Когда малыш приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни. Привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов. Семья – первая общественная ступень в жизни человека. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, которые встретятся ребенку на его пути, он умел преодолевать достойно и с честью.
2. Какие методы и формы семейного воспитания?
Семейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка.
Сл.8
Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Сл.9
Методы воспитания детей в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они имеют свою специфику:
• влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности,
• выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и.т. д. Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.
Сл.10
Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других - угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание.
Сл.11
Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.
3. Есть ли какие-либо условия при выборе и применении методов родительского воспитания?
Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.
1. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания.
2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.
3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.
4. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Многие родители не знают, какие книги читают их дети, какие фильмы смотрят, какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей.
И сейчас мы продемонстрируем вам видео, которое покажет, насколько родители и дети чувствуют и знают друг друга.
Сл.12 ВИДЕО
4. Каковы принципы взаимодействия семьи и школы?
Семья передает эстафету воспитания школе.
Сл.13
Но продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс формирования ребенка обретает двух субъектов воспитания - это семья и школа, которые взаимодействуют друг с другом.
Сл.14
Очень важна скоординированная целенаправленная совместная работа семьи и школы. В системе образования в настоящее время разрабатываются разнообразные модели взаимодействия семьи и школы. Процесс такого сотрудничества, его особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения и деятельностью педагогического коллектива. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Взаимодействие семьи и школы осуществляется по основным принципам:
Сл.15
Первый - принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.
Сл.16
Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.
Сл.17
Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.
Сл.18
Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.
Сл.19
Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.
5. На каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?
На этот ёмкий вопрос убедительно отвечает В.А.Сухомлинский:
"Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой"...- и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.…» И дальше: «... воспитывайте так чтобы у ребенка были радости, которые он приносил бы домой как радости матери и отца.
Сложившийся опыт работы учителя с семьей ученика убеждает в необходимости работать с родителями дифференцированно. Отношение родителей к школе, к учебе своих детей бывает очень разным. Практика работы помогает выделить примерно три группы родителей:
I - родители - помощники учителя.
Как правило, это семьи с богатыми трудовыми традициями, родители проявляют общественную активность, добросовестно относятся ко всем поручениям школы.
П - родители - потенциальные помощники учителя и школы в воспитании детей.
Они могут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Родители этой группы оказывают положительное влияние на ребенка своими душевными качествами.
Ш - родители не понимают или не хотят понимать требований школы.
Они отрицательно относятся к школе, к учителям. Только одни свое отношение проявляют открыто, другие тщательно скрывают.
На родителей I группы следует опираться в создании коллектива родителей класса, в формировании общественного мнения, в организации коллективных дел учеников и их родителей.
Родителям П группы учитель разъясняет смысл и значение планируемой работы, объясняет, как следует выполнить то или иное дело.
С родителями Ш группы учителю работать гораздо труднее, целесообразно начать работу с ними с привлечения их к конкретным делам класса. Выполненная работа должна быть обязательно одобрена на родительском собрании.
6. Какие задачи ставятся перед педагогическим коллективом во взаимоотношениях семьи и школы?
Перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи работы с родителями:
Поставленные задачи определяют те формы работы, которые необходимо осуществлять с семьей в целях профилактики и коррекции отклонений в поведении детей и подростков.
7. В каких направлениях осуществляется взаимодействие семьи и школы?
Сл.21
Организация взаимодействия школы и семьи осуществляется в следующих направлениях: формирование активной педагогической позиции родителей.
Контакт с родителями строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.
повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе; вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков.
Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики. В школе уделяется внимание вопросу знакомства родителей с нормативными документами на информационных консультациях и родительских собраниях, психологическому консультированию родителей и учащихся.
Взаимодействие социальной службы с семьями, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей; совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания.
вовлечение родителей в органы школьного самоуправления.
И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
8. Не секрет, что родители не всегда охотно идут на контакт с педагогами, что же может способствовать повышению активности родителей?
Повышению активности родителей в воспитании ребенка способствуют, прежде всего, совместные дела родителей и детей.
В то же время педагоги могут использовать и специальные средства:
- организацию психолого – педагогического просвещения родителей, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;
- привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка, его будущего и, соответственно, к разработке программе действий, обеспечивающей достижение намеченных перспектив;
- участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;
- поощрение, поддержку, пропаганду успехов и достижений родителей в воспитании детей.
Очень важно знать как положительные качества ребенка так и отрицательные.
И сейчас проведем мини-игру, которую можно использовать на встречах с родителями.
Называется она «Волшебная палочка» -
1 круг – передают палочку, называя положительные качества детей
2 круг – называют отрицательные качества.
9. Только ли воспитанием ребенка ограничивается работа с родителями?
Важно привлекать родителей не только к воспитанию своего ребенка, но и к организации учебно-воспитательного коррекционного процесса в классе и школе. Почему?
Причины привлечения родителей к организации УВКП
Знание условий обучения и воспитания ребенка.
Помощь педагогам в развитии интересов и способностей учеников.
Чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней ребенку в школе, тем больше он получает для своего социального развития.
10. Как же привлечь родителей к организации работы в классе?
В начале года организуется целеполагание и планирование работы. В процессе коллективного планирования выявляются проблем, способы их решения, конкретные дела. Затем дети и родители определяют дела, в которых они могли быть организаторами.
На родительском собрании педагог объясняет важность сотрудничества, предлагает перечень дел, видов работы, которые могут организовать родители. Работая в микрогруппах и заполняя лист с перечнем дел, родители помогают друг другу найти конкретную работу в классе.
При организации работы используется методика чередования поручений, которые выполняются небольшими группами по очереди. Таким образом, каждый из родителей имеет возможность и обязанность принять участие в организации какого-либо дела с учащимися.
Педагоги, администрация школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в классе, считая мнение родителей определяющим.
Ведется целенаправленная работа по формированию положительного отношения к школе.
11. Какие же формы работы с семьей учащихся может использовать педагог?
Сл.22
Индивидуальные формы работы.
Педагог планирует индивидуальную работу с семьей на весь учебный год, определяет очередность посещения семей школьника, дни консультаций родителей в школе.
Первое посещение семьи ученика носит ознакомительный характер: учитель выясняет состав семьи, характер работы каждого члена семьи, рабочее место ученика, а также выяснить, какие книги читает ученик, в какие игры любит играть. Первое знакомство в семье поможет выяснить интересы ребенка, его склонности, чем он увлекается в свободное время.
В присутствии родителей учитель выясняет у ребенка, что он умеет делать, как помогает семье, какие трудовые обязанности имеет в качестве постоянных и как относится к ним.
Далее можно продолжить разговор уже без ребенка. Во время беседы учителю важно почувствовать общий культурный уровень семьи, стиль отношений в ней.
Заключительный этап первого посещения семьи сводится к откровенной беседе о важности единой линии в воспитании, взаимной осведомленности о делах ученика. Договариваются о путях сотрудничества семьи и школы, какую конкретную помощь могут оказать школе родители, кого из родителей можно рекомендовать в состав родительского комитета.
При посещении семей недисциплинированных или плохо успевающих учеников требуется большая чуткость учителя, умение вести педагогическую беседу. Разговор в семье надо обязательно начать с того, положительного, что есть в характере ребенка, а затем уже говорить о недостатках, о том, как устранить их совместными усилиями.
Особого внимания учителя заслуживает семьи, где ученик - единственный ребенок. Таким семьям надо помочь уберечься от воспитания в ребенке эгоизма, себялюбия, черствости, зазнайства.
Посещение ребенка на дому — это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголкашкольника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика.
Правильно сложившиеся отношения учителя с семьей будут налогом успехов в обучении и воспитании ученика.
12. Такая форма индивидуальной работы как консультации для родителей часто используется в практике, а есть какие-либо требования по ее проведению?
Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя.
При подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей нужно придерживаться, определенной этики общения с родителями:
Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.
Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.
Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.
Родители не должны ждать под дверью своей участи.
Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.
Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность.
Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
Все доводы родителей, их аргументы “за” и “против” должны быть внимательно выслушаны.
В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме.
Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.
Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.
В индивидуальной работе с родителями можно руководствоваться следующими принципами:
- высокая идейная направленность всей работы с семьей ученика;
- в борьбе за успех обучения и воспитания детей важна система отношении между родителями и детьми, обращенная к сознанию и чувству собственного достоинства ребенка;
- вовремя замеченные и поддержанные педагогом положительные стороны в воспитании детей помогут родителям поверить в успех воспитания и постепенно правильную систему его.
Сл.23
ЗДВР: Педагогу важно сформировать коллектив не только учащихся класса, но и их родителей. Педагогу предстоит воспитать в каждом из родителей заботу об успехах в учебе и поведении учащихся всего класса, добиться такого положения, когда жизнь каждой семьи и жизнь класса сливаются в одно целое. Для этого должна быть изменена психология родителей; они должны чувствовать ответственность за учащихся всего класса. Помочь родителям перестроиться на такую коллективную ответственность должен педагог.
Сл.24
Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всесторонее развитие подрастающего поколения. В основе этого содружества семьи и школы - постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей ж возможностей каждой семьи, оказание практической, помощи семье при затруднениях в воспитании.
13. Мне бы хотелось остановиться на коллективных формах работы, их целесообразности, формах и методах, которые мы можем использовать в педагогической практике.
Хорошей школой коллективного воспитания родителей могут быть классные родительские собрания. Они обычно проводятся один раз в четверть, но при необходимости могут проводиться и чаще. На собрании педагог может выступить с лекцией или беседой на педагогическую тему. Можно предложить родителям решить педагогические задачи. Такая методика обнажает существующие точки зрения и способствует выработке единого мнения по актуальным вопросам воспитания. Можно проводить и совместные собрания родителей и учащихся. Дети могут выступить перед родителями с концертом, задать интересные вопросы, задачи. Это помогает родителям увидеть своего ребенка с другой стороны.
Все возможные варианты проведения родительских собраний трудно предусмотреть. Характер родительских собраний подсказывает сама жизнь, работа классного коллектива и всей школы. Определяются тематика и методика проведения собрания, исходя из общих целей воспитания и задач, стоящих перед школой. Готовясь к родительскому собранию, педагог тщательно анализирует работу каждого ученика, продумывает пути обогащения родителей педагогическими знаниями, повышения их педагогической культуры.
Сл.25
14. Можно использовать и такую форму работы, как семинары, на которых могут решаться педагогические задачи и вырабатываться общественное мнение родителей по актуальным вопросам воспитания.
Немалое место в этой системе занимают конференции родителей по обмену опытом семейного воспитания. Тематика их может быть различной. Например, "Трудовое воспитание детей в семье", "Трудно ли быть отличником", "Родительский авторитет". При подготовке необходимо изучить конкретный опыт, используя анкетирование среди родителей и детей.
15. Какие еще коллективные формы работы с родителями вы используете?
Сл. 26
- регулярные педагогические беседы;
- групповые консультации по отдельным вопросам воспитания. Проводятся плановые и неплановые, индивидуальные и групповые консультации. Темы консультаций формируются из поступающих запросов родителей.;
- педагогические диспуты;
- вечера вопросов и ответов по проблемам воспитания.
- открытые родительские дни в школе, во время которых родители могут посетить любой урок или внеклассное мероприятие;
- беседы за «круглым столом». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания и развития детей. На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами. На заседаниях круглого стола успешно используется прием работы – решение педагогических ситуаций. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
- педагогическая викторина "Кто? Как? Почему?"
16. Родительские чтения дают возможность родителям ознакомиться с педагогической литературой по определенной проблеме, высказать свое к ней отношение, подготовить родителей к восприятию тех или иных изменений, которые происходят в подростковой среде. Родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.
17. Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком. Огромно значение родительских тренингов для тех родителей. которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, но при тщательной подготовке может использоваться всеми педагогами школы. Система тренингов с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап – ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап – уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я – как родитель, я – как личность, я – как член общества, 3 этап – принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей. Тренинг является малознакомой формой работы для родителей. Но она становится наиболее выигрышной в том плане, что не навязывает какие-то догмы и правила в воспитании детей и изменении своего образа жизни, а участники приходят к этому сами. Пусть не сразу, а постепенно, но это их вывод и их решение, что гораздо важнее и результативнее. Ценно то, что опыт, полученный в ходе тренинга, участники обсуждают со своими односельчанами и обсуждение в кругу показывает на схожесть проблем, которые есть и в других семьях, а значит найти решение и заметить решаемость проблемы легче. Упражнения и задания подбираются с учетом уровня образования участников, их ближайшими целями развития и реабилитации.
18. Данные для перечисленных форм работы можем получить из анализа тестирования и анкетирования родителей.
Каждый из нас или уже родитель, или будущий родитель. И сейчас мы предлагаем вам пройти тест «Какой вы родитель?».
Инструкция: Какой вы родитель? Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому мы предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми:
№ п/п Вопросы Баллы
1. Сколько раз тебе повторять? 2
2. Посоветуй мне пожалуйста. 1
3. Не знаю, чтобы я без тебя делала. 1
4. И в кого ты только такой уродился?! 2
5. Какие у тебя замечательные друзья! 1
6. Ну на кого ты похож (а) 2
7. Я в твои годы! 2
8. Ты моя опора и помощник(ца) 1
9. Ну что за друзья у тебя? 2
10. О чем ты только думаешь?! 2
11. Какая (какой) ты у меня умница! 1
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1
13. У всех дети, как дети, а ты… 2
14. Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая). 1
Оценка результатов: Подсчитайте общее количество баллов.
Если вы набрали 5 – 7 баллов, значит живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытка перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.
19. Какие способы и приемы в работе с родителями можно использовать выше перечисленных формах работы?
Определение понятий. Берется всем известное понятие, которому следует дать "научное" определение. Например, слово "гора". Гора – это возвышенность на поверхности земли, имеющая разнообразную форму. В определении необходимо указать существенные и несущественные признаки. Они должны раскрывать сущность предмета и отличать данное понятие от других. Это своего рода разминка, а далее переходят к понятиям, которые связаны с темой родительского собрания. Определяя понятия, родители будут лучше осознавать проблему и, возможно, выделят для себя какие-то направления в работе с детьми.
20.Высказать мысль другими словами. Берется фраза, которая может быть связана с темой обсуждения. Предлагается высказать эту же мысль, но другими словами. Ни одного слова из первого предложения использовать нельзя. Например:
– Я всегда настроен благожелательно.
– Меня нельзя упрекнуть в негативном отношении.
Предложите родителям потренироваться делать замечания детям или высказывать слова одобрения не так, как они обычно делают, а используя другие слова и выражения.
Сделать наоборот. Участникам предлагается изменить какое-то качество или свойство объекта на противоположное. Можно и сам факт переиначить и пофантазировать, что получится. А затем следует перейти к формам воспитания и взаимодействия с детьми, попробовав все сделать наоборот: например, вместо того, чтобы наказывать – поощрить; вместо того, чтобы шлепнуть, – приласкать и т. д.
21.Объединить объекты в систему. Вырезать из газет различные заголовки, раздать каждой группе участников по 3–4 заголовка. Предлагается составить короткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой на родительском собрании проблемой.
Клубок вопросов. В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников. Вопросов должно быть больше, чем участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на узких полосках бумаги, которые сматывают в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем должен передать клубок дальше. И так до тех пор, пока не будут рассмотрены все вопросы.
Карусель проблем. Все участники родительского собрания делятся на группы. Общая проблема разбивается на более мелкие. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа. Получив по одному такому листу, в течение 3–5 мин каждая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению прекращается, ее участники обобщают полученные ответы и представляют их всем. Обсуждение выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Ее целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания. Например, тема родительского собрания "Как помочь ребенку учиться самостоятельно" может быть представлена такими вопросами:
Как научить ребенка быть внимательным?
В каких случаях целесообразнее выполнять задание вместе?
Как проконтролировать учебу ребенка? и др.
22. Шапка вопросов
Итак, суть «шапки вопросов» (ее, кстати, придумала А.П. Ершова) в том, что родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, кладут их в шапку, потом вытягивают - кому какая достанется. Как отвечать - совещаются по парам (хотя, напоминаем, тройки стабильнее: если вдруг коса найдет на камень, то здесь нужен третий).
Чтобы все шло гладко как по маслу, желательно соблюдать социоигровую режиссуру. Она нехитрая - давать задания маленькими шажками: «Разберите листочки. Готово? Тогда приготовьте ручки. Теперь сочините первый вопрос. Кто готов, отнесите свою записку в шапку». И так далее.
Типы вопросов - «классические». Первый тип - вопрос «формальный». Он на взаимную проверку родителями своего знания школьной жизни и порядков: когда в последний раз был диктант? Проверяют ли они, родители, сменку. Сколько?.. Где?.. Куда? И так далее.
Со вторым вопросом учителю лучше не спешить. Когда почти все родители прогуляются по классу к первой парте, чтобы положить свои записки в шапку, вот тогда можно переходить и к объяснению типологии второго вопроса. Его нужно построить на конструкции: я думаю то-то и так-то, а вы? (По любому поводу, связанному с учебой: «Я думаю, что мой сын лодырь, а вы?»).
Третий тип - я не знаю: «Я не знаю, как мне укладывать сына спать вовремя» и т.д. и т.п.
Еще раз напоминаем, если учитель все свалит в одну кучу (в одно задание): сейчас, дескать, вы возьмете, потом напишете, затем положите и тогда начнете отвечать, то в результате все будут сидеть, сложа руки. Если же продвигаться маленькими шажками, то режиссура сработает: родители потихоньку и расшевелятся и разговорятся. Главное - учителю запастись сочувствием, терпением и мужеством их не перебивать.
«Шапка вопросов» удобна тем, что родители видят, что к рупору истины может быть допущен каждый из них. Это возвышает их в собственных глазах. Вообще-то многие социоигровые заморочки могут помочь родителям как-то сплотиться, найти общий язык. И друг с другом, и с учителем. А в результате выигрывают дети!
Повышению продуктивности взаимодействия с родителями, объединению усилий родителей и детей способствует и проведение различных конкурсов, ежегодных акций, выставок совместных работ родителей и детей.
ЗДВР: В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско -проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
Использование игровых приемов на родительских собраниях, средство развития коммуникативной компетентности родителей.
23. Есть ли у нас с вами в арсенале игровые технологии, которые мы можем использовать в работе с родителями?
Конечно, игры помогают нам избежать монотонности собрания, являются прекрасной социоигровой разминкой для любой категории слушателей, служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности.
Автопортрет. Педагог предлагает родителям создать свой автопортрет и представить его всем присутствующим. Портрет можно рисовать. Родители могут выбрать несколько предметов, которые представляют их как личность, как специалистов, и с их помощью представить себя окружающим.
Кто он? Педагог предлагает описать внешность, особые приметы какого-либо человека, не называя его имени. Работа ведется в группах или в парах. Каждая группа выбирает участника, описывает его, а все остальные угадывают, кто это. Победит та группа, которая больше всех угадает представленных участников.
Стул для вопросов. Один из участников садится на стул в центре комнаты. Остальные участники задают ему вопросы по теме обсуждения. Тематика вопросов может быть шуточной. Об этом стоит заранее договориться. Сидящий на стуле должен быстро и правильно отвечать на вопросы. В качестве арбитра выступает педагог. Участнику необходимо как можно дольше продержаться на стуле. В случае задержки или неправильного ответа его место занимает тот, чей вопрос был последним.
24. «КУКЛА ЗАПРЕТОВ»
25. В наш стремительный век информационных технологий можно ли использовать ИКТ для взаимодействия родителями?
Сл.27
Современную жизнь трудно представить без информационно-коммуникативных технологий. В связи с тем, что появилась возможность общения, обмена информацией посредством интернет возникла и актуальная проблема использования ИКТ в системе образования. Традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности –
Сл.28
ограниченное количество времени у родителей для посещений родительских собраний, консультаций,
отсутствие возможности вовремя получить нужную информацию.
Использование ИКТ позволяет сделать работу с родителями более успешной.
Рассмотрим формы работы с родителями немного подробнее.
Сл.29
Сл.30
Электронная почта – технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (электронных писем) по распределенной (в том числе и глобальной) компьютерной сети.
Сл.31
Особенности электронной почты, которые позволяют педагогу использовать ее в практике, следующие:
1. позволяет пользователям обмениваться сообщениями, документами без применения бумажных носителей;
2. осуществляет связь между людьми посредством интернета быстро;
3. позволяет передавать звуковые сообщения, изображения и т. д.
При помощи электронной почты педагог может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, консультации, может контролировать своевременное выполнение домашних заданий. По электронной почте может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной работы: карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т. д. Возможность общаться через электронную почту актуальна и в том случае, если ребенок часто болеет, редко посещает образовательной учреждение.
Сл.32
Сайт – это страница или группа страниц, объединенных по смыслу, по месту расположения, имеющая единый стиль оформления. Это определенное место в сети Интернет, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира. Современный педагог может широко использовать данные возможности Интернета в повышении эффективности коррекционного процесса и сотрудничестве с родителями. На сайте может быть расположена информация: о задачах, содержании работы, о времени проведения консультаций, собраний, обучающая информация (о развитии речи, этиологии речевых нарушений, др.), списки литературы и т. д. На сайте родители могут получить ответы на вопросы, могут оставлять отзывы, комментарии.
Сл. 33
Блог
Сл.34
– разновидность сайта, публичный интернет-дневник, где автор публикует свои размышления о важных событиях, темах. Публичность блога делает материалы доступными для чтения другим людям. Блог обязательно предполагает авторство, таким образом, блог выражает конкретную позицию специалиста, указывает на его личные материалы. На площадке блога возможна непрерывная связь с родителями, к примеру, в виде обмена комментариями. Наличие даты позволяет вести записи в блоге в хронологическом порядке в виде «ленты новостей», где вверху располагаются более поздние, а внизу более ранние записи, что позволяет отразить временные события, происходящие в жизни коллектива, отдельной личности (достижения детей). Возможность размещения ссылок, фото, видео дает педагогу возможность создавать методическую копилку, консультативную гостиную для родителей и др. Все виды форм работы – коллективная, индивидуальная, наглядная возможны в блоге. Так родители могут получить информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры с детьми, нуждающимися в логопедической поддержке.
Сл.35
Подводя итог вышесказанному, отметим, что использование ресурсов Интернет становится неотъемлемой частью нашей жизни, и разумное использование ИКТ в образовательном процессе позволяет нам, педагогам, повысить качество коррекционной работы, разнообразить формы работы с семьей.
ЗДВР: Использование разнообразных форм работы даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками учителя, будет создана атмосфера взаимоуважения.
А теперь поговорим с вами о конфликтах конфликтогенах в системе «педагог – родитель». Конфликты между родителями и педагогами – серьезная проблема для системы образования и общества в целом. Проблема разрешения конфликтных ситуаций актуальна для всех участников педагогического процесса. Конфликты случаются каждый день и важно уметь конструктивно их разрешать.
Сл. 36
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Сл. 37
Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности.
Однако, конфликт может выполнять и
Сл.38
Причины конфликта различны.
Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?
Со стороны родителей это:
• с ребенком мало занимаются;
• не создают должных условий для укрепления его здоровья;
• не могут найти подход к ребенку;
• используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания) ;
• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку) ;
• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
• ограничивают свободу ребенка;
• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (ударили, поцарапали).
У педагогов тоже есть «свой список» претензий к родителям:
• неуважительно относятся к персоналу, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
• приводят детей в школу совершенно неподготовленными;
• поздно забирают детей;
• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход) ;
• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Конфликты надолго разрушают систему взаимоотношения между родителями и учителем, между учеником и учителем, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.
Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
Сл.39
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Единой стратегии в поведении учителя, воспитателя в конфликтной ситуации быть не может, т.к. все зависит от индивидуальной ситуации. А ситуации могут быть простыми и сложными.
Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу)
Сл.40
Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Типичные ошибки при разрешении конфликтов 1. Попытки разрешить конфликт без выяснения его истинных причин, т.е. без проведения диагностики. Часто попытки администрации погасить конфликт на личном уровне, добиться замирения оппонентов не приводят к положительным результатам вследствие того, что не решается базовая проблема, приведшая к конфликту. Вынужденные взаимодействовать оппоненты каждый раз вновь «спотыкаются» о базовую проблему и воспроизводят конфликт.
2. Преждевременное «замораживание» конфликта. Простое «разведение» сторон и разграничение областей их деятельности могут дать определенный положительный эффект. Но даже замена действующих субъектов при сохранении объективных причин конфликта приведет к его возобновлению уже в другом действующем составе. Преждевременное «замораживание» конфликта ¾ это остановка, не меняющая сути объективной ситуации, поэтому его ни в коей мере нельзя принимать за разрешение конфликта. Преждевременное «замораживание» чревато возобновлением конфликта в еще более острой форме. Имеет смысл лишь «замораживание», проводимое после содержательного разрешения конфликта и подписания соответствующего договора между сторонами.
3. Неверно определены предмет конфликта и оппоненты. Даже если проведена диагностика компонентов конфликта, нельзя исключить вероятность ошибки в определении предмета конфликта и его реальных оппонентов. Иногда активно выступающие оппоненты на самом деле не являются самостоятельными игроками и действуют по наводке реальных оппонентов, предпочитающих по тем или иным причинам находиться в «тени». Для того чтобы избежать такой ошибки, диагностику следует проводить по максимально развернутой схеме, в которой главным вопросом, требующим ответа, является вопрос: кому это выгодно?
4. Запаздывание с принятием мер. Даже если конфликт был задан объективными причинами, он имеет тенденцию к распространению на межличностные отношения. Если по этому показателю конфликт перешел в хроническую форму, то и эффективных организационных решений бывает недостаточно для его разрешения. Оппоненты еще долгое время в той или иной степени продолжают испытывать личную неприязнь друг к другу.
5. Некомплексность, односторонность мер ¾ силовых или дипломатических. Опыт показывает, что наиболее эффективно сочетание разнообразных мер разрешения конфликта, которое позволяет актуализировать разноуровневые мотивы оппонирующих сторон,
6. Неудачный выбор посредника. Выбор посредника, ведущего переговоры с обеими сторонами, не может быть случайным. Посредник должен быть равноудален от оппонентов и одновременно равноприближен к ним. Лучше всего, если какой-либо частью своей биографии он соприкасается с обеими сторонами и может считаться своим каждой из сторон. Если положение посредника асимметрично относительно оппонентов, это снижает доверие к нему у одной из сторон.
7. Попытки посредника разыграть свою собственную «карту». Оппоненты должны быть уверены в том, что помыслы посредника направлены исключительно на разрешение конфликта. Если он даст повод даже отчасти усомниться в своей мотивации, переговоры по урегулированию конфликта могут немедленно зайти в тупик.
8. Пассивность оппонентов. Оппоненты не достигнут желаемого компромисса, если в его поисках будут ограничивать свою активность. Некоторые конфликтологи считают, что более активную позицию должна занимать сторона, находящаяся в менее выгодной ситуации. Наверное, правильнее будет сказать, что активными должны быть обе стороны. При этом потери от бескомпромиссной позиции в стратегическом плане не могут быть выгодны ни одной из сторон. В очевидно конфликтной ситуации нельзя отсидеться, переждать. Раньше или позже инцидент может привести к еще более драматическим потерям для обеих сторон.
9. Отсутствие работы с эмоциями и напряженностью. Конфликту всегда сопутствуют большая напряженность и эмоциональные переживания. Эти явления, как правило, существенно меняют и восприятие, и деятельность сторон. Очень опасно, если эмоции возьмут верх над разумом. Так может произойти, если переговоры по содержанию конфликта не сопровождаются психологической работой по снижению уровня напряженности и эмоционального фона. При этом в отличие от переговоров, в которых участвуют три стороны ¾ те и другие оппоненты и посредник ¾ в психологической стадии переговоров посредник работает раздельно с каждой из сторон.
10. Отсутствие работы со стереотипами. Эмоциональные перегрузки могут приводить к активизации стереотипного восприятия, упрощающего картину мира и социальных отношений. Иногда проявляется так называемый эффект «туннельного» видения, при котором из поля зрения оппонентов выпадают целые области реальности, видимое лишается оттенков, становится черно-белым. Необходимо использование техники расширения поля сознания, смены точек зрения, рефлексивного понимания ситуации, например с позиции противоположной стороны.
11. Генерализация конфликта (не было мер по его ограничению, локализации). Естественное стремление конфликтующих сторон состоит в усилении своих позиций. Одно из направлений такого усиления ¾ привлечение на свою сторону сильных сторонников. Если этого не остановить, может произойти качественное расширение зоны конфликта, в него будут вовлекаться все новые оппоненты. Поэтому одной из первых должна стать договоренность об ограничении зоны конфликта и числа оппонентов.
Сл. 41,42
Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стират»ь с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
Сл. 43
Семья и школа – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Все это будет возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уйдут непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и школы редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. И самое главное: родители должны быть уверены, что педагогический коллектив всегда открыт к контактам, к сотрудничеству, к решению проблем.