Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Формирование эмоциональной сферы как фактор ресоциализации учащихся вечерней школы"»
Педагогический совет
Чувствам нельзя приказать,
но их можно выманить.
К. Станиславский
Тема: Формирование эмоциональной сферы как фактор ресоциализации учащихся вечерней школы пенитенциарного учреждения
Цель: способствовать формированию образовательного пространства, главной ценностью которого является развитие эмоциональной сферы обучающегося в различных формах учебной деятельности и различных ситуациях социального взаимодействия.
Задачи:
Изучить теоретический материал по данной проблеме.
Выявить особенности эмоциональной сферы учащихся с деликвентным поведением.
Сформировать комплекс приемов и методов по развитию эмоциональной сферы.
Форма педсовета: педсовет – практикум
План проведения:
Пролог к педсовету: построение «Дерева настроения».
Доклад «Развитие эмоциональной сферы.
Практикум «Создание ситуации успеха».
Приемы и методы развития эмоциональной сферы через предметное содержание.
Эпилог
Ход педагогического совета
Вступительное слово
Пролог. В психологии есть утверждение «Лицо – зеркало отношений». С каким настроением мы пришли, что изменилось в настроении, когда педсовет закончился? Как и почему меняется эмоциональный фон наших мероприятий? Это имеет прямое отношение и к эмоциональной культуре педагога и к эмоциональной атмосфере школы. Другими словами, «Дерево настроения» это один из многочисленных приемов педагогической рефлексии, который мы сегодня осуществим.
Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для учащегося в учебной деятельности. За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что она предназначена для учащегося. Но ведь современное образование должно иметь двусторонний характер. Так, создавая ситуацию успеха для учащегося, наступит такой момент, когда учащиеся будут стараться создать ситуацию успеха для своего педагога.
Сегодня мы будем говорить о необходимости создания положительной эмоциональной атмосферы учителем на уроке, именно она способствует созданию ситуации успеха на уроке, а успех в учении – один из источников внутренних сил учащегося, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Доклад «Развитие эмоциональной сферы учащихся» (Ветрова И.А.)
План доклада:
Теория вопроса (чувства, виды чувств, сферы чувств; эмоции, классификация эмоций; тревожность).
Характеристика эмоциональной сферы учащихся (эмоционально – личностная дезадаптация).
Цели, условия, стратегии формирования эмоциональной сферы.
Доклад
«Сущность эмоциональной сферы и педагогические средства ее развития».
Введение.
Со времен Платона психическая жизнь человека делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля, чувства, эмоции.
В 1916 году П.П. Блонский писал о том, что в основе поведения человека лежит эмоциональная сфера, что основной задачей учителя является развитие эмоционально – чувственной сферы и сферы эстетических переживаний. Именно через эмоциональную сферу мы имеем возможность оказывать активное воздействие на все сферы личности осужденных.
На минимальном уровне позволяет восстановить формы и способы учебного поведения, учебные навыки и позитивную мотивацию к учебной деятельности, обеспечивает начальный успех.
Теория вопроса
Чувства - устойчивое психическое состояние, которое имеет четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким – либо объектам (реальным или воображаемым)
Возникает при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.
Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно. Например, человек не может переживать чувство любви, если у него нет объекта привязанности: Бог, Родина, дитя, стихи.
Чувства многообразны и в зависимости от направленности, они делятся на:
Моральные (переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу; переживания, связанные с выполнением или нарушением моральных норм):
виды чувства:
любви
ненависти, презрения
долга
стыда
вины
сострадания
эмпатии
Интеллектуальные( переживания, связанные с познавательной деятельностью):
виды чувств:
любознательность
удивление
сомнение
юмор
ирония
уверенность
Эстетические (переживания, возникающие при восприятии или создании человеком прекрасного, безобразного, трагического, комического.
виды чувств:
наслаждение
удовольствие
восторг
Чувства могут быть очень устойчивыми и длительными, «длиною во всю жизнь».
С.Л. Рубинштейн считал, что можно выделить три сферы чувств:
1. Аффективно – эмоциональная чувствительность – элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные преимущественно с удовлетворением органических потребностей
2.Предметные чувства – связаны с обладанием определенными предметами и занятиями.
3. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношением человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Эмоции – реакции человека на внешние и внутренние раздражители, имеющие ярко выраженную субъективную окраску. В узком смысле под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Они носят ситуативный характер и выражают оценку ситуации. Эмоциональное состояние могут понижать или повышать жизнедеятельность человека. Первые астеническими, вторые стеническими.
Классификация эмоций:
Страсти- сплав эмоций, чувств, мотивов, сконцентрированных вокруг предметов или определенного вида деятельности.
Аффект – эмоциональное состояние взрывного характера, бурно протекающее, характеризуется изменением сознания.
Настроение – устойчивое эмоциональное состояние, отражающее все поведение человека. Через настроение человек как бы отражает свое отношение к действительности. Основным источником настроения являются удовлетворенность или неудовлетворенность тем, как складываются отношения с окружающими. Длительное плохое настроение – показатель неблагополучия. Настроение зависит от здоровья, состояния нервной системы и желез внутренней секреции.
Фрустрация – с лат. Переводится как обман, тщетное ожидания. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами. Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности (оскорбление, физические нападки, уход, молчание).
II. Характеристика эмоциональной сферы учащихся – осужденных.
В состав эмоциональной сферы мы включаем не только эмоции и чувства, но самооценку и тревожность.
В педагогических целях важно знать о тревожности. Это отрицательные переживания по поводу ожидаемых событий.
Признаки тревожности:
Учащиеся легко раздражаются и расстраиваются по пустякам.
Не уверены в себе, теряются в ответственный момент.
Смущает необходимость выбора.
Если к тревожности добавляется интеллектуальное неблагополучие, то в таком случае есть все признаки синдрома не успешности.
Задача учителя по внешним экспрессивным проявлениям подмечать, понимать и читать переживания осужденных; это одно из многих слагаемых успеха в педагогической деятельности. Другим очень важным моментом является управление учителя своими эмоциями и чувствами, соответствующие ситуации их внешнее выражение. Через умение читать эмоции и чувства, управлять ими осуществляется контакт с эмоциональной сферой учащихся, формируется их положительное отношение к учебному труду.
В профессиональной деятельности мы ежедневно сталкиваемся с эмоционально – личностной дезадаптацией. Она проявляется в форме депрессии, в ухудшении концентрации внимания, в снижении функции памяти, затрудненности речи, страхи перед вопросами учителя, то есть познавательные процессы заблокированы отрицательными эмоциями. В отношении с учителем дезадаптированный ученик проявляет повышенную раздражительность, грубость и угрюмую отстраненность.
Развитие эмоциональной сферы
Формирование эмоциональной сферы учитывает следующие факторы:
Экзистенциальное проблематика ученика, как взрослого человека
Психофизиологические особенности и пола.
Содержание предшествующего социокультурного опыта.
Сложившиеся стереотипы обучения и общения.
Статус
Педагогические средства развития эмоциональной сферы включают в себя:
Постановка реально достигаемых целей
Создание проблемных ситуаций и проблемных задач.
Организация познавательных игр и творческих заданий.
Создание ситуаций успехаа
Позитивное внушение, активизация чувства юмора.
Как считал Рубенштейн суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, то есть суметь отнестись к чему то волнующему, как к мало значащему и не достойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности. По своей функциональной значимости смех там могущественен, что Фрай назвал его «стационарным бегом трусцой»
В психолого – педагогической литературе предлагаются следующие стратегии формирования эмоциональной сферы:
Сознательное создание у учащихся положительных эмоций. Станиславский писал: «чувствам нельзя приказать, но их можно выманить»
Освоение навыков психологической защиты от лжи, грубости, хамства: «всему приятному радуюсь, а неприятности стремлюсь осмыслить, чтобы избавиться от них».
Воспитание самообладания, оно помогает человеку управлять самим собой, собственным поведением.
Педагогическая аксиома – эмоции и чувства передаются не методами и приемами, а человеком, его способностью выражать эмоции, заряжать ими других, откликаться на эмоции другого, сочувствовать, сопереживать.
Практикум «Создание ситуации успеха» (Зайцева С.М.)
Задача: наполнить паруса положительными эмоциями (на доске нарисован корабль с парусами из цветной бумаги, на обороте которых напечатаны 6 ситуаций успеха, учителя выбирают понравившийся цвет и наполняют конкретным содержанием свой парус).
Ситуации:
Снятие стресса.
Авансирование успешного результата.
Скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности.
Персональная исключительность.
Педагогическое внушение.
Высокая оценка детали.
Приемы и методы развития эмоциональной сферы через предметное содержание. (Зайцева С.М, Сосновская Н.В.)
Сосновская Н.В. «Лечение с помощью искусства»
Учащихся, требующих особого внимания с нарушениями в личностной сфере, в нашей школе с каждым годом становится все больше и больше.
Поэтому на уроках изобразительного искусства я использую приемы арт-терапии - лечение с помощью искусства. Наиболее распространенным видом арт-терапии является рисование. Ведь рисование не просто способствует развитию ученика и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь и мышление, но и определяет духовное становление и психологическое развитие личности.
Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется одним из важнейших преимуществ арт-терапевтического метода в работе с ребятами, ведь рисование – это один из доступных и приятных способов снятия эмоционального напряжения.
Например: приходит на урок ученик озлобленный, отказывается работать на уроке, намеренно провоцирует всех на конфликт. Тут, конечно, необходимы психофизиологические знания пенитенциарной системы. В данной ситуации я предлагаю следующие варианты работы:
выплеснуть все свои отрицательные эмоции на листочке кляксами, каракулями, почеркушками, смешиванием и разбрызгиванием красок на бумаге или нарисовать все плохое, а затем порвать лист или выбросить его в ведро, чтобы все плохое осталось только на бумаге;
работа с пластилином (сжимание, разглаживание, формообразование, сплющивание).
Часто учащемуся не нравятся его рисунки или он вообще отказывается рисовать, поясняя, что плохо рисовать не хочется, а хорошо не получается. В этом случае первое, что нужно сделать – это убедить ученика, что все получится. Затем я предлагаю заняться таким видом искусства, где не нужно уметь рисовать, например, узелковым батиком. После создания изделия своими руками (носовой платок), да еще такими яркими, радужными красками ученика охватывает взрыв положительных эмоций. После этого у него постепенно исчезают страхи, заняться более сложным методом – гутта.
Арт-терапия помогает ученику посредством рисования, прослушиванием музыки, просмотром видеосюжетов с танцами, пейзажами, экскурсиями по выставочным залам различных музеев формировать эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.
Например:
при изучении темы «Рисование фигуры человека» вместе с учениками мы отправляемся на заочную экскурсию по выставочным залам Эрмитажа. Любуясь красотой полотен знаменитых художников, учащиеся получают положительные эмоции, которые способствуют созданию ярких зрительных образов Затем каждый пытается изобразить образ своего идеала красоты;
после просмотра видеоклипа «Песня о Земле» с участием Майкла Джексона, где создана ситуация разрухи, горя, гибели, смерти, в протест уничтожению всего живого на земле, ученики как можно реалистичнее рисуют пейзаж, отражающий мир, счастье, спокойствие человека.
Существует очень много способов работы с бумагой. Некоторые из них мы используем для создания творческих работ, например, оригами.
И совершенно неслучайным является появление нового термина в арт-терапевтической практике - «образ жизни оригами», потому что именно занятия оригами улучшают качество жизни ученика, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между учителем и учеником, а также оказывают позитивное влияние на социальную реабилитацию наркоманов, алкоголиков и заключенных.
Помимо оригами мы используем и другие способы работы бумагой, например художественную филигрань, плоскую аппликацию, а затем и объемную. В результате по желанию ребят сформировалась группа из трех человек, руками которых была создана большая композиция - проект «Яблоневый цвет» (передача чувств весны, счастья, радости).
. Занимаясь с замкнутыми, эмоционально тревожными учениками ястараюсь использовать материалы и художественные техники, позволяющие работать на больших форматах бумаги (оформление зала к праздникам), рисование на доске при этом целесообразно применять кисти больших размеров, валики, что задействует максимальное количество групп мышц тела.
Работа гуашью, акварельными красками способствует снижению эмоциональной напряженности, осознанию своих чувств, переживаний, управлению своими чувствами.
Такие замечательные художники - пейзажисты, как Саврасов, Левитан, Поленов считали, что природу нельзя просто рисовать, нельзя просто любоваться ей. Природу нужно чувствовать всеми клеточками своего тела. Большое значение на уроках изобразительного искусства придается «прочувствованию» природы. Примером может служить творческий проект, выполненный Михаилом Ситдиковым. Заказ поступил от Ветровой И.А. – оформить актовый зал так, чтобы ученик чувствовал себя комфортно и получал положительные эмоции. Поскольку здесь проходят не только уроки Ирины Алексеевны, но и различные лекции и мероприятия поступило предложение украсить стены родными пейзажами. Самое интересное было то, что эти положительные эмоции получал не только Миша Ситдиков, но и все ребята. Им хотелось потрогать березку, понюхать цветы, погулять на поляне (курирование заказчика). Эмоциональное переживание, вызываемое природой, просторами русских полей и лугов, белизной берез, запахом полевых цветов, является одним из необходимых условий успеха как в изобразительной, так и в педагогической деятельности.
Наряду с общепризнанными техниками (серийное рисование, спонтанные рисунки и др.), мы используем нетрадиционные художественные техники рисования (рисование нитками, с помощью соли, методом напыления, оттиск, монотипия, кляксография, декупаж и др.).
Работа в нетрадиционных техниках стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования, способствует развитию не только познавательной деятельности, но и помогает создать у учеников атмосферу личностной безопасности.
Как практик могу утверждать, что если ученик получил удовольствие от урока ИЗО, то это залог того, что в одном случае рисование может стать для него любимым занятием, а в другом окажет влияние на социальную реабилитацию.
В заключении хочу сказать, что учителю необходимо не только опираться на особенности каждого ученика, но и использовать все доступные средства для его коррекции и адаптации в социуме, арт-терапевтический метод может стать вспомогательным методом в образовательном процессе. Я твердо уверена, что сегодня особенно воспитанникам пенитенциарной системы нужны уроки, приближенные к жизни, пронизанные знанием жизненных реалий, социальных проблем, основанных на опыте самостоятельной практической, исследовательской, творческой деятельности.
Арт-терапия обладает диагностическими возможностями, но не является методом диагностики. Следует осознавать, что постоянно использовать в полном объеме данную технологию на уроках изобразительного искусства не получится. Это все же деликатный, гуманный способ наблюдать за учеником, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы. Но если каждый педагог ответственно отнесется к вопросу психоэмоционального состояния каждого ученика, мы сможем уберечь школьников от необдума.
Зайцева С.М. Развитие эмоций на уроках физики средствами литературных произведений
Педагогически правильное общение вызывает всплеск эмоций. Какую же роль играют эмоции в учебе?
Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоция возникает из-за неожиданности события, к которому мы не успели подготовиться – не могли собрать всю информацию, необходимую для адекватной реакции. Высказывание, действие учителя, неожиданное для ученика, неожиданный резкий звук, непредвиденное начало урока, интересная вставка рассказ ... Все это случаи, способные вызвать активацию организма и мобилизовать все способности для быстрого приема дальнейшей информации, что позволит реагировать наилучшим образом.
В науке, как и в искусстве, существует понятие красоты: истинное знание обладает эстетической ценностью. Еще древние ученые пришли выводу, что некрасивое уравнение неверно. Согласно психологическим исследованиям творческая деятельность человека связана с эмоциями: повышая эмоциональность восприятия, можно стимулировать творческую активность личности. Многие видные ученые и деятели искусства совмещали свои занятия и наукой, и искусством, считали искусство “необходимой для самой научной деятельности гимнастикой ума”. Поэтому использование на уроках литературных фрагментов, музыки, копий произведений искусства просто необходимо.
Некоторые литературные тексты могут служить в качестве условий для различных физических задач: качественных, количественных, оценочных, графических, экспериментальных. Часто литературный фрагмент содержит описание не одного, а нескольких физических явлений.
План выступления
Качественные и расчетные задачи по физике на основе литературных текстов.
Творчество писателей как основа научных фактов.
Сказочные герои в задачах.
Метод открытых задач.
Юмор на уроке «Физики тоже шутят».
Пример 1. Отрывок из повести А.П. Чехова “Степь”
Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но до дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и… опять нырнул… опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх.
Вопросы:
Как называется линия – траектория полета Егорушки в воздухе?
Напишите ее уравнение.
О какой силе идет речь в этом отрывке?
Почему Егорушка вторично погрузился в воду?
Большое значение для развития мышления учащихся имеют задачи, в которых требуется оценить значение той или иной физической величины. Их тоже можно составить на основе литературного текста. Для решения задачи надо понять, какое происходит физическое явление, задать (или выбрать) необходимые величины и их числовые значения и получить числовой ответ, соответствующий реальности.
Что же касается дидактических целей использования фрагментов из литературных произведений, то они могут быть разными: формулировка темы и задачи урока, “оживление” объяснения нового материала, повторение и закрепление знаний с привлечением новых сведений, проверка усвоения учебного материала и др.
Пример 2.. Фрагмент из поэмы Н.А. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
“Взял бы я вас – да потопите лодку!”
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…
Оцените, при каком минимальном объеме бревна зайцы могли на нем плыть. Значение необходимых величин задайте сами.
Пример 3. Закон Архимеда.
К.Г. Паустовский, эпизод из повести "Кара-Бугаз".
…Наш кок отпросился искупаться, но залив его не принял. Он высоко выкидывал его ноги, и при всем тщании, кок погрузиться в воду не смог. Это повеселило команду и улучшило несколько ее дурное расположение. Кок к вечеру покрылся язвами и утверждал, что вода залива являет собой разбавленную царскую водку, иначе -- серную кислоту…
Почему кок не смог искупаться в заливе Кара-Бугаз?
Пример 4. В отрывке из романа В.Д. Иванова "Русь изначальная" рассказывается, как воин-разведчик Ратибор собирается перейти на другой берег реки. Для этого он взял длинную толстую тростинку, …чтобы дышать под водой. Ноздри и уши пловец заткнул желтым воском… придерживая тростинку за конец губами, он скрылся под водой и обеими руками поднял камень величиной с коровью голову. Обвязав груз тонкой веревкой, Ратибор устроил петлю для руки…
Зачем Ратибор одел кольчугу и еще взял камень?
Вывод: Во все виновата выталкивающая сила – сила Архимеда.
Пример 5. Фрагмент из книги Ефима Ефимовского "След колесницы".
Сиракузы. III век до нашей эры.
Автор: Жил в Сиракузах мудрец Архимед,
Был другом царя Гиерона,
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались -- корона!
Захотелось Гиерону
Сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много --
Сколько нужно -- в самый раз.
Ювелиру на заказ.
И т.д.
Пример 6. Стихотворение И. Г. Эренбурга “Дождь в Нагасаки”
Проблема эмоциональности обучения становиться особенно актуальной в условиях компьютеризации. Эмоции – важнейшая характеристика человеческой личности. Они играют роль регуляторов человеческого поведения, выражают сущность человеческих чувств и переживаний, определяют нравственные качества человека, его отношение к действительности и, в конечном счете, его мировоззрение. И очень важно формирование у учащегося эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу в процессе обучения. (Во время чтения стихотворения демонстрируются фото ядерного взрыва)
Дождь в Нагасаки бродит, разбужен, рассержен, Куклу слепую девочка в ужасе держит. Дождь этот лишний, деревья ему не рады, Вишня в цвету, цветы уже начали падать, Дождь этот с пеплом, в нём тихой смерти заправка. Кукла ослепла, ослепнет девочка завтра, Будет отравой доска для детского гроба, Будет приправой тоска и долгая злоба, Злоба – как дождь, нельзя от неё укрыться, Рыбы сходят с ума, наземь падают птицы. Голуби скоро начнут, как вороны каркать,
Будут кусаться, и выть молчальники-карпы, Будут врезаться в людей цветы полевые. Воздух вопьётся в грудь, сердце высосет, выест. Злобу не в силах терпеть, как дождь, Нагасаки. Мы не дадим умереть тебе, Нагасаки! Дети в далёких, в зелёных и тихих скверах, – Здесь не о вере, не с верой, не против веры, Здесь о другом – о простой человеческой жизни. Дождь перейдёт, на вишни он больше не брызнет.
Пример 7.
Сценка 1. В доме аптекаря Кларка
/Аптекарь Кларк/ /Жена аптекаря Луиза/
Кларк: Луиза! Вчера мой племянник Исаак опять обыграл меня в шашки...
Луиза: Не только тебя, но и наших сыновей, и меня, и всех в школе: и учеников и учителей!
Кларк: И никому не проиграл?
Луиза: Никому...
Кларк: Странно... Никогда не думал, что из него выйдет толк. Ты вспомни. Ведь в начале он был в школе на предпоследнем месте по успеваемости,
Луиза: Зато спокойный, не как наши шалопаи: на улице не бегал, не дрался, по крышам не лазил, не хулиганил. Сидит, мастерит всякие игрушки-безделушки.
И т.д.
Сценка 2. /Большая чума/
/Кэтрин/ /Джейн//Сэм - слуга/
Кэтрин: Хэлло! Джейн! Хэлло, Сэм! Давненько Вас не видела. Что новенького у Вас в имении?
Сэм: Кэтрин. Я тебя полгода не видел!...
Джейн: Новостей хоть отбавляй! Но главная та, что наш молодой хозяин вернулся и живет сейчас дома.
И т.д.
Тед: Боже мой, боже мой! Джейн! Сэм! Надо срочно бежать за доктором, пока не случилось чего-нибудь ужасного!
Сэм: Что случилось?
Джейн: Кто умирает?
Кэтрин: С кем беда?
Тед: Наш хозяин... Он... сошел с ума.
Кэтрин: Да говори ты толком, что случилось?
Тед: Он сидел под яблоней И вдруг ему на голову падает яблоко. Другой бы его просто съел... А он!
Сэм, Кэтрин, Джейн: Что он?
Тед: Он стал его гладить и разговаривать с ним. Сейчас он ходит с яблоком и что-то бормочет.
Кэтрин: Вот он...
/Входит Ньютон/
Ньютон: Почему ты, милое яблочко, упало именно в тот момент, когда моя голова оказалась под тобой? Разве моя голова притянула тебя, как магнит притягивает гвоздь. А может это не только моя голова притянула тебя, а что-нибудь еще, например, наша Земля? Или все тела окружающие нас, притягиваются друг к другу? Хорошая идея.... Надо подумать о взаимном притяжении всех тел в природе.... Только бы никто не помешал....
/Уходит./
И т.д.
Сэм, Кэтрин: А ты что заметила?
Джейн: На той неделе я стирала белье на берегу реки и два часа наблюдала, как наш хозяин прыгал из лодки на берег. Он старался прыгнуть так, чтобы лодка стояла на воде на одном месте после его прыжка. Ну и злился же он. Потом со злости пнул лодку, и она отплыла от берега. Другой схватился бы за ушибленную ногу, а этот умник за перо и бумагу. А с каким самодовольным видом он произнес: “Тела действуют друг на друга с силами, равными по величине, но противоположными по направлению”.
И т.д.
В апреле 1695 года, когда Ньютон был смотрителем лондонского монетного двора, необыкновенный гость из Росси трижды приезжал туда, чтобы познакомиться с техникой чеканки монет (пресс для чеканки монет был изготовлен Ньютоном). Окружающие называли его “десятником”, но относились с большим уважением. И, наверное, они встретились там, в деревне Тауэре - царь Петр и Исаак Ньютон,
Ньютон умер 31 марта 1727 года в Кенсингтоне, под Лондоном. Каменная болезнь почек жестоко мучила его, но здесь как будто утихла, он смеялся, беседовал с врачом, читал газеты. А ночью тихо умер. Угас.
Пример 8. Открытие закона всемирного тяготения.
“Так человека яблоко сгубило,
Но яблоко его и спасло, -
Ведь Ньютона открытие разбило
Неведения мучительное зло.
Дорогу к новым звёздам проложило
И новый выход страждущим дало.
Уж скоро мы, природы властелины,
И на Луну пошлём свои машины”.
О каком открытии И. Ньютона идёт речь в строках Байрона “Дон Жуан”?
Пример 9: Задачи с шутливым содержанием.
Чему равно трение покоя Репки в грядке, если Дедка может тянуть ее с силой 200 Н, а усилие каждого последующего персонажа вдвое меньше, чем у предыдущего?
Реактивный двигатель в ступе Бабы Яги развивает силу тяги в 5 кН. Какое ускорение в вертикальном направлении может получить Баба Яга, если ее масса вместе со ступой 250 кг?
Хоккейная шайба имеет массу 0,16 кг и коэффициент трения о лед 0,02. Какой перевес в количестве игроков должна получить одна команда над другой, чтобы сдвинуть шайбу в сторону ворот соперника на чемпионате мира по хоккею среди муравьев? Один муравей может толкать шайбу силой 10-5Н.
Чебурашка и Крокодил Гена скатываются на санках с длинной горки под углом 30о к горизонту. До какой скорости они могут разогнаться, если их масса вместе с санями 100 кг, а коэффициент трения полозьев о снег 0,02. Сопротивление воздуха возрастает по закону F=kv2.
когда Чебурашка в шапке k = 1
когда Чебурашка растопыривает уши k = 3
Пример 10. Метод открытых задач
Необходимо просверлить аккуратное круглое отверстие в резиновой трубке. Если сверлить сверлом, трубка сплющится и отверстие получится не круглым, если прожигать - края будут обгорелые. Как быть?
Основание древнеегипетской пирамиды – строго горизонтальная поверхность. Как удавалось египтянам, не имеющим современной техники, добиваться такой горизонтали?
Известен способ подъема кораблей путем вкачивания воздуха внутрь трюма, но он требует герметизации всех мелких щелей, что затруднительно сделать под водой. Как использовать этот способ подъема, но обойтись без герметизации?
Древнегреческий герой Персей должен был убить медузу Горгону, не глядя на нее, - иначе бы он окаменел. Как Персей решил эту задачу - известно из мифа (он сражался с медузой, глядя на ее отражение в медном щите). Усложним задачу: можно окаменеть не только от взгляда медузы, но и ее страшного вида – тогда и зеркало не спасет. Как быть? Противоречие: Медузу надо увидеть, чтобы убить, и нельзя увидеть, чтобы не окаменеть от страха.
Пример 11. Обычно физику все видят строгой, официальной, последовательной, состоящей из лабораторных работ, формул, законов, следствий. Но есть в ней и то, что делает физику привлекательнее, человечнее, что оживляет её. Творцы физической науки оставили нам не только открытия и законы, но и богатейший юмористический материал: шутки, розыгрыши, смешные истории.
Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указаниями к их применению. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Рентген был человеком с юмором и ответил на письмо так: “К сожалению, в настоящее время у меня нет Х - лучей, и пересылка их дело сложное. Считаю, что поступить можно проще: пришлите мне Вашу грудную клетку”.
“Тепло всё расширяет, а холод сокращает. Поэтому летом дни длиннее, а зимой они короче”. (Профессор В. Вернадский)
Епископ воскликнул, обращаясь к Гей-Люссаку, крупнейшему французскому физику и химику, ослепшему во время опытов на один глаз: “Не понимаю, какой вы теперь учёный! Что можно увидеть одним глазом?!” – “Побольше вашего, - ответил Гей-Люссак, - вот, например, я вижу у вас два глаза, а вы у меня – один!”
Лирические стихи физика
Как одинокий электрон
Вокруг протона водорода,
Тяжёлым чувством удручён,
Вокруг неё хожу полгода.
Нет, знаю холодность её
Меня заставит возмутиться:
Не человек я для неё –
Элементарная частица.
Привязан как магнитным полем,
При виде милой всякий раз
Я в полной у неё неволе.
Хоть абсолютный ноль своей
Гордынею лишить терпенья,
А всё же что-то тянет к ней
Как по закону тяготенья.
Надеюсь только на Эйнштейна,
На относительности суть,
Вдруг переменит отношенье
Ко мне она, когда-нибудь
Опыт развития эмоциональной сферы на уроках физики хочется подкрепить словами А.С. Макаренко, который иногда увольнял воспитателей с формулировкой: “Постоянно разводит в колонии грусть”.
Педагогическому коллективу продолжать совершенствовать формы и качество работы по развитию эмоциональной сферы на уроках и во внеурочной деятельности.
Считать создание ситуации успеха для каждого обучающегося одним из важнейших факторов и необходимых условий формирования познавательных компетенций.
Педагогам школы учитывать возможные риски неуспешности обучающихся при организации познавательной деятельности учащихся и в различных формах педагогического взаимодействия.
Руководителю методического объединения по материалам педсовета создать памятку-каталог приемов создания ситуации успеха и обеспечить ее доступность для всего педагогического коллектива.